Вода это определение для 3 класса

Свойства воды

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 829.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 829.

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом(лед);
  • газообразном(водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух. Но в природе при любой погоде происходит испарение воды.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

которые читают вместе с этой

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Пробежав по песчаному дну мелкой речки или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: Вода и ее охрана

1. Вода как вещество. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

2. Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды.

Глоссарий по теме:

Вода – это прозрачная , бесцветная жидкость, не имеет запаха.

Лед — твердое состояние воды.

Пар — это газообразное состояние воды.

Фильтр— это приспособление для очистки воды.

Круговорот — вращение воды по кругу в природе.

Вода, свойство, состояние охлаждение, нагревание, испарение, пар, облако, лед, круговорот.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. – с.46 — 59

2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.

4. От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл. /А.А.Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1.Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.

Вода есть и под землей Эту воду называют родником.. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Лед там и на суше, и в океане.

Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. , человеку в сутки требуется 2 литров воды ( часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы ,ни люди.

Вот она какая, вода!

  1. Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

Для этого мы окунемся с Вами в практическую работу. В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? Это говорит о том, что вода прозрачная.

А чем пахнет чистая вода? Понюхав мы заметим, что вода не имеет запаха. Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются. Свойство воды растворяться используется в быту в разных ситуациях.

А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины? Такая очистка называется фильтрованием. нерастворенные вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него. Вода имеет свойство растворять другие вещества, и вода течет , то есть – текучесть.

Вода в природе существует в трех состояниях- жидком, твердом, газоообразном. Различное состояние воды зависит от температуры. Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом , он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды. Круговорот воды происходит и в природе. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.

Этот круговорот происходит в природе непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.

Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

Чтобы сохранить воду чистой, государство создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения. Мы с вами тоже можем

сохранять воду в чистоте. Для этого надо знать, что нельзя бросать в воду мусор, мыть технику в водоемах и нужно экономить воду.

Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах.

Нам нужно знать, что не надо загрязнять водоемы, так как от загрязнения страдает все живое.

Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее! Знайте. Что вода — главный источник жизни всего живого на земле! Без воды нет жизни!

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Определите, на каких изображениях искусственные объекты, на каких – естественные.

Правильный вариант ответа

Разбор типового тренировочного задания

2. Текст вопроса: Подберите подписи к изображениям.

Источник

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе «Вода как вещество. Свойства воды»

Класс 3 Учебный предмет « Окружающий мир».

Тема урока: « Вода как вещество. Свойства воды Значение воды для жизни на Земле »

-изучить свойства воды в жидком состоянии, формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и практическую деятельность (исследование свойств воды).

— развивать такие приёмы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ.

-воспитывать экологическую культуру младшего школьника — бережное отношение к воде и природе в целом на примере охраны водных ресурсов родного края.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

— ученики узнают информацию о значении воды для живых организмов, основные физические свойства и химические свойства воды;

— научатся определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект — воду;

-расширят знания о водоемах Донбасса, о глобальных проблемах человечества, закрепят знания о необходимости бережного использования воды.

— осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми — понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

— адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог) — вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах — допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

— принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке.

— формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях-формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности — учить организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)

Межпредметные связи: уроки гражданственности и духовности Донбасса, физика (пропедевтическая информация)

Оборудование и материалы:

А.А.Плешаков Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013 год., стаканы с водой, стаканы, ложки, полоски цветной бумаги, сахар, почва, бумажные полотенца для фильтра, сухой спирт, колба, металлическая подставка, металлический держатель, компьютер, синие и желтые капельки.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер учителя, мультимедийный экран, авторская презентация

Технологии: личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии, групповые технологии.

Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок — исследование)

1. Организационный момент. Минутка эмоционального настроя на урок. Мотивация к учебной деятельности .

На уроке будь старательным!

Будь спокойным и внимательным.

Делай все, не отставай!

Слушай, не перебивай!

Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно .

Определение совместно с учениками темы урока (Слайд 1)

Я и тучка, и туман,

и стеклянной быть могу.

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

— Что это за таинственное чудо, без которого пропал бы мир? — Это ВОДА!

На доску прикрепляется табличка «ВОДА».

Вода – это вещество. Какие мысли возникают у вас, когда мы говорим об этом веществе? (Учитель запис ывает на доске высказывания учеников:

Этот куст может расти и расти до бесконечности, т.к. роль воды на нашей планете очень велика.

ІІІ . Актуализация знаний.

Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?

— А теперь давайте посмотрим, где в природе встречается вода, и почему воду называют таинственной.

Слайд 2 » Вода в природе».

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда

IV . Изучение нового материала. Исследовательская деятельность

А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты. Представим, что мы исследователи, которые сделают серьёзные открытия и узнают, ч то происходит с водой в жидком состоянии. Узнаем с помощью опытов свойств воды. Запишите в тетради с красной строки слово «Вода» и после каждого нашего открытия будете дописывать свойства воды.

ОПЫТ №1. Опускаем в стакан с водой ложку (проводит учитель).

Оборудование: стакан с водой, ложка.

— Рассмотрите воду в стакане. Опустим туда ложечку. Видна ложечка?

Вывод: вода прозрачная (запись в тетрадь).

Опыт 2. Сравниваем цвет воды с цветом полосок (проводит учитель).

Оборудование: стакан с водой, полоски белого, синего и красного

— Давайте сравним воду, которая в стакане с полосками белого, синего, красного цвета.

— Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.

Вывод: Вода бесцветная и прозрачная. Через неё видно предметы (запись в тетрадь).

ОПЫТ № 3 Сравниваем цвет воды с цветом полосок ( проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой.

Второй опыт мне поможет провести мой помощник (Назар) .

— Понюхай воду. Пахнет?

— Теперь предложи понюхайте воду в своем стакане другим ученикам.

— Какой запах вы чувствуете?

— И я тоже не почувствовала никакого запаха.

Вывод: ни Назар, ни я, ни вы, ребята, запаха у воды не почувствовали.

Вода не имеет запаха (запись в тетрадь).

ОПЫТ № 4. Определяем, имеет ли вода вкус ( проводит ученик).

Оборудование: стаканы с водой.

Этот опыт мне тоже поможет провести помощник Коля.

— У меня возник еще один вопрос: есть ли у воды вкус? Мы потребляем воду из пищи. Пьём сок, чай. Едим на обед суп. Все эти продукты разные на вкус.

Вот интересно: есть ли вкус у простой воды? Попробуй воду. Почувствовал ты вкус?

А теперь и вы попробуйте воду со своих стаканов.

Как вы думаете, есть ли у воды вкус?

Вывод: вода не имеет вкуса (запись в тетрадь).

ОПЫТ № 5. Опускаем в стакан немного сахара, размешиваем (проводит ученик).

Оборудование: стакан с водой, сахар, ложечка.

Насыпь в воду немного сахара. Перемешай ложечкой. Что вы заметили?

Вывод: вода – растворитель для некоторых веществ (запись в тетрадь).

Опыт № 6. Пропускаем грязную воду через фильтр (проводит учитель совместно с учеником).

Оборудование: стакан с водой, почва, ложечка

— Опусти в стакан с водой кусочек почвы. Перемешай полочкой. Растворилась почва? Что стало с водой?

— Вода стала мутная.

-Сделаем из бумажного полотенца фильтр и выльем в чистый стакан эту мутную воду. Что произошло с водой?

— Вода очистилась. Грязь осталась на фильтре.

Вывод: воду можно очистить, пропустив через фильтр. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре ( запись в тетрадь).

Оборудование: колба с водой, металлическая подставка, горючий спирт, металлический держатель для колбы.

— Заметьте уровень воды в чашке. Я нагреваю воду. Что заметили?

— Уровень воды чуть-чуть поднялся.

Вывод: при нагревании вода расширяется ( запись в тетрадь). .

-У какого вещества вы уже наблюдали такое свойство?

А что будет с водой при охлаждении?

Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении – сжимается .

Сейчас вы увидели 7 опытов, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали основные свойства воды.

— Так почему воду называют таинственной?

Приём «ДА – НЕТка» (дети выходят из-за парт, при утвердительном ответе согласно кивают головой, при отрицательном — машут головой из стороны в сторону).

Когда вода застаивается, она имеет неприятный запах? (Да)

При нагревании вода расширяется? (Да)

При температуре ниже нуля вода текучая? (Нет)

При растворении в воде соли вода соленая? (Да)

При растворении в воде сахара вода соленая? (Нет)

Воду можно носить в решете? (Да)

При опрокидывании стакана с водой вода упадет камнем со стола? (Нет)

Вода имеет цвет? (Нет)

VI . Продолжение работы.

— Как вы думаете, много ли воды на земле? Посмотрите на глобус (слайд № 3).Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. А вот так бы выглядела наша планета, если бы на земле пропала вся вода (слайды № 4,5)

Реки Донецкого края — голубая паутинка нашей «малой родины»

По территории Донецкого края протекают 110 рек, 47 из них имеют протяжённость более 25 км каждая. Давайте вспомним основные реки – Кальмиус, Миус (слайды 8-10). Реки — равнинного типа, преимущественно снежного и дождевого питания. Многие реки летом пересыхают и водоснабжение осуществляется за счёт 20 водохранилищ. Сооружены 1011 прудов общей площадью водного зеркала 8049 га (слайд 11).

Рассказ учителя об Азовском море. (Слайд 12). Азовское море – любимое место отдыха как жителей Донецкого региона, так и его гостей. Азовское море – самое мелкое море в мире, его площадь 38 000 квадратных километров, средняя глубина его составляет 8 метров, а максимальная едва дотягивает до 14 метров. Вода в Азовском море мутная, серо-зеленого цвета. Это объясняется тем, что реки Кубань, Дон и другие несут в него огромное количество ила и песка, а также других веществ. Вода в нем хорошо прогревается солнцем – практически до самого дна. Поэтому в Азовском море идеальные условия для произрастания большого количества водорослей. Ими питаются мелкие рачки и моллюски, а они в свою очередь прекрасная пища для рыб.

Однако рыб в Азовском море становится все меньше. Ученые считают, что главная причина этого явления – повышение солености воды и потеря рыбами своих мест откладывания икры – из-за вмешательства в жизнь моря хозяйственной деятельности человека, а именно: сокращения притока в море пресных вод.

— Давайте сделаем вывод о том, как необходимо беречь водные ресурсы нашего края (анализ ответов учеников).

VI . Рефлексия. Прием «Капелька».

— Что нового узнали на уроке?

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и жёлтые. Синяя капелька — урок понравился, было интересно. Жёлтая — возникали трудности.

Поднимите капельку, которую считаете нужной.

Подсчитайте, сколько стаканов воды вы выпиваете за сутки.

Прочитайте в учебнике статьи на стр. 51-54 и проверьте себя по вопросам на стр. 54.

Дополнительное задание – задача: «Вычисли и запиши, сколько воды в твоем организме. Для этого нужно массу тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

Почему вода самая главная жидкость на Земле?

Подведя итог сегодняшнего урока, давайте составим СЕНКАН «ВОДА»:

Какая она? Чистая, волшебная, чудесная,

Что дает людям? Дает жизнь всему живому, растворяет,

радует, охлаждает, исцеляет.

Ваше отношение к воде? Бережем воду, любим её.

Обобщение: Всегда и везде

Вечная слава воде!

На последнем кадре все ученики хором читают стихотворение:

Символ жизни на Земле — вода!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011 год

Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение. 2011 год

А.А.Плешаков Учебник «Окружающий мир» 3 класс. В 2 ч. Ч.1./ А.А.Плешаков. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013год.

Источник

Читайте также:  Клапан не перекрывает воду что делать
Оцените статью