- Водный транспорт
- Связанные понятия
- Упоминания в литературе
- Связанные понятия (продолжение)
- Будущее речного транспорта Москвы: интервью с руководителем проектов
- Экзотические виды транспорта. Часть 5: водный
- Подводная лодка
- Гидроцикл или водный мотоцикл
- Глиссер
- Каноэ
- Водный велосипед (акваскипер)
- Подводные капсулы
Водный транспорт
- Во́дный тра́нспорт — вид транспортa, перевозящего грузы и/или пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища). Основным транспортным средством является судно.
По типу используемых акваторий подразделяется на:
* Речной транспорт (перевозки по озёрам обычно относят к речному транспорту (за исключением самых крупных озёр — таких, как Каспийское море));
Морской транспорт.Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных.
Для погрузки и выгрузки служат порты (морские и речные); для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы.
Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах.
Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.
Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.
Особый вид водного транспорта — буер — передвигается под действием силы ветра на коньках по замёрзшей поверхности воды.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Транспорт — это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.
Сандек (мандар. sandeq, заостренный) — тип балансирного парусника, который издавна использовался рыбаками народности мандар для морского промысла и как межостровное морское транспортное средство. Размеры лодки Sandeq варьируются в пределах — ширина корпуса от 0,5 до 1,5 метров, длина от 5 до 15 метров, что обеспечивает грузоподъемность от нескольких сотен килограммов до 2 тонн и более. Стройные обводы корпуса делают Sandeq самой скоростной лодкой.
Источник
Будущее речного транспорта Москвы: интервью с руководителем проектов
В этом году мы узнали от мэрии Москвы, что в столице планируется возродить регулярные маршруты речного транспорта, сделать их круглогодичными, и при этом использовать в качестве речных трамвайчиков электрические суда.
Заинтересовавшись этим вопросом, мы связались для интервью с Ольгой Мальцевой, директором Южного речного Вокзала и руководителем проектов речного транспорта. Она любезно согласилась ответить на наши вопросы о новом проекте.
Есть ли какая-то статистика по использованию водного транспорта уже сейчас? Почему его стоит популяризировать?
В Москве речной транспорт существовал с 1923 года, а прекратили его субсидирование в начале 2000-х. Фактически мы перезапускаем его в Москве почти спустя 100 лет.
Сейчас такой транспорт существует в нескольких городах — например, в Архангельске или Сургуте.
В Москве есть важный и полезный ресурс в виде Москвы-реки – она уже активно используется — спорт, прогулки, отдых, но есть возможность задействовать и в транспортных целях — Москва огромный город, альтернативная возможность перемещаться и сокращать время в пути всегда будет полезна. Это будет первый в мире электрический водный транспорт, работающий круглогодично.
Будет ли развиваться частный водный транспорт (по примеру Санкт-Петербурга, Венеции, и других городов с водными путями)? Сейчас в пределах Москвы нельзя ни швартоваться, ни бросать якорь, ни спустить лодку на воду.
Мы сейчас внимательно рассматриваем законодательство, действующие правила и нормативы. Есть множество ограничений или вещей, требующих доработки и прояснения. Пока нет каких-то решений на этот счет, но проводится анализ всех типов судов и перемещений по Москве-реке, так чтобы в итоге всем было удобно и для всех хватило места.
Расскажите про ход реализации проекта: от пилотных маршрутов до начала работы в полную силу.
Проект можно разделить на несколько частей:
- Первый анонс и презентация жителям – в июле был представлен макет и дизайн наших решений по будущим городским судам. Проект открыл мэр Москвы, таким образом был дан официальный старт.
- Подготовка – мы сейчас здесь – разработка очень детального технического задания и требований к производителям, формирование конкурсной процедуры и ее проведение.
- Запуск первой фазы – 2022 год, инфраструктура и суда будут запускаться поэтапно, одновременно будем собирать обратную связь от пользователей.
- Продолжение эксплуатации маршрутов – мы будем продолжать следить за статистикой и при необходимости добавлять/менять остановки, если будет такой запрос.
Есть ли планы по поводу автономного водного транспорта? Возможна ли вообще автономность на воде?
Да, такие решения возможны, ведутся научные работы и даже запланированы тестирования в нескольких регионах РФ – пока на морских путях, но, учитывая темпы развития технологии, скоро такое может быть доступным и в городах.
Каковы технические параметры предполагаемых электролодок? Скорость, грузоподъёмность, и т.п. Какие там будут стоять аккумуляторы и кто их производит? Кто будет производить сами лодки?
Ожидаем, что это будет полностью российское производство. Вместимость пассажиров согласно нашему ТЗ – 42 пассажира, а скорость будет на уровне разрешенного параметра в Московском бьефе, пока ориентируемся на 15 км/ч.
На каких конкретно акваториях начнётся использование такого транспорта? Есть ли уже в плане самые популярные маршруты?
Первые 2 речных маршрута охватят 18 районов Москвы в пешем доступе. Речные трамваи будут в прямом доступе у жителей этих районов – и могут стать удобной транспортной альтернативой для 1,5 миллиона пассажиров.
Маршруты были определены в рамках совместной работы с Высшей школой экономики– был проведен большой анализ – и определены востребованные маршруты именно с транспортной точки зрения.
Почему эти 2 района? Вдоль двух маршрутов в течение 3-4 лет появятся десятки новых жилых комплексов и тысячи жителей, будут оборудованы новые набережные. Новая застройка и новые районы, в которых поселятся и будут работать тысячи жителей (ЗиЛ, Южный порт, Мневниковская пойма и многие другие проекты) требуют новых сервисов.
По сути, мы формируем условия для удобной жизни там заранее – еще до того, как всё будет заселено.
Сможет ли новый транспорт разгрузить метро и наземные виды транспорта? Будет ли он быстрее метро/электробусов, и вообще — иметь реальное практическое значение?
Речные маршруты мы запускаем для людей, которые живут и работают недалеко от реки, особенно в районах, удаленных от метро. Здесь мы работаем на опережение – жилые и бизнес кварталы в Москве строятся быстро, к тому времени, когда они превратятся в места с полуторамиллионным населением, рядом уже будет готовая инфраструктура речного транспорта.
Речной пассажирский транспорт сможет сократить до 45 минут в пути. Суда будут отправляться с причалов каждые 10 минут, например, за 20 минут пассажиры смогут добраться от своего ЖК до Сити без пересадок на другой транспорт и с хорошим видом по пути.
И еще один конкретный пример: от Печатников до Коломенской набережной по воде – 3 минуты хода, меньше полукилометра, тогда как на автобусе можно доехать примерно за час, придется преодолеть 12 км – разница очевидна.
Как дела с опытом зарубежных водных транспортов, на кого равняемся? Понятно, что аналогов по электричеству нет, но есть обычный речной транспорт – к примеру, в Финляндии ходит водный маршрутный транспорт.
Во многих современных мегаполисах популярны регулярные водные такси, трамваи и паромы. В Стамбуле и Гонконге, например, это один из основных видов городского транспорта. В Лондоне речные перевозки возродили в конце 90-х годов, а в Нью-Йорке с 2017 года заработали пять линий. К 2023 году добавят еще две — настолько эта сеть пользуется спросом.
Во всех городах у рек разные параметры, мы стараемся из каждого города взять лучшее: подход к картам и построению маршрута, инфраструктуре, пассажирским сервисам и пр.
Что подразумевается под «возрождением» водного транспорта? Какой была эпоха его расцвета, которую хотят возрождать?
Впервые водный общественный транспорт появился в 1923 году, в 60-е пользовался большим спросом, а в 2006 году регулярный водный транспорт перестал работать вообще — остались только прогулочные поездки.
Например, в свое время на маршрутах работали суда на подводных крыльях, несколько маршрутов было на севере Москвы и в районе Северного речного вокзала.
Как этот водный транспорт будет выглядеть зимой?
У судна будет ледовый класс, а также на маршрутах будет работать ледокол, который будет помогать работе судов во время стояния льда.
Если все ваши планы осуществятся, то как будет выглядеть финальный результат для пассажира?
Водный транспорт будет интегрирован в транспортную систему города. Оплатить проезд можно будет «Тройкой», банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых на 90/365 дней смогут проехать на судне без дополнительной платы.
Другая важная задача — развитие набережных и причалов. Необходимо улучшение доступности причалов, например перенос остановок или создание новых пеших маршрутов — это необходимо для максимального удобства будущих пассажиров. Часть причалов будут оборудованы зарядными станциями для быстрой зарядки судов. Для ночного размещения или ремонта судов, работающих на 1 и 2 маршруте, будут оборудованы места базирования флота — в Мневниках и Нагатинском затоне.
Время в пути: речной пассажирский транспорт сможет сэкономить до 45 минут в пути. Суда будут отправляться с причалов каждые 4-10 минут, за 20 минут пассажиры смогут добраться до Сити без пересадок на другой транспорт.
Теперь пробки будут и на воде? Или водный транспорт будет спасать от пробок на дорогах?
Запуск речных маршрутов начнется в 2022 году и будет поэтапным: первый маршрут — от Киевского вокзала до района Фили, второй — от Печатников до Автозаводского. Точечно, в этих районах, конечно, он возьмет некоторую нагрузку на себя
Маршруты соединят деловой центр и жилые кварталы, конечной, а конечной точкой станет транспортный узел Киевского вокзала. Повышение транспортной доступности доступности в районах с сложившейся застройкой и новыми ЖК – экономия времени в пути до 45 минут. С 2022 по 2024 год причалы будут вводиться год с учетом развития новой застройки.
Эти маршруты мы хотим сделать гибкими — чтобы дорабатывать и корректировать их уже после запуска. Для этого будем собирать обратную связь от пассажиров и жителей прилегающих районов. В этом и уникальность речного транспорта — его можно быстро адаптировать под запросы пользователей — так как для его движения не нужно строить дополнительную инфраструктуру — рельсы или дороги.
А нужен ли городу вообще новый транспорт, когда пандемия заставила всех перейти на удалёнку? Может, эта тенденция продолжится, и вместо нового транспорта нужно будет сажать больше деревьев? Может, подождать и посмотреть?
Нас не раз спрашивали про такой транспорт в Москве. С постоянным расписанием, короткими интервалами, пересадками и едиными городскими билетами. Пока мы демонстрировали наш макет у причала Зарядья, к нам даже специально приезжали люди из других городов специально, чтобы ознакомиться с такой городской новинкой. Конечно, пандемия, это не навсегда, хоть и наложила значимый отпечаток. А город все-таки должен развиваться, тем более в Москве задана высокая планка инфраструктурных и транспортных проектов.
Также мы пригласили на Хабр директора по коммуникациям московской дирекции транспортного обслуживания Кристину Арашкевич (arr_kristi), которая постарается ответить на ваши вопросы в комментариях.
Источник
Экзотические виды транспорта. Часть 5: водный
Древнейший вид транспорта — водный. До появления железных дорог, особенно трансконтинентальных, он оставался самым востребованным. Причины понятны: самое примитивное транспортное судно могло преодолеть расстояние в пять раз больше, чем любой караван.
Среди водных нетрадиционных транспортных средств выделяют: подводные (экскурсионные подводные лодки, акваскопы) и надводные (гидроциклы, каноэ, глиссеры, водные велосипеды и др.).
Подводная лодка
В представлении обывателя подводная лодка – военный транспорт. Но в наши дни чудо военной техники приспособили для туризма. Кроме того, внешний вид туристических подводных лодок отличается от привычного. Например, в форме дельфина или акулы.
В Крыму (Балаклава) есть подземный музейный комплекс подводных лодок. Конечно, экспонаты там совсем не туристического образца.
Гидроцикл или водный мотоцикл
На любом морском курорте распространены услуги по катанию на гидроциклах — как с инструктором, так и без.
Скоростное водный транспорт, оборудованный двигателем, передвигается путем скольжения по поверхности воды. Водные мотоциклы устойчивы и прекрасно подходят для прогулок. Также существуют туристические (семейные) модели, спортивные и спортивно-туристические. Гидроциклы в настоящее время используются для отдыха или в спорте, иногда как спасательное средство.
Глиссер
Лёгкое быстроходное судно, с самого появления широко применяющееся для водных прогулок и туризма. Первые глиссеры строили исключительно из дерева и фанеры. Теперь же их корпуса строят из легких сплавов и пластмасс.
Каноэ
Термин «каноэ» применяется как к долблёным, так и к каркасным лодкам индейцев Северной Америки. Наиболее известны каркасные лодки, покрытые корой березы, вяза, орехового дерева или кожи. Современное каноэ представляет собой лодку челночнообразной формы.
Изготовление каноэ происходит путем выдалбливания из стволов деревьев, либо обтягиванием каркаса непромокаемыми материалами — прорезиненными тканями, специальной фанерой, синтетическими плёнками, пластиками или шкурами. Также существуют надувные каноэ.
Каноэ для водного туризма обычно вмещают 2-3 человека и изготавливаются надувными или разборными на каркасе. Каноэ приводится в движение веслом, используя только силу человеческих мышц. Это популярное занятие во всем мире для отдыха и спорта.
Водный велосипед (акваскипер)
Достаточно простая и прочная конструкция из пластика и авиационного сплава алюминия, весящая около 12 кг. В разобранном виде укладывается в специальную сумку. Прост в управлении, надёжен и безопасен. Подходит для эксплуатации и подросткам, и пожилым. Многие модели велосипедов — катамараны.
Подводные капсулы
Это новшество планируют ввести в туристический бизнес японцы к 2021 году. Специализированные капсулы из прозрачного пластика будут рассчитаны на 5 пассажиров. Капсулы прикреплены тросом к судну-буксиру. Глубина погружения — до 100 метров. Из капсул можно наслаждаться видами коралловых рифов и экзотических подводных обитателей.
О других видах экзотического транспорта здесь:
Источник