Вода это товар или продукция

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 1 мая 2020 г. — Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

пищевые продукты (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) (далее — пищевые продукты) — продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье;

здоровое питание — питание, ежедневный рацион которого основывается на принципах, установленных настоящим Федеральным законом, отвечает требованиям безопасности и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений;

горячее питание — здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;

качество пищевых продуктов — совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека;

Читайте также:  Колодезная вода с белым осадком

материалы и изделия, контактирующие с пищевыми продуктами (далее — материалы и изделия), — материалы и изделия, применяемые для производства, упаковки, хранения, перевозок, реализации и использования пищевых продуктов, в том числе технологическое оборудование, приборы и устройства, тара, посуда, столовые принадлежности;

обращение пищевых продуктов, материалов и изделий — производство (изготовление), упаковка, реализация, хранение, перевозки и использование пищевых продуктов на территории Российской Федерации;

пищевая ценность пищевых продуктов — потребительское свойство пищевых продуктов, характеризующее наличие и количество необходимых для удовлетворения физиологических потребностей человека составляющих их пищевых веществ (нутриентов) и энергетическую ценность;

потребительские свойства пищевых продуктов — совокупность физико-химических показателей (нормируемых физико-химических характеристик конкретных видов пищевых продуктов), органолептических показателей (характеристик, определяемых с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной, сенсорной, соматосенсорной систем), микробиологических показателей (характеристик, определяющих содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах);

сортность (калибр, категория и иное) — потребительские свойства отдельных видов пищевых продуктов, которые позволяют классифицировать (калибровать, устанавливать категорию и иное) пищевые продукты по физико-химическим, органолептическим, микробиологическим показателям, содержащимся в технической документации;

товаросопроводительные документы — документы, обеспечивающие возможность документально установить предыдущего и последующего собственников пищевых продуктов, за исключением потребителей, а также позволяющие идентифицировать сопровождаемые этими документами пищевые продукты;

фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия — пищевые продукты, материалы и изделия, которые являются умышленно измененными (поддельными) и (или) имеют скрытые свойства и качество и (или) информация о которых является заведомо неполной и (или) недостоверной;

физиологическая потребность в пищевых продуктах — научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов, при потреблении которых полностью удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах.

Источник

Почему питьевая вода является продуктом питания?

Вода обладает уникальными свойствами, не имеет искусственных и природных аналогов и является жизненно важным компонентом для любого организма на Земле. Изучая ее, можно найти много занимательных фактов и столкнуться с интересными вопросами, например, почему питьевая вода является продуктом питания? Конечно, питаться водой в прямом смысле этого слова не получится, однако согласно Национального Стандарта Российской Федерации свое место среди пищевых продуктов она все же заняла.

Что такое продукты питания?

Продуктами питания принято называть ассортимент товаров, к которым относятся пищевые продукты, консервы, детское питание, хлебобулочные, колбасные, кондитерские, макаронные и другие изделия, яйца, продукты быстрого приготовления и прочее. Напитки и бутилированная вода относятся к категории пищевых продуктов, то есть продуктов, употребляемых человеком как в натуральном, так и в переработанном виде (ГОСТ Р 51074-2003).

Как питьевая вода становится продуктом питания?

Прежде, чем стать питьевой природная вода проходит несколько стадий очистки, так как в чистом виде она не годна к употреблению из-за содержания не только полезных, но и вредных для организма веществ и бактерий. Продуктом питания природная жидкость становится только после очистки, качество которой подтверждено документально.

До того, как вода из-под крана становится питьевой и приобретает статус «Продукт питания», она также проходит обработку в 3 этапа:

  • сбор воды на водонапорных станциях;
  • очистка для общедомовых нужд;
  • очистка до состояния «питьевая».

Во время очистки жидкость подвергается механической, бактериологической и химической обработкам. Главная цель при этом – обеззаразить воду, удалить вредные вещества, бактерии и примеси. На третьем этапе очистка самая тщательная. После нее в воде не должно оставаться патологически опасных для жизни и здоровья человека элементов. В процессе обработки жидкость также насыщается полезными микроэлементами.

Требования к воде, как к продукту питания

К любому продукту питания есть определенные требования. Согласно ГОСТ Р 51074-2003 на упаковке бутилированной воды должна быть указана следующая информация:

  • наименование продукта;
  • вид: артезианская, родниковая (ключевая), речная, озерная ледниковая вода;
  • газированная или негазированная;
  • наименование и местонахождение изготовителя и источника воды;
  • минерализация, жесткость, номинальный объем;
  • товарный знак изготовителя;
  • дата розлива, срок годности, условия хранения;
  • название документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт и прочие.

Качество водопроводной питьевой воды регламентируется требованиями СанПиН. Среди них следующие:

  • полное отсутствие запаха;
  • допускается чуть заметный привкус, в идеале полное его отсутствие;
  • допускается небольшая мутность, в идеале должна быть прозрачной;
  • допускается минимальный окрас воды, в идеале должна быть полностью бесцветной;
  • жесткость не более 7 (10) мг/экв/л;
  • щелочность в пределах 6-9;
  • окисляемость до 5 мг/экв/л и так далее.

Питьевая вода является продуктом питания потому, что прежде, чем стать полезным питьем, долго и тщательно перерабатывается. Водопроводная и бутилированная жидкости могут конкурировать между собой по качеству очистки, однако и первая, и вторая должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям. В противном случае они рискуют попасть в категорию пищевых продуктов, не годных к употреблению.

Источник

Маркировка бутилированной воды

1 июня 2021 года закончился эксперимент по маркировке упакованной бутилированной воды. Правительство признало его успешным и определило сроки внедрения уже обязательной маркировки для этой категории.

Из каких этапов она будет состоять, кому и что нужно делать, чтобы не нарушить правила маркировки воды, рассказываем в статье.

Вода в России — лидер по количеству фальсификата среди продовольственных товаров. Его объем в 2019 году в среднем по стране доходил до 25-30%, а в отдельных регионах — до 80%.

Фальсификат — это продукция, характеристики и свойства которой не соответствуют написанному на этикетке и требованиям техрегламентов. С водой такие «трюки» проходят регулярно. Например, на бутылке написано «для детского питания», а в воде хлор, которого по техрегламентам не должно быть в детской продукции. Обычному потребителю такие признаки фальсификата распознать сложно.

Снизить процент контрафакта и фальсификата. Каждая бутылка будет иметь уникальный код, с помощью которого можно будет проследить весь ее путь от производства до розничной продажи или списания. О каждом этапе движения товара участники оборота будут обязаны сообщать единой информационной системе «Честный ЗНАК».

Если кто-то изготовит воду без соблюдения правил и сертификатов качества, он не сможет нанести на нее маркировку. А значит, не сможет продавать ее через магазины — только неофициально, без кассы и чека. Но потребитель легко сможет об этом узнать, если увидит, что у товара нет кода маркировки. Либо проверит код и увидит, что он фальшивый.

Дать потребителю больше информации о товаре. В код маркировки зашиты данные о продукте, включая его срок годности. Потребитель может отсканировать код и убедиться, что срок на упаковке верный, а продукт не испорчен.

Здоровая конкуренция. Честные производители и продавцы тоже в плюсе — им не нужно конкурировать с продавцами контрафакта, которые из-за низкого качества товара часто снижают цены.

Какая вода подлежит маркировке

Любая питьевая вода без сахара и подсластителей, в том числе газированная и минеральная. Вода на розлив под маркировку не подпадает.

В перечень маркируемой воды входит продукция с кодами:

ТН ВЭД ОКПД 2
2201 11.07.11.110 Вода минеральная природная питьевая упакованная
11.07.11.120 Воды питьевые, в том числе газированные, расфасованные в емкости, не содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ
11.07.11.130 Воды купажированные питьевые упакованные, в том числе газированные, не содержащие сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ
11.07.11.140 Воды питьевые искусственно минерализованные

Кто участвует в маркировке воды

Производители и импортеры. На них — ввод продукции в оборот. Для этого производители и импортеры заказывают коды маркировки, изготавливают на их основе средства идентификации, наносят их на продукцию и передают в систему маркировки отчет о нанесении.

Дистрибьюторы. Их задача — грамотно зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещения между складами, отгрузку. О каждом таком шаге нужно передавать информацию в «Честный ЗНАК».

Розница. Задача магазина — грамотно зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещение и выбытие.

Сроки внедрения маркировки

Сроки для производителей

  • 1 сентября 2021 года — можно подавать заявление на регистрацию в системе «Честный ЗНАК».
  • 1 декабря 2021 года — обязательно наносить маркировку на минеральную воду.
  • 1 марта 2022 года — обязательно наносить маркировку на всю оставшуюся бутилированную воду.

Сроки для продавцов

  • 1 сентября 2021 года — можно подавать заявление на регистрацию в системе «Честный ЗНАК».
  • 1 сентября 2022 года — нужно фиксировать выбытие маркированной воды на кассе.
  • 1 ноября 2022 года — обязателен объемно-сортовой учет. Нужно отгружать и принимать воду с использованием электронного документооборота, и указывать в универсальном передаточном документе номенклатурный код товара и его объем.
  • 1 марта 2025 года — обязателен поэкземплярный учет. Нужно отгружать и принимать воду с использованием электронного документооборота, и указывать в универсальном передаточном документе информацию о каждой единице товара, в том числе код маркировки.

Если к началу маркировки в ассортименте останутся старые, немаркированные бутылки воды с неистекшим сроком годности, маркировать их не нужно. Можно продавать без маркировки до истечения срока годности.

Как продавать маркированную воду

Приемка. Вы получаете от поставщика партию воды. Вместе с ней через электронный документооборот вам приходит УПД — универсальный передаточный документ от поставщика. В нем содержатся коды маркировки на поставленную продукцию.

Подтверждение УПД. Просканируйте коды на упаковках и в УПД. Если они совпадают, подпишите УПД. С этого момента право собственности на товар переходит вам: информация об этом уходит в систему «Честный ЗНАК» автоматически. Теперь товар смело можно продавать.

Продажа. На кассе при продаже бутылки воды отсканируйте 2D-сканером код маркировки. Касса автоматически передаст сведения из кода в ОФД, а тот — в «Честный ЗНАК». В системе произойдет выбытие кода маркировки, и с этих пор бутылка считается выбывшей из оборота.

Что нужно магазину для работы с маркировкой

Усиленная квалифицированная электронная подпись. Она нужна для регистрации в системе «Честный ЗНАК» и подписи УПД. Получить ее можно в аккредитованных центрах.

Софт для работы с маркированными товарами. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой. Может понадобиться обновить ваш старый софт, либо купить новый. У АТОЛ выбытие маркированных товаров поддерживает кассовый софт Frontol и Artix.

2D-сканер штрихкодов на кассе и в месте приемки. Местом приемки может быть касса, и тогда достаточно одного 2D-сканера.

Терминал сбора данных. Если склад магазина большой или товар приходит крупными партиями, принимать товар на кассе неудобно. Лучше подготовить мобильное рабочее место с помощью ТСД — терминала сбора данных.

Это карманные компьютеры со встроенным сканером, которые полностью заменяют кассу во время приемки маркированных товаров, а еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию склада, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС.

Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум, это означает, что касса должна фиксировать выбытие маркированной продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Но лучше, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар: тогда не придется обустраивать отдельное рабочее место для приемки. Например, это может смарт-терминал SIGMA, если подключить к нему дополнительный модуль «Маркировка».

Договор с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Онлайн-касса передает информацию о коде маркировки не напрямую в «Честный ЗНАК», а через оператора фискальных данных. Если вы уже пользуетесь кассой, то скорее всего договор с ОФД у вас есть. Проверьте, входит ли в него передача сведений о коде маркировки в государственную систему мониторинга маркированных товаров. Если нет, попросите оператора включить эту услугу в ваш договор.

Штрафы за нарушение правил маркировки бутилированной воды

Если маркировка не проставлена:

  • 2 тыс. — 4 тыс. рублей для физлиц;
  • 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;
  • 50 тыс. — 300 тыс. рублей для юрлиц.

Если маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных:

  • 5 тыс. — 10 тыс. рублей для ИП;
  • 50 тыс. — 100 тыс. рублей для юрлиц.

Все штрафы сопровождаются конфискацией продукции.

Источник

Оцените статью