- § 4. Чистые вещества и смеси
- 1. Как влияет наличие примесей в воде на температуру ее кипения?
- 2. Представьте себе, что из путешествия вы привезли домой в качестве сувенира две одинаковые бутыли, в одной из которых вода из Средиземного, а в другой — из Мертвого моря. Как с помощью термометра можно определить, где какая вода находится?
- 3. Загляните внутрь чайника, в котором долго кипятилась водопроводная вода, и сделайте вывод, является ли она чистым веществом.
- 4. Приведите по пять примеров известных вам однородных и неоднородных смесей.
- 5. Однородная или неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; б) мукой; в) растительным маслом; г) поваренной солью; д) уксусом?
- 6. Чем различаются между собой вещества, смесь которых можно разделить: а) отстаиванием; б) фильтрованием; в) выпариванием; г) перегонкой?
- 7. Для засолки овощей приготовили смесь, состоящую из соли массой 25 г и сахара массой 15 г. Чему равны массовые доли компонентов данной смеси?
- 8. Как бы вы разделили смесь сахара, песка и древесных опилок? Составьте план разделения, кратко опишите каждый его этап и расскажите об ожидаемых результатах.
- ГДЗ (ответы) Химия 7 класс Григорович А.В. §5 Чистые вещества и смеси
- Вода бензин однородная или неоднородная смесь
§ 4. Чистые вещества и смеси
1. Как влияет наличие примесей в воде на температуру ее кипения?
Наличие примесей приводит к изменению температуры кипения. Когда в жидкости растворяется летучее вещество, температура кипения воды понижается, в противном случае вода закипает при более высокой температуре.
2. Представьте себе, что из путешествия вы привезли домой в качестве сувенира две одинаковые бутыли, в одной из которых вода из Средиземного, а в другой — из Мертвого моря. Как с помощью термометра можно определить, где какая вода находится?
Возьмем образцы воды из Мертвого и Средиземного морей. При нагревании вода испаряется, соль остается. Большее количество соли укажет на образец из Мертвого моря.
3. Загляните внутрь чайника, в котором долго кипятилась водопроводная вода, и сделайте вывод, является ли она чистым веществом.
Если после кипячения водопроводной воды внутри чайника появилась накипь (белый налет), то можно сделать вывод, что вода не является чистым веществом.
4. Приведите по пять примеров известных вам однородных и неоднородных смесей.
Однородные смеси | Неоднородные смеси |
Водопроводная вода, бензин, воздух, минеральная вода, раствор сахара и соли в воде, растительное масло | Молоко, бетон, зубная паста, асфальт, шоколад, краски |
5. Однородная или неоднородная смесь образуется при смешивании воды с: а) сахаром; б) мукой; в) растительным маслом; г) поваренной солью; д) уксусом?
Однородная смесь: сахар с водой, поваренная соль с водой, уксус с водой.
Неоднородная смесь: мука с водой, растительное масло с водой.
6. Чем различаются между собой вещества, смесь которых можно разделить: а) отстаиванием; б) фильтрованием; в) выпариванием; г) перегонкой?
а) отстаивание основано на различной плотности компонентов смеси;
б) фильтрование — на способности пористых материалов задерживать некоторые частицы, его применяют для разделения смесей твердых и жидких веществ;
в) выпаривание основано на различии температур кипения компонентов смеси и используют его для разделения твердых и жидких веществ;
г) перегонка основана на разности температур кипения компонентов смеси.
7. Для засолки овощей приготовили смесь, состоящую из соли массой 25 г и сахара массой 15 г. Чему равны массовые доли компонентов данной смеси?
Дано:
m(сахара) = 15 г
m(соли) = 25 г
Найти:
Решение:
w(сахара) = m(сахара) : m(смеси)
w(соли) = m(соли) : m(смеси)
m(смеси) = m(сахара) + m(соли)
m(смеси) = 25 г + 15 г = 40 г
w(сахара) = 15 г : 40 г = 0,375 или 37,5%
w(соли) = 25 г : 40 г = 0,625 или 62,5%
Ответ: w(сахара) = 0,375; w(соли) = 0,625.
8. Как бы вы разделили смесь сахара, песка и древесных опилок? Составьте план разделения, кратко опишите каждый его этап и расскажите об ожидаемых результатах.
В смесь сахара, песка и древесных опилок добавим воду. В результате сахар растворится, песок осядет на дно, древесные опилки всплывут на поверхности. Таким образом, древесные опилки отделяются от неоднородной смеси (сахар, песок, вода). Фильтрованием можно отделить песок от однородной смеси (сахар, вода). Методом выпаривания можно отделить воду от сахара, при нагревании летучая вода испаряется, а нелетучий сахар остается в виде твердого вещества.
Источник
ГДЗ (ответы) Химия 7 класс Григорович А.В. §5 Чистые вещества и смеси
Контрольные вопросы
Вопрос 1 Дайте определение смеси. Смесь — это системы, состоящие из двух и более компонентов.
Какие смеси называются однородными, а какие — неоднородными?
Однородные смеси — это смеси, в которых компоненты нельзя обнаружить наблюдением. Неоднородные смеси — это смеси, компоненты которых можно обнаружить наблюдением (разглядеть визуально или с помощью увеличительных приборов).
Однородные смеси: воздух, столовый уксус, родниковая вода.
Неоднородные смеси; песок и вода, гранит, речная вода, молоко.
Вопрос 2 Существуют ли в природе абсолютно чистые вещества? Алмаз, горный хрусталь, самородное золото, самородная сера
Вопрос 3 Меняются ли свойства веществ в смеси? Нет
Почему? Смесь образуется простым смешиванием нескольких веществ, которые можно разделить физическими методами.
Вопрос 4 Как отличить чистое вещество от смеси веществ? В этом случае нам помогут знания о физических свойствах веществ. Хотя каждое вещество предоставляет свои свойства смеси, но никогда смесь не имеет таких же свойств, как каждая из чистых веществ отдельно. Поэтому достаточно измерить некоторые физические свойства смеси и сравнить результат с данными справочника для чистых веществ. Если есть отклонения от справочных данных, то исследуемое вещество является не чистым веществом, а смесью. Например, раствор соли кипит при более высокой температуре, чем вода.
Задания для усвоения материала
Упражнение 1 Чем отличаются смеси от чистых веществ? Выберите правильные ответы:
а) чистые вещества состоят из одинаковых молекул, а смеси — из разных;
б) чистые вещества состоят из разных молекул, а смеси — из одинаковых;
в) в смеси вещества изменяют свои свойства;
г) при смешивании свойства компонентов смеси не меняются;
д) в свойствах смеси проявляются свойства ее отдельных компонентов.
Упражнение 2 Выпишите отдельно названия смесей и чистых веществ: кислород, речная вода, водопроводная вода, минеральная вода, дистиллированная вода, поваренная соль, воздух, сахар, бензин, кровь, зубная паста, золото, зола.
Смеси | Чистые вещества | ||||||
3. Песок и в жидкость) , а в Упражнение 7 Каким способом можно разделить смеси: а) воды и бензина; Отстаиванием (неоднородная смесь двух жидкостей, которые не смешиваются между собой: в верхнем слое более легкая жидкость — бензин, в нижнем — вода). б) сахара и песка; Фильтрованием (неоднородная смесь твердого нерастворимого вещества (песок) и жидкости (вода с растворенным сахаром)) и выпариванием (однородная смесь растворенного сахара в воде) в) песка и опилок; Отстаиванием (Неоднородная смесь твердых нерастворимых веществ: опилки всплывут на поверхность, а песок осядет на дно). г) муки и железных опилок; Действием магнита (железные опилки, имея магнитные свойства, притягиваются магнитом) д) крахмала и сахара? Отстаиванием (неоднородная смесь твердого нерастворимого вещества (крахмала) и жидкости (вода с растворенным сахаром) и выпариванием (однородная смесь растворенного сахара в воде) . Упражнение 8 Приведите пример использования метода отстаивания в быту. После кипячения воды перед употреблением даем ей отстояться, чтобы твердые нерастворимые в воде вещества осели на дно сосуда Упражнение 9. Что представляет собой питьевая вода? Узнайте, как вода попадает в ваш дом. Можно ли считать водопроводную воду чистой? Нет, так как она содержит примеси других веществ. Может ли в природе существовать чистая вода? Родниковая вода. Поговорите со взрослыми и узнайте, какие меры позволят улучшить качество питьевой воды. Пользоваться фильтрами, кипятить и отстаивать питьевую воду. Источник Вода бензин однородная или неоднородная смесьКаждый из нас в повседневной жизни имеет дело как с чистыми, так и с загрязненными веществами и, конечно же, со смесями веществ. Данный урок посвящен изучению понятий «чистое вещество», «загрязненное вещество», «смесь веществ». Вы научитесь по определенным признакам различать чистые вещества и смеси веществ. I. Понятие “компонент”, “смесь”, “примесь” В повседневной жизни каждый из нас сталкивается со множеством смесей веществ, имеет дело не только с чистыми, но и загрязненными веществами. Важно уметь различать данные понятия и уметь определять по конкретным признакам, с чем имеешь дело: чистым или загрязненным веществом, индивидуальным веществом или смесью веществ. Ведь человек хочет употреблять только ту воду, которая не содержит вредных примесей. Дышать мы хотим воздухом, не загрязненным вредными для здоровья газами. В медицине и производстве лекарственных препаратов проблема получения и использования чистых веществ особенно актуальна. Познакомимся с основными терминами урока. «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов». Смесь – это то, что образуется при перемешивании двух и более различных по свойствам веществ. Вещества, составляющие смесь, называют компонентами. Например, воздух – смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Если масса одного компонента в десятки раз меньше массы другого компонента смеси, то его называют примесью. Говорят, что вещество загрязнено. Например, воздух может быть загрязнен угарным газом, продуктом неполного сгорания органических соединений, в частности бензина. Кстати, бензин – это смесь органических веществ – углеводородов. Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду. Например, соленая вода (смесь поваренной соли и воды) и смесь речного песка и воды. В первом случае нельзя увидеть границы раздела фаз твердое-жидкое. Такую смесь называют однородной (или гомогенной). Другими примерами однородных смесей являются уксус (смесь уксусной кислоты и воды), воздух, сахарный сироп. Смесь речного песка и воды относят к неоднородным (или гетерогенным) смесям, т.к. состав такой смеси неодинаков в разных точках объема. Неоднородными являются смеси глины и воды, бензина и воды. В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями. II. Степень частоты вещества Если примеси не обнаруживаются при использовании вещества в технических целях, то вещество называется технически чистым. Например, вещество, из которого делают фиолетовые чернила, может иметь в своем составе примеси. Но если эти примеси никак не влияют на качество чернил, то оно — технически чистое. Если примеси не обнаруживаются с помощью химических реакций, то вещество относят к химически чистым. Например, это дистиллированная вода. III. Способы разделения смесей В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества. Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси. Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей.
|