Подготовка к ВПР по русскому языку, 7 класс.
В презентации представлен демонстрационный вариант ВПР с ответами и пояснениями.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР по русскому языку, 7 класс.»
Подготовка к ВПР
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Цыганок на минуту ост..новился и, подскочив, пош..л (в)присядку(4). А она плыла по полу бе(з/с)шумно, как по воздуху.
- Бабушка (не)плясала а словно ра(с/сс)казывала что(то). Вот она идет тихонько задумавшись(3) покач..ваясь погляд..вая вокруг (из)под руки, всё ее большое тело колебл..тся (не)решительно ноги щ..пают дорогу осторожно. Ост..новилась вдруг испугавшись чего(то) лицо дрогнуло нахмурил..сь и (тот)час(2) зас..яло доброй пр..ветливой улы..кой. Отк..чнулась в сторону уступая кому(то) дорогу отводя рукой кого(то); опустив голову, зам..рла пр..слушиваясь улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стр..йней выше ростом, и уж нельзя было глаз отв..сти от нее — так буйно красива и мила ст..новилась она в эти минуты ч..десного возвр..щения к ю..ости!
Морфологический разбор слова
- Задумавшись (3) — деепричастие (как?)
- 1. От глагола «задуматься».
- 2. Неизменяемое, совершенного вида.
- 3. В предложении является обстоятельством.
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами .
- 1 ) Все документы приведены (в)соответстви..
- 2) Из-за болезни он отсутствовал на занятиях (в)течени.. недели.
- 3) (В)род.. бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.
- 4) (В)продолжени.. утра события развивались стремительно.
- Пояснение. 1. Распознавание предложений с предлогом: из-за болезни он отсутствовал на занятиях в течение недели. В продолжение утра события развивались стремительно.
- 2. Правильное написание предлогов: в течение, в продолжение.
- Синтаксический разбор предложения
- Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл вприсядку (4).
- Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом. Грамматическая основа: Цыганок (подлежащее, выражено существительным) остановился и пошёл (однородные сказуемые, выражены глаголами).
- Второстепенные члены:
- (на) минуту — обстоятельство, выражено существительным с предлогом;
- вприсядку — обстоятельство, выражено наречием;
- подскочив — обстоятельство, выражено деепричастием.
- Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
- 1) (За)тем перевалом нас ждут настоящие альпийские луга.
- 2) Спектакль был то(же) премьерный.
- 3) Что(бы) всё успеть, нужно чётко спланировать свой день.
- 4) Я так(же) , как и моя мама, очень люблю музыку Бетховена.
- Пояснение. 1. Распознавание предложений с союзом: Спектакль былтожепремьерный. Чтобы всё успеть, нужно чётко спланировать свой день.
- 2. Правильное написание союзов: тоже, чтобы.
- Поставьте знак ударения в следующих словах.
- Эксперт, щавелевый, сковорода, засветло.
- Экспе́рт, щаве́левый, сковорода́, за́светло.
- Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
- 1) Вернувшись со школы, он сделал домашнее задание.
- 2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.
- 3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.
- 4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.
- Пояснение. Вернувшись из школы, он сделал домашнее задание. Описывая героя, уделяйте внимание деталям.
- Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
- 1) Вода бурным потоком низвергающаяся с вершины образует красивый водопад.
- 2) Посидите ребята молча.
- 3) По затерявшейся в лесах дороге никто давно не ездил.
- 4) Лодка помчалась ловко маневрируя среди порогов.
- Пояснение. 1. Распознавание предложения и места постановки запятой: лодка помчалась, ловко маневрируя среди порогов.
- 2. Обоснование выбора предложения, например: в предложении запятая выделяет деепричастный оборот.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей пополз не жалея сил не отдыхая.
2) Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору бродят лоси осторожные гложут горькую кору.
3) Сквозь полог сосновых игл которыми была усыпана почва пробились яркие папоротники тесно раскинувшиеся причудливой бахромой.
4) Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
Пояснение. 1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.
ИЛИ возможен другой вариант: тишину вспугнув тревожную, в чутко дремлющем бору бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными сказуемыми.
Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2 (1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой.
- Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13. Запишите ответ.
- Ответ: рассуждение.
- Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
- Пояснение. 1. Ответ на вопрос, например: строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием, потому что этот канал соединил великие русские реки: Волгу и Дон — и способствовал развитию судоходства.
- Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке;
- 2. Выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например: вековая мечта, о соединении великих рек, переправы с Волги на Дон.
- Определите и запишите лексическое значение слова «вековая» из предложения 5. Вековая — .
Пояснение. Вековая — давняя, многолетняя.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение.
- Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Пояснение. 1. Распознавание стилистически окрашенного слова: волоком.
2. Волоком — перетаскивая, волоча по земле.
Могут быть подобраны другие синонимы.
- Объясните значение пословицы «Всюду хорошо, а дома лучше», запишите Ваше объяснение .
Пояснение. Данная пословица обозначает: как бы не было хорошо на чужбине, а дом роднее, на своей земле и дышится легче.
Могут быть представлены другие формулировки объяснения значения пословицы.
Источник
Вода бурным потоком низвергающаяся
Работа содержит 14 заданий. Задания 1–14 предполагают запись развернутого ответа.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Цыганок на минуту ост..новился и, подскочив, пош..л (в)присядку(4). А она плыла по полу бе(з/с)шумно, как по воздуху.
Бабушка (не)плясала а словно ра(с/сс)казывала что(то). Вот она идет тихонько задумавшись(3) покач..ваясь погляд..вая вокруг (из)под руки, всё ее большое тело колебл..тся (не)решительно ноги щ..пают дорогу осторожно. Ост..новилась вдруг испугавшись чего(то) лицо дрогнуло нахмурил..сь и (тот)час(2) зас..яло доброй пр..ветливой улы..кой. Отк..чнулась в сторону уступая кому(то) дорогу отводя рукой кого(то); опустив голову, зам..рла пр..слушиваясь улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стр..йней выше ростом, и уж нельзя было глаз отв..сти от нее — так буйно красива и мила ст..новилась она в эти минуты ч..десного возвр..щения к ю..ости!
(109 слов, по М. Горькому)
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Цыганок на минуту ост..новился и, подскочив, пош..л (в)присядку(4). А она плыла по полу бе(з/с)шумно, как по воздуху.
Бабушка (не)плясала а словно ра(с/сс)казывала что(то). Вот она идет тихонько задумавшись(3) покач..ваясь погляд..вая вокруг (из)под руки, всё ее большое тело колебл..тся (не)решительно ноги щ..пают дорогу осторожно. Ост..новилась вдруг испугавшись чего(то) лицо дрогнуло нахмурил..сь и (тот)час(2) зас..яло доброй пр..ветливой улы..кой. Отк..чнулась в сторону уступая кому(то) дорогу отводя рукой кого(то); опустив голову, зам..рла пр..слушиваясь улыбаясь всё веселее, — и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стр..йней выше ростом, и уж нельзя было глаз отв..сти от нее — так буйно красива и мила ст..новилась она в эти минуты ч..десного возвр..щения к ю..ости!
(109 слов, по М. Горькому)
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) Все документы приведены (в)соответстви..
2) Из-за болезни он отсутствовал на занятиях (в)течени.. недели.
3) (В)род.. бояр Старицких были выходцы и из других фамилий.
4) (В)продолжени.. утра события развивались стремительно.
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) (За)тем перевалом нас ждут настоящие альпийские луга.
2) Спектакль был то(же) премьерный.
3) Что(бы) всё успеть, нужно чётко спланировать свой день.
4) Я так(же), как и моя мама, очень люблю музыку Бетховена.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Эксперт, щавелевый, сковорода, засветло.
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).
1) Вернувшись со школы, он сделал домашнее задание.
2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.
3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.
4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Вода бурным потоком низвергающаяся с вершины образует красивый водопад.
2) Посидите ребята молча.
3) По затерявшейся в лесах дороге никто давно не ездил.
4) Лодка помчалась ловко маневрируя среди порогов.
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей пополз не жалея сил не отдыхая.
2) Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору бродят лоси осторожные гложут горькую кору.
3) Сквозь полог сосновых игл которыми была усыпана почва пробились яркие папоротники тесно раскинувшиеся причудливой бахромой.
4) Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13. Запишите ответ.
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий.
Почему строительство Волго-Донского судоходного канала было очень важным событием? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »
Определите и запишите лексическое значение слова «вековая» из предложения 5. Вековая — .
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 9-10, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
(1)Здесь берет начало Волго-Донской судоходный канал.
(2)Из затона канал идет по долине реки Сарпы, вдоль Сарпинских озер и вливается в балку Солянку, что подступает к водоразделу. (3)Дальнейший его путь пролегает по речкам Червленая и Карповка, притокам Дона. (4)У города Калача канал достигает Дона.
(5)Исполнилась вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек!
(6)На север от трассы канала в снежных далях теряются истоки рек Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. (7)В верховьях эти степные, небогатые водой речки сближаются, и расстояние между ними не более 5 километров. (8)В народе этот участок зовется «переволокой». (9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
(11)Труд русских бурлаков был не легок. (12)Кто не задумывался об этом, глядя на картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге»? (13)Теперь профессия бурлака ушла в мир преданий. (14)Отзвуком далекого прошлого нам кажутся и замечательные слова Н. А. Некрасова: «Выдь на Волгу: чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется — то бурлаки идут бечевой. »
(9)С давних пор водораздел использовался для переправы с Волги на Дон и обратно. (10)Легкие суда поднимали вверх по течению Камышинки, вытаскивали на берег, тянули волоком к верховью Иловли и по ней спускали в Дон.
Источник