Пишем сочинение-рассуждение по научно-популярному тексту
Цели урока:
1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту;
2) совершенствование навыков анализа текста;
3) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
1) Статья В.Чивилихина:
(1) Вообще-то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. (2) Некоторые на первый взгляд простые физико-химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об истинном их значении. (3) Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. (4) При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему-то наиболее тяжелой и плотной. (5) И когда осенью остывает какой-либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся вода не перемешается и не примет четырехградусную температуру. (6) Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один-два градуса. (7) И тут-то происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. (8) Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. (9) Образующийся при нуле градусов лед еще легче и поэтому не тонет. (10) Поистине сказочное свойство! (11) Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. (12) Не будь этого, наши водоемы промерзали бы до дна. (13) Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.
Примерный план сочинения-рассуждения
1) Впечатления от первого прочтения, мысли, ассоциации, вызванные текстом.
2) Тема (тематика) текста (выделить предмет (предметы) изображения, отметить языковые средства, помогающие автору раскрыть тему.
3) Цель автора текста. К какой читательской аудитории обращается автор текста? Для чего написан этот текст?
4) Проблема (проблематика) текста (сформулировать проблему (проблемы), поставленную (поставленные) автором, показать, как автор решает ее (их).
5) Идея (отразить основную мысль (мысли) текста, отметить языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности).
6) Собственная позиция (обосновать свое согласие или несогласие с автором, привести не менее трех аргументов, доказывая собственную позицию).
Публикация произведена при поддержке компании «SmartGroup». Большой выбор стендов для школ и детских садов, карманов для стендов, а также табличек на дверь, портретов учёных, писателей и поэтов, баннеров. Доставка по Украине, возможен самовывоз из Харькова, наличный и безналичный расчёт, доступные цены. Посмотреть каталог товаров, стоимость, условия доставки и оформить заказ на сайте стендов https://stend-sg.com.
(Критерии оценивания ответа на задание С1.)
Домашнее задание к уроку: – уточнить (обратиться к словарю), что такое оценочная лексика, общенаучные слова, термины, метафора, риторическое восклицание. (Оценочная лексика – эмоционально окрашенная лексика, содержащая авторскую оценку; общенаучные слова – слова, встречающиеся в языке разных наук; термин – слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное понятие; риторическое восклицание – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия; метафора – скрытое сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов).
I. Работа с текстом
– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея – основная мысль текста).
– Теперь прочитаем текст В.Чивилихина и определим тему текста. (Этот текст – об удивительных свойствах воды).
Можно предложить ученикам клише, которые помогут сформулировать тему:
Автор текста рассказывает нам о.
…Тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст об …
– Какова проблематика текста? Над какими вопросами задумывается В.Чивилихин? (Почему воду можно назвать истинным чудом земной природы? Какое свойство воды можно назвать удивительным? Почему лед не тонет в воде? Почему водоемы зимой не промерзают до дна?)
Клише, которые будут использовать ученики, создавая текст сочинения-рассуждения:
. На эти вопросы отвечает автор текста.
Автор предлагает читателю задуматься над такими вопросами.
– Какова цель автора текста? На какую читательскую аудиторию рассчитывает автор? (Автор текста ставит две цели: во-первых, научно объяснить явления, которые наблюдает человек; во-вторых, убедить читателя в том, что в самых обыкновенных вещах можно увидеть что-либо интересное. Текст рассчитан на широкий круг читателей.)
– Какой стиль речи помогает автору достичь целей? Какие особенности этого стиля можно увидеть в тексте В.Чивилихина? К какому типу речи можно отнести этот текст? (В тексте сочетаются черты научного и публицистического стилей. Логичность – главная черта как научного, так и публицистического стиля, поэтому статья представляет собой рассуждение. В тексте можно выделить следующие элементы рассуждения: тезис, доказательства, вывод. В первых двух предложениях содержится тезис: воду можно считать истинным чудом живой природы, потому что этот минерал обладает уникальными свойствами. Затем автор, доказывая это положение, приводит аргументы, убеждая читателя в справедливости тезиса (3–9-е предложения). И в 10-м предложении содержится вывод, который подтверждает правильность тезиса.
Для того чтобы объяснить явления, которые наблюдает человек, автор использует общенаучную лексику – физико-химические свойства, молекулярные законы, аморфный; термин четырехградусная тепловая константа определяет температуру, при которой вода всегда становится более тяжелой. Но В.Чивилихин старается еще и увлечь, заинтересовать читателя, поэтому он прибегает к оценочной лексике – истинное чудо, поразительное свойство, чудесным образом, а риторическим восклицанием Поистине сказочное свойство! автор выражает свое восхищение удивительным свойством воды.
Клише, которые помогут учащимся при создании собственного текста:
Автор текста хочет не только научно объяснить… но и заинтересовать…
Логичность – главная особенность текстов ( . ) стиля, поэтому статья В.Чивилихина представляет собой…
Тип речи – рассуждение – обеспечивает логичность текста…
. – вот утверждение, которое автор хочет доказать.
…Этот тезис содержится в первых предложениях текста.
Для того чтобы объяснить. … автор использует общенаучную лексику ( . ).
С помощью общенаучной лексики ( . ) автор объясняет…
Прибегая к оценочной лексике ( … ), В.Чивилихин популяризирует текст.
Оценочная лексика ( … ) помогает автору текста увлечь, заинтересовать .
Риторическое восклицание ( … ) передает авторское восхищение .
– Как автор отвечает на поставленные вопросы? Какова идея текста? (Главная мысль текста такова: вода удивительна тем, что она способна менять плотность в зависимости от температуры: при четырех градусах вода тяжелеет, а при более низкой температуре она становится легкой. Именно поэтому лед не тонет в воде и водоемы не промерзают до дна. С помощью метафоры (…Земля не вырвалась бы из ледяного плена) автор рисует печальную картину. В.Чивилихин убеждает читателя в том, что способность менять плотность – чудесное свойство воды, и если бы вода не обладала такой способностью, то все живое на земле погибло бы.)
Клише, помогающие учащимся сформулировать идею текста:
Главная мысль текста такова:
…– вот идея текста.
Автор находит замечательным то .
Поразительное свойство воды – это ее способность .
С помощью метафоры ( … ) автор убеждает читателя в том.
– Каково ваше отношение к позиции автора?
Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний. Можно предложить учащимся клише, которые помогут корректно сформулировать собственное мнение:
Автор прав в том, что . однако трудно согласиться с тем, что .
Можно поддержать автора в том, что…
II. Подведение итогов урока, домашнее задание.
Предлагаем учащимся дома написать сочинение-рассуждение по статье В.Чивилихина. Это примерный текст сочинения-рассуждения:
Каждый день мы пользуемся водой. Но, готовя, умываясь, поливая цветы, мы не задумываемся о том, как велика роль воды в нашей жизни. В.Чивилихин предлагает читателю по-иному взглянуть на это привычное, необходимое в быту вещество и рассказывает нам об одном из удивительных свойств воды.
Каково же это свойство? Почему лед не тонет в воде, а водоемы не промерзают до дна? На эти вопросы отвечает читателям автор текста. В.Чивилихин пытается научно объяснить явления, которые наблюдает человек, широкому кругу читателей, поэтому прибегает к научно-популярному стилю. Логичность – одна из характерных особенностей этого стиля, поэтому текст представляет собой рассуждение. Вода – «истинное чудо земной природы», потому что обладает удивительным свойством, – этот тезис содержится в первых предложениях текста. Доказывая это утверждение, объясняя природные явления, которые наблюдает человек, автор использует общенаучную лексику (физико-химические свойства, молекулярные законы); термин четырехградусная тепловая константа определяет температуру, при которой вода становится более тяжелой. Но автор стремится не только передать читателю научную информацию, но и убедить его в том, что в самых обычных вещах можно увидеть что-либо интересное, поэтому для того, чтобы увлечь читателя, автор прибегает к оценочной лексике (поразительное свойство, чудесным образом). Предложение Поистине сказочное свойство! содержит вывод, совпадающий с тезисом статьи, и вместе с тем это риторическое восклицание передает восхищение В.Чивилихина удивительным свойством воды.
Что же вызывает авторское восхищение? В.Чивилихин находит замечательным то, что вода может менять свою плотность в зависимости от температуры: при четырех градусах вода тяжелеет, а при более низкой температуре она становится легче. Благодаря этой способности лед не тонет в воде, а водоемы зимой не промерзают до дна. С помощью метафоры …Земля не вырвалась бы из ледяного плена автор заставляет читателя поверить в то, что способность воды менять плотность – удивительное свойство, ведь именно это свойство не позволяет живому погибнуть. Таким образом, воду действительно можно назвать истинным чудом живой природы.
С этим утверждением нельзя не согласиться. Еще наши далекие предки считали, что вода обладает чудесными свойствами, поэтому ее заговаривали, лечились ею, в воду заходили при крещении. И во многих волшебных сказках жизнь героям возвращала живая вода.
И ведь создатели сказок не ошибались! Первые формы жизни на Земле появились именно в воде, и без воды не может существовать ни один живой организм.
Необычные свойства воды определяют ее главную роль в природе и жизни человека. Так, ее высокая теплоемкость препятствует резкой перемене климата на Земле и предотвращает катастрофы, которые могли бы возникнуть из-за перепада температур, а способность воды растворять другие вещества человек использует в промышленности, медицине. И автор текста, безусловно, прав, говоря о том, что обычная вода является замечательным веществом.
Источник
Подготовка к написанию сочинения (задания типа С). Анализ текста и написание рецензии
Подготовка к написанию сочинения (задания типа С)
Анализ текста и написание рецензии
(1) Вообще – то вода, истинное чудо земной природы, заслуживает, быть может, великой поэмы – так интересна она сама по себе, так велика ее роль в нашей жизни, так драматична и сложна судьба этого драгоценного жидкого минерала. (2) Некоторые на первый взгляд простые физико – химические свойства воды настолько нам привычны, что мы не задумываемся об их истинном значении. (3) Взять, например, ее четырехградусную тепловую константу. (4) При этой температуре вода обнаруживает поразительное свойство – она становится почему – то наиболее тяжелой и плотной. (5) И когда осенью остывает какой – либо водоем, то холодная вода опускается с поверхности вниз, на ее место поднимается более теплая – и так далее, пока вся водная среда не перемешается и не примет четырехградусную температуру. (6) Но вот холодает все больше, поверхностный слой воды остывает еще на один – два градуса. (7) И тут происходит странная метаморфоза: подчиняясь тончайшим молекулярным законам, вода разжижается и легчает. (8) Этот холодный легкий слой, как бы плавая на поверхности водоема, создает своего рода тепловую подушку и не позволяет охлаждаться нижележащей толще. (9) Образующийся при нуле градусов лед еще легче и потому не тонет. (10) Поистине сказочное свойство! (11) Кусок легкого олова, тяжелого свинца или, скажем, аморфного воска тонет в собственном расплаве, а лед чудесным образом держится на поверхности воды. (12) Не будь этого, наши водоемы промерзали бы до дна. (13) Все живое там погибло бы, и сама Земля не вырвалась бы из ледяного плена.
2. Определите основную мысль текста. Выполняя это задание, помните, что в научных текстах в формулировке основной мысли не должно быть слов в переносном значении или неточно употребленных многозначных слов, так как основная цель автора – однозначно передать информацию.
Поэтому подумайте, какую новую, значимую, наполненную конкретным содержанием информацию вам передает и доказывает автор с помощью конкретных фактов, и, исходя из этого, определяйте основную мысль.
Какова проблема, поднятая в тексте? Выберите, какой вопрос остается за пределами внимания автора текста:
А. каковы физико – химические свойства воды?
Б. почему лед не тонет в воде?
В. Почему рыба в водоемах зимой не погибает?
Г. При каких условиях вода переходит в газообразное состояние?
5. Определите, какова цель автора текста:
А. привлечь внимание читателей к проблеме сохранения водного баланса Земли;
Б. заинтересовать читателя, показать необычное в обычном;
В. Познакомить с подходами к решению научной проблемы;
Г. Объяснить химический состав воды.
6. Укажите предложение, в котором автор использует научный термин, называющий основное для этого текста свойство воды:
7. В каких произведениях русской литературы автор ставит перед собой ту же цель, что и В. Чивилихин в данном тексте. Напишите миниатюру, приведя два примера (не менее 70 слов)
при четырехградусной тепловой константе вода проявляет необыкновенные физико – химические свойства. Проблема обозначена во 2-ом предложении. Г Б В
Образцы развернутых ответов на вопрос 7.
показать необычное в обычном. Эта цель не нова в литературе. Многие писатели ставили ее в своих произведениях. Например, в басне «Ворона и Лисица» Крылов доказывает правоту морали неожиданным образом. Он олицетворяет животных и через диалог, действия доносит до читателя свой замысел.
Другим ярким примером является «Песня о Буревестнике» М. Горького.
Буревестник – это не просто птица. Он является воплощением революционера, того, кто стремится к коренным изменениям в обществе.
Мы никогда не задумываемся о тех, на наш взгляд, простых вещах, которые
нас окружают. Вот и В. Чивилихин в данном тексте показывает нам необычность воды. А вода, как мы знаем, неразрывно связана со всей окружающей средой, то есть с природой.
Многие поэты, такие как Есенин, Лермонтов, Гумилев, показывали в своих стихах ту необычайную красоту, которая нам с первого взгляда незаметна. Так, Гумилев в стихотворении «Жираф» пишет: «Ему грациозная стройность и нега дана, и шкуру его украшает волшебный узор …», «Вдали он подобен цветным парусам корабля …»
С виду обычный жираф, но Гумилев описывает его так необычно и красочно, что нам сразу же охота увидеть это чудное создание.
Критерии оценивая работы
За каждый правильный ответ 2 – 6 задания – 1 балл
Критерии оценки выполнения задания 7
К1 – формулировка проблемы исходного текста – 1
К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста – 2 (1б. за каждый аргумент)
К3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 2
— допущена 1 логическая ошибка или 1 нарушение абзацного членения – 1
— допущено более 1 логической ошибки – 0
К4 – точность и выразительность речи – 1
К5 – соблюдение орфографических норм:
— орфографических ошибок нет – 2
— допущена 1 ошибка – 1
— допущено 2 и более ошибки – 0
К6 – соблюдение пунктуационных норм:
— пунктуационных ошибок нет – 2
— допущена 1 ошибка – 1
— допущено 2 и более ошибки – 0
К7 – соблюдение языковых норм
— грамматических ошибок нет – 2
— допущена 1 ошибка – 1
— допущено 2 и более ошибки – 0
К8 – соблюдение речевых норм:
— речевых ошибок нет – 2
— допущена 1 ошибка – 1
— допущено 2 и более ошибки – 0
К9 – соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Источник