- § 1. Водные отношения
- Читайте также
- 24. Водные сервитуты
- Обособленные водные объекты
- 1.12. Правовые отношения
- Конституционно-правовые отношения
- 1. Расчетные отношения в предпринимательстве
- Статья 15. Трудовые отношения
- ЛЕКЦИЯ № 5. Жилищные отношения
- 22. Жилищные отношения
- Глава VI Международные отношения
- Трудовые отношения
- Родительские отношения
- § 5. Экономические отношения
- § 75. Отношения между супругами
- 35. Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда
- 36. Право водопользования и его виды
§ 1. Водные отношения
§ 1. Водные отношения
(водное законодательство; объекты водных отношений; субъекты водных отношений; права на водные объекты)
Воды являются важнейшим компонентом окружающей среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.
Водное законодательство
Водное законодательство находится в совместном ведении России и ее субъектов и состоит из ВК РФ 1995 г. и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.
Водное законодательство регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения) в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду: поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Эти цели водного законодательства должны реализоваться на основе принципа устойчивого развития — сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
Подобно другим отраслям экологического законодательства водное законодательство взаимодействует с нормами международного права (являющимися составной частью российской правовой системы), с гражданским, санитарным, земельным, административным и финансовым законодательством. В частности, отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются не водным, а гражданским и иными отраслями законодательства.
Объекты водных отношений
Объектом водных отношений является водный объект или его часть. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр, образуют водный фонд. Как и земельный и другие природоресурсные кадастры, государственный водный кадастр — это свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании и охране водных объектов, о водопользователях. Кадастр ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.
Поверхностные водные объекты подразделяются на:
поверхностные водотоки (их воды находятся в состоянии непрерывного движения) — реки, водохранилища, ручьи, каналы;
поверхностные водоемы (их воды находятся в состоянии замедленного водообмена) — озера, болота, пруды;
ледники — движущиеся, естественные скопления льда атмосферного происхождения;
снежники — неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части.
В отличие от поверхностных подземные водные объекты имеют свои границы, объем и черты водного режима. К ним относятся водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, выход подземных вод на суше или под водой. К видам водных объектов относятся также внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации. Классификация объектов водных отношений имеет значение для установления режима их использования и охраны в целях поддержания окружающей среды.
Объектами водных отношений являются также обособленные водные объекты — замкнутые, небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Понятие обособленного водного объекта является важным для определения его режима: обособленный водный объект относится к недвижимому имуществу и является составной частью земельного участка. Если продажа, залог и совершение других сделок, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются, то обособленные водные объекты могут переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
Субъекты водных отношений
Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи.
К полномочиям России, в частности, относятся:
определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;
установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов;
установление порядка использования водных объектов;
определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов и режима использования их территорий;
определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения, их зон и округов санитарной охраны;
подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предотвращение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;
заключение и выполнение международных договоров России в области использования и охраны водных объектов.
От имени субъектов Российской Федерации в водных отношениях участвуют их органы государственной власти. Они, в частности, могут и обязаны:
разрабатывать, утверждать и реализовывать территориальные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов;
устанавливать дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами;
утверждать правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
утверждать правила охраны жизни людей на воде;
готовить и осуществлять противопаводковые мероприятия, предотвращать и ликвидировать последствия вредного воздействия вод;
объявлять водные объекты или их части, расположенные на территории России, зонами чрезвычайной экологической ситуации и зонами экологического бедствия.
Это размежевание полномочий в области использования вод и охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ.
Права на водные объекты
Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами в области водных отношений и охраны окружающей среды определяется водным законодательством, а при необходимости — заключенными в соответствии с ним договорами (см. тему II учебника). В Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты, которая может быть федеральной или субъекта Федерации.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект. В муниципальной собственности — городских и сельских поселений, других муниципальных образований — находятся воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы местного самоуправления.
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд свободно без причинения вреда окружающей среде. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин, а также водопользователь юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии. Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации.
Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством (публичный водный сервитут). В силу договора или судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водопоя и прогона скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных средств, обеспечения экологических нужд.
Лицензия на водопользование является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, признающимся основанием возникновения права водопользования. В зависимости от способов и целей водопользования в лицензии указываются сведения о водных объектах, о водопользователях и водопотребителях, указание пространственных границ и мест забора или сброса воды, сведения о лимитах водопользования и обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей среды.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
24. Водные сервитуты
24. Водные сервитуты Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом.Водный сервитут устанавливается для лиц, которые не являются собственниками водных объектов, а также в зависимости от целей использования данного водного объекта. Право
Обособленные водные объекты
Обособленные водные объекты Понятия «водный объект» и «обособленный водный объект» закреплены в Водном кодексе РФ:водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима;обособленный водный
1.12. Правовые отношения
1.12. Правовые отношения Правоотношения: понятие и виды Правоотношение – возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой выступают в качестве носителей субъективных прав и обязанностей, обеспеченных государством.Иными словами, это не просто
Конституционно-правовые отношения
Конституционно-правовые отношения Конституционно-правовое отношение это общественное отношение, которое урегулировано нормами конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей,
1. Расчетные отношения в предпринимательстве
1. Расчетные отношения в предпринимательстве Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан-предпринимателей производятся в безналичном порядке (ст. 846, 861 ГК РФ).В предпринимательской практике подавляющее место занимают безналичные расчеты,
Статья 15. Трудовые отношения
Статья 15. Трудовые отношения Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с
ЛЕКЦИЯ № 5. Жилищные отношения
ЛЕКЦИЯ № 5. Жилищные отношения Предметами регулирования любой отрасли права являются отношения, возникающие в обществе по поводу определенных объектов. Категория «жилищные отношения» неоднородна. В ее составе отмечают семейные, финансовые, административные и иные
22. Жилищные отношения
22. Жилищные отношения Согласно ст. 4 ЖК РФ жилищные отношения – это отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального, частного жилищного фонда;
Глава VI Международные отношения
Глава VI Международные отношения Государство есть верховный человеческий союз. Но государств на земле много, и между ними постоянно происходят столкновения, которые, за отсутствием высшего судьи, разрешаются войнами, то есть правом силы. Может ли это считаться
Трудовые отношения
Трудовые отношения Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием
Родительские отношения
Родительские отношения Еще сложнее обстоит дело с родительством однополых партнеров. Здесь следует разделять ситуации биологического и социального родительства. В первом случае речь идет о применении вспомогательных репродуктивных технологий, правовое регулирование
§ 5. Экономические отношения
§ 5. Экономические отношения Если вообще в вопросах древнейшей римской истории мы наталкиваемся на массу затруднений, то в области экономических отношений наши сведения по преимуществу оказываются скудными и неуверенными.Основой всей экономической жизни древнего Рима
§ 75. Отношения между супругами
§ 75. Отношения между супругами Общее различие в юридической природе брака cum manu и sine manu сказывается, естественно, и в различном построении как личных, так и имущественных отношений между супругами.При браке cum manu, как было уже указано, жена всецело подчинялась власти мужа и
Источник
35. Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда
Вода — незаменимое природное богатство, выпачняющее особую эко-логическую функцию. Вода относится к природному ресурсу, обеспечивающему жизнедея-тельность человека, существования и развитие природы. Вода имеет огромное экономическое значение. Самым крупным водо-потребителем в нашей стране является сельское хозяйство, на втором месте находятся промышленность и энергетика, на третьем — коммунальное хо-зяйство населенных пунктов. Хозяйственно-питьевое снабжение обеспечи-вается преимущественно за счет вод, залегающих в глубоких горизонтах.
Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 года установ-лено, что совокупность всех водных объектов (за неко-торым незначительным исключением), находящихся впределахтерритории РФ, образует водный фонд РФ. Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности чело-веческого общества в воде. К водным объектам относятся: 1) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; 2) ледники и снежники; 3) гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос-ные горизонты и естественные выходы подземных вод; 4) внутренние морские воды и территориальное море РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок и условия создания, пользования и охраны указанных водных объектов регламентируются нормативными актами субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муни-ципальной и иных формах собственности воды.
Водные объекты признаются федеральной собственностью Правитель-ством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответст-вующих субъектов РФ.
Управление федеральной собственностью осушесткляется Правитель-ством РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты оно может передавать согласно Конституции РФ и ВК РФ соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти объектов РФ. Муниципальная и частная собственность допускается в соответствии с гражданским законодательством, только на обособленные водные объ-екты (замкнутые водоемы).
Распоряжение водным фондом РФ осуществляется совместными ре-шениями государственных органов исполнительной власти РФ и других субъектов РФ в пределах их компетенции, в интересах народов, прожива-ющих на соответствующей территории и всех народов РФ.
Водные объекты, входящие в состав водного фонда, находятся в ведении специально уполномоченных на то органов, осуществляющих от имени РФ и субъектов РФ управление использованием и охраной водных объектов в пределах установленной компетенции.
36. Право водопользования и его виды
Основной целью водопользовния является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улуч-шение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздей-ствия водных объектов.
Право водопользования производно от права государственной и муни-ципальной собственности на водные объекты. Оно тесно связано с правом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды зем-ли, комплексным характером использования водных объектов.
Субъектами пользования водными объектами (водопользователями) могут быть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане иностранных государств.
Субъекты водопользования выступают как первичные и вторичные водопользователи. Первичный водопользователь непосредственно осуще-ствляет право пользования водными объектами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо с целью изъятия, транспортировки и распределения воды для обеспечения других потребителей, которые в этом случае являются вторичными водопользователями. Предоставление в пользование внутренних морских вод и территори-ального моря РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на террито-рии двух и более субъектов РФ, осуществляется с учетом бассейновых соглашений. Порядок предоставления водных объектов зависит от того, в какое пользование предоставляются водные объекты: общее или специ-альное, совместное или обособленное.
Общее водопользование не требует получения разрешения, когда оно осуществляется без применения сооружений, технических средств и уст-ройств как гражданами так и юридическими лицами. Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением сооружений, технических средств и устройств как гражданами, так и юридическими лицами, и только при наличии лицензии на водопользование. В особое (обособленное) пользование водные объекты предоставляют-ся для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и других государственных потребностей по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Водопользователи имеют право: пользоваться водными объектами только в целях, для которых те предоставлены, с соблюдением условий и требований, установленных в лицензии; выбирать формы хозяйственной деятельности, связанной с использованием водного объекта, а также контролировать соблюдение условий, установленных в лицензии на водо-пользование и в договоре, заключенном между водопользователем и водо-потребителем (вторичным водопользователем); требовать возмещения причиненного им ущерба в результате нарушения водного законодательства РФ; обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водополь-зование; не допускать сброса сточных вод, содержащих вредные вещества в объектах и количествах, превышающих установленные в лицензии на водопользование; ипр.
Водным законодательством защищаются и гарантируются права водопользователей. Так, вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, со стороны государственного органа управления использованием и охраной водного фонда запрещается, за исключением случаев нарушения водного законодательства.
Источник