- Венеция – история возникновения города на воде
- Дома на воде
- Средневековье и торговля
- Упадок
- Зачем Венецию построили на воде?
- Почему именно на воде?
- Немного истории
- Знаете ли вы, почему Венеция стоит на воде?
- Венеция: как строилась, история, фото с описанием
- Как строилась Венеция: история
- Поселения беженцев в Венеции
- Столица Венецианской Республики
- Начало плановой застройки Венеции
- Древесина
- Истрийский камень
- Градостроительный стиль Венеции
- Как строилась Венеция: канализация
- Угроза затопления города на воде
Венеция – история возникновения города на воде
Венеция – город на севере Италии, территориально занимающий группу островов. Климат в Венеции умеренный, сходный с климатом Крыма, лето здесь жаркое, а зима мягкая.
История Венеции полна взлетов и падений. Сегодня мы узнаем как возник город на воде.
Название города происходит от племени венетов, населявшие территорию северного побережья Адриатического моря во времена Римской империи. Эта территория была захвачена римлянами и названа Аквилеей. Позже Аквилея стала административным центром провинции Венетия. В 402 году провинция была разорена вестготами. По легенде Венеция была основана жителями провинции, которые спасались от готов 25 марта 421 года. Заселение началось с островов Риальто и продолжилось во время упадка Римской империи. Основным источником доходов жителей островов были ловля рыбы, добыча соли и каботажное плавание.
Дома на воде
Пока племена гуннов, лангобардов и остготов разоряли города Западной Римской империи, Венеция, благодаря обособленному положению и тому, что жители научились строить дома на сваях и жить на воде, избежала участи материковых городов. Вторжение воинствующих варваров привело к переселению на острова состоятельных жителей материка.
Результатом этого стал быстрый рост торговли и транспортировки товаров, так как сбежавшая знать вкладывала средства именно в эти отрасли.
В VI веке у Венеции был самый сильный флот на Адриатике, который оказал поддержку императору Юстиниану в войне Восточной Римской империи с остготами. В благодарность Византия предоставила Венеции свою защиту и торговые привилегии. Первого дожа венецианцы избрали в 697 году. Более чем за 1000 лет в Венеции было у власти 117 дожей.
Благодаря своему уникальному расположению Венеция была торгово-транспортным узлом, через который в Европу шелк, рис, кофе и пряности, стоившие в то время дороже золота.
Средневековье и торговля
Грамотная политика дожа Пьетро Орсеоло II, морганистические браки, помощь Византии, оказанная Венецией против сарацин, еще более увеличили привилегии венецианских купцов. Данная Византией «золотая булла» уменьшала в два раза пошлину с венецианских кораблей, приходящих в Константинополь. Во времена крестовых походов Венеция приумножила свои богатства за счет займов крестоносцам и фрахтов кораблей. С переменным успехом на протяжении почти двух веков Венеция вела войны с Генуей, в основе которых лежало торговое соперничество. В XII веке в Венеции открываются первые банки. Венецианские мореходы первые начали страховать свой груз.
В XII-XIII веках на верфях Венеции начали строить большие корабли водоизмещением до 200 тонн.
Для увеличения своей экономической мощи Венецианская республика присоединяла себе материковые территории, называемые терраферма. В 1494 году венецианцем Лукой Пачолли была систематически описана двойная бухгалтерия, успешно применяемая и в современном мире.
Упадок
С XV века, когда совершались великие географические открытия, Венеция сдала свои позиции Португалии, Испании, Голландии и Англии. К XVIII веку Венеция утратила свое былое могущество, большая часть материковых владений перешли к Австрии. Но сам город лучился великолепием. В этот период широкое распространение в Венеции получили азартные игры и проституция.
1 мая 1797 года Наполеоном была объявлена война Венеции. Большой совет принял решение выполнить все требования, 12 мая дож Людовико Манин отрекся от престола.
Впервые за более чем тысячу лет Венеция утратила независимость.
Экономика города была подорвана французской континентальной блокадой. Но прошло время, в 1869 году был открыт Суэцкий канал, в Венеции построили новый порт, и город стал популярным местом для начала путешествия на Восток. Развивается туристический бизнес, в Венеции проводятся ежегодные международные художественные выставки, с 1932 года проводится международный кинофестиваль «Золотой лев».
Источник
Зачем Венецию построили на воде?
Почему именно на воде?
Это красиво, но не очень удобно. Вряд ли венецианские строители в далеком прошлом задумывались о потоке туристов.
Немного истории
Название Венеции происходит от названия народа венетов, которые во времена этрусков осели в Италии. Изначально уровень моря был ниже и в этом регионе были плодородные поля и удобное местоположение — близость к морю.
Регулярные набеги гуннов заставили венетов перебраться в более труднодоступные места — на острова. Острова проще оборонять, самим венетам было проще швартовать корабли, что способствовало развитию торговли. Для удобства сообщения между островами был перекинуты мосты.
Со временем из-за таяния ледников уровень мирового океана поднимался, постепенно затапливая регион. Так же имеет место просадка грунта. Постепенно Венеция превратилась в такую, какой мы её знаем сейчас — в небольшие (или большие) острова, между которыми плещется вода.
Интересный факт. При строительстве домов использовались сваи из лиственницы. При контакте с морской водой они становятся по прочности сопоставимы со стальными балками.
Сейчас Венеция находится на 118 островах и имеет 150 каналов 446 мостов. Кроме известной всем Венеции, расположенной на островах часть города располагается на материковой части.
Аэропорт Марко Поло так же находится на материковой части, но взлетая с самолёта хорошо видно всю островную часть Венеции. Аэропорт находится в 8 км от города и кроме традиционного автобуса до него можно добраться на водном такси.
Венеция и сейчас продолжает уходить под воду, а часть зданий накреняется из-за просадок грунта, поэтому власти всерьёз озабочены проблемой спасения Венеции.
Более подробно про Венецию, достопримечательности, а так же какие меры приняты для спасения Венеции от затопления мы расскажем в следующих выпусках.
Понравился наш канал? Ставьте лайк (палец вверх) и >>>ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ Спасибо!
Источник
Знаете ли вы, почему Венеция стоит на воде?
Венеция «родилась» в мелкой песчаной лагуне Адриатического моря, что и предопределило всю дальнейшую судьбу города – вода стала проклятием и одновременно спасением Венеции. Спасением – из-за легкости швартовки торговых судов, благодаря которым город достиг небывалого расцвета, став «Золотыми Воротами» Европы. Проклятием – из-за того, что Венеция, едва получив жизнь, начала умирать. Медленное погружение уникального города в море не прекращается ни на минуту – на один сантиметр ежегодно.
Венеция изначально строилась на вбитых в зыбкий грунт деревянных сваях, материалом для которых служила лиственница. При взаимодействии с соленой морской водой структура ее древесины приобретает практически металлическую твердость и неподверженность гниению. Мудрость строителей прошлого помогла сохранить уникальное культурное наследие до наших дней – современные специалисты не беспокоятся за фундамент города, но бьют тревогу из-за постепенного смещения нестабильных донных слоев грунта.
Венеция сегодня – как замороженная в жидком азоте роза, которая рассыплется от одного лишь к себе прикосновения: перестроить ее, не нарушив хрупкий баланс надводной и подводной частей, невозможно. Возрастающее давление, причиной которого являются здания и многочисленные туристы (до 19 миллионов человек в год), грозит сделать город непригодным к жизни уже в 2028 году – если только современная наука не найдет способ спасти «Золотую жемчужину». Итальянские ученые уже вступили в борьбу с морем, чтобы спасти Венецию – в 2003 году стартовал проект «Моисей», использующий в качестве защиты города от приливов герметичные дамбы. Увы, пока все усилия приносят мало пользы, зато вызывают множество споров относительно экологической безопасности проекта.
Единственным реальным выходом из сложившейся ситуации, по мнению современных ученых, является методика «выталкивания» песка из глубинных слоев участка морского дна, на котором расположена Венеция. Инженер Дж. Гамболати предложил пробурить вокруг города 12 семисотметровых скважин. Если с помощью этих отверстий накачать морской водой глубокие песчаные слои, это приведет к их разбуханию. По расчетам специалистов, такие действия позволят «приподнять» участок дна вместе с городом на 30 сантиметров. Впрочем, ученые не отрицают, что это лишь временная мера и окончательное спасение Венеции – дело следующего поколения.
Источник
Венеция: как строилась, история, фото с описанием
Популярный у туристов, прекрасный город на воде Венеция расположена на 118 островах, соединенных 150 каналами и 409 мостами. При строительстве всех зданий мастера применяли специальную методику, которая позволяла прочно укрепить фундамент и успешно выдерживать зданию ежедневное «морское купание». Разобраться в уникальном способе возведения домов на воде помогут сведения о том, как строилась Венеция. А информация о системе канализации и ее современном состоянии уже не одно столетие шокирует многих приезжих.
Как строилась Венеция: история
Точная дата основания города неизвестна, но по данным ученых первое поселение основали племена Венетов, которые жили здесь в XII-XI ст. до н. э. Во времена падения Римской Империи бежавшие из нее жители обосновались на маленьком острове Риальто, который располагался в центре лагуны в северной части Италии. Территория полностью была покрыта тростником и для земледелия оказалась непригодной.
Первое поселение образовалось на островах лагуны, которые представляли собой сотни мелких заболоченных участков земли на мелководье. Образовались они из осадков ила и почвы, которые за тысячелетия превратились в тонкие полосы суши между впадинами с водой.
Такая почва стала основанием для изобретения того способа, каким строились дома в Венеции в первые годы. Переселенцы выбирали более возвышенные участки суши, затем возводили стены из глины и корней сорняка «гролло», который рос тут же, на болотах. Крышу сооружали из веток деревьев, укладывая на них сверху перевязанные пучки болотного тростника и соломы. Такие дома оказались временным пристанищем, жители которых по мере продвижения войск возвращались на материк в свои родные дома.
Поселения беженцев в Венеции
В VI столетии в период господства династии Лангобардов богатые семьи Венето мигрировали на острова, спасаясь от нашествия завоевателей. Приехавшие переселенцы привыкли жить в более роскошных условиях, а не в простых хижинах. Поэтому они сразу стали строить уже двухэтажные дома, в которых 1-й глиняный этаж использовался для склада, а второй — делался из дерева и предназначался для жилых помещений.
По мере прихода новых беженцев требовалось все больше территории, для чего поселенцы должны были осушить заболоченные земли и укрепить берега залива. Также потребовалось построить причалы, чтобы осуществлять перевозки людей и грузов. Берега были укреплены барьером из деревянных стволов, чтобы поднять уровень поверхности, на который сверху набрасывали камни и землю, а затем уже строили дома.
Первоначально переселенцы заселили 124 острова, возводя независимые поселения. В каждом начали строить каменные жилые здания и церкви. Со временем каждое поселение расширялось, дома стали строить по планам, которые применялись в те времена для застройки городов: центральная площадь, вокруг которой возводились здания общественные; на расходящихся улицах располагались жилые дома. Также строили водосборник дождевых осадков, который обеспечивал население питьевой водой.
По мере заселения большого количества островов и планомерного осушения болот стали строить мосты между ними, которые помогали перемещаться людям и перевозить грузы.
Столица Венецианской Республики
Центральным местом Венеции стал остров Риальто («высокий берег»), который был самым безопасным. В 810 г. он стал главным в разросшемся поселении, сюда переселись чиновники и правительство. В связи с такими политическими событиями эта часть города потребовала перепланировки и новой застройки.
Венецианское государство должно было иметь свою армию, вооружение, склады для товаров и дома для богатых горожан, а также резиденцию для Дожа. Первоначально столицу назвали «Чивитас Ривоалти» (город Риальто), и только в XIII столетии название поменяли на Венецию.
Выбор столицы в пользу острова Риальто был сделан, благодаря его неприступности. Из-за того, что он был окружен водами глубокого морского залива, чужие большие суда не могли к нему подойти. В период основания здесь столицы на острове уже было построено 14 церквей, вокруг которых и продолжали возведение городского центра.
Начало плановой застройки Венеции
Земля на островах состояла из нескольких слоев, которые были мягкие и рыхлые, а потому непригодные для удерживания веса монументальных каменных зданий. Были приглашены строители и архитекторы, которые должны были решить проблемы обеспечения устойчивости будущих построек и придумать, как строить Венецию на воде.
Было принято решение вбивать в землю сваи, которые привезли через море. По своим характеристикам прочности подходили только 2 вида древесины: дуб и лиственница, последняя обладает специфическим свойством становиться более прочной при расположении под водой.
Для осушения территории сначала возводили дамбу, затем забивали сваи, которые предварительно обрабатывали специальными растворами и смолами. Для небольшого жилого дома делали 6-7 рядов свай, для более высоких зданий — «свайное поле». В почву стволы забивали до уровня, где начиналась твердая земля.
Размеры свай составляли: толщина 20 см, длина 3 м, поверх них клали 2 слоя деревянных балок, сверху которых уже можно было класть камни для фундамента здания. По данным историков суммарное количество свай, установленных под зданиями Венеции, составляет около 1 млн.
Сохранению древесины также способствовали свойства местного ила, который облеплял дерево в виде защитного слоя и не пропускал воздух, преграждая путь проникновению бактерий и животных. Такие удивительные свойства грязи помогли избежать повреждений свай и их гниения. Именно уникальные свойства венецианского ила и обеспечили длительный срок существования и эксплуатации зданий в городе и позволили строителям придумать новый метод, как построить Венецию и сохранить ее здания.
Древесина
На территории Венецианской Республики лесных посадок нет, потому всю древесину для строительства приходилось привозить из горных районов Словении и Хорватии. Это были огромные лиственницы и дубы, которые вначале сплавляли по рекам, а затем доставляли на острова морем. По некоторым сведениям древесину также привозили и из России в виде пермских лиственниц или «карагаев».
Благодаря свойствам местного ила и глубокому расположению свай, доступ кислорода к древесине был перекрыт. Потому микроорганизмы и грибки, которые обычно разрушающе действуют на деревья, погибали. Под действием морской воды и минеральной грязи древесина за многие столетия окаменела.
Венецианские строители придумали не только способ, как построить Венецию, но и как повысить устойчивость и легкость городских зданий. Древесину стали применять по аналогии с кирпичной кладкой, в виде полосок из деревянных свай. Такие детали, называемые «реме», размещали горизонтально, через определенные промежутки между каменной кладкой. Они выполняли роль «подшипников», т. е. более равномерно распределяли нагрузку на стены и перекрытия кровли.
Внутренние стены венецианских зданий также прокладывали балками под названием «скорзони», которые располагались вертикально и уменьшали тяжесть строения.
Истрийский камень
Следующий вопрос о том, как строить в Венеции дома на воде, архитекторы решали, выбирая камень для зданий. Для постройки города на болотистой почве необходим был особый камень, который бы не разрушался под действием морской воды. Самым подходящим оказался один из видов известняка, обнаруженный на полуострове Истрия (Хорватия) в Адриатическом море и называемый «истрийским».
Такой строительный материал обладал замечательными свойствами:
- имел высокую водостойкость и водонепроницаемость из-за пористой поверхности;
- был устойчив к атмосферному действию;
- имел достаточную прочность, мог выдерживать большую массу здания без растрескивания;
- он достаточно просто разрезался для придания формы кирпичей;
- обладал устойчивостью к эрозии и истиранию;
- прекрасно выглядел визуально, т. к. окрашен в красивый окрас, напоминающий мрамор.
90 % зданий, построенных в Венеции, сделаны из истрийского песчаника. Камень оказался идеальным материалом для промежуточного слоя между деревянными сваями и кирпичной кладкой, из которой возводили стены строения. Он прекрасно предохраняет здание от эрозии и разрушения. В наше время такой камень по-прежнему с успехом добывается в карьерах Хорватии и используется для реставрации старых зданий Венеции. Он также применяется и для возведения новых застроек.
Градостроительный стиль Венеции
Из-за частых пожаров венецианские строители решили при возведении зданий отдавать предпочтение кирпичной и каменной кладке. Чтобы понять, как строился город Венеция и многоэтажные здания в нем, обратимся к архитектурным принципам застройки того времени.
Градостроительный стиль «города на воде» формировался с учетом отсутствия возможного военного нападения, поэтому оборонительные сооружения не возводились. Общественные и жилые здания имели широкие проемы, многочисленные украшения, колонны и декоративные элементы. Каждый дом имел прямой доступ к воде, куда выходил фасад здания. Внутри архитекторы планировали дворик с садом или фонтаном.
В 1501 г. в городе были созданы магистраты водоемов, действующие и по сей день. В их функции входит обеспечение гидравлических работ, предоставление концессий частным лицам или группам, религиозным обществам. В них указывается рабочая зона, доставка, защитные меры по удалению мусора из воды. В контрактах вменяется обязательство строительства мостов и фундаментов зданий. При их невыполнении все имущество передавалось муниципалитету.
Как строилась Венеция: канализация
Централизованная система канализации в городе вообще отсутствует, а ее функцию выполняют небольшие каналы, по которым мусор и отходы жизнедеятельности города выносятся прямо в Большой Канал и далее — в Адриатическое море. Однако, благодаря регулярным приливам и отливам, грязная вода из каналов постоянно вытекает в лагуну. Поэтому в Венеции в каналах даже можно увидеть рыбу.
Длина венецианской лагуны составляет 56,5 км, ширина — 9,6 км. От Адриатического моря ее отделяет песчаная коса проливами Лидо, Кьоджа и Маломокко, через которые быстрое течение очищает всю воду и каналы в городе. Благодаря им Венеция уже много столетий существует без централизованной системы канализации.
В каждом палаццо есть отстойники, в которых скапливаются отходы, самые легкие из которых через отверстия в стенах или по трубам выходит в канал. Более тяжелые фракции откачивают постоянно курсирующие катера-ассенизаторы.
Основные компоненты внутренней канализации в доме:
- сточный приемник;
- сифоны или гидравлические затворы;
- сети из труб, проложенных внутри здания и выходящие наружу;
- специальное устройство для очистки труб и их осмотра.
Предварительно отходы проходят через фильтры, которые установлены в подвальных помещениях. Однако встретить плывущие отходы в канале Венеции — вполне реально.
Сейчас в домах на некоторых островах и на материковой зоне уже подведена центральная канализация, но в исторической старой части города все осталось по-прежнему.
Угроза затопления города на воде
В последние годы городской совет Венеции мало финансирует обслуживание каналов, т. к. все средства направлены на строительство паводковых шлюзов (5,4 млрд евро). Это связано с планом по защите города от постоянный наводнений и подтоплений, из-за которых происходит постепенное проседание зданий. За последние 50 лет Венеция опустилась на 23 см, и процесс подтопления продолжается на 1-2 мм ежегодно.
Венеция остается уже многие годы городом-музеем, в который съезжаются миллионы туристов полюбоваться на красивые палаццо и каналы, по которым скользят романтические гондолы. Многие из людей даже не задумываются о том, как строилась Венеция и почему за несколько столетий здания прекрасно сохранились. Все это благодаря первым строителям и архитекторам города, которые продумали уникальный принцип возведения многоэтажных зданий.
Источник