- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей — RSS
- Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей
- Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей
- Ответы на тест НМО «Гигиеническая оценка качества питьевой воды»
- 1. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется по
- 2. Виды питьевого водоснабжения
- 3. Вода должна иметь запах интенсивностью не выше 2 баллов при следующихтемпературах
- 4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды включают показатели и их нормативы, характеризующие
- 5. Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды распространяются на вещества (выберите наиболее полный ответ)
- 6. Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды распространяются на соединения
- 7. Интенсивность запаха и вкуса в 2 балла характеризуется как
- 8. К органолептическим свойствам воды относятся
- 9. К третьему классу опасности относятся химические вещества, присутствующие в воде, степень опасности которых для человека оценивается как
- 10. К эндемическим заболеваниям относятся
- 11. Какое из веществ присутствующих в воде относятся к первому классу опасности?
- 12. Качество воды подземных источников 2 класса может быть доведено до требований СанПиН 1.2.3685-21
- 13. Класс источника централизованного питьевого водоснабжения устанавливают с учетом
- 14. Комбинированное действие химических веществ в питьевой воде учитывается для веществ с санитарно-токсикологическим показателем вредности, относящихся к классу опасности
- 15. Косвенный показатель присутствия в питьевой воде вирусов
- 16. Наиболее благоприятная температура питьевой воды
- 17. Низкая микробная загрязненность характерна для водоисточников
- 18. Норма водопотребления на 1 жителя зависит от
- 19. Норматив рН водопроводной воды
- 20. Норматив фтора в питьевой воде обеспечивает поступление в организм
- 21. Нормирование содержания химических веществ в питьевой воде с учетом климатического района проводится для
- 22. Оценка эпидемиологической безопасности питьевой воды из поверхностного источника питьевого водоснабжения проводится по показателям
- 23. Оценка эпидемиологической безопасности питьевой воды из подземного источника водоснабжения проводится по показателям
- 24. Под цветностью понимают
- 25. Показатель, косвенно свидетельствующий о степени освобождения питьевой воды от вирусов при ее обработке
- 26. Потеря какого количества воды (в %) приводит к беспокойству, слабости, тремору конечностей?
- 27. Потребление питьевой воды с низким содержанием селена является причиной развития
- 28. Потребление питьевой воды с повышенной концентрацией молибдена является причиной развития
- 29. Потребление питьевой воды с повышенной концентрацией нитратов является причиной развития
- 30. При выборе источника для централизованного питьевого водоснабжения наибольшее предпочтение отдается водам
- 31. При выборе источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения учитывают
- 32. Процессы самоочищения протекают интенсивней
- 33. Прямые показатели фекального загрязнения воды
- 34. Санитарно-показательными микроорганизмами являются
- 35. Среди источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения последнее место по санитарной надежности занимают
- ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Питьевой режим в школах
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей — RSS
Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей
Организация питьевого режима в образовательных и оздоровительных учреждениях для детей
Вода – самый большой по объему потребления «продукт питания» в рационе человека, универсальное вещество, без которого невозможна жизнь, и непременная составляющая часть всего живого. Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования любого организма. Но вода также является фактором передачи многих инфекционных заболеваний, и, зачастую, некачественная вода – причина групповых инфекционных заболеваний в организованных детских коллективах. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы дети получали только качественную питьевую воду, особенно в период учебы, а также в период оздоровительных кампаний.
Основные формы организации питьевого режима в образовательных, оздоровительных учреждениях – использование кипяченой водопроводной воды, воды, расфасованной в емкости, и воды, подаваемой через стационарные питьевые фонтанчики, которые должны предусматривать наличие ограниченного кольца вокруг вертикальной водяной струи (ее высота не менее 10 см.).
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях). Наряду с этим необходимо наличие отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды и контейнеров для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается их замена по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающее ее происхождение, качество и безопасность.
Самая распространенная и доступная форма организации питьевого режима в дошкольных учреждениях – кипяченая вода. Что нужно помнить при организации питьевого режима кипяченной водой?
- Кипятить воду следует не менее 5 минут – за это время погибает большинство бактерий и вирусов.
- Для хранения кипяченной воды лучше использовать эмалированные чайники, в которые кипящую воду наливают непосредственно из электрокипятильника на пищеблоке.
- При отсутствии кипятильника воду кипятят в чайниках. Кипятить ее в кухонной посуде – кастрюле или ведре – и набирать в чайники не разрешается.
- Смену воды необходимо проводить не реже чем через 3 часа с момента ее розлива из электрокипятильника или кипячения.
- При смене кипяченой воды чайник следует вымыть в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, для мытья рожков используют ерши.
- До раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в чайнике. Оптимальная температура питьевой воды, даваемой воспитанникам, составляет от +18ºС до +20ºС.
- На период, пока остывает вода в одном чайнике, должна быть доступна вода из другого чайника.
- Для питья в дошкольных организациях используют стеклянную, фаянсовую, фарфоровую чайную посуду (стаканы, чашки, кружки). В учреждении следует предусмотреть достаточное количество чистой посуды, а также промаркированных подносов для чистой и использованной посуды. Чистую просушенную чайную посуду ставят в специально отведенном месте на промаркированный поднос с надписью «чистая посуда» (вверх дном), а использованную – на отдельный промаркированный поднос с надписью «использованная посуда». Моют чайную посуду организованно в моечных ваннах для мытья посуды.
Справочно: Санитарные правила и нормативы, контролирующие обеспечение доброкачественной питьевой водой образовательные учреждения в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
— СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»;
— СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
Источник
Ответы на тест НМО «Гигиеническая оценка качества питьевой воды»
1. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется по
1) обобщенным показателям;+
2) содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения и поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека;+
3) суммарной удельной альфа- и бета- активности;
4) уровню вмешательства.
2. Виды питьевого водоснабжения
1) источники с пресной водой для нецентрализованного водоснабжения;+
2) источники с пресной водой для централизованного водоснабжения;+
3) источники с солоноватой водой для нецентрализованного водоснабжения;
4) источники с солоноватой водой для централизованного водоснабжения.
3. Вода должна иметь запах интенсивностью не выше 2 баллов при следующихтемпературах
1) 15℃;
2) 20℃;+
3) 30℃;
4) 50℃;
5) 60℃.+
4. Гигиенические требования к качеству питьевой воды включают показатели и их нормативы, характеризующие
1) безвредность химического состава;+
2) безопасность воды в радиационном отношении;+
3) благоприятные органолептические свойства;+
4) физиологическую полноценность;
5) эпидемиологическую безопасность воды.+
5. Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды распространяются на вещества (выберите наиболее полный ответ)
1) антропогенного происхождения;
2) природного происхождения;
3) природного происхождения и реагенты, применяемые для обработки воды;
4) природного происхождения, реагенты, применяемые для обработки воды, антропогенные загрязнители водоисточника.+
6. Гигиенические требования к химическому составу питьевой воды распространяются на соединения
1) природного происхождения, реагентов, применяемых для обработки воды, химических веществ антропотехногенного происхождения и связанных с хозяйственной деятельностью человека;+
2) только для реагентов, применяемых для обработки воды;
3) только природного происхождения.
7. Интенсивность запаха и вкуса в 2 балла характеризуется как
1) заметный, легко обнаруживаемый, дающий повод относиться к воде неодобрительно;
2) запах и привкус не ощущается;
3) запах, вкус и привкус не ощущается потребителем, но обнаруживается при лабораторном исследовании;
4) слабый, замечается потребителем, если обратить на это его внимание.+
8. К органолептическим свойствам воды относятся
1) запах, привкус;
2) запах, привкус, цветность;
3) запах, привкус, цветность, мутность;+
4) запах, привкус, цветность, мутность, жесткость.
9. К третьему классу опасности относятся химические вещества, присутствующие в воде, степень опасности которых для человека оценивается как
1) высоко опасные;
2) неопасные;
3) опасные;+
4) умеренно опасные;
5) чрезвычайно опасные.
10. К эндемическим заболеваниям относятся
1) аскаридоз;
2) болезни Кешана;+
3) нитритно-нитратная метгемоглобинемия;+
4) туляремия;
5) уровская болезнь (стронциевый рахит);+
6) флюороз и гипофторозы.+
11. Какое из веществ присутствующих в воде относятся к первому классу опасности?
1) высокоопасные;
2) мало опасные;
3) опасные;
4) умеренно опасные;
5) чрезвычайно опасные.+
12. Качество воды подземных источников 2 класса может быть доведено до требований СанПиН 1.2.3685-21
1) аэрированием;+
2) обеззараживанием;+
3) отстаиванием;
4) фильтрованием.+
13. Класс источника централизованного питьевого водоснабжения устанавливают с учетом
1) водообильности источника;
2) качества воды источника;+
3) необходимых методов обработки;+
4) самоочищающей способности воды источника.
14. Комбинированное действие химических веществ в питьевой воде учитывается для веществ с санитарно-токсикологическим показателем вредности, относящихся к классу опасности
1) 1;
2) 1 и 2;+
3) 2 и 3;
4) 3 и 4.
15. Косвенный показатель присутствия в питьевой воде вирусов
1) запах;
2) мутность;+
3) рН.
16. Наиболее благоприятная температура питьевой воды
1) 12 — 15℃;+
2) 7 — 12℃;
3) менее 7℃.
17. Низкая микробная загрязненность характерна для водоисточников
1) артезианских;+
2) грунтовых;
3) поверхностных.
18. Норма водопотребления на 1 жителя зависит от
1) водообильности источника водоснабжения;
2) климатического района;+
3) количества населения;
4) степени благоустройства жилого фонда;+
5) этажности застройки.
19. Норматив рН водопроводной воды
1) 10,0;
2) 14,0;
3) 6,0-9,0.+
20. Норматив фтора в питьевой воде обеспечивает поступление в организм
1) дозы, обеспечивающей максимальное противокариозное действие и поражение флюорозом 1 степени 10% населения;
2) дозы, обеспечивающей противокариозное действие;
3) оптимальной дозы.+
21. Нормирование содержания химических веществ в питьевой воде с учетом климатического района проводится для
1) всех химических веществ, нормируемых в питьевой воде;
2) фтора;+
3) фтора и мышьяка;
4) фтора, мышьяка, свинца.
22. Оценка эпидемиологической безопасности питьевой воды из поверхностного источника питьевого водоснабжения проводится по показателям
1) escherichia coli (E.coli);+
2) колифаги;+
3) обобщенные колиформные бактерии;+
4) общее микробное число;+
5) пневмококки;
6) споры сульфитредуцирующих клостридий;+
7) цисты и ооцисты патогенных простейших, яйца и личинки гельминтов;+
8) энтерококки.+
23. Оценка эпидемиологической безопасности питьевой воды из подземного источника водоснабжения проводится по показателям
1) escherichia coli (E.coli);+
2) колифаги;+
3) обобщенные колиформные бактерии;+
4) общее микробное число;+
5) споры сульфитредуцирующих клостридий;
6) цисты и ооцисты патогенных простейших, яйца и личинки гельминтов;
7) энтерококки.+
24. Под цветностью понимают
1) загрязнение воды веществами органического и неорганического происхождения, которые могут попадать в водоемы со сточными водами;
2) окрашенность воды природными гуминовыми соединениями, которые вымываются в воду из почвы;+
3) показатель, характеризующий уменьшение прозрачности.
25. Показатель, косвенно свидетельствующий о степени освобождения питьевой воды от вирусов при ее обработке
1) мутность;+
2) остаточный алюминий;
3) остаточный хлор;
4) термотолерантные колиформные бактерии;
5) цветность.
26. Потеря какого количества воды (в %) приводит к беспокойству, слабости, тремору конечностей?
1) до 10%;+
2) до 20%;
3) до 25%.
27. Потребление питьевой воды с низким содержанием селена является причиной развития
1) болезни Кешана;+
2) синдрома метгемоглобинемии;
3) уролитиаза;
4) эндемического зоба.
28. Потребление питьевой воды с повышенной концентрацией молибдена является причиной развития
1) подагры;+
2) синдрома метгемоглобинемии;
3) флюороза;
4) эндемического зоба.
29. Потребление питьевой воды с повышенной концентрацией нитратов является причиной развития
1) болезни Кешана;
2) синдрома метгемоглобинемии;+
3) уролитиаза;
4) флюороза.
30. При выборе источника для централизованного питьевого водоснабжения наибольшее предпочтение отдается водам
1) грунтовым;
2) межпластовым;+
3) поверхностным;
4) подрусловым.
31. При выборе источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения учитывают
1) достаточность запасов воды;+
2) доступность источника;+
3) качество воды;+
4) рельеф местности;
5) санитарную надежность.+
32. Процессы самоочищения протекают интенсивней
1) в водохранилищах;
2) в озерах;
3) в реках.+
33. Прямые показатели фекального загрязнения воды
1) аммиак и аммонийные соли;
2) микробное число и термотолерантные колиформные бактерии;+
3) нитриты и нитраты;
4) перманганатная окисляемость.
34. Санитарно-показательными микроорганизмами являются
1) бактерии группы кишечной палочки;+
2) водные сапрофиты;
3) колифаги.
35. Среди источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения последнее место по санитарной надежности занимают
1) грунтовые воды;
2) межпластовые безнапорные воды;
3) межпластовые напорные (артезианские) воды;
4) открытые водоемы.+
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Питьевой режим в школах
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Предъявляются требования к организации питьевого режима: В образовательных учреждениях должно быть Предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Питьевой режим в образовательном учреждении может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости.
Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребыванияв образовательном учреждении.
Конструктивные решения стационарных питьевых фонтанчиков должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см.
При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды образовательное учреждение должно быть обеспечено достаточным количеством чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовых стаканчиков – в учебных и спальных помещениях), а также отдельными промаркированными подносами для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды; контейнерами — для сбора использованной посуды одноразового применения.
При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима обучающихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды.
Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
Источник