- Смерть подводных лодок
- Взгляд первый: трагедии советские
- Взгляд второй: «la Belle France»
- Взгляд третий: англосаксы
- Взгляд четвёртый: у остальных
- 10 крупнейших аварий на подводных лодках
- 10. SS-109 (USS S-4), США (1927 г.)
- 9. «Щука» С117, СССР (1952 г.)
- 8. «Трешер» SSN-593, США, (1963 г.)
- 7. К129, СССР (1968 г.)
- 6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)
- 5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)
- 4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)
- 3. «Курск» К-141 (проект 949А «Антей»), РФ (2000 г.)
- 2. «Мин 361», КНР (2003 г.)
- 1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)
Смерть подводных лодок
Взгляд первый: трагедии советские
14 декабря 1952 года. Старенькая «Щука» 5бис серии С-117 «Макрель» вышла на полигон боевой подготовки в Охотском море с экипажем в 52 человека. Командовал кораблём опытный командир Василий Красников, прошедший войну на Черноморских «малютках». 15 декабря командир отправил радиограмму о починке одного из дизелей… и тишина. Корабль не найден до сих пор, ни одну из версий подтвердить не удалось. В 1950 году лодка прошла капремонт, в 1952 – докование. Что случилось – мы вряд ли узнаем, море свои тайны хранит крепко.
21 ноября 1956 года. Столкновение, катастрофа, шторм мешает спасательной операции, лодку поднимают только через шесть суток силами СС «Коммуна». 28 погибших. Командиры кораблей получили сроки. Чего здесь больше – разгильдяйства или трагедии – вопрос сложный, но факт есть факт, головная «Месть» была потеряна на мелководье и недалеко от порта. Шесть человек, находящихся на мостике, спаслись. Мирное время, стандартно-дежурный выход, и. Через год всё на той же Балтике вспыхнул пожар на М-256 проекта А-615, лодка всплыла, но шторм помешал снять экипаж, 35 погибших. Опять СС «Коммуна» подняла корабль, но причина пожара так и не установлена.
25 января 1961 года. Подводная лодка С-80 вышла в море для отработки задач. Лодка была модернизирована по проекту 644 и несла две крылатые ракеты «П-5». 27 января в 0:30 вышла на связь, а уже через час из-за неисправности поплавкового клапана РДП (обмерзание) затонула на глубине 196 метров. Весь экипаж (68 человек) погиб. Корабль нашли и подняли только спустя восемь лет. Причём нашли благодаря везению – поиски после аварии, несмотря на задействованные немалые ресурсы Северного флота, результатов не дали. Не два километра, всего то 200 метров.
В отличие от катастроф предыдущих, Б-37 погибла на базе, утром, во время проворачивания механизмов. Версий о причинах взрыва море – истинной мы никогда не узнаем. Командира в итоге оправдали, потому как его вины-то и не было, разве что в отлучке с корабля в момент взрыва. Ещё одна загадка: что подвело – техника или люди? На этом мартиролог советских катастроф не окончен. Спустя шесть лет:
Спустя 12 суток лодка пропала со связи. Подводный крейсер с тремя баллистическими ракетами на борту затонул в 600 милях от Гаваев. Лодку нашли ВМФ США и подняли её носовую часть в августе 1974 года. О причинах аварии споры идут до сих пор – от неисправности РДП и до столкновения с АПЛ США. Правды мы не узнаем – США полных данных об обследовании носовой части не предоставили, а глубина 5 километров и прошедшие десятилетия делают бессмысленным исследование оставшихся обломков. 98 моряков погибли на боевом дежурстве вдалеке от родных берегов.
32 погибших, 20 человек (первые в мировой практике) были спасены спасательной подводной лодкой. Авария дурацкая, из-за ошибки оперативного дежурного ОВР, жертвы серьёзные и настоящие. Лодку в итоге подняли и разобрали на металл. В какой-то мере для нашей страны это стала последняя крупная катастрофа дизельной ПЛ. Улучшилась техника, улучшилась выучка, спал накал Холодной войны. Но не СССР единый – а что там у буржуев?
Взгляд второй: «la Belle France»
5 марта 1946 года, Касабланка, Марокко. В порту стоит французская субмарина «Орфей». Взрыв торпед по неустановленным причинам, двое погибших, лодка списана.
6 декабря 1946 года, Тулон, испытания на прочность при погружении французской субмарины 2326 (в девичестве U-2326 23 серии). Корпус не выдерживает давления воды и. 26 моряков остаются на дне Средиземного моря.
Третья французская субмарина, погибшая за шесть лет, и снова – 46 погибших и непонятно – ни где, ни почему. История уже хорошо забытая, тем более что для Франции ничего не закончилось на этой катастрофе. Через 16 лет:
52 погибших, учения, взрыв. И только в 2019 году корабль удалось найти, толка с чего меньше нуля – глубина и время беспощадны. Спустя всего два года:
Опять взрыв, опять 57 погибших и никакого понимания – почему. Единственное – лодку нашли сразу. Остаётся высказать осторожную версию: что-то не так было у французов либо с торпедами, либо с ТБ, иначе объяснить гибель двух однотипных кораблей по одной причине трудно. Тем более в 1983 году на борту французской субмарины снова взрыв водорода, в этот раз без фатальных последствий.
Взгляд третий: англосаксы
Серия внутренних взрывов, 7 погибших, лодка затонула на глубине 250 метров. Вся разница с советскими и французскими субмаринами – описано в англоязычном интернете красиво и героически, без поиска дураков, как в нашей традиции, ну и было кому экипаж снять. В остальном – всё то же, с причинами до конца неясно.
28 мая 1958 года Погибших в этот раз не было, а так – как у всех, человеческий фактор, его тоже никто не отменял. Не хуже и не лучше, чем у нас, да и по другому быть не могло, есть некие общие тенденции.
У англичан первая ПЛ в послевоенный период погибла 12 января 1950 года:
64 погибших, среди них 18 рабочих-ремонтников. Единственная ПЛ, погибшая не в море, а на реке. Прошёл год, и 16 апреля 1951 года лодка HMS Affray погибла в Ла-Манше во время испытаний. 50 моряков и 25 ремонтников погибли вместе с кораблём. Лодку нашли, но причин катастрофы так и не установили. В 1955 году в Портленде взрыв на борту – ПЛ Сидон идёт на дно, унося с собой 13 человек. На вооружении корабля были парогазовые торпеды…
Взгляд четвёртый: у остальных
Свою дань океану платили не только подводники великих держав, по мере увеличения флотов гибли лодки и держав второстепенных, сначала европейских, а по мере расширения продаж оружия – и не европейских. Есть определённая тенденция – как раз неатомные лодки мировых лидеров давненько не гибнут (не суеверный, но тьху-тьху), а вот молодых морских держав – вполне себе. Первой после войны стала С-4 испанского флота. 27 июня 1946 года столкновение с эсминцем «Лепанто» – 44 погибших. 4 апреля 1953 года свою дань отдали турки – столкновение с сухогрузом и 81 погибший.
Самая, пожалуй, загадочная гибель – ПЛ «Дакар» ВМФ Израиля. Лодка шла в Хайфу и пропала между Критом и Кипром 25 января 1968 года. Лодка шла с Портсмута, где её передали Израилю англичане, что породило стойкую версию о потоплении корабля ВМФ СССР. Тем не менее в 1999 году лодку нашли и огласили причину – неисправность и провал на большую глубину. Рубка поднята и размещена в качестве памятника. 69 погибших.
Отдали свою дань и китайцами – 21 января 1983 года пропала китайская ДПЛ с баллистическими ракетами, на борту которой помимо экипажа была группа учёных и инженеров. Подробности китайцы скрывают до сих пор, а то, что грешат на советскую атомарину – из разряда баек. Подлодка была не новой (советский проект 629А), постоянно использовалась для испытаний ракет и систем будущих ракетоносцев, плюс наличие гражданских – уже достаточно причин без поиска странного. Вторая подтверждённая авария – 16.04.2003 года, старенькая субмарина (реплика советской проекта 633). Экипаж выжег весь воздух, не остановив дизель при погружении, 70 погибших.
Ну и, наконец, три последних катастрофы – по одному кораблю потеряли Индия, Аргентина и Индонезия. У индусов – взрыв на борту и 18 погибших, причина детонации боезапаса не установлена; с аргентинским «Сан-Хуаном» не ясно ничего, кроме одного – корабль такого возраста пора бы списывать, а не гонять как новенький, но хроническое недофинансирование флота до добра не доводит. Официальная версия – взрыв аккумуляторной батареи после попадания воды через шнорхель; ну а индонезийцы – буквально на днях.
Что можно добавить? Катастрофы будут ещё, и не одна, океан – среда для человека враждебная, идеальных правил и механизмов ещё не создали и, думаю, не скоро создадут, а количество подводных кораблей будет только расти. Надо понимать – любой прогресс берёт свою плату, плату человеческими жизнями.
Источник
10 крупнейших аварий на подводных лодках
Первая в своем роде атомная подводная лодка спустилась на воду в 1954 году. Будучи грозным оружием в водах мирового океана, подводные корабли представляют опасность для человечества и для собственного экипажа. Из-за пожара на глубоководном аппарате Министерства обороны РФ «Лошарик» 1 июля этого года погибли 14 военных моряков. В связи с этим мы решили вспомнить 10 крупнейших аварий на подводных лодках.
10. SS-109 (USS S-4), США (1927 г.)
До 1944 года большую часть службы субмарины проводили над водой и осуществляли погружение только для атаки или сокрытия от противника. Американская SS-109 затонула у полуострова Кейп-Код, подвергшись тарану корабля береговой охраны. В результате погибло 40 военнослужащих. Удивительно, но лодка вернулась на службу через год после аварии и отработала до своего списания в 1936 году.
9. «Щука» С117, СССР (1952 г.)
С117 – прародитель одной из самых больших подводных лодок в мире. В ходе затопления советской дизельно-электрической подлодки с торпедами пропали без вести 52 моряка. Причина катастрофы и место гибели корабля не известны до настоящего времени. Инцидент случился в декабре 1952 года во время подготовки к учебным маневрам на Японском море.
Не добравшись до места проведения учений, командующий С-117 донес информацию, что неисправен правый двигатель, поэтому боевая единица идет в назначенный квадрат на одном дизеле. Через некоторое время капитан отрапортовал об устранении неполадок. После этого связи с командой больше не было. Поиски «Щуки», которые проводили до 1953 года, закончились ничем.
8. «Трешер» SSN-593, США, (1963 г.)
Крушение американского атомного подводного корабля унесло 129 жизней во время учений недалеко от береговой линии штата Массачусетс (США). SSN-593 вышла в море для проведения проверки прочности корпуса на предельных глубинах. Из-за механических повреждений корпуса субмарина спешно пошла ко дну и взорвалась под водой на отметке 732 метра. Как показала фотосъемка с места аварии на глубине 2,5 км, взрыв был сильным и вызвал разброс крупных обломков в круге радиусом 300 м.
7. К129, СССР (1968 г.)
К-129 с дизельным двигателем и ядерными боеголовками затонула 8 марта 1968 года в акватории Тихого океана (недалеко от Гавайских островов) вместе с командой в составе от 96 до 98 подводников (данные разнятся). Причина аварии осталась неразгаданной, но было выдвинуто несколько теорий, одна из которых – столкновение с неизвестным кораблем штатов.
Согласно официальному докладу американских ВМС, которые смогли отыскать К-129 в 1974 году, виной трагической катастрофы, случившейся с советской субмариной, был подрыв на борту. При подъеме судна силами ВМС Америки подлодка разломилась на две части, но некоторые части крупных узлов удалось доставить на одну из дислокаций флота неприятеля. Во время их осмотра достали тела шести советских моряков, которых со всеми почестями позже американцы похоронили в море.
6. «Скорпион» SSN-589, США (1968 г.)
Военные силы США потеряли свою вторую АПЛ и 99 моряков 21 мая 1968 года в акватории Атлантики в 740 км юго-западнее Азорских островов. Экипаж должен был через 5 дней вернуться на базу, но судьба распорядилась иначе. Позже затонувший аппарат тщетно искали около полугода силами порядка 60 судов и 30 самолётов. Вскоре Scorpion нашли на глубине около 3000 метров с помощью гидролокации.
Как часто бывает, причину катастрофы до настоящего момента не установили. Наиболее возможным обоснованием причин считали детонацию торпеды, но некоторые эксперты усмотрели в этом тщательно скрываемый факт ликвидации «Скорпиона» советским подводным флотом.
5. K-8 (проект 627А «КИТ»), СССР (1970 г.)
Первым печальным лишением атомного морского флота СССР стало крушение К-8 вместе со всеми находившимися на её борту (52 чел.). 12 апреля 1970 года, находясь в дозоре в водах Средиземного моря, АПЛ дали приказ передислоцироваться в зону Бискайского залива для участия в масштабных учениях под названием «Океан-70».
Главной задачей корабля было выявление сил потенциального противника, прорывающегося под водой к морским границам СССР. Атомное судно затонуло до старта учебных маневров, запланированных на 14 апреля, в результате рокового пожара. К-8 «КИТ» затонула в 500 км от Испании, потеряв продольную устойчивость и в целом плавучесть. Погибая, экипаж сумел обезвредить ядерные реакторы.
4. К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»), СССР (1989 г.)
42 советских военнослужащих пали смертью храбрых (в основном от переохлаждения), 27 членов команды спаслись.
Атомное подводное судно третьего поколения, оснащенное быстрозарядными торпедными аппаратами, на тот момент было рекордсменом по глубине опускания под воду среди других — 1027 метра — был зафиксирован рекорд в 1985 году. Несмотря на свои возможности, «Комсомолец» погиб и затонул в Норвежском море в последствии возгорания в двух смежных отсеках.
Это случилось 7 апреля 1989 года, когда машина шла со скоростью 14,8 км/ч (8 узлов) на небольшой для себя глубине в 380 метров. В результате ЧП были поражены системы ёмкостей главного балласта, через которые субмарину наполнила забортная вода.
3. «Курск» К-141 (проект 949А «Антей»), РФ (2000 г.)
Служба атомного подводного крейсера-ракетоносца трагически прервалась 12 августа 2000 года во время тактических учений в Баренцевом море на отметке чуть более 100 метров. Из-за вытекания топлива из двигателя торпед прогремело два фатальных взрыва, и большая часть экипажа (из 118 человек на борту) скоропостижно погибла.
Двадцать три подводника смогли перебраться в неповрежденный отсек в задней части, где долгую неделю ждали, когда же придет помощь. Они умерли от недостатка кислорода, не дождавшись удачного завершения спасательной операции, развернувшейся в акватории между РФ и Норвегией. По количеству смертей среди моряков-подводников данный несчастный случай стал одним из крупнейших на атомных лодках в послевоенный период истории флота РФ. «Она утонула»… Так ответил В.В. Путин на волнующий всех вопрос американского журналиста «Что случилось с российской подлодкой «Курск»?» в прямом эфире канала CNN.
Процесс по подъему К-141 в несколько этапов проходил в течение 12 месяцев силами двадцати государств. Стоимость операции по поиску и подъему на тот момент оценивалась сотни миллионов долларов. После выемки останков корабля были найдены и захоронены сто пятнадцать погибших подводников. Трех моряков так и не удалось отыскать. Потенциально опасное вооружение лодки и реакторы с ядерным топливом (2 шт.) были эвакуированы.
2. «Мин 361», КНР (2003 г.)
16 апреля 2003 года, на очередных учениях военно-морского состава в заливе Бохайвань (Желтое море, северо-восточное побережье Китая), на подлодке «Мин 361» случилась нештатная ситуация – поломка диздвигателя. Неисправность поспособствовала скорому сокращению уровня кислорода. Весь состав экипажа (70 чел.) в последствие лишились жизни от удушения.
Тогда китайские власти впервые обнародовали факт катастрофы борта подводного флота. Согласно данным, опубликованным 2 мая 2003 года, «Мин 361» была найдена местными рыбаками, случайно зацепившими перископ своими сетями, на 9 день после трагического инцидента.
1. «Сан-Хуан», Аргентина (2017 г.)
Капитан «Сан-Хуана» перестал выходить на контакт 15 ноября 2017 года, сетуя перед этим на проблемы с электропитанием. Тогда подлодка с экипажем в составе 44 человек была на переходе с военно-морской базы в Мар-дель-Плата, в 1400 км от столицы Аргентины. Спустя сутки установить связь с ними не удалось. Через почти 2 недели после пропажи лодки сообщили, что операция по спасению моряков прекращается, так как запасов кислорода по расчетам могло хватить только на неделю.
Субмарину ВМС Аргентины обнаружили при помощи гидролокаторов только лишь в ноябре 2018 года, спустя год после исчезновения, на дне океана. О причинах ЧП стало известно на днях, из отчета немецкой компании, производителя затонувшей подлодки. Специалисты считают, что затопление отсеков началось через клапан в аккумуляторных отсеках. Это привело к короткому замыканию, и, соответственно, ко взрыву.
Командир пропавшей аргентинской АПЛ «Сан-Хуан» перед сборами в последний поход обещал матери, что это будет последний выход в море…
Источник