Реферат «Любовная лирика Вероники Тушновой»
Предмет и содержание лирики, традиции русской любовной поэзии. Биография В. Тушновой: особенности творчества, жизнь и социальные условия. «Сто часов счастья» Вероники Тушновой: стихотворный анализ произведений поэтессы. Тема любви в творчестве Вероники Тушновой и Юлии Друниной. Заключение: «…любовь — это величайший стимул воли и жизнедеятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 132.5 КБ |
Тезисы к реферату | 63.5 КБ |
Рецензия на реферат | 25.5 КБ |
Презентация к реферату | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Районная научно – практическая конференция обучающихся
«ШКОЛА – НАУКА – ВУЗ»
«Любовная лирика Вероники Тушновой».
Финк Анна Александровна,
обучающаяся 9 «А» класса,
Чижик Ирина Николаевна,
учитель русского языка
и литературы высшей категории
1. Введение. Стр. 3-4
2. Теоретическая часть.
Любовная лирика: определение жанра. Стр. 5-7
3. Практическая часть.
Тема любви в творчестве Вероники Тушновой. Стр.8
3.1.Биография Вероники Тушновой. Особенности творчества, жизнь, социальные условия. Стр. 8-13
3.2. «Сто часов для счастья…» Вероники Тушновой. Стр. 14-16
3.3. О любви в лирике Вероники Тушновой и Юлии Друниной. Стр. 17-21
4. Заключение. Стр. 22-25
5. Список используемых источников и литературы. Стр.26
Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех.
Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны. Важным признаком большинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутренним единством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой», являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы. Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалиться в этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, в реальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственную область.
Личность героя любовных стихотворений сводилась к роли «носителя любви». Особенности его характера или его мировоззрения, могущие повлиять на его чувства, выявлялись далеко не всегда. Внешние обстоятельства, с которыми была связана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали внимание авторов стихотворений лишь в редких случаях.
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах Ю.М.Лотмана, Б.М.Эйхенбаума, И.В.Золотаревой, Т.И.Михайловой.
С.И.Кормилов, С.В.Иванов, С.А.Леонов говорят о ней как о необходимом составляющем творчества поэта. Некоторые авторы (И.П.Золотусский и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. В школьных учебниках тема любви раскрывается в кратком анализе нескольких любовных стихотворений, ограничивается их перечнем.
Объект моей исследовательской работы : любовная лирика Вероники Тушновой.
Цель работы : выявить своеобразие любовной лирики Вероники Тушновой.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач :
— изучить исследования литературоведов по данной теме;
— изучить биографические сведения о Веронике Тушновой;
— проанализировать отдельные произведения поэтессы;
— сопоставить лирику Тушновой с лирикой Юлии Друниной.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературоведческой, учебно-методической и художественной литературы.
2. Теоретическая часть.
Любовная лирика: определение жанра.
Лирика — это литературный род, характеризующийся особым типом построения художественного образа, представляющего собой образ-переживание.
Лирический образ – это эстетически значимое переживание, в котором автобиографическое начало содержится как бы в снятом виде.
Лирическое стихотворение — это мгновение человеческой внутренней жизни, эпицентр переживания, которым охвачен поэт и которое целостно и полновесно. Лирика не обладает возможностями широкого описания явлений действительности или сложного развертывающегося сюжета; основным ее средством является слово, отвечающее своей организацией (лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание) тому переживанию, которое находит в нем свое выражение.
Лирика обладает непосредственной связью с музыкой, о чем говорит само название (от лиры – инструмента, под который исполнялись песни). В древней Греции лирические стихи сопровождались определенным музыкальным инструментом.
Различают разные виды лирики по жанрам: гражданская, любовная, декламационная, элегическая, философская, дидактическая и т.д.
Любовная лирика – очень субъективная, личная лирика, основной темой которой является любовь. Ее происхождение очень древнее. Первыми известными любовными лириками был Мимнерм и Сафо. Сафо в своих стихах выражала целую симфонию чувств и ощущений, доходящую до физиологических подробностей и самозабвения, что было абсолютной новостью в тогдашней греческой литературе. Впоследствии ей стали подражать многие поэты. Любовная лирика имеется практически у каждого поэта. Замечателен любовный цикл Петрарки, Шекспира, Данте, Вергилия. Распространению и развитию лирических форм в средние века способствовали трубадуры, миннезанги и труверы. Особый расцвет лирики пришелся в эпоху Возрождения, когда выросло значение личности и, соответственно, значимости ее индивидуальных переживаний (во Франции – это кружок «Плеяды» с «певцом любви» Ронсаром, в Испании – Эррера, Лопе де Вега). В Англии в жанре любовной лирики творили Серрей, Ф. Сидней («Аркадия», «Астрофель и Стелла»), Спенсер, для которого характерно соединение любовно-лирических тем с сатирическими.
Байрон, восприняв лучшие традиции созданной любовной лирики, смог не только обогатить ее содержание новыми темами и образами, но и существенно разнообразить языковые средства. Новаторство Байрона в этом жанре состоит, прежде всего, в том, что он влил в английскую поэзию восточную тему, восточные мотивы и образы со своей особой спецификой чувствования. Второе отличие состоит в соединении лирических мотивов с гражданскими (или, шире, с метафизическими мотивами, куда входят и библейские мотивы) и в трагической окраске лирики.
Лирика – это стихотворство раскрывающее человеческую душу.
Душа человека ни в чем так полно не раскрывается, как в любви. Когда к человеку наведывается это чувство – сила, передвигающая миры и сердца, душа человека показывает свои лучшие стороны. Люди любят так, как понимают мир. История любви любого человека – это копия истории его отношений с миром вообще. Возлюбленный образ – вот наиболее понятный и необходимый символ для ощущения мира. Ведь не зря тема любви и любовных тревог и томлений занимают центральное место в произведениях искусства всех времен. Это происходит не потому, что признанные мастера одолеваемы пылом любви, а оттого, что творческий инстинкт их указывает то состояние человека, когда душа его наиболее открыта вечным началам истины, добра и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только желает наслаждений, но и сам способен совершить наивысшие подвиги самоотречения, способен дерзнуть и на то, что превышает его силы.
Любой автор, поэт живописец, скульптор задается целью представить зрелище души, глубоко и сильно переживающей всякое чувство, полнозвучно отзывающейся на любое проходящее перед нею явление, — одним словом, зрелище души, озаренной любовью. В литературе это, в первую очередь, видно в любовной лирике, восхваляющей чистую любовь.
Любовная лирика представляет собой произведения, написанные теми, кто любил, к тем, кто были любимы, говорят о любви, но только не об одной любви. Душа, озаренная любовью, весь круг своих переживаний осматривает с особенным, может высоким, может нежным, но всегда значительным чувством. Поэтому этот жанр был, есть и будет интересен читателю прошлого, настоящего и будущего.
Большое значение тема любви имела и в лирике Вероники Тушновой.
Если есть на свете творцы «чистой поэзии», то к ним по праву принадлежит Вероника Тушнова. Строки ее лирики текут, как прозрачные родниковые струи, и голос поэтессы проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца и остается там навсегда. Наверное, это и есть настоящая поэзия, когда не, оттого что в учебнике написано – это классика, а оттого, что по душе.
Вероника Михайловна Тушнова – русская поэтесса. Основная тема ее творчества – любовь. В поэзии Тушновой любовь возвышает человека над обыденностью, делает его окрыленным, с ней связаны горе и радость, утраты и надежды, настоящее и будущее. Любовь – это когда на двоих: «Беда так беда, непогода так непогода, ликование так ликование! Но уж добр делиться, как в таежном походе, чтобы никаких преимуществ ни мне, ни тебе. » – так писал о поэзии Вероники поэт Марк Соболь.
3. Практическая часть.
Тема любви в творчестве Вероники Тушновой.
3.1 Биография Вероники Тушновой. Особенности творчества, жизнь, социальные условия.
«. Она была ошеломляюще красива!», — так начинает свои воспоминания о Веронике Тушновой практически каждый человек, лично знавший эту гениальную женщину.
Вероника Тушнова, известная советская поэтесса, родилась 27 марта 1915 года в Казани в семье профессора медицины Казанского Университета Михаила Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. Профессор Тушнов был на несколько лет старше своей избранницы, и в семье всё подчинялось его желаниям и воле, вплоть до подачи на стол обеда или ужина.
Вероника, черноглазая, задумчивая девочка, писавшая стихи с детства, но прятавшая их от отца, согласно его же непререкаемому желанию сразу после окончания школы поступила в Ленинградский медицинский институт (семья профессора к тому времени обосновалась там).
Вероника Михайловна проучилась на факультете терапии четыре года, но больше не смогла истязать свою душу. Ее всерьез увлекали занятия живописью, да и поэтическое вдохновение не покидало.
В начале лета 1941 года Тушнова поступает в Московский Литературный институт имени М.Горького. Ее желание профессионально и всерьез заниматься поэзией и филологией вроде бы начинает сбываться.
Но учиться не пришлось. Началась война. Отец Вероники Михайловны к тому времени скончался. Осталась больная мать и маленькая дочь Наташа.
Кстати, семейная, личная жизнь Вероники Тушновой – это еще одна загадка для ценителей ее творчества, для литературоведов. Все скрыто за семью печатями тайн семейного архива, многое не сохранилось, утерялось, о многом – умалчивается.
Используя свои медицинские познания, Тушнова почти все годы войны проработала в госпиталях врачом, выхаживала раненых. Работа тяжелая, часто и неблагодарная, не оставляющая, казалось бы, времени для «возни» с капризными рядами поэтических строчек. Но Тушнова во время ночных дежурств умудрялась, при свете затененных ламп, прислушиваясь к сонному дыханию и стонам больных, все время чиркать что-то в тетради. Ее так и звали ласково: «доктор с тетрадкой».
В 1945 году вышли из печати ее поэтические опыты, которые она назвала «Первая книга». Это был сравнительно поздний дебют, Веронике Михайловне было уже 29 лет, и прошел он как-то незаметно, тихо. Вероятно, в год Победы и всеобщего ликования нужно было писать что-то фанфарное, парадное. Тушнова не умела этого делать никогда. Ей сразу и всегда была присуща своя нота чистой, пронзительной грусти, элегичности, то, что лихие «проработчики» от Союза Писателей тут же назвали «пресловутой камерностью», «перепевами надуманных переживаний» в духе «салонных» стихов Ахматовой.
Неудивительно, что вторая книга Вероники Михайловны «Пути – дороги» увидит свет только через десять лет, в 1954 году. Она просто не решалась выпустить ее в свет. В основу этой книги легли стихотворения, написанные часто в дороге и навеянные дорожными встречами и впечатлениями, знакомствами с новыми людьми и новыми местами. «Азербайджанская весна» – так называется один из поэтических циклов Тушновой.
Вероника Тушнова все десять лет молчания много и упорно работала рецензентом в издательстве «Художественная Литература», очеркистом в газете, переводила с подстрочников Рабиндраната Тагора, причем великолепно делала это, поскольку была лириком, «по самой своей строчечной сути», как говорила она сама.
Эти десять лет были очень трудными для Вероники Михайловны. Она искала свой собственный путь в поэзии. Искала тяжело, мучительно, часто сбиваясь с такта и много теряя и для сердца и для таланта. В 1952 году Тушнова пишет поэму «Дорога на Клухор», она тоже вошла в книгу 1954 года. Поэма эта была очень хорошо встречена критикой и рецензентами, но сегодняшнему читателю в ней отчетливо была бы видна некоторая нарочитость тем, натянутость тона, чуждая поэтессе риторическая экзальтация, тяга к масштабности, ложный пафос. В общем, все черты, почти забытой ныне «советской поэзии». Но она так боялась прежних грубых упреков, насмешек, да и просто «пропасти молчания – непечатания», что предпочитала быть автором, который по выражению одного из критиков: «Не приобрел своего творческого лица, не нашел своего голоса».
В самом деле, только на последних двадцати страницах сборника, в разделе «Стихи о счастье», поэтесса, словно сбросив тяжкую ношу, вдруг стала самой собою, зазвучала в полную силу. Возникло вдруг истинное лицо пишущей, любящей, томящейся, страдающей женщины. Временами оно было почти портретно точным, единственным в своей живой конкретности: «ресницы, слепленные вьюгой, волос намокшее крыло, прозрачное свеченье кожи, лица изменчивый овал», — но одновременно это было лицо, подобное тысячам других женских лиц, это была душа точно также, как и они, страдающая и любящая, мучимая и где-то мучающая другого, пусть и страстно любимого, человека.
Каждый читатель мог почувствовать в строчках Тушновой свою «вьюгу», свои счастливые и горькие минуты, только свое, но такое общее, понятное для всех тревожное ощущение неумолимого бега времени с упрямой, немного странной, обманчивой и наивной верой в счастье:
. Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
Когда в стекло ударит вьюга.
Когда припомнишь, как давно
Не согревали мы друг друга!
В. Тушнова «Не отрекаются любя. »
После этих строк, выученных и переписанных сотнями читательниц в тетради, к Веронике Михайловне пришла известность. Ее поэтический голос набрал силу и высоту.
Выпущенная в 1958 году книга «Память сердца» была уже чисто лирической.
Главная тема поэтессы вышла на первый план, потеснив все остальное:
Любовь на свете есть!
Единственная – в счастье и в печали,
В болезни и здоровии – одна,
Такая же в конце, как и в начале,
Которой даже старость не страшна.
Не на песке построенное зданье,
Не выдумка досужая, она
Пожизненное первое свиданье,
Безветрие и гроз чередование!
Сто тысяч раз встающая волна!
В. Тушнова. «Твой враг»
Красивая, черноволосая женщина с печальными глазами (за характерную и непривычную среднерусскому глазу красоту ее называли «восточной красавицей»), с мягким характером, любившая дарить подарки не только близким, но и просто друзьям, мчавшаяся по первому зову на помощь в любое время дня и ночи, заражавшая всех смехом, весельем и подлинной любовью к жизни, эта вот красавица – поэтесса, с чьими стихами о Любви под подушкой засыпало целое поколение девчонок, — сама переживала трагедию — «счастье Чувства, озарившего своим Светом последние ее годы на Земле и давшего мощный поток энергии ее Творчеству». Любовь эта была разделенной, но тайной, потому что, как писала сама Тушнова:
Стоит между нами
Не море большое —
В. Тушнова «Хмурую землю»
Человек, которого любила Вероника Михайловна, поэт Александр Яшин, был женат, не мог оставить семью, да и кто знает, смогла бы Вероника Михайловна, человек, все понимающий и воспринимающий обостренно и тонко, решиться на столь резкий поворот Судеб, больше трагический, чем счастливый? Наверное, нет. Она называла свое чувство «бурей, с которой никак не справлюсь» и доверяла малейшие его оттенки и переливы своим стихам, как дневниковым строчкам. Те, кто прочел изданные уже после смерти поэтессы, в 1969 году, стихотворения, навеянные этим глубоким и на удивление нежным чувством, не могли избавиться от ощущения, что у них на ладони лежит «пульсирующее и окровавленное сердце, нежное, трепещет в руке и своим теплом пытается согреть ладони». Лучшего сравнения нельзя и придумать. Может быть, поэтому поэзия Тушновой до сих пор жива, книги переиздаются, помещаются в интернет — сайты и легкие, как крылья бабочки, строчки стихов Тушновой, созданных «в крайнем страдании и острейшем счастье», знают больше, чем подробности ее сложной, трагической биографии. Впрочем, таковы Судьбы практически всех истинных Поэтов.
Умирала Вероника Михайловна в тяжелых мучениях. Не только от страшной болезни, но и от тоски по любимому человеку, решившемуся в конце концов выпустить горько грешное счастье из рук. Поэтессы не стало 7 июля 1965 года. Ей едва исполнилось 50 лет. Остались рукописи в столе, недописанные листки поэмы и нового цикла стихов.
Через три года после своей Любимой умер, тосковавший, и мечущийся в этой холодной тоске до последних дней, Александр Яшин. Диагноз звучал также зловеще – «рак». Как тут не вспомнить классическое: «Бывают странные сближенья!»
Замечательные сборники стихов Вероники Тушновой вышли в последние годы ее творчества: «Память сердца» (1958), «Второе дыхание» (1961), «Сто часов счастья» (1965) и посмертная книга «Стихи» (1969).
Источник