Урок по теме вода 8кл

Конспект урока по химии на тему: «Вода» 8 класс

МБОУ СОШ №226 г. Заречный

Зарецкая Оксана Вячеславовна

Конспект урока по теме: «Вода» (§29)

(Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, 8 кл)

Цель: сформировать у учащихся понятия о строении, составе, свойствах воды и её применении.

образовательные: формирование понятий синтез и анализ; научить определять продукты реакций образования на примере реакций взаимодействия с водой; формирование понятия о ряде активных металлов на примере взаимодействия с водой; сформировать понятия о физических свойствах, химическом строении и составе воды;

развивающие: сформировать в учениках наблюдательность при проведении демонстрационного лабораторного опыта по теме «Вода»; развить у учащихся умение логически мыслить и анализировать; продолжить формирование самостоятельной работы учащихся с учебником;

воспитательные: воспитать бережное отношение к воде; продолжить экологическое просвещение школьников; привить заботу к окружающей среде и здоровью.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование и реактивы: штатив с лапкой, пробирки, воронка, Na , дистиллированная вода, скальпель, пинцет, фенолфталеин, лучинка, фарфоровая чашка, CaO , ряд активности металлов.

Цель перед учеником: организация рабочего места учащихся; наличие учебных принадлежностей; проверка оборудования и реактивов.

Цель перед учителем: проверить готовность учащихся к уроку; создать психологический настрой; выявление отсутствующих для определения пробелов в знаниях.

Методы: вводная беседа с целью организации учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Скажите мне, кто отсутствует. Сегодня мы с вами повторим материал прошлого урока по теме «Вода-растворитель. Растворы» и изучим новую тему — «Вода». Запишите название темы в свои тетради — «Вода». Мы рассмотрим состав воды, её нахождение в природе, её физические и химические свойства, применение, также рассмотрим демонстрационные опыты.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель перед учеником: вспомнить материал по теме «Вода как растворитель»; провести самооценку домашнего задания.

Цель перед учителем: проверить подготовку учащихся по теме «Вода как растворитель»; проконтролировать самостоятельную работу учащихся; выявить готовность учащихся к восприятию нового материала.

Метод: фронтальный опрос по понятиям; индивидуальная работа с дидактическим материалом.

Ребята, на дом вам был задан §28-«Вода-растворитель. Растворы» и задачи №1,2 после параграфа. Я попрошу двух человек выйти к доске и подготовить домашние задачи для объяснения. Кроме этого, ещё двое учеников будут работать индивидуально, решая задачи №3 и 4 после рассмотренного параграфа. С остальными мы проведём опрос. Итак, ответьте на следующие вопросы:

-Что же такое растворы?

-А что называется суспензией и эмульсией?

-Приведите примеры растворов, суспензий и эмульсий?

-Что вы знаете о растворимости веществ в воде?

-Какими растворы называются насыщенными, а какие — ненасыщенными?

-Приведите примеры веществ, разных по растворимости?

-Какие растворы называются концентрированными, а какие — разбавленными?

-Дайте определение массовой доли растворенного вещества.

-Хорошо, а теперь давайте разберем домашние задачи. Дети, работающие индивидуально, сдают свои работы. (Оценивание ответов учащихся и выставление оценок)

Изучение нового учебного материала.

Цели для ученика: углубить знания о химических и физических свойствах сложных веществ на примере химических свойств воды; изучить понятия «анализ» и «синтез»; рассмотреть демонстрационные эксперименты; изучить значение воды для человека и природы.

Цели для учителя: развить умение выявлять взаимосвязь разных классов неорганических соединений на примере реакций взаимодействий воды; воспитать умение сотрудничества; знакомить с научными принципами процессов с целью профориентации

Метод: рассказ с элементами беседы.

Теперь мы с вами переходим к новому материалу. Мы вспомнили основные моменты прошлого урока и рассмотрели воду как растворитель.

Состав воды. Так что же такое вода? При разложении воды электрическим током образуются газы: водород и кислород в соотношении 2:1, следовательно, формула воды будет выглядеть так: H 2 O . Саму формулу воды определили методом анализа. Запишите в тетради определение этого понятия . Анализ — это метод определения состава веществ путем их разложения на более простые. В таком же соотношении 2:1 газы будут реагировать и образовывать воду. Для проведения такой реакции используют эвдиометр. Схема этого прибора приведена на рисунке 49. Запишите определение. Синтез — это получение сложных веществ из более простых.

Вода в природе и способы её очистки. Вода- самое распространенное вещество на Земле. Но природная вода всегда содержит примеси. В зависимости от целей её использования применяют различные приёмы очистки. Питьевая вода не должна содержать нерастворённых примесей и болезнетворных микроорганизмов. Воде дают отстояться в специальных бассейнах и фильтруют через слой песка. Очищенную от нерастворимых веществ воду обрабатывают хлором, а иногда озоном или ультрафиолетовыми лучами, которые убивают микроорганизмы. Чтобы очистить воду от растворенных в ней веществ, применяют перегонку , или дистилляцию . Мы уже встречались с этим понятием при изучении темы «Чистые вещества и смеси». Кто может дать определение понятию «перегонка»? Хорошо, продолжим. Большие количества дистиллированной воды, которая используется в аптеках, химических лабораториях, охладительных системах автомашин, получают в перегонных кубах или электрических дистилляторах.

Физические свойства воды. Запишите в свои тетради некоторые данные о физических свойствах воды. Чистая вода- бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при 100°С (при давлении 101,3 кПа), замерзает при 0°С, её максимальная плотность (при 4°С) равна 1 г/см 3 . А теперь просто послушайте. Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода, и всплывает на её поверхность, что очень важно для обитателей водоёмов зимой. Вода обладает исключительно большой теплоёмкостью, поэтому она медленно нагревается и медленно остывает. Благодаря этому водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.

Химические свойства. Вода вступает в реакцию замещения. Мы с вами рассмотрим это при проведении демонстрационного опыта «Взаимодействие натрия с водой». Ход опыта: пробирку с водой закрепляем вертикально в лапке штатива. В воду бросаем очищенный при помощи фильтровальной бумаги и скальпеля кусочек металлического натрия величиной с полгорошины и накрываем пробирку воронкой. Выжидаем некоторое время с целью заполнения водородом пробирки и воронки. Затем газ поджигаем у конца воронки пламенем горящей лучинки. Когда весь натрий прореагирует, то в воду капаем раствор фенолфталеина, показывая образование щелочи (малиновая окраска). Пробирку заполняем водой так, что остается свободный объем примерно на 1-2 см от края пробирки. Мы видим выделение водорода, который обнаруживаем горением. Он замещается ионами натрия. Уравнение реакции.

2 H 2 O +2 Na =2 NaOH + H 2 ↑.

Вода вступает в реакции соединения со многими сложными веществами, например с оксидами. Рассмотрим демонстрационный опыт «Взаимодействие оксида кальция с водой». Ход опыта: в фарфоровую чашку помещаем немного свежеприготовленного оксида кальция СаО и обливаем его водой. При этом выделяется большое количество теплоты, так как происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор. Уравнение реакции:

Запишите в тетради подзаголовок «Химические свойства воды».

1. Вода реагирует с активными металлами. Образуются растворимые гидроксиды (щелочи) и водород:

2. Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании. Продукты реакции- оксиды металлов и водород:

3. Вода реагирует с некоторыми неметаллами (продукты реакции разнообразны):

4. Вода реагирует с оксидами активных металлов, при этом получаются растворимые гидроксиды (щелочи):

5. Вода реагирует почти со всеми оксидами неметаллов с образованием кислот:

6. Под действием постоянного электрического тока или при высокой температуры (2000°) вода разлагается:

Применение воды и растворов. Вода является важным сырьём для химической промышленности, например для получения водорода. Способность воды реагировать с некоторыми оксидами используется для получения оснований и кислот. Области использования воды вы можете самостоятельно рассмотреть по схеме 9. Бурное развитие всех отраслей народного хозяйства, рост городов нередко приводят к загрязнению водоёмов. Поэтому в каждом государстве должны приниматься меры по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов, в том числе и водных, и выделяться большие средства для строительства водоочистительных сооружений.

Закрепление учебного материала.

Цель для ученика: изучить и понять излагаемый учителем материал.

Цель для учителя: определить степень усвоения нового материала учащимися, выявить трудности в понимании изложенного и устранить все недочеты.

Методы: фронтальный опрос.

Итак, сегодня мы разобрали тему «Вода». Давайте повторим основные понятия урока.

-Что такое «анализ» и «синтез»?

-Какие вы знаете способы очистки воды?

-Расскажите о физических свойствах воды.

-Какие демонстрационные опыты вы сегодня увидели?

-Что вы наблюдали при проведении опытов?

-В какие реакции вступает воды?

-Какова роль воды в жизни человека?

Цель для ученика: записать домашнее задание, усвоить ход его выполнения.

Цель для учителя: дать ученикам домашнее задание для лучшего изучения и усвоения материала.

Дома вы будете изучать §29. Просмотрите записи в тетради, ответьте на вопросы после параграфа, решите задачу после параграфа. До свидания.

Источник

Конспект урока по теме «Вода» (8 класс)

Конспект урока в 8 классе по теме: Вода.

Изучить строение молекулы воды, кристаллической решетки. Ввести понятие – водородная связь. Рассмотреть химические свойства воды. Закрепить понятие кристаллогидрат.

Способствовать развитию у обучающихся аналитического мышления.

Способствовать воспитанию у обучающихся научного миропонимания. Способствовать воспитанию бережного отношения к воде.

Технология: Чтение и письмо для развития критического мышления.

Стратегия: Продвинутая лекция.

Оборудование к уроку: Мультимедийный проектор. Компьютер. Мультимедийное учебное пособие «Химия – 8». Просвещение МЕДИА (диск 2, урок 30,31). Прибор для изучения электропроводности. Водный и спиртовой раствор хлорида кобальта ( II ).

На экран при помощи мультимедийного проектора проецируются изображения воды. Учитель приводит цитату:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!»

Антуан де Сент-Экзюпери.

— Конечно вы уже догадались, какая сегодня тема урока?

— Запишем её. И эпиграфом к нашему уроку послужат слова Антуана де Сент-Экзюпери: …ты самое большое богатство на свете…

Учитель тему и эпиграф фиксирует на доске.

Совместно с учителем формулируют цели:

Изучить строение молекулы воды.

Изучить физические и химические свойства воды.

Рассмотреть области применения и значение воды.

Таким образом, исходя из целей, можно составить следующий план лекции:

Строение молекулы воды. Особенности строения кристаллической решетки.

Физические свойства воды.

Химические свойства воды.

Области применения и значение воды.

Стадия вызова к первой части лекции.

(работа в группах)

(работа в группах и фронтально)

Стадия вызова ко второй части лекции.

(работа в группах)

H 2 O – H 2 S – H 2 Se – H 2 Te . Какова, на ваш взгляд, должна быть температура кипения воды в идеальном случае? Определите ее по графику. С чем, на ваш взгляд, связано отклонение физических свойств воды от свойств других водородных соединений элементов VI группы?

Фиксируют в тетрадях цветной пастой уже известные сведения.

(работа в группах и фронтально)

Сопоставьте сведения, что вы знали и что вы узнали по данной части лекции. Были ли в ваших суждениях неверные сведения? Что вы откорректировали в своих знаниях? Организует групповое обсуждение.

Предлагает ответить на вопросы:

Существуют ли на Земле области, где температура достигает – 80 ⁰ С?

В каком агрегатном состоянии находилась бы вода на Земле при отсутствии водородных связей?

Возможна ли была бы жизнь на Земле при отсутствии водородных связей между молекулами воды?

Почему лед не тонет в воде?

Что произошло бы с живыми организмами в водоёмах, если бы вода, как и любое вещество, в твёрдом состоянии имела бы большую плотность, чем в жидком?

Почему некоторые жучки могут бегать по воде?

Можно ли переносить воду в сите с мелкими ячейками?

Что необходимо добавлять в воду при вдувании пузырей? Для чего?

Обсуждают в группах услышанное. Сопоставляют, анализируют.

Стадия вызова к третьей части лекции.

(работа в группах)

(работа в группах и фронтально)

Сопоставьте сведения, что вы знали и что вы узнали по данной части лекции. Были ли в ваших суждениях неверные сведения? Что вы откорректировали в своих знаниях? Организует групповое обсуждение.

Организует проведение лабораторного опыта: выпаривание воды из твёрдого кристаллогидрата (сульфата меди) и последующее растворение безводного сульфата в воде.

Обсуждают в группах услышанное. Сопоставляют, анализируют.

Стадия вызова к четвёртой части лекции.

(работа в группах и фронтально)

Значение воды трудно переоценить. Важно, её ценить и экономно использовать. Дома зарисуйте схему применения воды на листе формата А4. А сейчас составим синквейн по теме вода.

— Вернёмся к целям урока. Все ли поставленные цели мы выполнили?

Составляют в группах синквейн. Зачитывают.

Домашнее задание: Составить схему применения воды.

Химия 8 кл. Учебник для образовательных учебных заведений/ Ф.Г.Фельдман, Г.Е. Рудзитис.

Журнал. Химия в школе. №7, 2001, стр19.

Журнал. Химия в школе. №1, 2006, стр76.

Журнал. Химия в школе. №2, 2006, стр18.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

Номер материала: ДБ-144504

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Каникулы для школьников в Орловской области продлят до 15 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Кофе с водой для похудения
Оцените статью