Вилла вода стекло кенго кума

Диалектика Кумы

Стекло и бамбуковые стебли, вода и мириады деревянных брусочков — с каким бы материалом или субстанцией не работал японский архитектор Кенго Кума, к его объектам смело можно добавлять приставку «супер», хотя сам автор предпочитает другую, о чем и говорил на лекции в ЦДХ.

В конференц-зале ЦДХ 26 мая был полный аншлаг: про свое творчество рассказывал знаменитый японский мастер, приехавший на «АРХ Москву» по приглашению журнала AD. В начале встречи он озвучил главное убеждение: архитектура должна максимально растворяться в окружающей среде, и поэтому идеальным он считает объект, которого как бы и нет (отсюда формулировка «АНТИ-объект», вынесенная в название лекции). Такой объект не возносится над ландшафтом, утверждая себя вопреки всему, но уважает дух и историю места, в котором существует, что проявляется и в объемно-пространственной композиции, и в материалах. Последним архитектор уделил особое внимание, сгруппировав на их основе объекты в своем повествовании.

После декларации кредо архитектор показал слайд, предложив отыскать на фотографии здание. Обнаружить нечто рукотворное среди живописных склонов, раскинувшихся у водной глади, оказалось непросто – так органично «Музей Канала» на реке Китаками (Kitakami Canal Museum) влился в пейзаж.

Выполненное из стекла, это здание как будто не имеет границы ни с рекой, ни с зеленым холмом, в который погружено. В качестве выставочного пространства используется длинный тоннель. Архитектор рассказал, что прошлогоднее цунами уничтожило половину городских объектов, однако его музей, расположенный всего в 5 км от океана, удивительным образом остался цел.

Еще одно «безграничное» сооружение из стекла посреди воды — вилла Water Glass House. Источником вдохновения послужила шкатулка, выполненная по эскизам немецкого архитектора Бруно Таута. Она с самого детства хранилась в доме Кумы, и в этом здании он воспроизвел ее пропорции и очертания.

Читайте также:  Азеотропы метанола с водой

После экспериментов с водой и стеклом Кенго Кума представил свои удивительные работы в дереве. Музей гравюр художника Андо Хиросигэ (Nakagawa-machi Bato Hiroshige Museum) в плане повторяет устройство традиционной японской деревни, где святые места выносились за пределы поселения и укрывались в горах. Планировочная схема музея построена по тому же принципу: главный зал открывается посетителям только после затяжной прогулки по длинному коридору. Для строительства музея использовались исключительно местные материалы.

Внутреннее пространство «Музея Сантори» образуют два ряда деревянных ламелей – традиционный прием оформления интерьера в домах японских ремесленников. Интересно, что ламели были изготовлены из ненужных бочек, в которых прежде хранилось виски с одноименным названием Suntory.

Серию уникальных музеев продолжил Nezu Museum, построенный в центре Токио. Архитектору захотелось создать в кипучем мегаполисе тихое и уединенное место. Главными инструментами реализации непростого замысла стали тень и зелень бамбука. Тень – основополагающий элемент в японской архитектуре вообще, а в архитектуре музея Незу – в частности. Кровля здания выступает над главным фасадом на 4 метра, рождая уютный полумрак. Наклонный вход, растянувшийся на 50 метров, постепенно погружает посетителей в «пространство теней». Тому же способствуют и потолки, высота которых сведена к 2,5 метрам. Но и в тишине темноты находится место легкости: удивительно, но несущие колонны в музее в охвате составляют всего 10х30 см. В озелененных помещениях их практически не видно.

Одно из самых популярных творений японского архитектора, растиражированных и в Японии, и в Китае, — «Бамбуковый дом». Из бамбука может быть сделано вcе: и стены, и потолок, и пол, и мебель. Проблема непрочности и недолговечности используемого материала была решена хитрым образом: каждый бамбуковый стебель заполнен бетоном и стальными прутьями.

Вслед за бамбуковыми шедеврами Кума представил цикл объектов, выстроенных по принципу древней японской игрушки чидори, наподобие конструктора или пазлов. Из тысяч отдельных элементов можно построить здание любого типа. Зрителям были продемонстрированы небольшой выставочный павильон в Милане, музей Prostho Research Center в Японии, Yusuhara Wooden Bridge Museum – музей-мост в Такаока.

Здание для сети кофеен Starbucks возводилось по той же технологии. Интерьер получился необычным. Деревянные бруски, торчащие в разные стороны, как солома из стога, – это вовсе не декорация, а конструктивный каркас, поддерживающий кровлю и стены кафе. Поначалу заказчики испугались чрезмерной оригинальности идеи, но когда в кафе непрерывным потоком хлынули посетители, выразили архитектору благодарность.

Проект EJP в Восточной Японии был призван помочь людям, пострадавшим от стихийных бедствий. В рамках этого проекта по тому же принципу, что и вышеперечисленные музеи, Кумой были разработаны всевозможные предметы мебели. Их уникальность в том, что они без затруднений могут быть собраны любым человеком.

В финале лекции архитектор представил проект V&A Museum в Шотландии. Это максимально приближенная к реальности версия горного рифа. Музей стоит на реке, выполняя визуальную роль скал у воды. Внутреннее пространство выполнено в виде амфитеатра.

Расставаясь со слушателями, Кенго Кума еще раз подчеркнул важность истории, природы и материала, способного выразить дух места.

Источник

Кенго Кума: Дерево – материал эпохи

Архитектурным символом 2020, по праву, станет новый токийский олимпийский стадион, открытый к Олимпиаде и спроектированный самым тонким архитектором самой тонкой в мире архитектуры – японцем Кенго Кума. 70 000 кубических футов древесины для крыши стадиона и 47000 деревьев для прилегающей территории – Кенго Кума возрождает традиционную японскую архитектуру и становится технологическим новатором своего времени.

Архитектор родился в Йокогаме в 1954 году, в 1979 окончил Токийский университет, а в 1987 уже открыл свое первое архитектурное бюро. Символично, что желание стать архитектором пришло к Кенго, когда тот юношей плавал в бассейне Токийского олимпийского стадиона – игра света на потолке заворожила его и это определило дальнейшее место в жизни.

Творческий путь Кенго Кума проходил через кризис японской экономики – в то время архитектор работал в глубинке и брал мелкие заказы. Там он знакомился с местными ремесленниками, узнавал о традиционных материалах и старинных технологиях. “Я принадлежу к потерянному поколению. Мы застали заморозки. У нас было больше времени на то, чтобы думать”. То время, по словам Кума, дало ему огромное вдохновение на воссоздание традиционной японской архитектуры: «Послевоенное поколение архитекторов Японии старалось подражать США и использовало в строительстве стекло и бетон, что шло вразрез с японскими традициями».


M2 building – один из первых архитектурных проектов Кенго, Токио 1991 год

Главный принцип архитектуры Кенго Кума, изложенный им в книге «Антиобъект: Разложение и распад архитектуры», — здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой, доминировать над ней, а архитектура не может быть однообразной. Оно должно быть вписано в ландшафт, вырастать из него, учитывать историю и традиции местности. Это часть принципа shakkei («заимствованный пейзаж») – часто используемого традиционными японскими архитекторами, в котором природа становится частью архитектуры. “Западные архитекторы всюду делают одно и то же, а мы работаем исходя из того, что нас окружает”.

«Я думаю, для архитектора очень важно ощущение пространства. Может быть, оно даже важнее материалов и технологий. Когда я создаю какое-то здание, самым важным для меня является то, как будет ощущать себя человек, находящийся в этом пространстве.» В архитектуре Кенго важны четкие линии, границы. Он уходит от гладких фасадов с помощью деревянных реек, стеклянных витражей, камня, стремится сделать постройку как можно меньше по высоте и использовать местные природные материалы.

Вилла «Великая бамбуковая стена», Китай, 2002 год

«Наступает время, когда роль материалов в архитектуре станет очень важной. В архитектуре 20 века на первом месте была форма, на втором – пространство, и на третьем –материалы. В дальнейшем, материалы станут самым главным. Именно материалы непосредственно соприкасаются с человеком, человеческим телом, воздействуют на него.» В своей архитектуре Кума использует преимущественно природные материалы, стремится к прозрачности и легкости, полностью исключая бетон – по его мнению, бетон «убивает» архитектуру.

Проекты воплощаются из дерева, рисовой бумаги, бамбука, мягкого алюминия, необожженного кирпича, камня – архитектор мечтает о мягких и гибких зданиях, без бетонных коробок и ровных поверхностей, его здания не кажутся сплошными и массивными. Высокая технологичность использования природных материалов достигается благодаря наличию у Кенго Кума собственной исследовательской лаборатории, в которой он изучает свойства материалов – современная древесина такая же огнестойкая, как и бетон. Кума считает, что будущее архитектуры – за древесиной, и виртуозно доказывает это в своих невероятных проектах.

Художественный музей префектуры Нагасаки, 2001 год

Культурный и информационный центр в Асакусе спроектирован бюро Кенго Кума в 2012 году. Сложная геометрическая структура здания органично вписывается в исторические центр Асакуса. Древесина определяет облик фасада и соотносится с традиционной японской архитектурой. Здание выглядит как стопка небольших деревянных одноэтажных домиков с ломаными крышами, стоящих друг на друге.


Культурный и информационный центр в Асакусе, 2012 год

В архитектуре Магазина Sunny Hills, спроектированного в форме бамбуковой корзины, лежит традиционный метод японской архитектуры: вертикальные и поперечные балки одинаковой ширины переплетаются друг с другом, образуя своеобразную сеть. Балки объединяются сразу в трех измерениях и создают объем, а конструкция окутывает здание и делает его легким и воздушным.

Магазин Sunny Hills, Токио, 2013 год

В 2014 году Кенго Кума спроектировал здание University of Tokyo’s Hongo Campus в Токио, фасад которого покрыт сотнями тонких деревянных полос из кедра. Создается впечатление, что стены облицованы деревянными «чешуйками». Вертикальные полосы собраны в группы от пяти до десяти, а затем выложены в шахматном порядке.

Здание University of Tokyo’s Hongo Campus в Токио, 2014 год

Визитная карточка Кенго Кума – облицовка фасада деревянными планками использована при строительстве офисного здания в городе Нагоя. Планки по диагонали прикреплены к внешним стенам, а по всему периметру комплекса высажены высокие деревья.

Офисное здание, Нагоя, 2018 год

Спроектировав свое первое здание в Австралии, Кенго Кума использовал свои традиционные принципы: «Наша цель – творить максимально открытую и осязаемую для общества архитектуру». Здание The Exchange, «завернутое» в 20 000 деревянных лент — архитектурный ориентир, узнаваемый со всех сторон.

The Exchange, Сидней, 2016 год

Odunpazari Modern Museum в турецком городе Эскишехир – геометрически сложное здание, облицованное балками из дерева. Дерево используется также в интерьере музея – деревянные балки центрального атриума являются связующим элементом всех залов. Это отсылка к окружающей архитектуре — в соседних традиционных османских домах консольные балки из дерева поддерживают верхние этажи, немного выдвинутые над нижними.

Odunpazari Modern Museum, Турция, 2019 год

Один из последних проектов Кенго —отель в Токио ONE@Tokyo, отражающий историю и характер места. Отель расположен в районе Сумида, в котором еще царит традиционная атмосфера эпохи Эдо. Здание имеет бетонную облицовку, а фасад первого этажа оформлен характерной для архитектуры Кума конструкцией из нагромождения деревянных планок.

ONE@Tokyo, 2017 год

Еще один отель, реконструированный Kengo Kuma and Associates из старой постройки — Ginzan Hot Spring Fujiya. Оригинальный фасад столетнего здания был переоформлен, проведены работы по внутренней реконструкции. Отельный комплекс не утратил очарование классической японской архитектуры и обрел выразительные черты дизайна талантливого японца.

Отель Ginzan Hot Spring Fujiya, префектура Ямагата, Япония, 2006 год

Suspended Forest («Висящий лес») – еще один оригинальный проект жилого дома, представляющий собой замысловатую конструкцию из множества треугольников, обшитых деревянной вагонкой, будто бы парящую в воздухе. Каждая доска на покрытии крыши была вырезана и обработана вручную – древесина будет стареть вместе с домом.

Жилой дом «Висящий лес», Швейцария, 2018 год

Оформление интерьера деревянными конструкциями – узнаваемый стиль Кенго Кума. Бюро воплотило в жизнь несколько проектов коммерческой недвижимости, концепция которых восхищает и завораживает.

Дизайн номеров в отеле Kyoto Kokusai, Япония, 2011 год

Кенго Кум – новатор в использовании классических материалов не только в современной архитектуре. Необычная разработка архитектора совместно с организацией по защите леса More Trees — Конструктор Tsumiki, состоящий из деревянных «уголков» с V-образными прорезями на концах, которые легко скрепляются между собой и позволяют создавать необычные скульптуры.

В 1997 году за проект сцены театра Но в лесу Кенго Кум получил приз Японского архитектурного института. За проект «Вода/стекло» получил премию DuPont Benedictus. в 2009 году получил французский «Орден искусств и культуры». В 2010 году удостоен премии в области искусства газеты «Майнити» за проект музея Нэдзу в Токио, в 2011 году – премии избранных объектов искусства министра образования за проект музея Юсухары. Кенго Кума является профессором университета в Кейо и является автором множества книг и статей о подходах к изучению и критике современной архитектуры. Автор книг «Архитектура сдаёт позиции», «Соединяющая архитектура»; в соавторстве с Киёно Юми – «Новая теория города: TOKYO», «Новая теория деревни: TOKYO» и других. В филиалах его бюро в Токио и Париже работает около 150 человек.

Источник

Оцените статью