Вода добро или зло

С одной стороны — добро, а с другой — зло?

Многие люди убеждены, что добро и зло — это некие оценочные понятия, существующие только в сознании людей, а в реальности их нет. Кем и как они убеждены, это сейчас не так важно. Главное — они считают свою точку зрения глубоко научной, строго логичной и единственно спасительной для человечества. И доводы в подтверждение своей позиции они приводят, как им кажется, совершенно неопровержимые, железные. Приведём наиболее типичные из них.

Вот возьмём топор. С одной стороны, он добро, им можно построить дом, наколоть дров для печки. А с другой стороны, топор — зло, потому что им можно убивать прохожих на лесной дороге или старушек в их квартирах. Значит, топор — не добро и не зло. Иногда ещё вспоминают нож, но рассуждения аналогичные.

Или возьмём деньги. С одной стороны — добро, так как помогают взаимодействию людей, оценивая по единой шкале такие разные вещи, как труд, товары, знания, услуги, развлечения, лечение и т.д. Но с другой стороны, деньги — зло, так как помешательство на деньгах ведёт к росту враждебности, разобщённости людей и даже угрожает существованию цивилизации. Значит, деньги — не добро и не зло.

Возьмём медицину. С одной стороны, она добро, так как позволяет избавить людей от болезней, от страданий. Но с другой стороны, медицина — зло, так как лечение обычно даёт множество побочных эффектов и разрушает здоровье людей. Значит, она не добро и не зло.

Возьмём атомные электростанции. С одной стороны — добро, дают энергию, необходимую для жизни людей. А с другой стороны — зло, так как могут привести к авариям, заражению местности, гибели и болезням тысяч людей. Значит, они не добро и не зло.

Читайте также:  Под лежачим камнем вода не течет значение

Возьмём Солнце. Ему сейчас призывают поклоняться как Богу многие сторонники язычества. Ведь оно добро — даёт свет, тепло, жизнь. Но с другой стороны, Солнце — сущее зло в засушливое знойное лето или в безводной пустыне. Оно убивает и сжигает всё живое. Значит, оно не добро и не зло.

Возьмём воду. Она основа любой жизни, без неё никуда, то есть она добро. Но с другой стороны, вода — это разрушительные наводнения, оползни, цунами, уносящие тысячи жизней, то есть она зло. И получается, что на самом деле, вода — не добро и не зло.

Наконец, возьмём человека. Например, на работе он учит студентов, готовит нужных специалистов. Он добро. А дома он бьёт свою жену и детей, то есть он зло. Причём он считает свои издевательства добром, а жена и дети — злом. Значит, человек не добро и не зло.

Подобных аргументов приводится ещё много, но принцип их построения, наверное, уже понятен.

Ну что же, кажется, что здесь всё правильно, и никаких логических противоречий не просматривается. В действительности же противоречия есть, и их целых три.

Первое противоречие состоит в том, что люди, приводящие все эти аргументы, уверенно относят к злу всякую гадость: смерть, разрушения, болезни и т.д.. А норму, гармонию, жизнь, здоровье столь же уверенно относят к добру. Хотя доказывают они, заметим, что добра и зла в реальности нет, что это это всего лишь оценки людей, которые, как известно, могут быть противоположны и изменчивы. То есть в душе-то они прекрасно понимают, что такое настоящие, реальные добро и зло, а не оценки людей.

Второе противоречие сводится к тому, что выводы, которые делаются из всех этих примеров, совсем не доказывают, что добра и зла не существует в реальности. Выводы эти, заметим, совершенно правильные, бесспорные, но к обсуждаемой теме просто не относятся и аргументами служить никак не могут.

Да, топор, нож, деньги, как и все другие предметы, — это не добро и не зло. С какой стороны на них ни посмотри. Они могут служить добру или злу, с их помощью можно менять количество добра и зла в мире. Но ни один предмет в принципе не является ни добром, ни злом.

Да, медицина, как и любая другая наука, не является ни добром, ни злом. Её можно обратить на добро, а можно — на зло. Её можно очищать от лжи, от зла, её можно приближать к истине, к добру. И точно так же любые промышленные предприятия — это не добро и не зло, хотя могут нести миру и людям как добро, так и зло, причём нести как по очереди, так и одновременно. Их можно улучшать, снижая их вредность, их можно ухудшать, экономя на безопасности и экологичности. Но они не добро и не зло. Как и топор из первого примера.

И точно так же Солнце, Луна, вода, огонь, воздух и т.п. — не добро и не зло. Добро — это гармония мира, когда всего в меру, когда нет перекосов, когда норма. Зло — это разрушение гармонии, избыток и недостаток, уничтожение, разрушение. А вовсе не светила или природные стихии.

И человек — тоже не добро и не зло. Человек может выбрать добро, укрепление гармонии мира. Может выбрать зло, разрушение гармонии мира. Может одновременно служить добру и злу. Он может очищаться от внутреннего зла и укреплять внутреннюю гармонию, а может набираться нового зла и разрушать добро в себе. Теоретически человек может стать добром, если разовьётся до уровня Бога. А вот злом он не станет никогда, может стать только рабом дьявола. При этом человек может считать добром и злом всё что угодно, это его личное дело. Его мнение может быть истинным или ложным, служить добру или злу. Но сам человек не может объявляться ни настоящим добром, ни настоящим злом.

То есть все приведённые здесь примеры, все эти аргументы пытаются найти добро и зло там, где их просто нет и быть не может. Ну, не проходит граница добра и зла ни между предметами, ни между творениями, ни между стихиями, ни между людьми. Добро и зло — понятия системные, общемировые.

Наконец, третье логическое противоречие всех рассмотренных «железных» аргументов сводится к следующему. Вспомним, что доказывают нам эти люди. Что добра и зла не существует, что это оценки в сознании людей. И в то же самое время, именно свою точку зрения они считают единственно верной, хотят внушить её всем окружающим, уверяют, что иначе человечество пропадёт. То есть получается, что считают её настоящим добром, а всякие иные точки зрения — безусловным злом. Таким образом, они зовут нас к добру и предостерегают от зла, которых, по их же мнению, в реальности просто нет. Вот так.

Кстати, это далеко не все противоречия в позиции сторонников «оценочного» подхода к добру и злу.

Например, некоторые из них убеждены, что существует некий мировой закон равновесия добра и зла. Что если это равновесие почему-то кем-то нарушается, то оно автоматически восстанавливается. И количество добра и зла в мире всегда одинаково. А без зла, к примеру, мир существовать не может. Нет, конечно, теория равновесия добра и зла вполне имеет право на существование. Однако она никак логически не состыкуется с теорией о том, что добро и зло — оценочные категории в сознании людей. Не может же уравновешиваться сознание совершенно разных людей. Не может автоматически зарождаться в голове одного человека зло в ответ на зарождение в голове другого человека добра. И наоборот.

Впрочем, существование всех этих логических противоречий ничуть не смущает сторонников рассматриваемой теории. Что ж, это их проблемы, их выбор и их ответственность.

Источник

Вода добрая и злая

Вода добрая и злая

Сценарий мероприятия для детей 5 –10 лет[1]

(разработан в рамках акции уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области «Добрая вода» по профилактике опасного поведения детей на водоемах Волгоградской области)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Казалось бы, какая простая, всем известная и привычная вещь – вода! Но при всей простоте она – основа нашей жизни. Покрывая две трети всей поверхности Земли, вода влияет на все земные процессы. Тяжело найти такое природное тело, в котором бы её не было, – влагу содержат даже камни и огненная магма. По сути, мы живем на планете Воды, которая лишь по недоразумению называется Землей. Нигде во всей Вселенной такой водяной планеты больше нет. Вода – самое обыденное и, в то же время, удивительное вещество на земле. Она нас кормит и поит; сама жизнь зародилась именно в воде – из нее вышли на сушу все земные существа, а соленая морская вода все еще плещется в наших жилах – это соленая кровь, без которой жизнь невозможна. Словом, где нет воды, там нет ничего живого. Не зря существует поговорка, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. И если вода – наш верный друг, то мы должны знать о ней абсолютно все. Вот и проверим наши знания – перечислим все ее положительные характеристики, назовем моменты, когда вода бывает по-настоящему доброй .

Прежде давайте выясним, что же такое вода, и какие свойства она имеет?

Дети при помощи руководителя вспоминают основные свойства воды – прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, испаряться, расширяться и сжиматься.

Ведущий: О воде, о ее свойствах люди сочинили много пословиц, поговорок, стихотворений, загадок. Я хочу загадать вам несколько загадок и, думаю, вам будет легко дать ответ, ведь вы уже столько знаете о воде и ее превращениях!

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу! (Вода)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Что в гору не выкатить,

в решете не унести, в руках не удержать? (Вода)

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило. (Дождь)

Много меня – пропал бы мир,

Мало меня – пропал бы мир! (Вода)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы уже поняли, что вода – волшебница. Она может быть и жидкой, и твердой (когда превращается в лед), и парообразной, когда кипит в чайнике. Но, в каком бы виде вода ни находилась, она – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают, животные, лишенные воды, быстро погибают. Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней.

А как вы думаете, в каких еще случаях вода становится добрым помощником человеку?

Дети рассказывают о том, что вода

помогает человеку сохранить жизнь и здоровье,

соблюдать чистоту, гигиену,

получать удовольствие от купания, плавания и т. д.

Ведущий: Вода – спутник здоровья человека. Чтобы сохранить жизнь и вести здоровый образ жизни, необходимо соблюдать правила гигиены. А что это за правила, кто знает? (ответы детей)

Ведущий: Правильно! Нужно умываться по утрам и чистить зубы; мыться на ночь каждый день; закаляться, обливаться водой, ведь не зря бытует поговорка «Кто с водой холодной дружит, тот простуды не боится!». Обязательно нужно мыть руки перед едой, после прогулок и общения с животными. Вода с удовольствием поможет вам быть здоровыми, сильными и крепкими, а плавание и водные процедуры сделают вас бодрыми, энергичными и жизнерадостными.

Все это так, но мы должны помнить, что вода бывает очень и очень разной. Вот что пишет о ней в своем стихотворении Татьяна Головина.

А какой только воды

не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая, мертвая и живая,

Газированная и минеральная.

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная.

Есть даже вода тяжелая,

А есть вода и веселая,

Привозная и местная,

Большая и малая,

Чистая и грязная…

Ну, в общем, очень разная.

Продолжая мысль стихотворения можно добавить: такая разная, что даже опасная. Ведь все мы знаем ситуации, когда с водой нужно быть очень осторожными, когда вода может быть злой, угрожать жизни и здоровью человека. Давайте их вспомним.

Дети при помощи руководителя вспоминают ситуации, когда вода может причинить вред:

когда пьешь грязную воду,

когда вода весной разливается в реках и топит дома,

происходят шторма и цунами,

когда заливают соседи сверху,

когда идут сильные ливни и град,

когда не соблюдаешь правила безопасного поведения на воде и можешь утонуть.

Ведущий: Молодцы! Вы назвали почти все причины, когда вода может стать угрозой жизни и здоровья, но самое большое зло бывает при несоблюдении правил поведения на воде – когда мы, забывая обо всем, беспечно купаемся, плывем в лодке или рыбачим – в море, речке, озере или пруде. А между тем именно на отдыхе у воды человека подстерегают разного рода опасности, избежать которых поможет знание простых правил. Ведь не зря еще древние греки говорили: прежде научи ребенка плавать, а потом уже ходить. Вода не прощает неосторожности. Для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает, вода – опасная стихия. Она строго наказывает тех, кто переоценивает свои силы или недооценивает опасностей, с которыми связаны шалости или невнимательность на воде.

Осторожность на воде

Быть должна всегда, везде:

На пруду, в реке, на море.

Не нужно родным то горе,

Что ты можешь натворить!

На воде необходимо

Очень внимательным быть!

Итак, друзья, подведем итоги нашей беседы. Мы выяснили, что вода – это жизнь, источник бодрости, спутник здоровья. Жизнь без воды на Земле невозможна. Но вода может быть как добрым другом, так и опасным врагом. Ежегодно в мире во время наводнений, цунами, сильнейших ливней и града, во время путешествий по воде или купания в различных водоемах вода уносит жизни тысяч людей, в том числе детей.

За прошедшие три года на водоемах Волгоградской области погибло на воде свыше 400 человек, из них 30 детей. Чтобы с вами никогда не случилось этой беды, необходимо знать все правила безопасного поведения на воде, о которых мы поговорим на следующих занятиях. Вода – это стихия, к которой нужно относиться с уважением, соблюдать правила , слушаться взрослых и никогда не играть в воде в одиночку, и тогда вода всегда будет вашим верным и добрым другом.

1. Гладкова, А. Вода – это жизнь / А. Н. Гладкова // Открытый урок. Методики сценарии примеры. – 2013. – №3. – С. 78-82.

2. Моисеева, А. Вода вокруг нас: занятие по экологическому воспитанию / А. И. Моисеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 60-61.

3. Насипова, А. Вода – основа жизни: экологическая музыкальная сказка / А. А. Насипова // Педсовет. – 2009. – №9. – С. 11-14.

4.Соловьева, И. День волшебной воды: беседа / И. Соловьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – №4. – С. 57-60.

5. Шанова, С. Вода камень точит / С. Шанова // Сценарии и репертуар. – 2013. – №10. – С. 57-68.

6. Шанова, С. Вода не мутит ума: сценарий ко Всемирному Дню воды / С. Шанова // Сценарии и репертуар. – 2013. – №10. – С. 3-20.

Краснова Марина Викторовна, заведующий сектором творческого развития отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4-х классов ГКУКВО «Волгоградская областная детская библиотека»

[1] Сценарий может быть использован в работе с детьми более младшего возраста.

Уполномоченный
по правам ребенка

Сообщайте нам
о фактах нарушения
прав детей

Источник

Оцените статью