Основные разновидности воды
بسم الله الرحمن الرحيم
Чистота в Исламе играет очень важную роль, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал:
(( الطهور شطر الإيمان )) .
«Очищаться – это часть веры (Имана)». На важность очищения в религии указывает и тот факт, что во всех книгах по фикху (по Исламскому праву) глава о ритуальном очищении расположена в самом начале. Следуя их примеру, мы тоже начнём с этой главы.
Глава первая – о ритуальном очищении (тахарат).
Раздел первый. О воде.
Основным средством ритуального очищения в Исламе является вода, хотя в определённых ситуациях допускается использование пыльной земли. Таким очищением является таяммум, о котором мы расскажем далее.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
«И низвели мы с неба очищающую воду» (Аль-фуркан, 25:48).
Водой, которая может быть использована мусульманами для омовения и соблюдения ритуальной чистоты, является простая вода (мау-ль-мутлак), следовательно, цветочная вода или же искусственно минерализованная вода непригодна для ритуального очищения.
Если обычная вода изменится в запахе или в цвете, или вкусе инородным растворяющимся веществом, то такая вода непригодна для ритуального очищения, даже если сама по себе является чистой. Например, если в литр воды добавить сто миллилитров благовония и поменяется её запах или от добавления гранатового сока поменяется цвет, от капель уксуса изменится вкус, то такую воду нельзя применять для ритуального очищения.
А если вода изменит свои свойства не по причине инородных веществ, а , к примеру, из-за долгого стояния или из-за мха и водорослей, то такая вода, хоть она и изменена, считается пригодной для ритуального очищения. Такое же решение касается воды, в которую добавили не растворяющиеся вещества (Мужавир). Например, если бросить в воду благовонные палочки (Уд), или жидкое масло с приятным запахом, впоследствии чего вода обретёт приятный запах, то такая вода пригодна для очищения, ибо это случилось из-за не смешивающегося вещества.
Нежелательно использовать воду, согретую солнцем в кованой посудине (поддающейся ковке) в теплых краях, ибо есть вероятность заболевания проказой.
Недопустимо использование воды, которая применялась для обязательного ритуального очищения. Например, если совершить обязательное омовение, промыв все органы по одному разу, то собранная после этого вода не пригодна для повторного использования.
Если в малое количество воды, не достигшей по объему два кул’а[1] попадёт нечистота (наджас), то это вода считается не только непригодной для использования, но и осквернённой (наджас). Если в эту осквернённую воду (наджас) добавить другую воду и довести её до уровня два кул’а, и при этом не будет изменений, то она снова становится пригодной для ритуального очищения.
Если в малое количество воды попадёт насекомое, у которого не появляется кровь при отделении его органа (например, оса), и если это насекомое умрёт в этой воде, то такая вода не является нечистой и пригодна для использования.
Если в воду в размере два кул’а попадёт наджас (моча и т. п.), то такая вода не становится наджасом, потому что она из-за своего объёма в состоянии самоочищаться. Но если вследствие попадания наджаса два кул’а (216 литров) воды изменятся в цвете или в запахе, или во вкусе, то такая вода становится наджасом. Если изменения этих 216 литров пройдут сами по себе или из-за добавления туда иной воды, то эта вода снова становится чистой и пригодной для использования.
Исходя из вышесказанного, воду можно разделить на четыре основные категории:
1. Чистая и очищающая, не являющаяся нежелательной для использования –простая вода (мау-ль-мутлак).
2. Чистая и очищающая, но нежелательная для использования –вода, нагретая солнцем.
3. Чистая, но непригодная для очищения – использованная (для обязательного ритуального очищения) вода, а также изменённая попавшими в неё другими чистыми веществами.
4. Осквернённая вода (наджас) – вода, с которой смешалась нечистота (наджаса), объёмом менее 216 литров (два кул’а) или 216 литров и более, но изменённая.
Если какое-либо доверенное лицо расскажет нам, что некая вода является осквернённой и разъяснит причину данного осквернения, то нам следует довериться ему. Доверенным лицом в данном случае является благочестивый человек, будь это женщина или мужчина.
Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди
[1] Мера, равная приблизительно 216 литрам воды. По другой версии – мера, равная приблизительно 190 литров воды.
Источник
Вода для ритуального очищения и её разновидности
Согласно шариату, для ритуального очищения можно использовать только воду. Но вода при этом должна быть в определённом состоянии. Существует три разновидности воды:
1. Вода чистая и очищающая (то есть чистая сама по себе и пригодная для очищения). Такая вода используется как для совершения полного и частичного омовений (т.е. она устраняет хадас), так и для удаления нечистот (наджаса). Это обычная природная вода: дождевая, морская, речная, родниковая, талая и колодезная.
Вода, использованная для выполнения второго или третьего циклов полного или частичного омовений (желательные циклы), является чистой, и пригодна для ритуального очищения и удаления нечистот.
2. Вода чистая, но не очищающая (т.е. вода чистая сама по себе, но непригодная для ритуального очищения). Она не устраняет хадас и не удаляет нечистоты. К такой воде относится:
а) вода, использованная для выполнения обязательного ритуального очищения (первый, т.е. обязательный, цикл частичного и полного омовений) или удаления нечистот, если при этом не изменились её качества (вкус, цвет или запах);
б) вода, изменившая качества в результате попадания в неё чего-либо чистого (тахир). Если с водой смешалось какое-либо чистое вещество, и вода при этом явно изменила свои качества, то она непригодна для частичного и полного омовений и удаления наджасы, хотя сама чистая. Такой является вода, в которую попало, например, молоко или сахар, явно изменившие её цвет, вкус или запах. Если же изменения воды незаметны – она пригодна для очищения. Исключением являются минеральные соли, которые не влияют на пригодность воды, используемой для очищения, даже если сильно изменили её качества, т.к. попадают в воду из почвы. Но если соли в воду мы добавляем сами, то вода становится непригодной для ритуального очищения.
3. Нечистая вода (наджас). Согласно богословско-правовой школе имама аш-Шафи’и, различают большой или малый объём воды, пригодной для очищения. Малый объём – меньше двух куллей. Два кулля равны примерно 216 литрам. Большой объем – два кулля и больше. Если в малое количество воды, т.е. меньше 216 литров воды попала непростительная наджаса, вода становится нечистой (наджис), даже если не изменилось ни одно из трёх её качеств – вкус, цвет, запах.
Простительной наджасой являются мёртвое насекомые (муха, муравей и т.п.), у которых не течёт кровь, то есть не появляется кровь если оторвать какую то часть тела
Например, если муха попала в воду и умерла в ней, вода остаётся чистой до тех пор, пока не изменится её цвет, запах или вкус.
Если в большое количество воды попадают нечистоты, не изменившие ни одно из трёх её качеств: вкус, цвет, запах, – то она остаётся чистой. А если хотя бы немного изменилось одно из этих качеств, то вода становится нечистой и непригодной для ритуальных очищений, согласно учению имама аш-Шафи’и.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник
Омовение по ханафитскому мазхабу. Уроки 1-2. Виды воды.
Первый вид: «тохир/мутоххир». Чистая вода. Водой такого качества можно смывать наджасу с одежды или тела, а также совершать ритуальное омовение (вуду или гусль).
Второй вид: «тохир/мутоххир макрух». Такой водой дозволено совершать ритуальное омовение, но её хукм – «макрух-танзих» (если есть возможность использовать чистую воду). Сюда относится вода, из сосуда с которой отпила домашняя кошка, змея или дикая хищная птица (сокол, орёл и т. п.). При условии, если другой воды нет, хукм «макрух» спадает, и совершать омовение такой водой абсолютно дозволено. Данное правило касается случая, если кошка (и т. п.) отпила из сосуда с малым количеством воды. Если воды много, хукм «макрух» к такой воде не относится, то есть она считается чистой и полностью подходящей для омовения. В ханафитском мазхабе большим количеством воды считается количество, которое умещается в ёмкость или водоём площадью 10х10 локтей с учётом глубины (при зачёрпывании не должно обнажаться дно).
Примечание: От количества воды в конкретном случае зависит её хукм. Например, если в большой водоём с водой попала наджаса, но при этом качества воды не изменились, такая вода считается чистой, если изменились – то грязной и непригодной для омовения. Но если наджаса попала в сосуд с малым количеством воды, вся эта вода автоматически становится нечистой вне зависимости от того, изменились её качества (вкус, цвет, запах) или нет.
Третий вид: «тохир/гейр мутоххир». Это вода, которой дозволено смывать наджасу, но нельзя совершать ритуальное омовение. Сюда относится « маун мустаамаль» (использованная вода) – вода, которая собралась в месте или в сосуде, над которым совершалось омовение. Вода считается использованной только тогда, когда она отделится от лица или тела.
Если человек совершил намаз, будучи в состоянии ритуального омовения, не потерял вуду до времени следующего намаза, но совершил вуду повторно с намерением исполнения Сунны, вода от такого вуду тоже считается использованной. При этом ставится условием, чтобы повторное омовение совершалось после исполнения намаза. Если омовение не нарушилось, а человек дважды совершает вуду до того, как совершил с первым вуду намаз, это считается излишеством (исраф). Вода от такого омовения не считается использованной.
Виды жидкости, которые нельзя использовать для омовения:
1) Сок дерева или плода нельзя использовать для омовения. Согласно самому сильному мнению в ханафитском мазхабе, сок нельзя использовать, даже если он вышел сам, а не был выжат (хотя на этот счёт есть разногласие). Выжатый сок нельзя использовать, согласно единодушному мнению учёных мазхаба.
2) Если вода изменила свои природные качества после варки при приготовлении пищи (например, супа), её нельзя использовать для омовения.
3) Если вода смешалась с чем-либо твёрдым (например, с песком) и потеряла свои природные свойства (например, текучесть), она также не подходит для омовения.
Примечание: Если в воду упал какой-либо плод или лист дерева, ей дозволено совершать омовение, даже если она при этом изменила все свои качества (например, цвет, вкус и запах). То же касается воды из труб, которая приобрела запах ржавчины или стоячей воды, которая покрылась зеленью и приобрела неприятный запах.
4) Существует несколько вариантов смешения воды с другими жидкостями:
а) Если вода смешалась с жидкостью, обладающей двумя собственными качествами, и одно из этих качеств проявилось, такой водой нельзя совершать омовение, но можно смывать наджасу. Пример: молоко имеет цвет и вкус, но не имеет запаха. Если небольшое количество воды смешать с молоком, а получившаяся смесь окажется белого цвета (приобретёт одно из качеств молока), такая вода для омовения более не пригодна.
б) Если жидкость, с которой смешивается вода, обладает тремя качествами, то необходимо проявления двух из них для того, чтобы вода стала непригодной для омовения. Пример: яблочный уксус имеет вкус, цвет и запах. Если небольшое количество воды смешать с уксусом, а получившаяся смесь окажется коричневого цвета и будет пахнуть, как уксус, такой водой совершать омовение нельзя.
в) Также возможно смешение воды с жидкостью, которая не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, например, с использованной водой (которая непригодна для омовения). Если смешать чистую воду с использованной водой, хукм получившейся смеси будет зависеть от того, какой воды было больше. Пример: если смешать два литра чистой воды с одним литром использованной воды, получившаяся вода считается чистой и пригодной для омовения. То же касается розовой воды, потерявшей запах, которая внешне стала похожа на обычную воду.
Четвёртый вид: нечистая вода. Такой водой нельзя ни совершать ритуальное омовение, ни смывать наджасу. Если в малое количество стоячей воды упала наджаса (нечто нечистое), она становится нечистой, даже если ни одно из качеств воды не изменилось. Что касается малого количества проточной воды, то она становится нечистой только в том случае, если проявились следы наджасы (вкус, цвет или запах).
Пятый вид: вода, относительно способности очищать которой есть сомнение. Сюда относится вода, из сосуда с которой отпил осёл или мул. Такой водой дозволено смывать наджасу, но относительно её использования для ритуального омовения существует сомнение, потому что на этот счёт существуют разные доводы – противоречащие друг другу хадисы.
Малое количество воды, от которой отпило животное
Малое количество воды, из сосуда с которой отпило животное, в шариатской терминологии называется «сур». Хукм такой воды будет зависеть от того, какое именно животное отпило из сосуда с ней.
Первый вид: «тохир/мутоххир». Вода пригодная как для смывания наджасы, так и для совершения омовения. Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпил человек, лошадь или животное, мясо которого дозволено в пищу по Шариату (например, баран). Но при этом ставится условием, что во рту у того, кто пьёт, не было наджасы. Пример: если человек отпил из сосуда с водой после того, как выпил вина, такая вода становится нечистой, то есть ей не дозволено совершать омовение и смывать наджасу. То же касается ситуации, когда рот животного загрязнён наджасой. По мнению имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа, да будет доволен ими Аллах, если человек после прочистил в течение какого-то времени загрязнённый наджасой рот слюной, то вода, от которой он отпил, считается чистой. Это противоречит мнению имама Мухаммада, да будет доволен им Аллах, который для очищения рта от наджасы обязательным условием ставит полоскание водой.
Второй вид: «наджис». Вода, не пригодная ни для смывания наджасы, ни для совершения омовения. Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпили следующие животные: собака, свинья или хищники (например, пантера или волк). В доказательство этому существует хадис Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со следующим смыслом: «Если собака отпила из кувшина кого-либо из вас (обращение к сахабам), этот кувшин нужно три раза промыть». По ханафитскому мазхабу, достаточно промыть сосуд три раза водой, но является желательным (мустахабб) промыть семь раз водой и один раз песком, что соответствует шафиитскому мазхабу. Слюна свиньи, как и все остальные её части, является нечистой. Что касается хищников, то их слюна тоже является нечистой, как и их мясо. Следовательно, вода, в которую попала слюна этих животных, становится нечистой.
Следует подчеркнуть, что речь идёт именно о малом количестве воды (меньше, чем 10х10 локтей). Если эти животные отпили из большого водоёма, это не влияет на чистоту воды.
Третий вид: «тохир/мутоххир макрух». Вода, использовать которую при наличии другой воды – «макрух-танзих». Речь идёт о малом количестве воды, от которой отпили следующие животные: домашняя кошка (дикая кошка делает воду нечистой), курица (которая свободно ходит по улице, возможно, среди мусора и т. п.; курица, которая заперта в курятнике, не делает воду «макрух»), хищные птицы (коршун, орёл, сокол и т. п.), мышь. Скорпион не делает воду «макрух». Если другой воды, кроме этой, нет, хукм «макрух» спадает с неё: следует совершить омовение этой водой, прибегать к сухому омовению (таяммум) нельзя.
Четвёртый вид: вода, относительно способности очищать которой есть сомнение. Речь идёт о воде, от которой отпил осёл или мул. Такой водой можно счищать наджасу, но её пригодность для омовения сомнительна. Причиной такого сомнения является существование двух противоречащих друг другу групп хадисов. Одна группа говорит, что мясо осла дозволено, следовательно, слюна является чистой. Другая группа говорит, что мясо осла запретно, следовательно, слюна нечиста. Если есть другая вода, кроме той, от которой отпил осёл или мул, омовение, совершённое этой водой, будет недействительным. Если нет другой воды, кроме этой, следует совершить омовение этой водой, а потом ещё совершить таяммум. Согласно самому верному мнению, лучше соблюдать последовательность: сначала вуду, потом таяммум. Но если совершить сначала таяммум, а потом вуду, намаз с таким омовением всё равно считается действительным.
Источник