Урок «Внутренние воды Африки. Реки».
план-конспект урока (география, 7 класс) по теме
Конспект урока по географии в 7 классе на тему «Внутренние воды Африки. Реки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennie_vody_afriki._reki.rar | 24.19 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Внутренние воды Африки. Реки.
Класс 7 Дата проведения:
Цель урока: Познакомить учащихся с крупнейшими реками Африки, сформировать представление об их основных чертах.
Задачи: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки; познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки – реками; сформировать у учащихся представление об особенностях рек и озер Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки; продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.
Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы с графиками годового стока воды в реках.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Географические объекты: реки: Нил, Конго, Замбези, Нигер, Окаванго, Оранжевая, Лимпопо; водопады: Виктория, Стэнли, Ливингстона.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: физическая карта Австралии, опорный конспект (Приложение 1), карточки, презентация.(Приложение 2)
- Организационный момент – 2 мин;
- Проверка домашнего задания. Повторение изученного – 11 ми;
- Изучение нового материала – 12 мин;
- Проверка усвоения нового материала – 5 мин;
- Практическая работа – 10 мин;
- Закрепление изученного – 3 мин;
- Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания. Повторение изученного по теме «Климат Африки»
Учитель называет основные характеристики климатических поясов Африки, а учащиеся должны дать их название:
- Климатический пояс находится между 2° ю.ш. и 5° с.ш. (Экваториальный.)
- Расположен между 17-30° с.ш. и 2 – 30° ю.ш. (Субэкваториальный.)
- Жарко и сухо в течении всего года. (Тропический.)
- Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом. (Субэкваториальный.)
- Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты. (Тропический.)
- Летом влажные воздушные массы, зимой сухие. (Субэкваториальный.)
- Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50°С. (Тропический.)
- Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или замедляется. (Субэкваториальный.)
- Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм осадков. (Тропический.)
- Осадков выпадает 800 – 1000 мм в год, главным образом летом. (Субэкваториальный.)
- Одно время года. ( Экваториальный.)
- Климат средиземноморский. (Субтропический.)
Задания на проверку фактического материала
- Докажите справедливость тезиса о том, то Африка – самый жаркий материк.
- Есть ли в Африке ледники?
Задания на проверку умений работы с картой
- Пользуясь климатической картой, дайте характеристику тропического пояса Африки.
- Используя климатическую карту, опишите климат о.Мадагаскар.
Задания на проверку причинно-следственных связей
- Почему теплый воздух над экватором поднимается вверх, и выпадает много осадков?
- На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков?
- Почему на западном побережье Африки образуется пустыня Намиб?
- Сравните причины образования пустынь Сахара и Намиб.
- Объясните, почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий?
- Почему при значительной протяженности с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
Задание на творческое применение знаний
- Определите самое жаркое место в Африке. Объясните причины такой высокой температуры.
- Определите по климатической карте район, в котором выпадает самое большое количество осадков.
- Когда солнце в зените над экватором и южным тропиком, средняя температура воздуха достигает +24°С. Однако над северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура +32°С. Чем это можно объяснить?
- Как вы думаете, почему в районе экватора Африки при большом количестве осадков нет большого количества озер?
- Верно ли отверждение: на экваторе осадки идут круглый год и целый день?
- Изучение нового материала
- Вспомните виды внутренних вод
Вспомнить понятия: водораздел, бассейн, речная система, речная долина . На доске схема:
Учащиеся переносят схему в тетради.
- Бассейны каких океанов представлены на материке? (Атлантического, Индийского.)
Примеры рек бассейнов этих океанов ученики, пользуясь физической картой Африки, называют сами.
Далее работа проводится в группах или по рядам (один ряд приводят примеры рек Индийского океана, второй – Атлантического, третий – реки бессточного бассейна). При этом все учащиеся заполняют в тетради следующую схему:
Далее предлагается работа по вариантам: первый вариант определяет влияние рельефа на реки; второй вариант определяет влияние климата на реки. Затем ученики вместе с учителем проверяют выполненную работу. Это можно организовать следующим образом: вариант, изучающий влияние климата на реки, анализируют ответы учеников, изучавших влияние рельефа на реки и наоборот. После этого как анализ ответов будет выполнен, все ученики заполняют таблицу:
Источник
Конспект урока по географии на тему «Внутренние воды Африки» (7 класс)
Урок по теме «Внутренние воды Африки» 7 класс
Цель урока: познакомить уч-ся с крупнейшими реками и озерами Африки, сформировать представление об их основных чертах, продолжить формирование умений работать с картой.
Для достижения цели урока определила задачи:
Предметные: сформировать представление об особенностях рек Африки, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим рек
Метапредметные; развивать умение составлять характеристику рек по плану, аргументировано излагать учебный материал, раскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы, соотносить результаты труда своей работы с поставленной целью
Личностные: воспитание интереса к изучаемому материалу, расширение кругозора, воспитывать чувство ответственности при самооценке,
Тип урока изучение нового материала (технология модульного обучения)
Оборудование: физическая карта Африки, атласы, учебники, мультимедиапроектор, презентация
Раздаточный материал: листы самооценки, рабочие листы, разработанные учителем.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы откроем еще одну страничку географии материков. Надеюсь, что общение наше будет приятным, урок интересным. На уроке вам придется работать много самостоятельно и оценивать себя на каждом этапе урока. Для этого у каждого из вас лежит лист самооценки. Я думаю, что у нас все получится. А для этого улыбнемся друг другу.
А) Какой материк вы изучаете?
Б) С какими компонентами этого материка вы уже знакомы?
В) Попробуйте сейчас определить, с каким компонентом мы будем знакомиться сегодня.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Э. Огнецвет (На фоне музыки)
Почему автор обращается к рекам с таким пожеланием? ( в реках пресная вода, а ее на земле мало… и она постоянно загрязняется)
Г) Запишите пожалуйста тему урока «Внутренние воды Африки»
Д) Ребята, поставим пред собой задачи. (познакомиться с реками и озерами Африки, как рельеф и климат влияют на реки, давать их характеристику)
— вспомним нужные географические термины. Что мы имеем в виду, когда говорим” внутренние воды»? (слайд)
— Итак, реки, озера есть часть внутренних вод материка.
— Выполним первый учебный элемент, вспомним части рек, озер. Обращаемся к технологической карте с УЭ 1. Выполняя диктант по теме «Речная система» определим ваш уровень знаний о реках и озерах
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл
I . Выполните контрольный диктант по теме «Речная
Внимательно прочитайте вопросы и варианты
ответов, определите правильный ответ. Напротив
номера вопроса запишите букву, которая
соответствует правильному ответу.
Ответы: А — исток, Б — речная система,
В — река, Г- водораздел, Д — озеро, Е — водопад, Ж — устье, 3 — бассейн, И — дельта, К — русло.
1. Mecтo, где начинается река.
2.Место впадения реки в море, озеро или в другую
3.Углубление в речной долине, по которому река
4.Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
5. Территория, с которой стекают в данную реку
подземные и поверхностные воды.
6. Река со всеми притоками и притоками притоков.
7. Граница между бассейнами рек.
8. Поток воды, текущий в углублении, называемом
9. Скопление воды в природном углублении на суше.
10. Падение воды с высокого уступа.
II . Проверьте правильность выполнения
III . Определите уровень ваших знаний по
10 правильных ответов — -«5»;
8-9 правильных ответов — — «4»;
6- 7 правильных ответов — — «3»;
— Выставите себе отметки в ваши листы самооценки за УЭ 1
— Ребята, а почему тему Внутренние воды мы изучаем после рельефа и климата?
Восстановите схему, которую вы видите на экране
— Переходим к УЭ № 2
— Здесь наша задача состоит в том, чтобы дать общее представление внутренних вод материка в зависимости от рельефа и климата. Для этого вам нужно будет работать с УЭ № 2. Возьмите его, пожалуйста, в руки и выполните работу в парах
Цель: составить общее представление о
внутренних водах материка на основе
установления их зависимости от рельефа и
I. Пользуясь текстом учебника с. 121-122, атласом
подготовьте устные ответы на вопросы:
1.Какие крупные реки протекают на территории
2. К бассейну какого океана они относятся?
3.Почему все крупные реки текут в Атлантический
4. Как рельеф влияет на направление и характер течения рек ?
5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
6. Какое питание характерно для рек Африки?
(Бассейн АО имеет большую площадь вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу)
2. Оцените себя по своим ощущениям. Если вы были уверены в ответах, то поставьте 5, не совсем – 4, если затруднялись – всего лишь – 3. Помните, что вы работаете на доверии
Работа с картой, учебником
— Продолжаем изучать внутренние воды Африки
— Переходим к следующему УЭ – 3. Нам необходимо составить характеристику рек материка, используя план на стр.312 (На экран), учебник, атлас
Цель: составить характеристику речных систем материка; совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении.
1. Вспомните план характеристики реки.
2. Представьте, что вы — студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки Африки. Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице.
Источник
Конспект урока «Внутренние воды Африки» (7 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
Тема урока: Внутренние воды Африки. 7 класс
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Форма проведения урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы
Методическая цель: организация процесса формирования умений самостоятельного усвоения новых знаний.
Образовательная цель: сформировать представление о внутренних водах Африки; выяснить факторы, влияющие на внутренние воды материка; продолжить работу с геономенклатурой.
Развивающая цель: развивать общеучебные мыслительные операции: анализ, синтез, доказательство; продолжить развивать навыки и умения сопоставлять разные тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы; развивать мыслительную деятельность суворовцев при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развивать внимание, память, воображение.
Воспитательная цель: воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи; формировать опыт равноправного сотрудничества, терпимости и уважения.
Материальное обеспечение урока: атласы (7класс), раздаточный материал ( компас урока ), презентация, учебники, картосхема Африки на доске, маркеры.
I. Организационный момент
Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.
II .Проверка подготовленности суворовцев к уроку.
Цифровой диктант. (3минуты)
I вариант – экваториальный климатический пояс,
II вариант — тропический климатический пояс.
Какие утверждения верны:
1.Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50°С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годовые кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе.
Источник