География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 03. Воды Мирового океана
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению свойств вод Мирового океана.
- В ходе урока школьники познакомятся со свойствами воды Океана.
- Узнают почему вода солёная.
- Как меняется температура воды с глубиной.
- Как движется вода в Океане.
Солёность – количество веществ в граммах, растворённых в 1 литре воды, намеряемое в промилле (‰).
Промилле (‰) – одна тысячная доля числа, 1/10 процента.
Прозрачность воды – отношение интенсивности света, прошедшего через слой воды, к интенсивности света, входящего в воду.
Цунами – длинные и высокие волны, появляющиеся в морях и океанах при сильном подводном землетрясении или извержении вулкана.
Течения – горизонтальное перемещение водных масс в океанах и морях в виде огромных потоков, движущихся постоянно в определённом направлении.
Приливы и отливы – периодические колебания уровня воды в океанах в морях, как результат влияния сил притяжения Луны и Солнца на Землю.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
- Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прогуливаясь по берегу моря, вы часто наблюдали движение водной глади. Мировой океан находится в постоянном движении. Вы обращали внимание на прибой, на приливы и отливы. А некоторые из вас могли стать свидетелями настоящего шторма. В чем причина возникновения этих явлений? А почему вода в Океане солёная и везде ли эта солёность одинаковая? Тема нашего урока: «Воды Мирового океана».
Основными свойствами воды Мирового океана являются: солёность, температура, прозрачность. В зависимости от того, где сформировались воды эти свойства будут различаться. В водах Мирового океана содержится во много раз больше растворённых веществ, чем в пресной воде. Солёность в поверхностных океанических водах меняется в зависимости от внешних условий. По мере приближения к полюсам температура поверхностных океанических вод понижается. На глубине она постоянно низкая в пределах плюс четырёх градусов по Цельсию. Волны, океанические течения, цунами, приливы и отливы – это виды движения воды в Океане. Они происходят под действием внешних и внутренних сил Земли. Главной причиной образования многих течений является ветер.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Заполните пропуски в тексте.
Причиной образования ряби и штормовых волн является ветер. Чем ________ ветер, тем выше волна и больше её _________.
Правильный вариант ответа:
Причиной образования ряби и штормовых волн является ветер. Чем сильнее ветер, тем выше волна и больше её скорость.
Задание 2. Подчеркните в списке название самого известного тёплого поверхностного течения в Атлантическом океане. Понижение температуры воды в котором может сказаться на изменении климата.
Источник
План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka1.docx | 30.53 КБ |
tetrad_k_uroku_1.doc | 369 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
План-конспект урока географии
на тему: « Воды Мирового океана»
-Сформировать представление о Мировом океане, изучить важнейшие свойства вод Мирового океана
— Сформировать представление о солености вод океанов и температуре поверхностных вод
-Установить причины различий солености и температуры в разных частях Мирового океана
-Развивать грамотное владение речью и пространственное мышление.
— Продолжить формирование умений работать с картой
— Продолжить формирование умения сравнивать (сравнение солености и температуры поверхностных вод в различных частях Мирового океана)
— Формировать умение делать выводы (установить причины различной солености вод океанов, температурных характеристик)
— Воспитывать потребность получения знаний на основе собственных выводов
Тип урока : Урок усвоения нового материала
Методы: Исследовательский,репродуктивный, частично-поисковый.
Технологии: блочно – модульные , работа в малых группах , игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания , структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» , «Микс – Фриз – Груп» , « Билетик на выход» )
1. Учебно — материальные : Учебник «География материков и океанов. 7 класс. /И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев, М.: Дрофа, 2009г.
Атлас по географии для 7 класса – М.: Дрофа 2013 г.,
Рабочий модуль к уроку географии в 7 классе на тему: «Воды Мирового океана», мультимедийная презентация MS PowerPoint , компьютер, видеофильм.
2. Дидактико-методические (дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);
3. Используемая методическая литература:
1.Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.- М.: «ВАКО»,2005. География. 6-8 классы.
2.Уроки с использованием блочно – модульной технологии. / Сост. Н.В. Болотникова – Волгоград: Учитель, 2005.
3. Заир-Бек С.И,. Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Введение в тему урока
- Изучение нового материала
- Закрепление. Практическая работа.
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера. Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).
Учитель: Гидросфера это — …(водная оболочка Земли)
Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? (слайд 2)
III. Введение в тему урока
Учитель : Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? (слайд 3)
Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.
Площадь суши значительно меньше чем океана.
Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)
Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД» просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»
IV. Изучение нового материала
Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана
Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).
Учитель: Мы на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.
Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22. (Слайд 8).
Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).
90˚ с. ш. (ответ – 17˚C)
60˚ с. ш. (ответ + 4,8˚C)
30˚ с. ш. (ответ + 21˚C)
0˚ ш . (ответ + 27˚C)
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты
Учитель: — При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).
Учитель: — В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)
Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной. (слайд 10,11,12)
Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)
Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом принципе могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами. В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии, способны производить электроэнергию — 24 часа в сутки, 365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт. (слайд 13)
Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?
Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22. (слайд14)
Экватор (ответ: 34)
Тропики (ответ: 35,8)
Умеренные (ответ: 33)
Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах
Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? ( 35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)
Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле ), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)
Тихий (ответ: 34,8)
Атлантический (ответ: 35,5)
Индийский (ответ: 34,8)
Северный Ледовитый (ответ: 32)
Вывод: самый солёный океан Атлантический
Физкультминутка — применение структуры «Микс – Фриз – Груп» (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя) (слайд19,20)
Вопросы: Сколько океанов на Земле?
Сколько букв, в слове гидросфера?
Сколько материков на Земле?
Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)
Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей
Белое (ответ: 8 м)
Баренцево (ответ: 11-13 м)
Саргассово (ответ: 66,5 м)
Средиземное (ответ: 60 м)
Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса
Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине — 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.
Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей — фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира.
Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу, что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод.
Учитель: — Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).
Учитель — Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).
Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49
Водная масса это________________________________________
Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).
V. . Закрепление. Практическ ая работа
Применение структуры «Билетик на выход»
Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)
Источник
Разработка урока по теме: «ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА 7 класс»
Открытый урок по теме: ВОДЫ МИРОВОГО ОКЕАНА 7 класс
СЛАЙД 1 – ( 7 картинок ) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ и формирование темы урока
Давайте вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.
· Кто из вас летом бывал на море?
· Кто хоть раз был на реке?
· Кто любит прогулки в дождь?
· Кто любит гулять во время снегопада?
· Кто пил когда-нибудь воду из источника?
· Кто любит минеральную воду?
· Кто любит лимонад?
· С каким веществом связаны все эти вопросы? ( Вода ) .
Именно вода — вода океанов — героиня нашего сегодняшнего урока.
СЛАЙД 2 – Воды Мирового Океана (формулировка темы урока)
СЛАЙД 3 — (формула воды)
Вода́ — прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме) и запаха. Химическая формула: Н 2 O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром. 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озера, реки).
СЛАЙД 4 — РАБОТА С УЧЕБНИКОМ (с. 47, атлас с.20-23)
Учитель. Площадь суши значительно меньше, чем океана.
— Откуда же взялась такая огромная масса воды?
Давайте узнаем о гипотезах происхождения вод Мирового океана в учебниках на стр. 47, Кто первый найдет ответ – поднимает руку(учащиеся читают в учебнике и заполняют схему):
СЛАЙД 5 — ЗАДАЧИ
— Как вы думаете, какая вода в океане на вкус? (Соленая), а точнее?
— Правильно, горько-соленая. Прочтите в учебнике и ответьте на вопрос: что собой представляет океаническая вода. (Океаническая вода – это слабый раствор, в котором обнаружены все химические вещества) (с. 47 учебника)
— Соленость измеряется в промилле – ‰ (записать на доске). На какую единицу похожа промилле? (На %.)
— Проценты — это сотая часть величины, а промилле — тысячная. Давайте приготовим раствор, соответствующий средней солености вод Мирового океана. (средняя соленость океана 35‰ в литровой банке (в 1 ст. ложке — 30 г соли, в 1 чайной ложке — 10 г)).
На парту поставить стеклянную банку, содержащую литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик.
Учитель вызывает к доске добровольца. Учащемуся предстоит — превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.
Правильные действия должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой – 35 г соли.(1 ст. л. + 0,5 ч. л. соли)
В случае успешного выполнения задания необходимо объяснить свои действия.
Итак, что такое соленость? Сделаем вывод: (ВИДЕО)
Вернемся к нашему опыту: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской? – Соли магния ( Mg ) чтобы вода стала горькой.
СЛАЙД 6 — Итак, давайте рассмотрим карту солености морей и океанов на доске и в атласах на с. 22.
Выясним, как распределяется соленость в океанах (неравномерно). Различается соленость не только океанов, но и морей.
После того, как проанализировали карту(Соленость Красного моря 42‰, Черного моря 18‰ Балтийского моря — 11 ‰, в Финском заливе до 1‰)
СЛАЙД 7 — Как вы думаете, почему соленость отличается, какие причины влияют на соленость.
Учитель предлагает изменить соленость в банке со средней соленостью океана, которую получили в начале урока.
Дети обсуждают в парах 1 минуту, затем предлагают следующие действия:
1) налить воды; 2) испарить.
— Подумайте и решите, какие процессы в природе могут «налить» воду? (Дождь, реки.)
— Назовите, какие процессы могут убрать воду, а соль оставить? (Испарение.)
— Куда надо поставить банку с водой, чтобы вода быстрее испарилась? (В теплое место.)
— Почему в Красном море соленость больше, чем в Балтийском (Испарение в Красном море больше.)
— Какой процесс еще может забрать воду, а соленость оставить (Лед.)
— Почему около Антарктиды вода более соленая, чем в Северном-Ледовитом океане?
— Если ученики затрудняются ответить, предложите им поставить банку в холодильник не надолго, что произойдет? (Появится лед.)
— Если этот лед попробовать, какой он будет на вкус? (Пресный)
СЛАЙД 8 — Делаем вывод: на соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов.
— Проверим ваши знания! Ответьте на вопросы.
1) Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а в глубине Океана остается постоянной? (Факторы, изменяющие соленость, оказывают наибольшее влияние на верхние слои.)
2) Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают большие реки? (Вода рек имеет очень низкую соленую можно сказать, пресную воду.)
! Океанскую (морскую) воду нельзя пить. Много моряков гибло в Океане от жажды. Когда корабль отправился в плавание, обязательно брали запас пресной воды, а затем останавливались в портах и пополняли его. Теперь воду на судах опресняют на специальных установках.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем!
Думай, думай, голова!
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
СЛАЙД 10 — — Как вы думаете, каким свойством, кроме солености, обладает вода? (Температурой!!)
Сейчас вам мои помощники раздадут задания – модули, вы их вклеите в тетради. Работа будет выполняться по рядам. 1 ряд – 1 задание, 2 ряд – 2 задание, 3 ряд – 3 задание. Затем вместе заполняем модули на доске и делаем выводы.
По картам атласа выяснить распределение температуры поверхностных вод. Сделать вывод.
90º с.ш. (ответ -1,7ºС)
60º с.ш (ответ +4,8ºС)
30º с.ш (ответ +21ºС)
0º с.ш (ответ +27ºС)
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты
Построить график изменения температуры с глубиной (в умеренных широтах). Сделать вывод.
С глубиной температура воды понижается до 200 м незначительно, а до 5000 падает на 15°.
1. По картам атласа выяснить изменение солености с широтой и по океанам. Сделать вывод.
Экватор (ответ — 34‰)
Тропики (ответ – 35,8‰)
Умеренные (ответ — 33‰)
Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.
Тихий океана (ответ – 34,8‰)
Атлантический океан (ответ 35,5‰)
Индийский океан (ответ – 34,8‰)
Северный Ледовитый океан (ответ — 32‰).
Вывод: самый соленый Атлантический океан.
Отчет групп о проделанной работе.
СЛАЙД 13 – Перед нами вид Земли из космоса. Учитель предлагает следующее задание:
— Так видят нашу планету инопланетяне. Какой бы они задали вопрос о нашей Земле?
Подумайте. Самый важный о Земле вопрос представитель группы задаст классу.
Здесь учитель должен направить учащихся и остановить внимание ребят на вопросе: “откуда взялась вода на Земле?” Могут прозвучать такие вопросы: “ Почему ваша планета голубого цвета? ” или “ почему на вашей планете есть вода ?” или “ зачем землянам так много воды? ” и т.д.
— Обсудите в группе ответ. Предложите ваше решение.
Выслушать представленную от группы версию.
СЛАЙД 14 . РЕФЛЕКСИЯ И Д/З
Мировой океан — самый большой природный комплекс географической оболочки Земли. Его делят на части – отдельные океаны. До сих пор ученые спорят сколько океанов на Земле. Одни считают Ледовитый океан частью Атлантического, другие выделяют пятый – Южный океан.
Каждый из океанов обладает особенностями и большим разнообразием природных условий.
Дома вам предстоит определить географическое положение океанов и моря к ним относящиеся.
— Запишите задание в дневники –параграф 9 и заполнить таблицу:
Источник