Вода атмосферы для детей

Снова в школу или блог мамы первоклассника

суббота, 15 сентября 2012 г.

Вода на Земле. Что такое атмосфера? Для чего нужна атмосфера? Какие бывают облака. Учимся дома

Вода на Земле. Что такое атмосфера? Для чего нужна атмосфера? Какие бывают облака. Учимся дома

Сегодня выходной. По традиции выходных мы немножко занимаемся дома не только домашними заданиями.
Сегодня вспоминаем тему воды на планете и говорим об атмосфере.



На Земле так много воды!

Океаны, моря, реки, озёра, ручейки.
Вода постоянно испаряется, когда солнце нагревает землю.
Пар превращается в капельки.
И когда капелек становится много-премного, образуются облака.

На что похожи облака? Иногда они очень забавной формы.

Что такое атмосфера?

Атмосфера окружает Землю со всех сторон.

Атмосфера в переводе с греческого языка означает «пар около шара».

Мы все живём внутри атмосферы. Подними руку, и ты дотронешься до неба, коснёшься атмосферы.

Толщина атмосферы — несколько километров.
Высоко в горах трудно дышать, потому что там мало воздуха.

Чем выше мы поднимаемся от земли, тем меньше живых существ можно встретить.

Атмосфера защищает жизнь на нашей планете.
Атмосфера не пропускает вредное солнечное излучение и поддерживает климат на планете.

В конце занятия Томас самостоятельно составил из буквенной мозаики слова: атмосфера и облако.
В слове «атмосфера» Томас хотел поставить букву Т после С, то есть «атмосТфера».
В слове «облако» чуть не вкралась традиционная для школьников ошибка » облОко».

После составления слов, Томас устно сделал фонетический анализ слова «облако», мы обратили внимание на то, что в конце слова слышится «а», но пишется «о».
Заодно повторили гласные первого и второго рядов.

Источник

Атмосфера Земли — объяснение для детей

Описание атмосферы Земли для детей всех возрастов: из чего состоит воздух, наличие газов, слои с фото, климат и погода третьей планеты Солнечной системы.

Для самых маленьких уже известно, что Земля выступает единственной планетой в нашей системе, которая обладает жизнеспособной атмосферой. Газовое покрывало не только богато на воздух, но и защищает нас от чрезмерного нагрева и солнечного излучения. Важно объяснить детям, что система устроена невероятно удачно, ведь позволяет поверхности прогреваться днем и остывать ночью, сохраняя допустимый баланс.

На фотографии отображена атмосфера и земная Луна. Кадр сделали астронавты 31 июля 2011 года на борту Международной космической станции.

Начать объяснение для детей можно с того, что шар земной атмосферы распространяется на 480 км, но большая часть находится в 16 км от поверхности. Чем больше высота, тем ниже давление. Если брать уровень моря, то там давление равняется 1 кг на квадратный сантиметр. А вот на высоте в 3 км, оно изменится – 0.7 кг на квадратный сантиметр. Конечно, в таких условиях дышать сложнее (дети могли это прочувствовать, если когда-нибудь отправлялись в поход в горы).

Состав воздуха Земли — объяснение для детей

Среди газов различают:

  • Азот – 78%.
  • Кислород – 21%.
  • Аргон – 0.93%.
  • Двуокись углерода – 0.038%.
  • В небольших количествах есть также водяной пар и прочие примеси газов.

Атмосферные слои Земли — объяснение для детей

Родители или учителя в школе должны напомнить, что земная атмосфера делится на 5 уровней: экзосфера, термосфера, мезосфера, стратосфера и тропосфера. С каждым слоем атмосфера растворяется все больше, пока газы окончательно не рассеются в пространстве.

Тропосфера – находится ближе всего к поверхности. С толщиною в 7-20 км она составляет половину земной атмосферы. Чем ближе к Земле, тем сильнее прогревается воздух. Здесь собран почти весь водяной пар и пыль. Дети могут не удивляться, что именно на этом уровне плавают облака.

Стратосфера начинается от тропосферы и поднимается на 50 км над поверхностью. Здесь много озона, нагревающего атмосферу и спасающего от вредного солнечного излучения. Воздух в 1000 раз тоньше, чем над уровнем моря и необычайно сухой. Именно поэтому здесь прекрасно себя чувствуют самолеты.

Мезосфера: от 50 км до 85 км над поверхностью. Вершина называется мезопаузой и выступает наиболее прохладным местом в земной атмосфере (-90°C). Ее очень сложно исследовать, потому что туда не могут подобраться реактивные самолеты, а орбитальная высота спутников чересчур высока. Ученые лишь знают, что именно здесь сгорают метеоры.

Термосфера: 90 км и между 500-1000 км. Температура достигает 1500°C. Ее считают частью земной атмосферы, но важно объяснить детям, что плотность воздуха здесь настолько низкая, что большая часть воспринимается уже как космическое пространство. Фактически именно здесь размещаются космические шаттлы и Международная космическая станция. Кроме того, здесь образуются полярные сияния. Заряженные космические частицы соприкасаются с атомами и молекулами термосферы, переводя их на более высокий энергетический уровень. Благодаря этому мы и видим эти фотоны света в виде полярного сияния.

Экзосфера – наивысший слой. Невероятно тонкая линия слияния атмосферы с космосом. Состоит из широко рассеянных водородных и гелиевых частичек.

Климат и погода Земли — объяснение для детей

Для самых маленьких нужно объяснить, что Земле удается удерживать множество живых видов благодаря региональному климату, который представлен экстремальным холодом на полюсах и тропическим теплом на экваторе. Дети должны знать, что региональный климат – это погода, которая в конкретном участке остается неизменной 30 лет. Конечно, иногда она может меняться на несколько часов, но по больше части остается стабильной.

Кроме того, выделяют и глобальный земной климат – средний показатель регионального. Он изменялся в течении всей человеческой истории. Сегодня наблюдается стремительное потепление. Ученые бьют тревогу, так как парниковые газы, вызванные человеческой деятельностью, удерживают тепло в атмосфере, рискуя превратить нашу планету в Венеру.

Источник

«Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Влажность воздуха»

Содержимое публикации

Конспект урока 6 класс

Тема : «Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Влажность воздуха»

Цели и задачи урока:

Повторить изученный материал (атмосфера, атмосферное давление, ветер).

Сформировать элементарное представление о водяном паре в атмосфере и облаках.

Воспитывать в детях чувство ответственности за порученное дело, умение работать в коллективе, бережного отношения к окружающей среде.

Продолжить формировать у учащихся навыков работы с учебником; умений мыслить, анализировать и делать выводы.

Подготовка класса к уроку. Проверка готовности.

Проверка домашнего задания

1. Как изменяется температура воздуха при подъёме вверх в тропосфере?

А) уменьшается с высотой

Б) растёт с высотой

В) остаётся неизменной

2. Что такое атмосфера?

А) совокупность всех оболочек Земли

Б) воздушная оболочка Земли

В) водная оболочка Земли

3. Какую величину показывает термометр?

А) величину давления

В) скорость ветра

4. Как изменяется атмосферное давление при подъёме в горы?

В) остаётся без изменения

5. Что такое атмосферное давление?

А) масса всего воздуха атмосферы

Б) диаметр столба воздуха, давящего на поверхность Земли

В) давление, оказываемое воздухом на земную поверхность

6. Ветер – это перемещение воздуха в … направлении.

А) в горизонтальном и вертикальном

Б) в вертикальном

Изучение нового материала

Повторить ранее изученные понятия, относящиеся к теме «Атмосфера».

— Итак ребята , вы ответили на вопросы тестов, так что же такое:

Атмосфера?(воздушная оболочка Земли)

Как называется нижний слой атмосферы?(тропосфера)

Как изменяется температура воздуха в течение суток?

Как называется сила, с которой воздух давит на земную поверхность? (атмосферное давление)

Как называется прибрежный ветер, меняющий своё направление два раза в течение суток? (бриз)

Учитель протирает доску влажной тряпкой и просит учеников обратить внимание, что будет происходить.(доска высыхает).

— Куда девается вода с доски? (Испаряется)

— Какое значение это имеет для атмосферы? Для её состава? (В атмосфере содержится вода).

— В каком состоянии из трёх вам уже известных находится вода в атмосфере?(В газообразном)

— Видим ли мы водяной пар? (нет)

В атмосфере всегда имеется определенное количество влаги в виде водяного пара, который поступает туда в результате испарения с водных поверхностей и с поверхности суши. Иначе говоря, воздух всегда содержит влагу в виде молекул (пар), капелек и кристалликов льда.

Влажность воздуха — это содержание в нем водяного пара.

При условии достаточного поступления влаги в атмосферу влажность зависит от температуры воздуха. Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он может вместить.

Присутствие водяного пара делает воздух влажным.

— Почему летом утром появляется роса, и почему при восходе солнца она исчезает?

(Днём температура высокая, кол-во содержащейся в воздухе воды высокое в состоянии насыщения, а утром температура намного ниже, поэтому лишняя вода выпадает в виде росы)

Облака— это скопление мельчайших капелек воды или кристалликов льда, плавающих в воздухе и видимых человеческим глазом.

— Нередко облака принимают причудливую форму. Вот, например, какие ассоциации вызвали облака у русского поэта Виталия Туникова:

Облака белым пухом летели,

Покоряя небесный простор.

Сквозь туманы, снега и метели,

Мчась туда, где сердечный костёр.

Облака — душ небесных обитель,

Пролетая над нашим окном,

Как воздушный, безмолвный наш зритель,

Дарят чувства, азарт и задор.

И как душ исцеляющий мастер,

Клеят, красят, латают их новь,

Они дарят Надежду на Счастье,

Веру в то, что придёт к нам Любовь.

Капли и кристаллы настолько малы, что их вес почти уравновешивается трением о воздух.

Когда такие скопления образуются у поверхности земли, они называются туманом.

Скорость падения капель в неподвижном воздухе равна нескольким миллиметрам в секунду, а скорость падения кристаллов еще меньше.

Существующие в атмосфере вертикальные движения воздуха препятствуют выпадению капелек и кристалликов из облаков, и они длительное время плавают в воздухе, увлекаясь воздушными потоками и смещаясь то вверх, то вниз.

При определенных условиях капли и кристаллы начинают расти и становятся настолько тяжелыми, что уже не удерживаются в облаке и выпадают в виде осадков.

В других случаях, когда относительная влажность воздуха становится меньше 100%, капли и кристаллы испаряются и облака рассеиваются.

Для образования облаков нужно, чтобы пар, содержащийся в воздухе, достиг насыщения.

При подъеме пар охлаждается, конденсируется, и образуются мельчайшие капельки воды и кристаллы.

Это и есть облака.

Если облака состоят только из капель воды и пара, то их называют водяными.

Если из пара и кристаллов льда — кристаллическими.

Асмешанные облака включают и водяной пар, и капли воды, и кристаллы.

Все облака, за небольшим исключением, образуются на разных высотах в тропосфере и принимают различные формы, которые отражают характер воздушных течений, несущих эти облака.

С запуском искусственных спутников Земли появилось новое средство слежения за облачностью. Телевизионные и инфракрасные снимки облаков, получаемые с искусственных спутников Земли, позволяют наблюдать облачные системы, их развитие, перемещение, непрерывные изменения на огромных пространствах.

Форма облаков и их классификация

Прежде всего, облака разделяют по высотным слоям, так называемым ярусам, а затем по их строению и форме.

В наиболее высоком и самом холодном верхнем ярусе от 6 до 13 км (о полярных широтах — от 3 до 8 км; в тропических — от 6 до 18 км) образуютсякристаллические облака: перистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые.

Перистые облака похожи на отдельные нити, коготки, запятые.

Перисто-кучевые облака напоминают мелкие шарики и барашки, а перисто-слоистые представляют собой тонкую белую пелену, застилающую все небо или часть его. Перистые облака полупрозрачны и мало затеняют солнечный свет.

В среднем ярусе (от 2 до 7 км — в умеренных широтах; от 2 до 4 км — в полярных и от 2 до 8 км — в тропических широтах) существуют только две формы облаков —высокослоистые и высококучевые.

Высокослоистые облака представляют собой молочно-серый облачный покров, застилающий весь небосвод или часть его. Через менее плотные его участки могут просвечивать Солнце и Луна, но только в виде размытых пятен. Через более плотные, обычно серые участки, Солнце и Луна не просвечивают. Эти облака смешанные.

Высококучевые же облака выглядят как система облачных гряд, состоящих из овалов в основном белого цвета, но с серыми основаниями. Они затеняют Солнце, но их толщина невелика. По краям овалов иногда наблюдается радужная окраска. Высококучевые облака всегда водяные.

В нижнем ярусе (на всех широтах до 2 км от земли), различают три формы облаков: слоисто-дождевые, слоисто-кучевые и слоистые.

Слоисто-дождевые — это плотные свинцовые или темно-серые облака, из которых обязательно выпадают осадки: идет или обложной дождь, или обложной снег. Солнце и Луна сквозь них не просвечивают. Слоисто-дождевые — это смешанные облака.

Слоисто-кучевые облака представляют собой длинные гряды облаков, состоящих из мощных светло-серых опалой с серыми основаниями, между которыми либо просвечивает небо, либо тонкая белая облачность, связующая валы.

Слоистые облака — это однородный серый слой плотных облаков, из которых ни дождь, ни снег не выпадают. Иногда может идти морось. И слоистые, и слоисто-кучевые облака — водяные.

Осадки — это дождь, морось, снег, снежная и ледяная крупа, град, выпадающие из облаков на земную поверхность.

Измеряются осадки в миллиметрах слоя воды, выпавшей на поверхность.

Когда говорят, что выпало 10 мм осадков, это значит, что слой воды, покрывший земную поверхность, имел бы толщину 10 мм, если бы вода не стекала, не испарялась и не просачивалась в почву.

Нетрудно догадаться, что 10 мм осадков — это 10 кг воды, выпавшей на I м».

Осадки измеряются простыми приборами —дождемерами.

Дождемер — это цилиндрическое ведро, в котором накапливаются осадки в течение 6 или 12 ч. К ведру прилагается дождемерный стакан, который позволяет измерять выпавшие осадки в миллиметрах слоя воды на квадратный метр. В случае твердых осадков (снег, град) их предварительно превращают в воду (растапливают). Кроме того, толщину слоя выпавшего снега определяют с помощью снегомерной рейки.

Есть такие непокорные облака, которые не соблюдают ярусов: они образуются внизу, затем простираются на всю высоту тропосферы. Это кучево-дождевые облака.

Всем знакомы плотные с резко очерченными контурами ослепительно белые водяные облака, поднимающиеся вверх в виде куполов с серыми горизонтальными основаниями. Их гряды с просветами ясного неба — признак хорошей погоды в умеренных широтах, но при определенных условиях в тропосфере кучевые облака начинают быстро расти вверх, наслаиваясь, купол над куполом и расширяясь по площади. За считанные минуты они охватывают всю тропосферу, и их верхние части принимают волокнистую перистообразную структуру. Облако становится кучево-дождевым. Перистообразная структура свидетельствует о том, что в верхней части образовались кристаллы и облако стало смешанным. Из кучево-дождевых облаков выпадают ливни, иногда град, с ними связаны электрические явления — молнии и гром, поэтому часто кучево-дождевые облака называют грозовыми, а также ливневыми.

Распределение осадков на Земле. Коэффициент увлажнения.

Осадки на нашей планете распределены крайне неравномерно. В одних районах дожди льют каждый день и влаги на поверхность Земли поступает столько, что реки остаются полноводными весь год, а тропические леса поднимаются ярусами, закрывая солнечный свет. Но можно найти на планете и такие места, где несколько лет подряд с неба не падает ни капли дождя, высохшие русла временных водных потоков растрескиваются под лучами палящего Солнца, а скудные растения лишь благодаря длинным корням могут добраться до глубоких слоев подземных вод.

Распределение осадков на земном шаре зависит от того, сколько облаков, содержащих влагу, образуется над данной территорией или сколько их может принести ветер. Очень важна температура воздуха, потому что интенсивное испарение влаги происходит именно при высокой температуре. Влага испаряется, поднимается вверх и на определённой высоте образуются облака.

Температура воздуха убывает от экватора к полюсам, следовательно, и количество выпадающих осадков максимально в экваториальных широтах и уменьшается к полюсам. Однако на суше распределение осадков зависит от целого ряда дополнительных факторов.

Над прибрежными территориями выпадает много осадков, а по мере удаления от океанов их количество уменьшается. Больше осадков на наветренных склонах горных хребтов и значительно меньше на подветренных. Например, на атлантическом побережье Норвегии в Бергене выпадает 1730 мм осадков в год, а в Осло (за хребтом — прим. от geoglobus.ru) только 560 мм. Невысокие горы тоже оказывают воздействие на распределение осадков — на западном склоне Урала, в Уфе, выпадает в среднем 600 мм осадков, а на восточном склоне, в Челябинске, — 370 мм.

На распределение осадков влияют и течения Мирового океана. Над районами, вблизи которых проходят тёплые течения, количество осадков увеличивается, так как от тёплых водных масс воздух нагревается, он поднимается вверх и образуются облака с достаточной водностью. Над территориями, рядом с которыми проходят холодные течения, воздух охлаждается, опускается вниз, облака не образуются, и осадков выпадает значительно меньше.

Наибольшее количество осадков выпадает в бассейне Амазонки, у берега Гвинейского залива и в Индонезии. В некоторых районах Индонезии их максимальные значения достигают 7000 мм в год. В Индии в предгорьях Гималаев на высоте около 1300 м над уровнем моря находится самое дождливое место на Земле — Черапунджи (25,3° с.ш. и 91,8° в.д.), здесь выпадает в среднем более 11 000 мм осадков в год. Такое обилие влаги приносит в эти места влажный летний юго-западный муссон, который поднимается по крутым склонам гор, охлаждается и проливается мощным дождём.

Чем дальше от океана, тем осадков выпадает меньше. На наветренные склоны гор осадков выпадает больше, чем на подветренные. Над районами, где протекают тёплые течения, осадков выпадает больше, а там, где поблизости протекают холодные течения — меньше.

Подведение итогов урока

— Что такое облака?

— Какие облака вы запомнили?

— Как называется прибор, которые измеряет осадки?

Источник

Читайте также:  Вода нагреватели аристон установка
Оцените статью