План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
Ирина Новоселова
План-конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
План- Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы
Воспитатель МБДОУ Детский сад №15 «Родничок» Новосёлова И. В.
Цель: расширять и пополнять знания детей о родном крае Сибири, озером Байкал с учетом регионального компонента. Продолжать знакомить детей с приемами работы на интерактивной доске.
Образовательные задачи: Учить детей находить о. Байкал на карте Иркутской области. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Сибирского региона, с некоторыми видами рыб — эндемиков о. Байкала (омуль, бычки — подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.
Развивающие задачи:способствовать развитию психических процессов: мышление, память, коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, развитие навыков работы на интерактивной доске.
Воспитательные задачи: Формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей. Выражать любовь к о. Байкалу через народный эпос.
Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки Сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.
Оборудование: Интерактивная доска SMART BORD, ПО Noteebook 11, ПК, презентация «Волшебное озеро Байкал», иллюстрированные картинки животного мира, карточки с контурами озер, карточки с животными, фломастер голубого цвета, цветные фишки на каждого ребенка, аудио запись «Звуки природы», видеоролик «Иркутский нерпинарий».
Ход занятия:
-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)
Мне сегодня пришло необычное видео письмо, от одного мальчика. Этот мальчик появился из сосновой шишки. Сосна росла в Сибирской тайге. Шишка выросла и превратилась в мальчика, давайте вместе с вами мы посмотрим это письмо и с ним познакомимся.
На экране картинка с изображением Сибирячка, включается запись голоса. Он рассказывает о себе и загадывает загадку
Есть в Сибири озеро большое,
В нём вода прозрачна и чиста.
Называем озеро мы — море,
Им гордится вся наша страна.
-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкале)
-Как вы догадались, что это о. Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)
А теперь закройте глаза и внимательно послушайте, что же вы услышали? Релаксация с прослушиванием аудиозаписи «Звуки природы», на экране вид о. Байкал с чайками.
Дети рассказывают, то,что они услышали: (шум воды, прибоя, крики чаек)
На экране появляется слайд с картой Иркутской области
— Байкал – это Гордость Иркутской области, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.
(дети рассматривают на экране карту) какую форму имеет Байкал
-А давайте посмотрим, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса
На экране слайд с изображением озера Байкал из космоса
В озеро Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает одна речка Ангара,а сейчас я вам расскажу одну легенду:
На экране слайды: легенда об Ангаре.
-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?
-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет найти форму озера Байкал, среди других озер и закрасить его в голубой цвет
На экране силуэты озер, ребенок находит силуэт Байкала и раскрашивает его в голубой цвет
— Ребята, возьмите карточку с номером один, и выполните задание. Дети выполняют на местах.
-Молодцы! Вы все справились с заданием.
На экране изображение Сибирячка,включается голос:
Сибирячек: — Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше. — Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?
(на лодке, катере, корабле) мы с вами отправимся на теплоходе «Ангара».
— Ребята, а давайте построим свой теплоход.
Дети строятся, изображая «теплоход»
На экране картинка теплоход на озере, включается запись «песня: На теплоходе музыка играет»
Динамическая пауза: дети двигаются под музыку.
— Ну что, команда, к плаванью готова?
— Отправляемся в путешествие по о. Байкал
На экране картинка байкальского заповедника с изображением Сибирячка. Включается голос
Сибирячек: Первая наша остановка это заповедник. А что это такое?
Ребенок рассказывает стихотворение о заповеднике.
Мир заповедника — чистейший мир,
И дышится там легче, проще.
Но современный человек забыл,
Приятно как гулять по белой роще.
Чтоб это вспомнить и не потерять,
Сверкнувшую красой необъяснимой —
Природу нашу надо сохранять
В величии своем неповторимой.
— Конечно, ребята заповедник это заповедная зона, от слова «Заповедь» — не тронь, не обидь, не убей. В этих заповедниках охраняют животных, птиц, и растения.
— Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)
На слайде картинки (сосна, лиственница, багульник, кедр, трава — чабрец)
Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким «сокровищам»относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. На о. Байкалдуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа о. Байкала это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр — долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола — до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептов, а траву- чабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства.
На экране картинка леса с изображением Сибирячка. Включается голос
Сибирячек: А какие животные водятся в лесах Байкала?
Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)
На слайде появляются картинки с животными и птицами.
— Ой. Ребята, посмотрите. В нашем заповеднике появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.
— Ребята, возьмите карточку с цифрой два и выполните задание.
Дети работают за столами, желтыми фишками закрывают животных жарких стран, а зелеными животных нашего региона.
Ребенок у доски классифицируют животных, которые живут в лесах озера Байкала, и в жарких странах
Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: — Молодцы, все справились с заданием. И нам пора отправляться дальше
На слайде появляется теплоход включается запись «Песня: на теплоходе музыка играет»
Динамическая пауза: Дети строятся, изображая «теплоход» и двигаются под музыку.
-Ну, что поплыли дальше
-Смотрите, чайки кружат, ловят рыбу, кормятся.
На слайде картинки с изображением рыб,
Бычки, омуль, голомянка, рачки.
-А каких вы еще обитателей озера вы знаете?
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Начинается на. О (омуль)
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
— А давайте мы с вами тоже поплескаемся как рыбки
«Рыбки весело плескались
В тёплой чистенькой воде,
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в песке».
— А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
На экране слайд с нерпой
— А нерпа это рыба? (животное)
— Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком. т. е. млекопитающее)
-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале.
— Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
— Вот мы с вами и причалили к берегу
На слайде вид озера Байкала картинки с животными, рыбами, птицами.Включается запись голоса Сибирячка:
Сибирячек: А сейчас мы проверим, какими вы внимательными были во время нашего путешествия
Давайте мы с вами всех животных расселим по своим местам, кто, где живет
— Ребята, возьмите карточку с цифрой три и выполните задание
Дети на местах закрывают животных, птиц, рыб цветными фишками (зеленые – обитатели леса, синий – обитатели воды, голубой — птицы)
Ребенок у доски распределяет животных, рыб и птиц.
Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: — Молодцы, всех животных заселили вокруг озера.
-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) Об этом нам расскажет
Ребенок читает отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело!»
Не обижайте, люди, море!
Байкалведь тоже хочет жить:
Играть с волной, с ветром споря
И людям преданно служить!
Беречь Байкал – святое дело:
Его судьба у нас в руках!
Сама природа нам велела,
Чтоб жил Байкал родной в веках!
На экране слайд с изображением нерп.Включается голос Сибирячка:
Сибирячек: — Ребята, а вы любите смотреть на животных? Садитесь поудобней я вас приглашаю в Байкальский нерпинарий п. Листвянка
Включается видеоролик нерпинарий.
Итог занятия
— Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал
-Что понравилось в нашем путешествии?
— Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?
Сибирячек принес нам угощение, это сибирская ягода клюква. Угощайтесь.
«Славное море, священный Байкал…» Фотоотчет «Лето поющее, лето звенящее, Радость несущее, счастье дарящее, Морем дразнящее, тучкой омытое, Далью манящее, в зелень обвитое, Травами.
Фоторепортаж «Байкал зимой и летом» Мне очень повезло, что я родилась и живу в Иркутской области. Так много прекрасных мест во всем мире, но я знаю точно, что красивее нашего.
Фотоотчет «Целевая прогулка на Байкал» Целевая прогулка на Байкал Цель: Расширять представления детей об озере Байкал, о его растительном и животном мире. Совершенствовать двигательные.
Макет «Голубое озеро» Голубое озеро. для поделки нужна цветная бумага, (любая, клей, ножницы. Краски, картон, 1 — из картона вырезать форму Озера, затем.
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы тема «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» Цель: Развитие.
Аппликация из ваты «Лебединое озеро» Для приготовления такого озера нам понадобиться : лист картона,краски, клей ПВА, краски с кисточкой, вата и простой карандаш.
«Лебединое озеро». Детские работы Вот и подходит к концу эта удивительная пора – осень! Время года, которое начинается теплой погодой и почти летним солнцем, зелеными листьями.
Мастер-класс по оригами «Лебединое озеро» Для человека лебеди олицетворяют красоту, романтику, символ возрождения, чистоты, благородства и мудрости, что вызвано их изящным телостроением,.
Дидактические кубики «Байкал» Хочу познакомить вас со своей работой по реализации регионального компонента с использованием дидактических кубиков «Байкал». Дидактические.
Викторина об озере Байкал 1. Что такое лимнология? • Лимоноразведение • Озероведение • Родина Лимпопо 2. Какой из перечисленных ученых не является байкаловедом? •.
Источник
Экспериментально-познавательное занятие «Поможем Байкалу»
Расширять представления детей о природе и богатстве родного края; стремится к восприятию детьми целостного представления о жемчужине родного края – озере Байкал; учить видеть последствия влияния деятельности человека на природу.
Активизировать познавательную деятельность детей средствами экспериментирования; формировать умение разрешать противоречия, изобретать, размышлять.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру; желание сберечь и сохранить красоту природы.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: Слайд – фильм “Путешествие по Байкалу”, дидактическое панно “Легенда Байкала”; аудиозапись А. Вивальди “Адажио”; пластмассовая ванночка, установленная под углом, отверстие для слива в нижней части, под отверстием емкость для воды, на поверхность ванночки насыпаны песок, сухая трава, мох, шелуха от семечек и орех; стеклянные стаканы (на каждом столе по 4 шт.), воронки, разные виды фильтров: сетка с большими отверстиями, сетка с мелкими отверстиями, салфетка, вата; карточки с изображением фильтров для составления модели “Фильтрация воды”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть – вводная:
- Знакомство с детьми: “Здравствуйте ребята! Меня зовут Оксана Сергеевна, а как вас зовут? (ответы детей). Мы с вами познакомились и я вас, как своих друзей приглашаю в удивительное путешествие по нашему краю”
- Показ слайдов на компьютере сопровождается рассказом воспитателя: “ Посмотрите на эти царственные воды, на горы в сизой полумгле. Это озеро – священный дар природы. А вы знаете, как оно называется? (ответы детей). Да, это озеро Байкал. Ещё его называют “жемчужиной Сибири”.
“Святое море”, “Святая вода”, так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества.
Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая. Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться. но вот ударилась о скалу и. рассыпалась хрустальными каплями. ”
¦ Рассказ воспитателя легенды о Байкале: “В Байкал впадает 336 рек, а вытекает всего одна. Как вы думаете, как она называется? (Ангара). Да, это река Ангара. Даже существует легенда о том, почему так происходит. Хотите, я вам сейчас её расскажу? В старые времена Байкал был весел и добр. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём светила светлее неба, ночью темна темнее тучи. Шаловлива и капризна была красавица Ангара.
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Но. Случилось так, что полюбила Ангара красавца Енисея и решила бежать она от отца своего к Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами.
Поднялась буря. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил у неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Так и течёт ангара из Байкала к своему Енисею, а камень, брошенный отцом вслед убегающей дочери, люди зовут Шаманским камнем.”
Динамическая пауза с лентами: (звучит аудиозапись “Адажио” А. Вивальди) “Светит яркое солнце, дует лёгкий тёплый ветерок. Озеро тихое и спокойное, слышен лишь крик чаек, да плеск волн.
Вдруг солнце спряталось за тучи. Прилетел холодный ветер со своей сумасшедшей силой.
Грозен стал Байкал. Ветер всё сильнее, волны всё выше, одна накатывается на другую.
И вот опять солнышко выглянуло из-за туч. Ветер успокаивается. Волны всё меньше, всё спокойней. Бежит совсем неслышно хрустально чистая волна.”
2 часть – практическая.
¦ 1 опыт (коллективный): Воспитатель приглашает детей пройти к столу. Предлагает внимательно рассмотреть воду в кувшине: Вывод: вода в кувшине чистая, потому что она прозрачная и в ней нет мусора. Далее воспитатель обращает внимание детей на ванночку.
– Что находится в ванночке (песок, сухая трава, шелуха от семечек и орех и т.д.)?
– Посмотрите на эту речку (начинает медленно лить воду по наклонной плоскости ванночки). Смотрите, какая стала вода (грязная – мутная, в ней плавает мусор)? Почему вода стала грязной? (ответы детей).
“Ребята, тоже самое происходит с Байкалом. Дело в том, что на Байкале стоит завод по изготовлению бумаги. Этот завод очень вредит озеру. В Байкал попадает загрязнённая вода: гибнут рыбы, растения, болеют животные. Что же делать? Как быть с заводом? (ответы детей). Чтобы в Байкале вода была чистой, на заводе необходимо установить фильтры. А вы знаете, что такое фильтры и для чего они нужны? (ответы детей). Фильтры – это очистительные устройства, они помогут очистить воду. Хотите в этом убедиться? (приглашает детей пройти за столы).
¦ 2 опыт “Очищение воды” (работа в парах):
У вас на столах стоит стакан с грязной водой, чистые пустые стаканы; разные виды фильтров: сеточка с большими отверстиями, с мелкими отверстиями, вата; воронка. -Вам нужно грязную воду очистить, используя имеющиеся у вас фильтры. Прежде, чем приступать к проведению опытов, подумайте, с какого фильтра лучше начать и каким закончить. И ещё: сегодня мы работаем парами, мы не будем ссориться, а будем помогать друг другу (дети самостоятельно очищают воду).
3 часть – заключительная – “Моделирование процесса фильтрации воды”.
Воспитатель приглашает детей подойти к её столу. Предлагает вспомнить, как они фильтровали воду, и создаёт совместно с детьми “Модель фильтрации воды”. Предлагает созданную модель отправить директору завода. Чтобы завод не загрязнял озеро, чтобы вода в озере всегда была чистой и прозрачной. Ведь озеро Байкал – это Жемчужина Сибири!
Источник