Чистая вода
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Внеклассное занятие по биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistaya_voda.doc | 42 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема. Ценность воды и охрана водных ресурсов.
Цель . Познакомить учащихся со значением экологически чистой воды в жизни людей, растений, животных.
* рассмотреть значение воды в жизни человека; оценить водные ресурсы России; рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
* развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность
* воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование : компьютерная презентация, физическая карта мира, таблицы.
— Первыми сядут те, кто назовёт, в каком состоянии может быть вода.
2. Проверка домашнего задания.
*Вспомните, как человек использует воду в быту ?
*Как используют воду для ухода за домашними животными?
*Как используется вода в промышленности и сельском хозяйстве?
3. Актуализация знаний к новому материалу.
Я и туча и туман,
Я ручей и океан,
И стеклянной быть могу.
4. Изучение нового материала.
- Вода и её использование.
- Охрана воды.
- Стихийные явления .
Что же такого особенного в ней? Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса (Слайд №2). Если бы Земля вращалась быстро, то она казалась бы вся синей.
А теперь послушайте стихотворение (читает ученик)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Вода в воздухе, под землёй. В виде льда вола в огромных скоплениях у Северного и Южного полюсов (показ по карте, показ слайда №3). Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений.
В теле животных и человека содержится очень много воды, больше половины. С помощью воды из организма выводятся вредные вещества.
Вода необходима полям и лесам. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Не только поит, но и кормит. В реках, морях, океанах ловят рыбу, которую едят люди. С помощью воды «добывают» электрический ток на гидроэлектростанциях. Вода моет людей, дороги, машины. Вот какая она, вода!
(Ученик загадывает загадки)
Живою может быть и мёртвой, Глядятся в него молодые рябинки.
И жидкою и очень твёрдой… Цветные свои примеряют косынки.
Таиться может в небесах Глядятся в него молодые берёзки
И в глубине земли скрываться, Свои пред ним поправляя причёски.
И испаряться на глазах, И месяц и звёзды – всё в нём отражается.
И тут же снова появляется! Как зеркало это у нас называется?
Чуть дрожит на ветерке В лесу-бежит, с горы-несётся,
Лента на просторе: В густой траве-спешит ползком,
Узкий кончик в роднике, И весь, до дна, светясь от солнца,
А широкий – в море. Поёт прозрачным голоском.
Река течёт, течёт, течёт.
Вода бежит, бежит, бежит.
А посреди большой реки,
Широкий мост лежит.
Вода и её использование.
Использование воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает 70% поверхности Земли, она становится всё более дефицитным природным продуктом.
Водные ресурсы – это воды, которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.
— Работа с учебником стр. 53, 1 часть.
— Запись в словарь слова опреснение.
а) вода – это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными в лесной зоне России в 10-19 веках (карта России)
б) большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.
Задание: заполните схему (работа в тетрадях).
Питьё и водные пути энергия рек промышленность,
бытовые приливов сельское хоз-во
Работа с картой.
Россия богата водными ресурсами, но распределены они не равномерно: северо-запад Русской равнины – озёрный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги. Озеро Байкал – хранилище пресной воды.
-покажите крупные реки Сибири;
— какая река самая крупная в России? (Енисей)
Почему может ухудшаться качество воды?
а) Сплав древесины – часть древесины намокает, тонет, гниёт, загрязняя воду вредными веществами (слайд № 4)
б) Загрязняется вода, если скорость её течения замедляется. Вода теряет способности к самоочищению . Происходит заболачивание .
— Запись в словарь слова самоочищение.
Как сохранить воду чистой?
— Работа с учебником стр. 53-54 – 2 часть.
Дети называют ответы, учитель открывает постепенно запись для проверки.
— Строить очистные сооружения.
— Не допускать загрязнения водоёмов.
— Экономия потребления воды.
Стихийные явления: наводнения, снегопады, лавины, наледи, гололёд, ливни
Вода может приносить человеку много бедствий.
Кроссворд (слайд № 5)
Вода – одно из главных богатств на Земле. От загрязнения воды страдает всё живое на Земле. Воду надо беречь.
На доске и в тетрадях запишем вывод: «Берегите воду»
6. Домашнее задание.
— Стр. 53-55, ответить на вопросы.
— Выставление оценок с комментариями.
— Организованное завершение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие «Урок чистой воды»
разработка урока может использоваться как внеклассное мероприятие по экологии.
Урок чистой воды
Презентация к уроку, посвященному проблеме сохранения и восстановления водных ресурсов.
Урок «Чистая вода»
Урок по экологическому воспитанию.
Всероссийская акция «Урок чистой воды»- 2010.
«Урок чистой воды». Это Всероссийская акция и она имеет огромное значение. На всей территории России проходят различные мероприятия, призванные привлечь внимание людей к проблеме чистой воды, необходи.
Урок чистой воды
Ø Донести до сознания всей молодежи понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить учащихся к самостоятельному размыш.
Всероссийский Урок чистой воды
В рамках Второго Международного форума «Чистая вода —2010» было объявлено о проведении Урока чистой воды. Он прошёл и в нашей школе в 2010 году.Цель проведения Урока — воспитание экологического мирово.
Проект по географии 6-7 класс «Чистые берега, чистая вода»
Проект «Чистые берега, чистая водв» 14.11.2013.МБОУ «Астрахановская ООШ»Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы и членов их семей бережному отношению к природе.
Источник
«Вода — источник жизни. Береги ее»
классный час (7 класс) по теме
Тематический классный час по теме «Вода — источник жизни. Береги её» способствует экологическому воспитанию школьников, посвящён Международному дню воды. Цель: Донести до сознаня школьников понимания бережного отношения к водным ресурсам, о влиянии воды на здороье и деятельность человека В структуре классного часа загадки, информация о водных ресурсах мира, России. Почему вознкает дефицит чстой пресной воды? Рефлекся — предлагается закончить пословицы о воде, выбрать правильный путь сохранения воды (игра), заполнение трафорета капельк воды: я узнател, что. теперь я. больше всего мне понравилось . . .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctsenariy.docx | 25.47 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Страйбулова А. Н. классный руководитель 7 в класса
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Тема «Вода — источник жизни. Береги ее»
Форма: Тематический классный час
Цель: Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России. Необходимость побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
4. Донесение информации о водных ресурсах мира, России, региона (местности) и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.
Основные содержательные линии
1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.
2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.
3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация
1. Вводное слово, постановка темы, целей мероприятия
2. Просмотр фильма о воде
3. Чтение- загадки, пословицы о воде
4. Обсуждение современного состояния экологической обстановки в нашем регионе
5. Постановка проблемных вопросов и ситуаций
Оборудование: Проектор , компьютер, заготовки капельки воды, В/ф «Значение воды в жизни человека»
А теперь я предлагаю вам отгадать загадки о воде.
1. Я и туча, и туман, я ручей, я океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
2. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (Болото)
3. С высоты большой срываясь, грозно он ревёт,
И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
4. Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберёт (Град)
5. Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (Лёд)
6. Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)
7. Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе.Узкий кончик — в роднике, А широкий в море. (Река)
8. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
9. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
10. Посреди поля зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)
11. Кругом вода, а с питьём беда.
Кто знает, где это бывает? (Море)
12. В белом бархате деревня-
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт
Этот бархат опадёт. (Иней)
В/ф «Значение воды в жизни человека»
О водных ресурсах
Всего 10 стран мира обладают более чем 60% мировых запасов пресной воды. В их число входит и Китай, где проживает каждый пятый житель планеты, но поскольку 90% рек страны загрязнены, там уже сейчас испытывается дефицит воды.
Самой многоводная страна — Бразилия, запасы пресных вод которой составляют 9 950 км3 (в год).
Россия обладает 4 500 км3 пресных вод в год.
Далее следуют Канада, Китай, Индонезия, США, Бангладеш, Индия, Венесуэла, Мьянма
Обеспеченность России водными ресурсами
Объем речного стока России (практически водные ресурсы) 4 262 км3, из них 4 043 км3 — местного формирования. РФ, где проживает только 2.5% населения планеты, обладает десятой частью мировых водных ресурсов и по обеспеченности водными ресурсами занимает второе место после Бразилии. Россия является одной из наиболее благополучных стран по уровню как суммарных запасов пресной воды, так и по уровню удельной обеспеченности своих жителей.
В каких объектах гидросферы эти ресурсы содержатся?
— В реках. В РФ 120 тысяч рек длиной более 10 км.
— В озерах. В РФ 2 млн озер, площадь которых в нашей стране больше территории Великобритании. (Только Байкал содержит около 80% водных ресурсов России и 26% водных ресурсов мира; если бы все реки мира текли в Байкал, то понадобился бы год, чтобы заполнить его котловину).
— В недрах – подземные воды. Потенциальные ресурсы подземных вод 230 км3/ год, из них эксплуатируется 28 км3/ год и 19 км3/ год готовы к промышленному освоению.
Распределение водных ресурсов по территории не равномерно: 90 % стока приходится на бассейн Северного Ледовитого и Тихого океанов, и 8% — на бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает 80% населения и расположена масса промышленных предприятий. В связи с этим регионы делятся на водообеспеченные и водонедостаточные. Важно и то, что более 80% российской пашни размещено в зонах неустойчивого и недостаточного увлажнения, что обусловливает уязвимость сельского хозяйства. При значительных капиталовложениях в сельское хозяйство Россия смогла бы прокормить десятую часть населения планеты, а огромный потенциал водных ресурсов мог бы вывести РФ в число ведущих мировых водных держав.
Уже сегодня, по данным журнала Fortune, прибыли в области поставок питьевой воды достигают $1 трл в год – это 40% прибыли нефтяных компаний. А ведь продажа бутилированной воды – это малый рынок. Важнее формирование “большого рынка” воды, который позволил бы решить проблемы дефицита качественной пресной воды в национальных масштабах.
По прогнозам специалистов, прибыли на этом рынке могли бы быть выше, чем на рынке углеводородного сырья, к тому же вода, в отличие от нефти и газа – самовозобновляющийся ресурс.
Россия занимает второе место в мире по валовым ресурсам пресной воды (после Бразилии), а по водообеспеченности в расчете на душу населения — третье место среди крупных стран (после Канады и Бразилии).
Особенностью использования водных ресурсов в России является низкая эффективность; особенно опасны аварийные сбросы загрязненных вод, связанные с авариями на очистных сооружениях, и нелегальные сбросы сточных вод в обход очистных сооружений в ночное время. Это приводит к тотальному загрязнению поверхностных и многих подземных источников водоснабжения, в результате порядка 35% проб воды в этих источниках не соответствуют стандартам качества. В целом мв России без очистки в водные объекты сбрасывается около 20%неочищенных канализационных вод. Ежегодный ущерб от загрязнения водных объектов в первые годы XXI в. составлял в среднем около 70 млрд руб. (в ценах 2001 г.), за последние годы этот показатель возрос. Централизованным водоснабжением питьевой водой в России охвачено только 2/3 населения. Низкое качество доставляемой населению питьевой воды (не менее трети проб не удовлетворяют санитарным требованиям) обусловлено не только загрязнением ее источников, но и — нередко — отсутствием водоохран зон вокруг них, отсутствием или низким качеством оборудования на станциях водоподготовки, неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей. Достаточно широко проявляется в России негативное воздействие гидрологических процессов. По данным МЧС России, подвержены затоплению более 300 городов, тысячи мелких населенных пунктов с населением более 4,6 млн. чел., более 7 млн. га сельхозугодий. Среднемноголетний ущерб от наводнений по экспертным оценкам составляет около50 млрд руб. в год. Изменения режима осадков, обусловленные глобальным потеплением, для России будут, скорее всего, неблагоприятными. Ожидаемое существенное увеличение неравномерности выпадения осадков означает одновременное усиление угрозы, как наводнений, так и засух на этой территории. Глобальный водный кризис заставляет с особым вниманиемотнестись к богатейшим водным ресурсам России. Экспорт воды в сколько-нибудь значимых масштабах экономически не оправдан, но тем более важным должен стать экспорт водоемкой продукции (электроэнергии, продуктов нефтеоргсинтеза и других по дотраслей химической промышленности, бумаги, металлов и др.).Водоемкая продукция будет высоко востребованной на мировом рынке и может стать главным источником валютных поступлений
-Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. ПОЧЕМУ ?
. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы.
нефть и нефтепродукты.
прямое внесение ядохимикатов при обработке водоемов для борьбы с вредителями
поступление в водоемы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных угодий
сброс в водоемы отходов предприятий- производителей
в результате потерь при транспортировке, хранении
частично с атмосферными осадками.
Загрязняющие вещества, попадая в природные водоемы, приводят к качественным изменениям воды, которые в основном проявляются в изменении физических свойств воды, в частности, появление неприятных запахов, привкусов и т.д.); в изменении химического состава воды, в частности, появление в ней вредных веществ, в наличии плавающих веществ на поверхности воды и откладывании их на дне водоемов.
Атомные электростанции радиоактивными отходами загрязняют реки. Радиоактивные вещества концентрируются мельчайшими планктонными микроорганизмами и рыбой, затем по цепи питания передаются другим животным. Установлено, что радиоактивность планктонных обитателей в тысячи раз выше, чем воды, в которой они живут.
Рост населения, расширение старых и возникновение новых городов значительно увеличили поступление бытовых стоков во внутренние водоемы. В еще большей степени загрязняют водоемы моющие синтетические средства, широко используемые в быту.
Вызывает серьезное беспокойство загрязнение водоемов пестицидами и минеральными удобрениями, которые попадают с полей вместе со струями дождевой и талой воды.
Продолжи пословицы и поговорки о воде.
Вода камень (точит.)
Правда в огне не горит (и в воде не тонет.)
Пролитую воду ( не соберёшь)
Бабушка надвое сказала: (либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.)
Чтобы рыбку съесть, (надо вводу лезть.)
Нужно наклониться, (чтобы воды напиться)
Игра «Правильный путь»
Выберите правильные пути по сохранению воды.
1. Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +
2. Можно ли сберечь воду, если мыть посуду в раковине c закрытой пробкой, а потом споласкивать? +
3. Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?-
4. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? +
5. Можно ли сберечь воду, если не закрывать кран, когда работаешь на кухне или говоришь по телефону? —
6. Можно ли сберечь воду, если следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? +
7. Можно ли сберечь воду, если полоскать бельё под струёй воды, а не в тазу? —
8. Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране? —
9. Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, после мытья рук и при умывании? +
10. Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? —
11. Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление? +
12. Можно ли сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение? +
13. Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?-
14. Можно ли сберечь воду, если думать, что это пробл ема взрослых?-
Источник