Ушла под воду лодка

Как подводная лодка «тонет» и всплывает?

В этой статье разберемся, благодаря чему подлодка может погружаться или еще более интересный вопрос — как она после погружения всплывает. Вес современной подлодки огромен, на поверхности моря ее удерживает знакомая каждому из школьного курса сила Архимеда. Для более ясного понимания механизма ее работы, не особо вдаваясь в подробности, рассмотрим ее устройство:

Субмарина имеет два корпуса: внешний ( легкий корпус ) и внутренний ( прочный корпус ). В пространстве между этими корпусами находятся цистерны главного балласта , которые при нахождении на поверхности заполнены воздухом для придания лодке плавучести. Также в легком корпусе сверху и снизу имеются специальные клапаны. Клапаны снизу — кингстоны, предназначены для заполнения цистерн водой. Клапаны сверху — для выходы воздуха (через них выходит воздух при открытых кингстонах, а значит в цистерне не образуется воздушный пузырь).

При погружении, очевидно, кингстоны и воздушные клапаны открываются, вода заполняет цистерны главного балласта и лодка получает нулевую плавучесть . Это означает, что субмарина находится в «подвешенном» состоянии: она и не тонет, и не всплывает. В таком состоянии подлодка погружается только по уровень рубки . Для окончательного погружения включаются двигатели и при помощи горизонтальных рулей лодка устремляется под воду.

Залегли на дно. Откуда теперь взять воздух, чтобы подлодка всплыла? И тут все просто: на борту имеются баки с сжатым воздухом . Для всплытия воздух из баков » продувает » цистерны главного балласта и вытесняет через открытые кингстоны из них воду.

Читайте также:  Звуки будто капает вода

В некоторых случаях субмарине может понадобится срочно уйти под воду. Этого можно добиться, если у лодки будет отрицательная плавучесть. Для этих целей используется дополнительная цистерна быстрого погружения , которая работает аналогично цистерне главного балласта.

Источник

Каким образом погружается и всплывает подводная лодка?

Вы никогда не задумывались над этим вопросом? Как многотонная махина может плавать над водой, словно обыкновенный корабль, затем по необходимости погружаться глубоко под воду и плыть там, а после всего — еще и всплывать обратно? Причем цикл этот может повторяться неоднократно, но как такое возможно? — попытаемся разобраться.

В основе всего лежит моя любимая физика! Изучение этой науки подарило человечеству немало вещей и возможностей, без которых тяжело представить нашу повседневную жизнь!

Для начала — рассмотрим строение подводной лодки (далее — ПЛ) в разрезе на схематичном рисунке:

ПЛ состоит из наружного легкого корпуса (красная стрелка) и внутреннего прочного корпуса (синяя стрелка). Между ними расположены цистерны или, как их правильно называть, цистерны главного балласта.

В верхней их части расположены клапаны вентиляции (для воздуха), в нижней — клапаны для воды (кингстоны).

Работает эта система следующим образом:

Когда ПЛ плывет по воде, в цистернах главного балласта находится воздух, который и удерживает лодку на плаву. При погружении, воздушные и водяные клапаны открываются: происходит вытеснение воздуха и заполнение цистерн забортной водой.

При полном заполнении — ПЛ приобретает так называемую нулевую плавучесть и погружается по рубку. Дальнейшее погружение происходит благодаря вертикальным рулям и движению вперед.

Однако иногда ситуация может потребовать мгновенного погружения и ухода на глубину. Здесь в помощь морякам — цистерна быстрого погружения , которая работает аналогичным образом. (при ее заполнении водой ПЛ обретает отрицательную плавучесть и тонет).

С погружением разобрались, теперь поговорим о всплытии.

Как мы уже поняли — для пребывания ПЛ на поверхности, в цистернах главного балласта должен находиться воздух, но откуда его взять на глубине?

Все просто: на борту ПЛ имеются емкости со сжатым воздухом , который под давлением и вытесняет воду из цистерн , позволяя лодке всплыть. Этот процесс называется — продуванием цистерн.

Источник

На дне Баренцева моря найдены погибшие в годы Второй мировой войны корабли

Подтверждены координаты ранее обнаруженного сторожевого корабля «Туман».

Находки сделаны специалистами научно-исследовательской группы гидрографического судна «Ромуальд Муклевич».

Корабли находят там, где в годы войны проходили маршруты северных конвоев.

Один в море воин

Все найденные на морском дне корабли, суда и субмарины на дне и останутся. Поднять их невозможно, корпуса не выдержат подъема. Да и не стоит ничего поднимать. Надо возложить венки на воду, а главное — знать и помнить подвиги моряков.

Венки североморцы на воду возложат, а вот совершить интеллектуальный подвиг, открыв душу для новых знаний, — это наша задача. Итак, что мы знаем о находках?

Вполне логично, что нам ближе и понятнее подвиг сторожевика «Туман». Август 1941-го, «Туман» — бывший траулер. Встретил в Кильдинском проливе три немецких эсминца. Принял бой. У эсминцев — 127-мм орудия: по пять артустановок с дальностью стрельбы 17,4 км снарядом весом 28 кг. У нашего — пара 45-мм пушек, которые стреляли на 9 км снарядами массой от 1,4 до 2,1 кг. Это как если бы вы вышли с ножом против стаи гопников, вооруженных автоматами. Результат боя предсказуем. Но наши смело и дерзко бились 1,5 часа и ушли на дно с поднятым флагом.

Но если о подвигах и судьбе наших моряков мы что-то знаем, то о кораблях с непривычными английскими названиями — почти ничего. Восполним пробел.

В феврале 1945 года британский корвет «Блюбелл» (Bluebell) прибыл в Мурманск в составе группы кораблей охранения.

Корабль со славной биографией: сражался с «волчьими стаями» (это немецкие субмарины из разных эскадр, собранных для атаки конкретного конвоя) в Атлантике и в Заполярье, поддерживал огнем высадку союзников на Сицилию и в Нормандии. Погиб в Кольском заливе 17 февраля 1945 года, защищая конвой RA-64. Небольшая ремарка. Если о конвоях под обозначением PQ мы что-то слышали, то конвои RA — темный лес и немцы. RA-64 — это американские транспортные суда в сопровождении британских и канадских кораблей. Шли из Мурманска в Шотландию. Немцы атаковали его с воздуха, затем натравили «волчью стаю». «Блюбелл» был торпедирован немецкой подлодкой. Ушел под воду спустя 30 секунд после атаки. На борту находились 86 человек. Выжил всего один.

По законам «волчьей стаи»

Убийцы «Блюбелл» известны. Это экипаж субмарины U-711 капитан-лейтенанта Ганса-Гюнтера Ланге. Ланге стрелял акустической самонаводящейся торпедой. Британцам не повезло: на корвете сдетонировали свои глубинные бомбы.

В мемуарах кавалер Рыцарского креста Ланге признается, что уже осенью 1944 года понял: война проиграна. Но суда в составе «волчьих стай» он топил до мая 45-го. Вдумайтесь: 30 апреля Гитлер покончил с собой, 1 мая над рейхстагом поднят красный флаг, 2 мая Берлин капитулировал. А 4 мая Ланге отправляет на дно британские плавбазу и танкер.

Но в тот же день его U-711 наконец удалось уничтожить. Лодка стояла на рейде, большая часть команды была на пирсе. Налетели британские самолеты. До 40 членов экипажа на берегу погибли, но восемь подводников на борту, включая Ланге, уцелели, хотя лодка позже затонула.

Да, может сложиться впечатление, что Ланге убивал только британцев. Отнюдь. В Арктике он нападал на наши корабли. Да и понятие «наши» тогда было шире, чем сегодня. Пример: U-711 торпедирует американский транспорт «Тайлер», на борту которого 80 советских военных моряков. Судно раскалывается на три части, две из которых быстро тонут. А дальше. Если увидите такое в кино — не поверите, скажете: фантазия. Но это факт, выжившие советские моряки превращают оставшуюся на плаву корму в огневую точку: ведут огонь из уцелевшего орудия до тех пор, пока не подходит подмога — братья по оружию, три британских эсминца.

И кто тут наши? А все: американцы, англичане, русские. Может, в этом героическом прошлом удастся найти вакцину для исцеления нынешних политических недугов?

В Норвегии открыли памятник шестерым советским летчикам, погибшим в 1944 году: в густом тумане самолет врезался в скалу. Наши перегоняли самолет-амфибию «Каталина» из США в Мурманск через Исландию и были одеты в американскую военную форму. Немцы захоронили на местном церковном кладбище. А после войны похоронная служба армии США эксгумировала и перезахоронила на военно-мемориальном кладбище «Арденны» в Бельгии. Памятник — 2,5-метровая стела с бронзовым барельефом работы Студии военных художников имени Грекова.

Ирония судьбы: операция, в ходе которой наконец-то утопили субмарину U-711, называлась «Правосудие». Но ирония злая. В мае 1945-го командира этой лодки Ланге отправили в британско-норвежский лагерь для военнопленных. Аж. на три месяца. Уже в августе он был освобожден. В конце 1950-х его взяли на военный флот ФРГ. А в 1964-м он стал командующим подводным флотом ФРГ.

. Историю нельзя изменить. Но знать ее, право, стоит. Ну хотя бы для начала — как дополнение к самым актуальным проектам Северного флота и Русского географического общества.

* Северный флот за войну потерял 23 подводных лодки, из них 13 пропали без вести.

* В наши северные порты прошло 792 транспорта и 739 в обратном направлении. Не дошли до портов назначения 90 судов.

* В Германии с 1935 по 1945 год построили 1170 подводных лодок. «Кригсмарине» (германский подводный флот) за войну потерял 770 субмарин в бою, 220 были затоплены экипажами, остальные сдались в плен.

Источник

На какую глубину должна погрузиться подводная лодка во время шторма

Подводная лодка может передвигаться как по поверхности воды, так и погружаться глубоко в недра мирового океана.

При этом многим наверняка было бы интересно узнать, как ведет себя экипаж субмарины и какие меры он предпринимает, когда подводная лодка отказывается в морском шторме.

Когда начинается шторм, подводная лодка не просто может, а должна уходить под воду, если экипажу и командиру не хочется подставлять судно под удар и бороться с многочисленными ударами волн.

Уход на достаточную глубину способен полностью уберечь подлодку от любых негативных воздействий морского шторма.

В 1805 году известный ирландский гидрограф Фрэнсис Бофорт разработал и предложил для всеобщего использования эмпирическую шкалу, которая позволяла рассчитывать высоту волны, опираясь на значения скорости ветра.

Первоначальная версия шкалы Бофорта оказалась не слишком удобной, точной и простой в использовании, потому на протяжении последующих 20 лет он занимался активным процессом улучшения своего творения.

Только в 1830 году шкала Бофорта была принята на вооружение в большинстве морских держав.

Шкала состояла из 17 баллов для обозначения грозности морских волн или их полного отсутствия. Для большинства ситуаций в море, в том числе штормовых, нужно было только первые 12 значений шкалы.

Баллы 13-17 были актуальны лишь для Тихого океана с его регулярными тайфунами. Система Бофорта позволяла рассчитывать скорость, величину и силу волны исходя из скорости ветра.

Так, 10 баллам по шкале Бофорта соответствует скорость ветра в 90-100 км/ч и высота волны в 12 метров . При таких условиях волна будет двигаться со скоростью 55 км/ч . Средняя длина волны составит 210 метров , а период прохождения волн будет равняться 14 секундам .

Кроме того, любая волна распространяется циркуляционным образом от поверхности водной глади в ее недра, постепенно ослабевая. Полностью отсутствовать циркуляционное движение, создаваемое морской волной, будет на глубине равной от 0,5 длины этой волны. При 10 баллах – это значение составляет около 105 метров .

Таким образом и получаеотся рассчитывать необходимую глубину погружения. В описанных условиях, подлодка должна будет «лечь» килем на глубину в 120 метров , потому что средняя высота боевых субмарин от киля до верхней точки мостика составляет около 15 метров .

Источник

Почему подводная лодка погружается и не тонет

С момента массового внедрения подводных лодок в флотах наиболее развитых стран, прошло уже более ста лет. Этот тип судов, за более чем век эволюции, превратился из малоудобных и откровенно говоря не безопасных тесных «консервных банок», в огромные ракетоносцы, имеющие на борту все необходимое для достаточно комфортной жизни экипажа и способны находиться под водой месяцами.

Что такое по своей сути погружение? Погружение — это контролируемое затопление. Значит, чтобы подводная лодка ушла под воду, её нужно затопить. Но не подадим же мы воду прямо в отсеки. Для этого, у подводной лодки имеется два корпуса. легкий и прочный. То, что мы видим снаружи, называется лёгким корпусом. Отсеки с людьми и оборудованием, не начинаются сразу за ним. Помимо внешнего легкого корпуса, есть еще внутренний прочный, между легким и прочным корпусом имеется пространство. Вот в этом самом пространстве и кроется секрет.

Между корпусами, установлены так называемые балластные цистерны и системы управления ими. Чтобы подводной лодке погрузиться, в эти цистерны подают забортную воду, которая вытесняет находящийся в них воздух. Лодка тяжелеет и получает отрицательную плавучесть, уходя под воду.

Далее, уже в подводном положении, глубина регулируется горизонтальными рулями, подобными тем, что установлены на самолете.

Когда эти рули-крылья наклоняются вперед, опуская вниз переднюю кромку и поднимая заднюю, лодка погружается глубже, когда их наклоняют в обратном направлении, она поднимается ближе к поверхности.

Однако, чтобы всплыть окончательно, нужно вновь придать судну положительную плавучесть. Для этого, следует удалить воду из балластных цистерн. Конечно же просто включить насосы и откачать воду нельзя, поскольку при ее поступлении, весь воздух, который был в цистернах в надводном положении, был вытеснен наружу. Если просто откачивать воду, в балластных цистернах образуется вакуум. Чтобы этого не было, давление в них нужно выровнять, подав воздух, вместо выкачиваемой воды. А где же его взять под водой?

Здесь на помощь приходит сжатый воздух, находящийся в специальных баллонах, который подается в балластные цистерны и лодка всплывает на поверхность.

Поскольку при погружении вода заполняет лишь балластные цистерны, откуда ее всегда можно удалить при помощи насосов и сжатого воздуха, подводная лодка не тонет, а имеет возможность всплыть вновь на поверхность. В аварийных ситуациях, воздух под высоким давлением подается непосредственно в цистерны без применения насосов. Вода мгновенно вытесняется, и лодка «вырывается» из глубины. Это называется «продуть цистерны» и используется при аварийном всплытии и в иных случаях, когда необходимо в кратчайшие сроки подняться на поверхность. Если при этом задействовать еще и горизонтальные рули, то подводная лодка, эффектно «выпрыгнет» из воды, как кит.

Источник

Оцените статью