Гондолы в Венеции: об этом мало кто знает
Венеция — водная страна чудес из 177 каналов, и нет лучшего способа исследовать этот романтический лабиринт, чем на знаменитой гондоле. С одной стороны, это дорогое туристическое клише, но это также классическое путешествие, которое планирует большинство посещавших этот несравненный город. Гондола — это не водное такси, чтобы добраться от A до B. Это чисто обзорная поездка, от которой тяжело отказаться.
Вот малоизвестная предыстория этих элегантных судов, а также несколько советов о том, как получить максимальную отдачу от вашего путешествия на гондоле.
Гондолы использовали еще в древней истории
Изящные гондолы используются в этом Адриатическом городе в течение более чем 10 веков, самое раннее зарегистрированное упоминание датируется 1094. Когда-то они были основным видом транспорта вокруг венецианских каналов. К концу 16-го века было приблизительно 10 000 гондол, создающих водные пробки по всему городу. Сегодня в Венеции насчитывается всего около 425 гондол.
Гондольер должен иметь лицензию на греблю
Нелегко стать профессиональным гондольером, поэтому, когда вы поднимаетесь на борт, это всегда по сути реальная сделка. Требуется более 400 часов обучения и ученичества, чтобы освоить греблю, поворот, замедление, обратный ход и необходимые маневры остановки. Стоять в задней части лодки, компенсируя неустойчивые волны, уклоняться от движения скоростных катеров, змеиться по узким каналам, подвешиваться под мостами, отбрасывать стены – все это требует умения и баланса. Пение-это бонусный актив, которым обладают не все гондольеры ( сначала спросите, будет ли серенада ). Гондольеры должны сдать строгий экзамен по венецианской истории и ориентирам, а также требования к иностранному языку. Это благородная профессия, которая передается из поколения в поколение и ежегодно выдается только от 3 до 4 новых лицензий гондольера.
Дамы-гондольеры
Первая женщина – гондольер – или гондольера-получила лицензию в 2010 году. Джорджия Босколо, 24-летняя дочь 40-летнего ветерана гондольеров, первой прошла требования и получила лицензию. Другая женщина, Алекс Хай из Германии, обучалась в течение года, но не смогла пройти официальный тест несколько раз (она считает, из-за дискриминации) и работает частным образом в отеле в качестве гида гондольеры.
Все гондолы построены однобоко
У каждой гондолы левая сторона на 10 дюймов длиннее другой. Эта асимметрия помогает уравновесить вес гондольера, который стоит сзади. Это также компенсирует тенденцию лодки качаться влево, поскольку гондольер постоянно гребет справа. Гладкая и стабильная конструкция этой плоскодонной лодки хорошо подходит для мелководных условий Венецианской лагуны и случайных грязевых отмелей в каналах.
Вес гондолы может удивить
Каждая 35-футовая гондола весит колоссальные 1100 фунтов, что примерно столько же, сколько рояль и больше, чем средняя лошадь. Несмотря на значительный вес, одному тренированному человеку довольно легко управлять им с помощью одного весла.
Гондолы все черные из-за строгих законов
Выможет удивитесь, но все гондолы окрашены в черный цвет-не менее 6 глянцевых слоев. На самом деле это закон. Еще в 16-м веке, когда каналы были заполнены 10 000 гондол, различные дворяне пытались выделиться друг перед другом причудливыми проектами и яркими цветами. Вся эта эгоистическая экстравагантность начала выглядеть немного кричащей. Поэтому город принял закон, согласно которому все гондолы должны быть стандартизированы и окрашены в черный цвет. Больше никаких колокольчиков и свистков, кроме кудрявого хвоста, пары морских коньков и причудливого Ферро спереди. Некоторые предпочитают украшать интерьер золотыми деталями, бархатной обивкой, коврами или пластиковыми цветами – особенно те, которые используются для свадеб или особых случаев.
Ферро на фронте функционально
Декоративный орнамент капота на носу называется Ферро, и он полон символизма. Для начала форма S, которая представляет собой кривую Гранд-Канала, которая делит пополам остров Венеции. Шесть зубцов (петтини) представляют шесть районов Венеции, известных как сестьери. Обращенный назад Зубец символизирует остров Джудекка, который находится к югу от главного острова Венеции. Украшение наверху Ферро перекликается с формой шапки Дожа (избранного магистрата республики), а небольшая арка между цветком и верхним зубцом представляет собой мост Риальто. Помимо своего символического / декоративного прикосновения, ферреро также служит своего рода защитным бампером в случае, если гондола сталкивается с другими лодками или стенами, плюс это немного противовес для гондольера, стоящего сзади.
Деревообработка уникальна
Каждый корпус выполнен из 280 замысловато вырезанных частей с использованием 8 различных видов древесины-дуба, вяза, лайма, лиственницы, ели, вишни, грецкого ореха и красного дерева. Весло сделано из бука и forcole (стилизованное весло) сделано из грецкого ореха. Вся используемая древесина должна быть выдержана в течение года.
Техническое обслуживание
Корпус гондолы обработывается новым слоем лака каждые 40 дней, чтобы защитить его от вредителей лагуны, который въедаются в древесину. При правильном обслуживании хорошая гондола может прослужить от 15 до 20 лет, после чего ее можно один раз отполировать еще лет на десять.
Можно поучаствовать в изготовлении лодки
Любители гондол могут насладиться посещением рабочего сквера или гондольной верфи, чтобы воочию увидеть прекрасное мастерство и вековые традиции, которые входят в строительство и поддержание этих ценных венецианских судов. Каждая лодка требует около 500 часов, и только около 20 лодок строятся каждый год. Организуйте экскурсию в мастерскую Сан-Тровазо рядом с мостом Академии или Squero Domenico Tramontin & Figli, которой управляют потомки человека, разработавшего современную гондолу. Это настоящие рабочие семинары, а не туристические выставки, но они позволяют туристам увидеть процесс.
А самому слабо?
Вместо того чтобы быть пассивным пассажиром, почему бы не научиться управлять собственной гондолой? Компания под названием Row Venice проводит 90-минутный тур, который учит вас основам, а затем позволяет вам плавать по водам – это не так просто, как кажется. Вы овладеете необходимыми навыками в бассейне лагуны, прежде чем отправиться в узкие каналы. На самом деле Вы не пилотируете настоящую гондолу, но это традиционная грузовая лодка, которая является близкой заменой.
Регаты гондол
В первое воскресенье сентября на Большом канале проходит грандиозный парад украшенных гондол, которыми гордо управляют гребцы в старинных костюмах. Затем следует регата из четырех захватывающих лодочных гонок. Команды соревнуются в традиционной Regata Storica, в сопровождении еды, музыки и веселья. Это многолюдное событие, но его нельзя пропустить, если вы находитесь в Венеции в это время. Обратите внимание на другие гондольные регаты в течение года, в том числе впечатляющие вокруг Мурано и Бурано.
Дороговато будет. Живописная поездка на одной из этих элегантных черных лодок стоит недешево. Официальный курс составляет около € 80 за 40 минут езды, с дополнительными 20-минутными шагами стоимостью еще €40. После 7 вечера цена поднимается до € 100 и €50 за дополнительные 20 минут, и если вы хотите немного петь на своей поездке, это будет стоить дороже. Да, это грабеж!
Можно собрать партию из шести человек и разделить стоимость. У вас будет больше шансов, если вы отправитесь из внутренних каналов, так как гондольеры, которые паркуются вдоль Большого канала перед площадью Святого Марка, редко сдвигаются с места по цене. Вы также получите более спокойную поездку, а не опыт бампер к бамперу лодки.
Альтернатива Gondola Lite . Вместо того, чтобы платить завышенные туристические цены, выбирайте быструю поездку на пароме traghetto через Гранд-Канал. Это все еще гондола, но просто более короткая поездка без экскурсионного комментария или оперного сопровождения. Эта альтернатива не имеет романтики круиза под мостом вздохов или пересечения лабиринта подпорных каналов, но вы получаете отличный вид на Гранд-канал и опыт перевозки по воде. По цене одного евро, вероятно,Вы сможете позволить себе ходить туда и обратно несколько раз. Водные автобусы вапоретти-более быстрая альтернатива для того, чтобы обойти Гранд-Канал, хотя у них нет унции магии, которую имеют гондолы.
Оставляйте Ваши комментарии!
Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше. Подписаться!
Кроме того Вам могут быть интересны:
Источник
Город-на-лодках: как Венеция существует без машин
Венеция — это куча мелких островов, которые ещё и плотно застроены. И там особая ситуация с транспортом. Машины запрещены, мотоциклы запрещены, велосипеды запрещены. Исторически можно только ходить пешком, ездить на коне или плыть на лодке. С конём в современности тоже проблемы — раньше мосты были гладкие, а сегодня со ступеньками.
В итоге, всё, что делается в Венеции, делается с лодки. Вот, например, скорая помощь — это скоростная лодка. Больному плохо? Доплываем по каналу до ближайшего к дому месту и забираем его на носилках в лодку.
Исторически аристократы тоже не ходили пешком, а двигались на богато украшенных лодках, поэтому основные входы в дома всегда выходили на канал.
То есть дверь богатого дома выходит просто на канал:
Или есть арка, через которую можно заплыть во внутренний двор (он тоже сделан из воды). Кстати, относительно недавно молодёжь по ночам заплывала через одну такую арку в полузаброшенный храм и предавалась там всяческим непотребствам.
В кварталах победнее просто улица кончается водой:
В общем, нет никакой сложности доплыть прямо до дома. То есть если вы будете воспринимать каналы не как преграды, а как дороги особого типа — не ошибётесь.
Для перехода через дорогу есть мосты или лодки, которые перевезут вас на другую сторону. Вместо автобусов — речные трамвайчики-вапоретто.
С этой «системой дорог» связан ещё один интересный аспект. По мере развития Венеции острова выравнивались и объединялись. Вот улица Риа Терра, то есть земляной канал.
Это взяли канал и сделали пешеходной улицей. Но, с другой стороны, к театру «Феникс» пришлось выкопать свой отдельный собственный канал — привычка аристократов двигаться везде на лодке не позволяла богатой публике прибывать по суше.
Театр тоже волшебный. Во-первых, он был основан как акционерное общество. Его единственной целью был заработок денег. Во-вторых, инвесторы были настолько жадные, что заказали у Верди «Травиату» и «Риголетто», чтобы был свой крутой контент. Заказывали и у Беллини, в честь чего назвали коктейль. В-третьих, его назвали «Феникс». Театр полностью соответствовал своему названию — горел два раза и оба раза его восстанавливали.
Пожарная служба тоже на лодках. От пожарной лодки протягиваются рукава к дому, а вода есть в канале. Тем не менее, когда горел вот этот самый «Феникс» второй раз (вроде бы, ходит байка, что подрядчик по реконструкции не успевал к сроку контракта и организовал поджог), заодно чуть не сгорела половина города. Потому что именно в этот момент было большое обмеление каналов, и пожарные лодки просто не смогли пройти к театру. Откуда-то достали вертолёт, но он был один, и не сильно помог.
Начиная с этого момента в городе решили сделать систему гидрантов — как раз был водопровод с материка новый, и сделали аварийные краны. Звучит странно — мол, зачем гидранты в городе на воде, но после истории с театром становится понятнее, в чём дело.
Это не просто висящее во дворе бельё, это на самом деле фотография гидранта в своём ареале обитания.
Единственный светофор на каналах сделан как раз для пожарных — когда что-то горит, он зажигается красным, перекрывает Большой канал, и они спешат к месту возгорания.
Аналогично пожарным работают золотари-ассенизаторы. Только пожарные заливают что-то водой, а золотари, наоборот, выковыривают отходы из домов. Тут надо сказать пару слов про канализацию. Сначала просто всё выкидывалось и выливалось в каналы. Прилив-отлив, каналы прокачиваются и выносят всё в лагуну из города. Рыба заносится течением в лагуну, например, около Бурано. Город смердел, как смердели почти все средневековые города кроме Праги. В Праге, в отличие от других городов, пахло кровью от мостовых в центре. С появлением представлений о санитарии стали делать септики с тремя камерами: для туалета, для кухни и для всего остального. Сверху желоб для попадания воды из каналов. В итоге очищенная вода выходит наружу, а твёрдые остатки уплотняются в септике. Первые септики делали из того, что получится — например, дерева. Но это всё равно было лучше, чем ничего.
Сейчас там, где септик поставить нельзя (дома слишком сложно реконструировать), используют фильтры, которые надо очень часто менять (раз в неделю). Если из вашего дома вытечет что-то грязное в канал, сегодня вас оштрафуют.
Такси тоже водные — это примерно те же лодки, что у скорой помощи, только для пассажиров. Раньше была поговорка, что самые наглые жители Венеции — это голуби и гондольеры. Теперь список пополнили таксисты. Лицензия (со слов местных) стоит почти 800 тысяч евро, такси по ценам золотое, но местами незаменимое. По условиям таксист может ставить помощника на замену (что-то вроде системы мастера и подмастерья), но полностью отвечает за его действия. В итоге, опять же, по словам местных, сами таксисты почти не работают, а их подмастерья впахивают. Плюс, я прямо подозреваю, работа с кучей наличных и не очень продвинутый налоговый контроль — и вот лицензия быстро окупается. Ну и у них такое же закрытое сообщество, примерно как у гондольеров.
Гондольеры
Венецию очень сложно представить без гондол. Полчаса стоит 70 евро днём и 100 евро ночью (потому что поднимается ветер, править сложнее). Гондола — это ассиметричная лодка с гнутым хвостом:
Гнут он так потому, что там стоит гондольер с веслом и гребёт. Удобнее это делать, когда именно весло, а не ты, находится на продольной оси лодки. Форма лодки и её украшения регламентированы, например, вот эта символическая штука на носу — почти флаг.
S-изгиб повторяет форму Большого канала. Шесть плашек символизируют 6 кварталов города. Арка — главный мост Риальто. Звёзды между плашками — три острова рядом (Мурано, Бурано, Торчелло). Колпак — корона дожа (она примерно такой формы). Сами лодки чёрные и достаточно одинаковые не просто так — это отголоски войны понтов между аристократами, которая кончилась нормативным актом, регулирующим, что понтоваться нельзя, все должны быть примерно одинаковыми, все лодки — чёрными. Хотите выделиться — спонсируйте церковь.
Барочный стиль проектировался так: богатый фасад со слотами для статуй. Дальше фасад пробовали продать кому-нибудь из богачей. Если получалось — ключевая статуя или бюст были от спонсора, и церковь строилась с шиком. Иногда не получалось — тогда фасад просто не делали, строили домик как домик. Эту церковь спонсировал адмирал, вот его большая статуя. Сегодня памятники культуры тоже не делаются на муниципальные деньги — ищут спонсора. Например, на главной площади висит невероятно здоровый баннер Визы, типа, спасите город, платите нашими картами — и будет висеть, пока там всё не починят.
Поскольку каналы мелкие, киля нет, и осадка всего около 20 сантиметров. Поэтому гондольеры не любят таксистов — те гоняют на моторных лодках и поднимают волну. За год переворачивается примерно три гондолы, что означает огромный скандал с туристами внутри.
Кстати, в каналах действует вполне нормальные правила канального движения. Вместо поворотников — крики «иду влево», «иду вправо» в качестве защиты от столкновений. Ограничение скорости — 10 километров в час в городе, 20 километров в час в лагуне. Распространены движки на 9,9 лошадиных сил, это типа наших мотороллеров — нет VIN на движке, поэтому штраф за превышение отправлять некому.
Лодки должны быть с габаритными огнями.
Такое ограничение в городе потому, что венецианцы всеми силами стараются уменьшить волны, поскольку они разрушают набережные каналов.
Кстати, набережные каналов. Они чуть приподняты над уровнем воды, поскольку тут море, и есть приливы и отливы. Ещё когда дует ветер в одну сторону может быть обмеление, в другую сторону — наводнение.
Видно подъём
Тут видна старая набережная и новая, и есть отметки уровня воды
Вот, смотрите, дамбы на домах:
А вот тут уже уложены аварийные тротуары в ожидании подтоплений (почти каждую осень):
При наводнении запускается сирена. Один звук — 1,1 метра над уровнем моря, просто закройте мини-дамбы и спите спокойно, пока вода стучит к вам в дом. Два гудка — 1,2 метра, то же самое, но можно ждать сюрприза. Три гудка — вода пойдёт в дома через плитки пола. В этот момент владельцы складов и магазинов начинают лихорадочно спасать товар. Первые этажи домов и так почти необитаемы из-за влажности (ну или сдаются туристам, а к сезону наводнений туристы уезжают), поэтому дома всё будет хорошо. А в магазине нет. 1,4 метра — вам хана, город ждёт масштабная реконструкция. В прошлом году в октябре было 1,6 — по улицам ходили в бахилах и с кошельками в руках, дети ловили рыбу руками, ночью по мостовым плавали медузы.
Но вернёмся к гондольерам. Дальше опять со слов местных (цены проверены у трёх разных людей, но могут отличаться от реальных). Итак, чтобы круто зарабатывать на туристах, вам нужна лодка. Она в общей сложности стоит около 35 тысяч евро. Причём та же уключина под единственное весло обычно делается в виде фигурки, и эта композиция стоит под штуку евро тоже. Поэтому гондольеры часто уносят её домой вечером, чтобы ушлые туристы не скрутили сувенир. Но лодка — это только полдела. Ещё нужна лицензия. Лицензия получается почти как у такси, через сложный экзамен и кучу денег (около 150 до 500 тысяч евро по моим данным в зависимости от маршрута). Гондольеры фактически объединены в закрытое династическое сообщество — как гробовщики в России. Поэтому попасть на этот рынок очень сложно: экзамен принимается или не принимается именно людьми изнутри сообщества. Без лицензии можно ходить на гондоле только в частных целях (быть кем-то вроде персонального водителя). В общей сложности в Венеции около 450 гондол с лицензиями.
Представитель этой славной профессии. Вообще, с учётом законодательства ЕС относительно биометрических данных, удивительно, что он дал разрешение на съёмку.
Гондолы ходят круговыми маршрутами и имеют чёткое место старта. То есть вместе с получением лицензии вы получаете и точку в городе у полосатого столба. У таких полосатых столбов обычные лодки парковаться не могут.
Зимой гондольеры переодеваются в Санта-Клаусов и выплывают на парад в Большой канал. В прошлом году там была замечена наша соотечественница в костюме снегурки, но она не имеет лицензию на публичные перевозки (насколько я знаю).
А каналы мёрзнут зимой?
Очень редко, раз в 10-20 лет на пару дней. И чаще мелеют, но тоже ненадолго. Вода в каналах морская, то есть солёная, и для замерзания нужны реально низкие температуры, которые сложно получить в этом климате. Но при аномальных похолоданиях случается вот такое:
Вот тут очень подробная публикация на английском про все замерзания, картинка оттуда
Снег в Венеции можно застать, но он обычно не долетает до земли и тает. За год один-два раза можно увидеть белые мостовые.
И что, у каждого жителя есть своя лодка?
И да, и нет. Проблема с парковочными местами, лодки продаются только с ними. Найти парковку сложнее, чем купить лодку — регуляция идёт именно по местам хранения. Сейчас мэр обещает новые парковочные места всем желающим, но, похоже, где-то на окраине.
В итоге лодки есть у многих коренных жителей, а для остальных — вапоретто и трагетто.
Трагетто — это лодка через канал, короткий маршрут от пристани до пристани, замена моста. Вапоретто — речной трамвайчик. Сеть речных трамвайчиков покрывает город. Днём и вечером (в момент окончания спектаклей) эти судёнышки забиты как у нас вагоны метро в час пик в Москве, то есть туда реально не протолкнуться. И в основном это туристы. Поэтому для местных на пристанях сделаны приоритетные проходы — можно приложить красный проездной и пройти до основной толпы на посадку. При этом в залах ожидания приоритетной посадки нет сидячих мест, а в обычных — есть. Это потому что туристы ждут 5-10 минут, а местные приходят прямо к трамвайчику — ходят они очень точно.
Многие дома рассчитаны именно на то, что их будут смотреть с воды. Основные фасады повёрнуты на канал.
Вапоретто ходит и по лагуне, в частности, на острова Мурано, Бурано, Торчелло и на остров-кладбище. Фарватер обозначен палками-бакенами вехами.
Ладья Данте, плывущая в ад (на местный остров с кладбищем), подробности есть вот в этом ЖЖ. Снимают памятник обычно без солнечных батарей, но они нужны для освещения ночью.
Кранцами настоящие профессионалы не пользуются, поэтому палки бывают стёсаны вот так. И поэтому их не делают из бетона или стали, кстати.
Ещё транспорт
Входной терминал сделан для лёгкого метро «People mover», идущего через небольшой пролив от острова с кучей парковок. На эту же входную площадь приходит электричка, и там же гнездуются автобусы. Из аэропорта можно приехать как на парковочный остров, так и прямо на эту площадь. На этом месте привычный транспорт заканчивается. Дальше — система вапоретто. Билет стоит 7,5 евро, проездной на 24 часа — 20 евро (действует и на автобусы и прочее в материковой части). Проездные продаются в табачных киосках. Там же, кстати, есть офигенные почтовые ящики GPS-почты.
Эта почта — отдельное крутое изобретение: жёлтые ящики стоят в почти всех табачных и сувенирных, и можно купить марки с QR-кодом. Дальше по этой марке идёт отслеживание (получили в терминал, отдали с терминала, получатель сосканил код), и можно прямо к открытке закрепить видео, тогда получатель сможет его посмотреть с телефона. Куда удобнее, чем классическая почта, но и дороже.
Вот так выглядит перемещатель людей:
Рельсы разделяются на станциях, домах-на-дереве. Точнее, на центральной станции, потому что их тут всего три, и две из них конечные.
Служебные лодки
Поскольку каналы — это дороги, на них много служебных лодок. Поставка товаров в магазины, перевозка мебели — всё лодками.
Утренняя выгрузка, похоже, что для Coop
СКС сама себя не проложит
Вот эти краны-манипуляторы — очень частое явление на лодке, почти стандартный набор экипировки:
А вот строители работают:
А здесь происходит самое интересное — обновляется парковочный шест: его вбивают в дно канала специальной штукой:
Каналы тоже обслуживаются: они постепенно зарастают илом, туда намывается песок с материка и так далее — их надо углублять примерно раз в 30-40 лет.
Всё, вот так устроен город-на-лодках с транспортной стороны. Да, я помню про Рускеалу, но про Венецию ещё нужно рассказать феерическую историю про то, как они вообще в этом пустом и недружелюбном месте умудрились построить богатейшую морскую империю и заодно свой маленький Арзамас-16 Средневековья. Ну и в нашем хабе Туту.ру есть много про другие виды транспорта.
Источник