Вода как объект экологии

35. Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда

Вода — незаменимое природное богатство, выпачняющее особую эко-логическую функцию. Вода относится к природному ресурсу, обеспечивающему жизнедея-тельность человека, существования и развитие природы. Вода имеет огромное экономическое значение. Самым крупным водо-потребителем в нашей стране является сельское хозяйство, на втором месте находятся промышленность и энергетика, на третьем — коммунальное хо-зяйство населенных пунктов. Хозяйственно-питьевое снабжение обеспечи-вается преимущественно за счет вод, залегающих в глубоких горизонтах.

Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 года установ-лено, что совокупность всех водных объектов (за неко-торым незначительным исключением), находящихся впределахтерритории РФ, образует водный фонд РФ. Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности чело-веческого общества в воде. К водным объектам относятся: 1) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; 2) ледники и снежники; 3) гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос-ные горизонты и естественные выходы подземных вод; 4) внутренние морские воды и территориальное море РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок и условия создания, пользования и охраны указанных водных объектов регламентируются нормативными актами субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муни-ципальной и иных формах собственности воды.

Читайте также:  Невидимые чернила с водой

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правитель-ством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответст-вующих субъектов РФ.

Управление федеральной собственностью осушесткляется Правитель-ством РФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты оно может передавать согласно Конституции РФ и ВК РФ соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти объектов РФ. Муниципальная и частная собственность допускается в соответствии с гражданским законодательством, только на обособленные водные объ-екты (замкнутые водоемы).

Распоряжение водным фондом РФ осуществляется совместными ре-шениями государственных органов исполнительной власти РФ и других субъектов РФ в пределах их компетенции, в интересах народов, прожива-ющих на соответствующей территории и всех народов РФ.

Водные объекты, входящие в состав водного фонда, находятся в ведении специально уполномоченных на то органов, осуществляющих от имени РФ и субъектов РФ управление использованием и охраной водных объектов в пределах установленной компетенции.

36. Право водопользования и его виды

Основной целью водопользовния является соблюдение такого режима использования водных объектов, который обеспечивал бы рациональное комплексное использование вод, их экономное потребление, охрану, улуч-шение качественного состояния, а также предупреждение вредного воздей-ствия водных объектов.

Право водопользования производно от права государственной и муни-ципальной собственности на водные объекты. Оно тесно связано с правом собственности на землю, землевладения, землепользования и аренды зем-ли, комплексным характером использования водных объектов.

Субъектами пользования водными объектами (водопользователями) могут быть лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане иностранных государств.

Субъекты водопользования выступают как первичные и вторичные водопользователи. Первичный водопользователь непосредственно осуще-ствляет право пользования водными объектами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо с целью изъятия, транспортировки и распределения воды для обеспечения других потребителей, которые в этом случае являются вторичными водопользователями. Предоставление в пользование внутренних морских вод и территори-ального моря РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Предоставление в пользование водных объектов, находящихся на террито-рии двух и более субъектов РФ, осуществляется с учетом бассейновых соглашений. Порядок предоставления водных объектов зависит от того, в какое пользование предоставляются водные объекты: общее или специ-альное, совместное или обособленное.

Общее водопользование не требует получения разрешения, когда оно осуществляется без применения сооружений, технических средств и уст-ройств как гражданами так и юридическими лицами. Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением сооружений, технических средств и устройств как гражданами, так и юридическими лицами, и только при наличии лицензии на водопользование. В особое (обособленное) пользование водные объекты предоставляют-ся для обеспечения потребностей обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и других государственных потребностей по решению Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Водопользователи имеют право: пользоваться водными объектами только в целях, для которых те предоставлены, с соблюдением условий и требований, установленных в лицензии; выбирать формы хозяйственной деятельности, связанной с использованием водного объекта, а также контролировать соблюдение условий, установленных в лицензии на водо-пользование и в договоре, заключенном между водопользователем и водо-потребителем (вторичным водопользователем); требовать возмещения причиненного им ущерба в результате нарушения водного законодательства РФ; обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водополь-зование; не допускать сброса сточных вод, содержащих вредные вещества в объектах и количествах, превышающих установленные в лицензии на водопользование; ипр.

Водным законодательством защищаются и гарантируются права водопользователей. Так, вмешательство в хозяйственную деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, со стороны государственного органа управления использованием и охраной водного фонда запрещается, за исключением случаев нарушения водного законодательства.

Источник

Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда

Вода — незаменимое природное богатство, выполняющее особую экологическую функцию. Все свободные воды, которые могут перемещаться под влиянием солнечной энергии и сил гравитации, переходить из одного состояния в другое, образуют гидросферу — одну из оболочек Земли. Гидросфера тесно связана с другими оболочками Земли — атмосферой, литосферой и биосферой. Важнейшее свойство воды — ее непрерывный круговорот, связывающий воедино все части гидросферы, образуя в целом замкнутую экосистему: океан — атмосфера — суша. Горизонтальный круговорот осуществляется путем испарения с поверхности океанов, морей, озер и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверхность, и на сушу. Вода является хранителем и распределителем на нашей планете солнечной энергии, аккумулятором тепла. Климат и погода на Земле во многом определяются наличием водных пространств и содержанием водяного пара в атмосфере.

Среднее многолетнее значение речного стока на территории России составляет 4271 куб. км в год (10 % мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии).

В расчете на душу населения в нашей стране приходится 30 тыс. куб. м речного стока в год.

В озерах России сосредоточено более 26,5 тыс. куб. км пресных вод, причем среднемноголетний (возобновляющийся) сток из них превышает 500 куб. км в год. Примерно 3000 куб. км в год воды, сконцентрированной в болотах, обеспечивают ежегодный сток (расход) около 1000 куб. км.

Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Практически в любом федеральном законе, составляющем отрасль экологического права, содержатся нормы, регулирующие охрану и использование водных объектов. Вода как объект правоотношений выступает одновременно в трех аспектах: как важнейший природный объект, подлежащий правовой охране, как возобновляемый природный ресурс, который необходимо рационально использовать, и как объект права собственности, который может быть предметом гражданско-правовых сделок.

Законодательством декларируется приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду, что вытекает из принципов Закона об охране окружающей среды.

ВК РФ установлено, что совокупность всех водных объектов, находящихся в пределах территории РФ, образует водный фонд РФ.

Водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водный режим — изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

Речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т. е. общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ, а также исходя из устанавливаемых органами государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров.

Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В К РФ закрепляет на водные объекты федеральную собственность, за исключением случаев, когда пруд или так называемый обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, собственником которого является субъект Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, могут находиться в собственности перечисленных субъектов, если иное не установлено федеральными законами.

Это право собственности на пруд или обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.

Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:

1) нецелевое использование водного объекта;

2) использование водного объекта с нарушением законодательства РФ;

3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Вода как объект экологических отношений и состав водного фонда

Вода — незаменимое природное богатство, выпачняющее особую эко-логическую функцию. Вода относится к природному ресурсу, обеспечивающему жизнедея-тельность человека, существования и развитие природы. Вода имеет огромное экономическое значение. Самым крупным водо-потребителем в нашей стране является сельское хозяйство, на втором месте находятся промышленность и энергетика, на третьем — коммунальное хо-зяйство населенных пунктов. Хозяйственно-питьевое снабжение обеспечи-вается преимущественно за счет вод, залегающих в глубоких горизонтах.

Водным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 18 октября 1995 года установ-лено, что совокупность всех водных объектов (за неко-торым незначительным исключением), находящихся впределахтерритории РФ, образует водный фонд РФ. Водные объекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в ее недрах, являющиеся важным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности чело-веческого общества в воде. К водным объектам относятся: 1) реки, озера, ручьи, болота, водохранилища, пруды, каналы и другие поверхностные естественные и искусственные водостоки и водоемы; 2) ледники и снежники; 3) гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водонос-ные горизонты и естественные выходы подземных вод; 4) внутренние морские воды и территориальное море РФ. Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него производится в порядке, установленном Правительством РФ.

Порядок и условия создания, пользования и охраны указанных водных объектов регламентируются нормативными актами субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе и вода) могут находиться в частной, государственной, муни-ципальной и иных формах собственности воды.

Водные объекты признаются федеральной собственностью Правитель-ством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответст-вующих субъектов РФ.

Управление федеральной собственностью осушесткляется Правитель-ствомРФ. Часть полномочий по управлению федеральной собственностью на водные объекты оно может передавать согласно Конституции РФ и ВК РФ соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти объектов РФ. Муниципальная и частная собственность допускается в соответствии с гражданским законодательством, только на обособленные водные объ-екты (замкнутые водоемы).

Распоряжение водным фондом РФ осуществляется совместными ре-шениями государственных органов исполнительной власти РФ и других субъектов РФ в пределах их компетенции, в интересах народов, прожива-ющих на соответствующей территории и всех народов РФ.

Водные объекты, входящие в состав водного фонда, находятся в ведении специально уполномоченных на то органов, осуществляющих от имени РФ и субъектов РФ управление использованием и охраной водных объектов в пределах установленной компетенции.

Источник

Оцените статью