Вода для новорожденного ребенка при смешанном вскармливании
На сегодняшний день вопросы: «Надо ли поить малыша водой, если он находиться на грудном вскармливании?» и «Когда, сколько и как поить грудничка водой?» беспокоят молодых родителей больше, чем темы о кормлении грудью.
Озадаченность родителей этими вопросами связана с тем, что Всемирная организация здравоохранения еще 20 лет назад приняла декларацию, где подробно описываются принципы успешного грудного вскармливания детей и дается рекомендация: «Не следует новорожденным детям давать никакой другой пищи или питья, кроме грудного молока, исключение составляют случаи, обусловленные медицинскими показаниями».
Основываясь на эту рекомендацию, многие педиатры неправильно трактуют ее и утверждают, что дети грудного вскармливания в дополнительном приеме воды не нуждаются. На самом деле новорожденным ребенок считается только до 4 недель, а затем он уже должен пить воду.
Потребность в воде у малыша появляется уже в первые часы после рождения, но если предложить новорожденному ребенку сразу воду, то его крошечный желудок заполниться ею, и он уже не будет сосать материнскую грудь. Чем меньше новорожденный сосет материнскую грудь, тем хуже у мамы вырабатывается молоко. Поэтому прислушиваться рекомендаций ВОЗ следует только тем кормящим женщинам, которые страдают от нехватки грудного молока.
Если же у кормящей мамы молока достаточно, то предлагать малышу воду нужно в перерыве между кормлениями. Особенно нуждаются в подпаивании дети старше 1 месяца в период летней жары, при сухости воздуха в квартире и заболеваниях, которые сопровождаются подъемом температуры тела у малыша. Если ребенок хорошо сосет грудь и чувствует себя прекрасно, то насильно заставлять пить воду здоровому малышу, конечно, не следует.
Поить ребенка водой необходимо при появлении первых признаков обезвоживания, таких как совершенно сухой подгузник после 6-8 часового сна, темный цвет и сильный запах мочи, отсутствие слез при плаче, сухость губ и ротовой полости. Причем поить в этих случаях детей надо как можно чаще, в количестве 1-2 чайной ложки воды через каждые 10 минут во время бодрствования после кормления. Если ребенок не пьет из ложки, то поить его нужно из пипетки или из специальной бутылочки. Обязательно таким образом подпаивать надо детей при повышении температуры, врожденной желтухе, рвоте и поносе.
Клетки и ткани детского организма содержат намного больше воды, а внепочечная потеря воды происходит у них в два раза быстрее, чем у взрослых. Учитывая, что воды в детском организме больше, а потеря ее происходит быстрее, можно сделать вывод, что дети нуждаются в постоянном восполнении организма жидкостью. Если же детский организм испытывает нехватку воды, то ткани и внутренние органы ребенка не справляются со своей работой, что и проявляется у грудных детей нарушением пищеварения и болью в животе.
При недостатке воды желудочный сок у ребенка становится густым и он не справляется с перевариванием грудного молока матери, особенно если молоко жирное. В результате этого у малыша начинаются колики и запоры. Вот почему предлагают малышам для профилактики газообразования в желудке пить укропную воду. После приема большого количества воды желудочный сок разбавляется, в результате чего ребенок перестает мучиться от болей в животике.
В первый год жизни ребенка нужно поить водой, специально подготовленной для новорожденных. Эта вода продается в магазинах и не имеет ничего общего с кипяченой водой, которой так старательно пытаются поить своих малышей многие мамы. Вода для маленьких детей не должна иметь никакого вкуса и газов. Детская вода специально набирается из артезианских скважин и не содержит никаких вредных примесей.
Ребенок грудного вскармливания не любит пить кипяченую воду из крана, так же, как и все животные. Поэтому нежелание грудного ребенка пить воду может быть связано не с тем, что он не хочет, а с наличием запаха хлора и других неприятных вкусов в предлагаемой ему воде.
Если ребенок пьет мало и неохотно, то попробуйте предложить ему воду, чуть подсластив его или заменив его настоем шиповника, морсом и соком. Яблочный сок можно предложить ребенку уже с 4-х месяцев, особенно полезно его пить детям, страдающим запорами. Содержащиеся в соках с мякотью пищевые волокна обеспечивают правильную работу желудочно-кишечного тракта и способствуют профилактике нарушений стула.
Чтобы ответить на вопрос, сколько воды нужно пить ребенку до 1 года, надо умножить его вес на 50, так как считается, что для поддержания водного баланса организма детей необходимо около 50 мл воды на каждый кг веса ребенка. Грудной ребенок вместе с 100 мл молока матери получает 75 мл воды.
Если в 4 месяца малыш весит 8,2 кг, то количество требуемого ему молока равна 1/7 веса его тела. Это значит 1170 мл. Каждый ребенок сосет грудь по-разному, если например, ребенок сосет в сутки всего 500 мл. молока, то он получает вместе с ним только 75х5 = 375 мл. воды, вместо положенных 8,2х50= 410 мл. Значит, даже при грудном кормлении в этом случае его надо допаивать 410-375=35 мл. водой. Конечно, потребность ребенка в воде зависит еще от температуры и сухости воздуха, от жирности молока матери, а потому поить водой детей нужно с учетом этих обстоятельств.
Средние суточные нормы воды, которой можно поить детей следующие: до 1 года можно поить ребенка водой не более 120 мл, с года до 3-х лет — 150 мл, а детям старше трех лет — до 200 мл.
— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»
Источник
Вода для новорожденного ребенка при смешанном вскармливании
Вскармливание детей первого года жизни. Естественное, искусственное и смешанное вскармливание. Режимы и правила
Врач-педиатр участковый д/п№4 Кирасирова Гузель Фяттяховна
Правильное вскармливание детей раннего возраста -это не только гармоничное развитие и рост малыша, но и закладка фундамента его здоровья и устойчивость к инфекционным заболеваниям и неблагоприятным факторам окружающей среды.
Самое большое внимание родители должны уделять вопросам питания детей первого года жизни. Это связано с особенностями их организма. (отсутствие запаса питательных веществ, несформированные обменные процессы и неразвитый механизм защиты), что затрудняет процесс усвоения полезных веществ, поступающих с пищей.
Рассмотрим 3 основных вида вскармливания
— Естественное (грудное) вскармливание –форма питания новорожденного ребенка, является единственным физиологическим адекватным питанием новорожденного и грудного ребенка. Естественным называется вскармливание ребенка грудным молоком. Женское молоко является уникальным и наиболее сбалансированным продуктом питания для ребенка первого года жизни
— Состав грудного молока каждой матери точно соответствует потребности именно ее малыша в различных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных веществах.
— Материнское молоко содержит особые вещества- ферменты, способствующие перевариванию и усвоению белков, жиров и углеводов
-В молоке матери присутствуют иммуноглобулины и иммунные клетки, защищающие ребенка от большинства инфекционных заболеваний: кишечных инфекций, инфекционного гепатита, дифтерии, столбняка и других.
Преимущества женского молока:
-Женское молоко полностью лишено антигенных свойств, в то время как белки коровьего молока обладают резко выраженной антигенной активностью, что способствует появлению и усилению аллергических реакций у грудных детей.
-Общее количество белка в грудном молоке значительно меньше, чем в коровьем, по структуре он близок белкам клеток ребенка. В нем преобладают мелкодисперсные фракции, частицы грубодисперсного белка казеина в несколько раз мельче, чем в коровьем молоке, что обеспечивает створаживание грудного молока в желудке более нежными хлопьями и тем самым более полное его переваривание.
-Женское молоко содержит такое уникальное вещество как таурин -серосодержащую аминокислоту, обладающую нейро-активными свойствами. При искусственном же вскармливании неизбежно возникают белковые перегрузки, так как в коровьем молоке содержится в 3 раза больше аминокислот. Эти перегрузки сопровождаются интоксикацией, поражением почек из-за нарушения обменных процессов.
-Женское молоко, особенно молозиво, выделяющееся в первые 3-4 дня, очень богато иммуноглобулинами. Лейкоциты грудного молока синтезируют интерферон: в нем содержится большое количество макрофагов, лимфоцитов. Уровень лизоцима в 300 раз выше, чем в коровьем молоке. В нем содержится антибиотик лактофелицин. Благодаря этому естественное вскармливание обеспечивает становление иммуно-биологической защиты грудного ребенка, в связи с чем заболеваемость м смертность детей, находящихся на грудном вскармливании, значительно ниже, чем при искусственном.
-Количество жира в женском и коровьем молоке практически одно и то же, но имеется значительная разница в их составе: в грудном молоке содержится в несколько раз больше ненасыщенных жирных кислот. Расщепление жира у грудных детей начинается в желудке под влиянием липазы грудного молока; оно стимулирует появление активной кислотности в желудке, способствует регуляции эвакуаторной функции желудка и более раннему выделению панкреатического сока. Все это облегчает переваривание и усвоение жира, отдельные компоненты которого входят в состав клеток всех тканей и биологически активных веществ, обеспечивая повышенную потребность в жирах ребенку первого года жизни.
-Углеводы в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они в значительной степени определяют микробную флору кишечника.
-Исключительно богато женское молоко различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой. Это компенсирует временную низкую ферментированную активность ребенка и обеспечивает усвоение довольно большого объема пищи.
-Важное значение для растущего организма имеет минеральный состав пищи, содержание в ней биоэлементов. Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, но усвоение их в 2 раза лучше, чем из коровьего. Поэтому при естественном вскармливании дети гораздо легче и реже болеют рахитом. Содержание биоэлементов (натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и др.) в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребенка. В грудном молоке содержится в 4 раза меньше натрия, чем в коровьем. Избыточные нагрузки натрием могут быть причиной вегетососудистой дистонии с колебаниями артериального давления в период полового созревания, а также более тяжелых кризов при гипертонической болезни взрослого.
— Грудное молоко отличается от коровьего более высоким содержанием и более высокой активностью витаминов, в частности, витамина Д , что также способствует профилактике рахита.
— При естественном вскармливании закладываются пожизненно закрепленные отношения к матери, ее последующее влияние на поведение ребенка, а также формируется будущее родительское поведение.
Режим и техника естественного вскармливания
Важную роль в становлении лактации у родившей женщины играет время первого прикладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомендуется осуществлять сразу после рождения, непосредственно в родильном зале в первые 30-60 минут после родов с учетом состояния новорожденного и роженицы.
Раннее прикладывание к груди положительно сказывается на состоянии и матери и ребенка, ускоряет начало выработки молока, увеличивает его продукцию. Важно подчеркнуть, что первые порции материнского молока (молозиво) содержат значительные количества иммуноглобулинов и других защитных факторов, в связи с чем их поступление в организм ребенка обеспечивает повышение устойчивости младенца к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам, с которым он сталкивается сразу после рождения.
Другим ключевым фактором обеспечения полноценной лактации является режим свободного вскармливания новорожденного, при котором дети сами устанавливают интервалы между кормлениями, что может быть достигнуто при совместном пребывании матери и ребенка в одной палате.
В настоящее время следует признать существенно большую эффективность «свободного» вскармливания («по требованию ребенка»), под которым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в такое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы.
Частота кормления зависит от активности рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 минут и более.
К концу первого месяца жизни частота кормлений обычно снижается (до 7-8 раз), а длительность кормления уменьшается. Ночные кормления при свободном вскармливании новорожденных детей не исключаются: от ночных кормлений ребенок должен отказаться сам. Свободное грудное вскармливание способствует становлению оптимальной лактации и установлению тесного психоэмоционального контакта между матерью и ребенком, что очень важно для правильного эмоционального и нервно-психического развития младенца.
Важное значение имеет правильная техника кормления грудью. В первые дни после рождения можно кормить детей в одно кормление одной грудью. После «прихода» молока можно кормит ребенка каждое кормление из обеих грудей, так, чтобы кормление заканчивалось из той груди, с которой начиналось кормление. Кормить следует в удобной для матери позе, в спокойной обстановке. Наиболее удобное положение – сидя, так, чтобы ребенок находился в вертикальном положении (профилактика попадания воздуха в желудок малыша). В ночное время и при невозможности кормить малыша сидя, можно кормит лежа на боку. Желательно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность максимально тесно контактировать с матерью (контакт «кожа к коже», «глаза в глаза»). При таком тесном контакте происходит не только формирование привязанности ребенка к матери, но и дополнительная гормональная стимуляция лактации, что особенно важно как при ее становлении в первые дни и недели после родов, так и при временном уменьшении лактации в связи с так называемыми лактационными кризами.
Смешанное вскармливание – это система кормления ребенка, в которой докорм смесью производится наравне с питанием грудью без четкого режима (по требованию), при этом объем смеси занимает не более половины всего объема питания.
Смешанное вскармливание рекомендуют при следующих состояниях:
-недостаточный набор веса
-болезнь мамы, прием ею медикаментов, несовместимых с грудным вскармливанием
-жизненная ситуация, когда маме необходимо работать или учиться
Режим питания при смешанном вскармливании индивидуален и в большей степени зависит от того, какую часть питания малыш получает с грудным молоком, а какую – со смесью. Главное правило смешанного вскармливания- это предлагать малышу смесь только после кормления грудью. При этом докорм не является отдельным кормлением. В этом случае предполагается, что у мамы молока достаточно и докорм вводится лишь в небольших количествах. Каждое кормление малыша тогда начинается с прикладывания к груди, что стимулирует усиление лактации. Если же сначала давать малышу смесь, то он вполне может отказаться брать грудь по причине сытости или потому, что это значительно сложнее, чем пить из бутылочки.
Режим питания соответствует режиму при грудном вскармливании, то есть грудь малышу дается по требованию. Если же после прикладывания к груди мама видит, что малыш не наелся, то докармливает его смесью. Вариант обязательного прикладывания к груди, а затем при необходимости докармливания смесью — наиболее приближенный к грудному вскармливанию вариант смешанного вскармливания. Но, к сожалению, не всегда и он бывает возможен. Если грудного молока не хватает на весь день, приходится чередовать кормление грудью и кормление из бутылочки. Наибольший прилив молока у мамы бывает утром, а к вечеру при сильном снижении лактации его практические не остается. В этом случае одно кормление полностью или 2-3 кормления частично заменяются смесью. Режим питания должен быть относительно фиксированным: смесь не рекомендуют давать малышу чаще, чем через 2 часа после предыдущего кормления. Чаще всего заменяют кормление перед ночным сном, тогда ребенок наедается и крепко, спокойно спит.
Если мама вынуждена работать или учиться, то во время ее отсутствия малыша кормят смесью, а в остальные кормления он получает грудное молоко.
Правила смешанного вскармливания
- Докорм (искусственная смесь) следует давать только после прикладывания ребенка к обеим грудным железам и после их опорожнения, даже при минимальном количестве молока. Это делается из-за того, что в начале кормления у ребенка наиболее выражен аппетит, и он активно сосет грудь. Если же сначала дать искусственную смесь, то, во-первых, вы не знаете, в каком количестве ее дать, а во-вторых, после удовлетворения аппетита ребенок не захочет сосать грудь, так как это гораздо сложнее чем есть из бутылочки. В случае социально-бытовых условий, когда мама вынуждена отсутствовать некоторое время или при лечении некоторых заболеваний матери можно прибегнуть к следующему кормления: ребенок в течение дня 2-3 раза получает искусственную смесь, а в остальные кормления- грудное молоко
- Докорм лучше давать из ложечки (если его объем не очень большой), так как более легкое поступление смеси из бутылочки может способствовать тому, что ребенок откажется от груди. При большом объеме докорма, как правило, используют бутылочку. Бутылочка должна быть с достаточно упругой соской с мелкими отверстиями , чтобы ребенок прилагал усилия во время сосания.
- Режим питания. Наиболее оптимальным является свободный режим вскармливания. Но можно кормить ребенка и по графику, в этом случае частота кормления может быть уменьшена на одно кормление по сравнению с естественным вскармливанием
- Смесь, бутылочки, соски должны быть стерильными. Температура готовой смеси- 37-38 градусов
- Прикорм при смешанном вскармливании вводится на 2-3 недели раньше, чем при естественном. Для расчета потребностей ребенка в пищевых ингредиентах учитывают возраст ребенка, к какому виду вскармливания приближено питание (искусственному/естественному), вид применяемой смеси (адаптированная/неадаптированная)
Существуют 2 метода введения докорма:
Классический метод- ребенок в каждом кормлении прикладывается к груди, а затем докармливается смесью до необходимого объема.
Метод чередования – ребенок прикладывается к груди через кормление и полностью покрывает необходимое количество пищи женским молоком; и через кормление необходимое количество молока покрывается искусственной смесью.
Искусственное вскармливание –это вид кормления, при котором малыш на первом году своей жизни не получает маминого молока и питается только искусственными смесями.
Искусственное вскармливание может применяться, если у матери совсем нет молока, или ребенок по каким-то причинам не может или не хочет пить материнское молоко.
Правила искусственного вскармливания
- Искусственное вскармливание предусматривает систематический расчет энергетической ценности пищи, содержания белков, жиров и углеводов при каждом его изменении в связи с тем, что на искусственном вскармливании возможно как недокармливание ребенка, так и его перекорм. Показателем пригодности смеси являются данные нормального развития ребенка.
- Объем пищи в сутки при искусственном вскармливании должен соответствовать объему естественного вскармливания
- Проводить искусственное вскармливание рекомендуется адаптированными молочными смесями, которые по своему составу максимально приближены к женскому молоку. Неадаптированные молочные смеси в настоящее время в питании детей практически не используются.
- Смеси дают всегда только свежеприготовленными и подогретыми до температуры 35-40 градусов. Отверстие соски должно быть не слишком большим, молоко должно вытекать через него из опрокинутой бутылочки каплями. Категорически запрещается готовить смеси на длительные промежутки времени.
- Бутылочку при кормлении держат под таки углом, чтобы горлышко ее было все время заполнено смесью во избежание заглатывания ребенком воздуха.
Наиболее распространенными ошибками при искусственном вскармливании являются:
— слишком частые изменения в пище;
-замена одной смеси другой должна производиться при аллергических реакциях, длительном прекращении увеличения массы тела, отказа ребенка от этой смеси. Даже грудной малыш имеет право иметь свои вкусы и не всегда согласен с тем, что ему предлагают;
-ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула;
-назначение кисломолочных смесей в больших количествах, особенно в первые 7 дней жизни (отмечается нарушение обмена веществ).
При кормлении ребенка молочной смесью рекомендуется соблюдать следующие правила:
- Готовьте ее непосредственно перед кормлением и в предварительно простерилизованной посуде
- В процессе разведения смеси руководствуйтесь прилагаемой к упаковке инструкцией
- Разведите смесь водой, предназначенной специально для детского питания
- Перед тем, как дать смесь малышу, обязательно проверьте ее температуру -она должна соответствовать температуре тела.
- Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок на заглатывал воздух: он должен плотно обхватывать соску губами, а она должна быть заполнена смесью
- Не давайте малышу смесь, оставшуюся после предыдущего кормления
- После кормления тщательно помойте и простерилизуйте всю детскую посуду.
Источник