«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей
Юлия Лаврухина
«Детское экспериментирование. Опыты с водой». Консультация для родителей
Детское экспериментирование. Опыты с водой
Консультация для родителей
Для вас, мамочки и папочки!
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. В детском саду мы уделяем много внимания детскому экспериментированию. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Экспериментирование – это, наряду с игрой, ведущая деятельность дошкольника, а также достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания. Проводя эти опыты, дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, увидят, что такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного!
Цель любого вида экспериментирования – вести детей вверх в познании окружающего мира. Ребёнок учится определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установить цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).
2. Подобрать материалы (всё необходимое для проведения опыта).
3. Обсудить процесс (что делаем).
4. Подвести итоги (какой результат).
5. Объяснить почему? (доступными для ребёнка словами).
На тематической неделе «Неживая природа» мы с детьми много говорили о воде, её пользе для людей, животных, растений. Посмотрели презентацию, где в природе мы можем увидеть воду, как она попадает к нам в дома, прочитали стихотворение о воде, послушали звук воды.
Вот опыты с водой, которые мы проводили с детьми в течении недели.
Чтобы убедиться в необходимости воды для растений, мы ещё на прошлой неделе посадили одну луковичку отдельно от других на нашем мини-огороде и не поливали её. Уже после выходных дети заметили, что лук, который мы поливаем, начал прорастать, а «одинокая» луковичка просто сидит в земле. Этот опыт ещё продолжается. Так же поступили и с семенами гороха: часть залили водой в баночке (они напитались водой и набухли, ждём, когда прорастут, часть оставили сухими.
Вода прозрачная, без запаха и вкуса.
Перед детьми поставили два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В стакан с водой опустили игрушку, с молоком – деревянную палочку, а потом и игрушку там прятали. Где её видно, где нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Понюхали, чтобы определить запах. Пробовали на вкус простую кипячёную воду, сравнивали с соком на вкус и запах. Сделали вывод.
Вода – жидкость, может течь.
У детей два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложила аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Сделали вывод: потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реке, не текла бы из крана, мы не смогли бы в ней плавать в бассейне.
Здесь попутно получился ещё один опыт – вода пролилась на стол, пришлось взять тряпочку. Сделали вывод, что вода может впитываться в ткань, ткань становится мокрой.
Немного похулиганили и сделали бурлящую воду в стаканчике с помощью коктейльной трубочки, регулировали силу выдоха.
Вода – растворитель.
В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.
В один стакан с водой положили сахарный песок, в другой – соль. Что получается? Растворились они или нет? Попробовали на вкус (каждому раздали ложечки).
Взяли другой стаканчик и насыпали в него обычного песка, размешали его. Что теперь произошло?
Вода бывает теплой, холодной, горячей.
У детей стаканчики с водой разной температуры. Дети определяют, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая? В каждый стаканчик бросили кусочек сахара-рафинада и наблюдали, в какой воде сахар растворился быстрее, сделали вывод.
Вода не имеет формы.
Этот опыт особенно понравился детям. Сначала мы посмотрели, какой формы воды в тазике (дети сказали, что она похожа на круг, в стаканчиках, на ровном месте на столе стала лужицей. Затем стали наливать воду в перчатку. И вода приняла форму перчатки! Сделали вывод, что вода может принимать любую форму того предмета, в котором находится. Особенно понравилось детям «здороваться» с водой за пальчик и делать фонтанчик, нажимая на перчатку (я при этом ослабляла верхнюю часть перчатки).
Ещё одна часть наших опытов посвящена снегу и льду. Даём понятие детям, что лёд и снег – это тоже вода, но в другом состоянии.
Внесли в группу снег, положили понемногу на ладошки, что происходит с ним, почему на улице не тает, а в группе растаял? Предложили детям рассмотреть кусочки льда. Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? Сравнить с жидкой водой. Предложили положить в воду, и посмотреть, что случится с кусочками льда.
Предлагаем вам, дорогие мамы и папы, провести дома вместе с детьми некоторые простые, но, на мой взгляд, интересные опыты с водой.
Опыт «Подводная лодка»
Наполняем стакан водой и погружаем его в воду донышком вверх. Берем коктейльную трубочку: сгибаем ее, короткий конец подсовываем под стакан, а длинный должен находиться над поверхностью воды. Дуем в коктейльную трубочку, стакан наполняется воздухом, и вода выталкивает стакан с воздухом на поверхность.
Это происходит очень быстро. Стакан буквально выскакивает и тут же переворачивается. Но действие происходит так быстро, что запечатлеть момент поднявшегося, но еще не перевернувшегося стаканчика может оказаться сложно.
Опыт «Из стакана в стакан»
Совсем простой и незатейливый опыт, который можно предложить. Возьмите два стакана. Один из них наполните водой и поставьте повыше. Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец — в нижний стакан и оставьте конструкцию. Через некоторое время вода «переберется» в пустой стакан. Для красочности можно попробовать подкрасить воду в яркий цвет.
Как это происходит? Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами, начнет подниматься, впитываться в материю, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать, например, для автополива домашних растений.
Опыт «Тонет — не тонет».
Кроме плавающих и тонущих предметов, интересно понаблюдать, как что-то тонущее медленно и плавно опускается на дно. Такой простой опыт можно провести в ванне во время купания.
«Раскрасим воду».
Смешной фокус. Спрашиваем у детей, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову». Скорее всего, дети ответят: «нет». На глазах изумленной публики превращаем бесцветную воду в цветную!
Секрет заключается в том, чтобы взять банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки красим акварельной краской. Наливаем воду в банку и закручиваем ее крышкой. Главное, в момент демонстрации не поворачивать банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки.
В нужный момент встряхиваем банку с водой и. вода становится цветной!
Вот такие простые, но интересные эксперименты. Что же нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка?
1. Поощряйте детскую любознательность и всегда находите время для ответов на детское «почему?»
2. Побуждайте ребенка к самостоятельному эксперименту.
3. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать или сделайте вместе!
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Предоставляйте ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
8. Создавайте ситуацию успешности. Будьте терпеливы и спокойны по отношению к ребёнку.
Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.
Источник
Консультация для родителей «Поговорим о воде».
консультация на тему
Вода не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является приятным способом обучения детей и привития у них культкурно-гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_vode.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОГОВОРИМ О ВОДЕ
(консультация для родителей).
С самого рождения ребенку необходима вода. Она не только дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, но и посредством игр является самым приятным способом обучения и привития культурно-гигиенических навыков.
Детей завораживает вода своими удивительными свойствами, чудесными превращениями и множеством секретов, раскрывать которые помогают взрослые.
- показывать картинки с изображением воды;
- рассказывать где она собирается на нашей планете (в лужах после дождя, болотах, водоемах, морях и океанах);
- провести параллель с животным миром (какой водой питаются животные, насекомые, какой трудный путь порой они проходят, чтобы добыть каплю воды, где она может находиться (в ущельях, скалах, в растениях), какая вода непригодна для питья, какая вода опасна для жизни, какой состав воды) например:
в пустынях воды очень мало, соответственно и растений практически нет, достать ее в пустынях трудно, но несмотря на это, там тоже есть жизнь, обитают животные и насекомые; также можно рассказать как они приспосабливаются к таким трудным условиям существования (например: верблюды могут выпить за один раз 100 литров воды, и обходиться потом без воды две недели, причем это одно из немногих животных, которое может пить солоноватую воду).
Очень интересны детям животные, для которых вода является естественным местом обитания. Это морские черепахи, лягушки, киты, дельфины.
Главным образом получение знаний о воде в дошкольном возрасте базируются на наблюдении и опытах. Поэтому так полезно и занимательно рассматривать и наблюдать за повадками птиц, жизнь которых непосредственно связана с водой — утки, лебеди, цапли, фламинго.
В зависимости от возраста детей взрослые должны рассказывать о необходимости воды прежде всего для поддержания организма в тонусе, о том, что вода способствует усваиванию организмом питательных веществ, делает кислород для дыхания более увлажненным, контролирует температуру тела, играет главную роль в обмене веществ, выводит различные отходы и ненужные вещества из организма. Человеку нужна только чистая питьевая вода .
Дети должны знать, что особенно в жаркое время года нужно пить много воды, потому что перегрев организма и дефицит жидкости опасны для жизни. Обращая внимание детей на окружающую нас природу в игровой форме взрослый может объяснить весь круговорот воды в природе. Будь то утренняя капелька росы на распустившихся цветах или причудливыми узорами трескающийся лед под ногами- все достойно внимания ребёнка.
Наверное, не существует ни одного ребенка, которому не было бы интересно наблюдать, как поднимается и стремится ввысь стрелка луковички, опущенной в воду, как обретает второе дыхание получивший воду засыхающий цветок.
Существует много загадок про воду , которые дети с интересом разгадывают, а также сказок, стихов, песен. Экологические сказки предназначены для воспитания у детей бережного отношения к воде — источнику всего живого. Захватывающие приключения пиратов, описанные в книгах путешественников, способы выживания в морской воде- еще одна нить, связывающая детей с этим незаменимым веществом-ВОДОЙ.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без . (Воды).
Можно рассказывать и привлекать детей к спортивным играм в воде с мячом и просто плаванию. Занятия по плаванию, дети всегда встречают с радостью. Навсегда остаются в памяти малышей семейные походы на речку или в «Аквапарк». Только вникая во внутренний мир ребенка, глядя детскими глазами на все происходящее, взрослый может показать все удивительные свойства воды.
И раз уж мы вели сегодня разговор о воде, то послушайте некоторые советы о способах закаливания детей.
Вся суть закаливающих мероприятий – в регулярном многократном повторении однотипных нагрузок на организм. Принцип тот же, что и при тренировке мышц – регулярное и постепенное увеличение нагрузки повышает силу и выносливость организма. Защитные силы организма возрастают, а значит, бактерии и вирусы крохе больше не страшны. Кроме явного иммуномодулирующего эффекта наблюдается повышение аппетита, улучшение сна, нормализация роста и развития, возрастание работоспособности и концентрации внимания.
Выделяют два основных способа холодного закаливания:
- Закаливание с помощью воздуха.
- Водное закаливание.
Начиная процедуры закаливания, будьте готовы к тому, что достигнуть эффекта с помощью 2-3 процедур у вас не получится – это невозможно. Более того, форсирование процесса может повредить ребенку, так что не спешите.
Учтите также, что тренирующий эффект закаливающих действий сохраняется недолго и чтобы сохранить его, вам придется продолжать закаливание постоянно. После прекращения тренировок эффект исчезает уже через 3-10 дней. Если перерыв между тренировками составит хотя бы 3 дня, вам придется начинать всю программу сначала.
Источник