Вода как символ для китая

Иероглиф «вода»: история и употребление

Как выглядит китайский иероглиф «вода»? Как он появился? Какие смыслы, помимо буквального, заложены в нем? Одинаковый ли иероглиф используется для обозначения понятия воды в китайском и японском языках? Попытка коротко ответить на все эти вопросы.

Происхождение иероглифа

Происхождение иероглифа «вода» возводят к так называемым пиктограммам — символам, изображающим внешний вид объекта. Около трех тысяч лет назад, когда в Древнем Китае зарождалась письменность, он действительно изображал бурлящий водный поток. Но в процессе эволюции китайской письменности символы значительно схематизировались. Для того чтобы разглядеть в современном иероглифе изображение воды, нужно обладать богатой фантазией.

Использование в китайском и японском

Иероглиф «вода» входит в число 214 ключей – базовых элементов, из которых состоят все остальные иероглифы. Несмотря на различия в современном китайском и японском написании некоторых знаков, «вода» в обоих языках выглядит одинаково. Правда, читается по-разному. В китайском чтение одно: «шуй». В японском иероглиф «вода» в зависимости от контекста можно прочесть двумя способами. «Суй» – японская адаптация китайского чтения, используется только в составных словах. «Мидзу» — чисто японское слово для обозначения воды. Отсюда, кстати, название компании Mizu, производящей термосы.

«Вода» и восточный взгляд на мир

В классической китайской метафизике знак «вода» — один из символов у-син. У-син – это пять первоэлементов, из которых образовано все сущее. Остальные четыре элемента: огонь, земля, металл, дерево.

Читайте также:  Вода с собой чтобы блевануть

Кроме того, в хорошо знакомом западной публике восточноазиатском варианте геомантии – фэн-шуй, часть «шуй» означает «вода» и пишется все тем же иероглифом. А «фэн» — это ветер.

Заморозить воду одним взмахом кисти

При добавлении к иероглифу «вода» одной черты получается иероглиф со значением «лед».

Сочетание иероглифов «лед» и «вода» в японском языке даст просто воду со льдом, а в корейском им обозначается название популярного в Южной Корее десерта -мороженого – бинсу.

«Водный» день недели

В японском и корейском языках иероглиф «вода» используется в слове «среда». В древнекитайском календаре каждый день недели был связан с определенной планетой. Среда – день Меркурия, как, кстати, и в римской традиции. Название Меркурия иероглифами записывается как «вода» и «планета». В названиях дней недели «планета» опускается, получается просто «день воды». Несмотря на то что систему придумали китайцы, в современном китайском дни недели называются просто словами, образованными от порядковых числительных.

Источник

Что означает вода как символ в различных культурах?

Вода – символ гибкости и изменчивости, но при этом сохранения самой себя, своей сути, а не свойств.
Вода присутствует во всех мировых культурах, и в каждой имеет свое значение:
У индейцев Америки вода олицетворяет изливающиеся силы Великого Духа. Водяные духи являются злыми искусителями и соблазнителями и означают перемены, упадок, оживление и умерщвление. У ацтеков и инков вода символизирует изначальный хаос.
В буддизме – вода олицетворяет вечное течение материального мира. «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления и нирваны. Из первичных вод растет стебель великого лотоса, мировая ось.
В греко-римской мифологии – Афродита (Венера) родилась из воды, а Посейдон (Нептун) контролирует силы вод. Река Лета – символ забвения, а река Стикс пересекается в момент смерти.
У даосов вода символизирует слабость, приспособление и настойчивость, текучесть жизни как противопоставление неподвижности смерти.
В Египте вода олицетворяет рождение, воссоздание, рост, оплодотворяющую силу Нила. Бог Хапи изливает на землю воду из двух кувшинов.
В Индии – Агни был рожден от союза воды и земли и представляет собой столп, поддерживающий все сущее. Варуна – повелитель вод. Вишну спит на змее, лежащей на поверхности воды, а из его пупка растет лотос, на котором восседает Брахма, «ходящий по водам». Лакшми, «та, что из лотоса», также «рождена Океаном».
В Иране – воды Апо символизируют одновременно и солнечные, и лунные силы, а также изначальный океан. У мусульман вода символизирует милосердие, гностицизм, очищение, жизнь. Как дождь или ручей вода олицетворяет божественное откровение реальности, а также творение: «Из воды создали Мы все живущее», «Трон Его был над водами» (Коран).
У кельтов вода имеет магические свойства. Вода символизирует мудрость высшего мира и божественное предвидение.
В Китае вода относится к Инь, лунному началу, и символизируется триграммой Кань. Ей противостоит огонь как символ силы Ян и солнечного начала. Вода символизирует чистоту, северное направление, черную черепаху как первичный хаос.
У скандинавов воды, в которых жил змей Мидгарда, окружали землю, а подземный мир был местом туманов. Корни Иггдрассиля уходили в подземный мир, а от них начинался исток всех рек – ручей Хвергельмир.
В христианстве вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Ручей символизирует Христа как источника жизни и Деву Марию как утробу творения. Вода, смешанная с вином, символизирует пассивное начало, испытывающее воздействие Духа, «зачатие от воды и от Духа», смешение низшего и высшего в человеке.
У шумеров Апсу, изначальные воды, существовали в начале всего, а Тиамат была морем и хаосом. Змеи Лакхму и Лакхаму были рождены от вод. Мардук, как свет, создал землю, победив Тиамат, как хаос и непроявленность вещей. Эа-Оаннес – повелитель глубин, и «Бог с потоками» держит в руках кувшин с водой, или вода может изливаться прямо из его рук.

Источник

Символика воды в произведениях Ван Мэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание

Цель исследования выпускной квалификационной работы раскрыть значение символа воды в произведениях Ван Мэна на основе лингвистического анализа языковых единиц.
Предмет исследования – языковые единицы, раскрывающие значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для достижения поставленной цели был определен комплекс задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу, посвященную понятию символики;
2. рассмотреть употребление символов в различных литературных формах;
3. описать особенности символики воды в китайской культуре;
4. отобрать произведения Ван Мэна, в которых функционирует символ воды;
5. провести лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в произведениях Ван Мэна.

Содержание

Введение
1. Символика как наука о знаках
1.1. Определение и значения символики
1.2. Употребление символов в различных литературных формах
2. Символика воды как один из художественных образов в творчестве Ван Мэна
2.1. Символика воды в китайской культуре
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в прозе Ван Мэна
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа состоит из 1 файл

диплом 2007.docx

Символ необходимо тщательно отличать еще от одной конструкции, где идейная образность действительности тоже дана вместе с самой действительностью. Эта конструкция — миф.

Яснее всего миф противопоставляется поэтической образности, берется ли эта последняя в самодовлеющем виде или в виде отражения какой-то другой более реальной действительности, для которой она служит обобщением. Миф не есть ни сама художественная действительность, взятая в чистом виде, ни ее отражение. Миф отождествляет идейную образность вещей с вещами как таковыми и отождествляет вполне субстанциально. Образцы древних мифологий трактуются существующими в своем подлинном виде, буквально так, как они сами сконструированы, Никакая фантастика, никакие чудовища, никакие чудеса, никакие магические операции не страшны для мифа. Наоборот, из них-то он и состоит. Тут уже море на самом деле и доподлинно улыбается, и не только улыбается, а еще и творит любые чудеса; и мифический субъект буквально верит во все эти мифологические объекты.

Для того чтобы проанализировать символ, необходимо сопоставить его также и с понятием, поскольку между тем и другим залегает как глубокое тождество, так и глубокое различие. Если оставить в стороне те обывательские, а часто даже и такие понятия, которые трактуются как научные, то строгое логическое понятие и строгое научное понятие есть та общность, которая является законом и принципом для установления всего относящегося сюда единичного. Известного рода символическим характером отличается уже само содержание всякого научного понятия. Кроме того, наиболее совершенные научные понятия тоже являются принципом бесконечного ряда подпадающих под него явлений, и общее есть закон проявления всего относящегося сюда единичного. Следовательно, не только содержание научного понятия, но и его функционирование среди других понятий, подпадающих под него, тоже символично.

Итак, символ вполне совпадает с научным понятием, поскольку то и другое есть общность в качестве закона для всего единичного. Тем самым возникает вопрос: если символ и понятие в указанном нами отношении тождественны, то должно же быть и какое-нибудь различие между ними, иначе вся художественная символика превратится в отвлеченную механику и математику. В чем же дело?

А дело в том, что научное понятие принципиально лишено всякой образности. И если элементы такой образности и трактуются как характерные для какого-нибудь понятия, то, значит, это понятие еще не вполне общее, т.е. не вполне совершенное. Итак, символ отличается от понятия тем, что содержит в себе образный элемент, которого нет в научно-выработанном понятии. С другой стороны, и один образный элемент, лишенный всякого понятия, тоже не есть символ. Та конструкция сознания, которая не выходит за пределы непосредственной образности и тем самым исключает всякое самостоятельное понятие, которое в этой образности осуществлялось бы, есть не символ, но натуралистическая копия. Кажется, тут спорить не о чем.

Наконец, огромное сходство символа и понятия само по себе отнюдь не мешает символическому и даже мифологическому изображению понятий. Символ не есть научное понятие, и научное понятие не есть символ. Тем не менее, ничто не мешает тому, чтобы оба они функционировали в одной и той же научно-художественной картине и в одном и том же смысловом направлении. Сюда относится целый огромный жанр научной фантастики [10, C.5-7]

Таким образом, можно сказать, что символ в искусстве есть характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. Смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

2. Символика воды как один из художественных образов в творчестве Ван Мэна

2.1. Символика воды в китайской культуре

В Китае большое место отводится символам в целом. Символы у китайцев присутствуют практически во всех сферах жизни. Их присутствие можно увидеть не только в повседневной жизни, символы встречаются и в художественных произведениях. Но наибольшее значение отводится значению воды.

В Китае значение символа воды очень велико, как впрочем и во многих других культурах. Ведь вода является символом Великой материи и ассоциируется с рождением, утробой вселенной, это символ плодородия и свежести, источник жизни и возрождения. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает. В буддизме вода олицетворяет вечное течение, «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления нирваны.

В лирических произведениях описывается китайская система строения окружающего мира Небесных Владык и Фей, драконов и других мифических животных, звёзд и небесных светил, времён года, ветра, воды, деревьев, цветов, соответствия цвета различным периодам жизни человека, поклонения государям и уважения к старшим, забота о семье, дружба и верность. Это и неудивительно, ведь, учитывая традиционное китайское мышление, человек и мир, человек и природа — это одно единое целое всего сущего [6].

Китайская классическая поэзия дает обилие примеров даосско-буддийских взаимоотношений человека и природы, в частности, дождя.

В китайских стихах также отмечается обращение поэтов к традиционным ценностям и символам, которые были присущи Китаю на протяжении тысячелетий. Например стихотворение Ли Бо «Навещаю отшельника на горе Дайтянь, но не застаю его», где можно встретить символ воды дважды.

«Собаки лают, и шумит вод.

И персики, дождем орошены.

В лесу, оленей встретишь иногда.

А колокол, не слышен с вышины.

Символика воды встречается не только в творчестве авторов, но и в поговорках и пословицах китайского языка, которые отражают ….. Например:

八仙过海,名显其能 ba xian guo hai, ming xian qi neng (Восемь святых переходили море, каждый проявил свои способности)

(искать иглу на дне большого моря, т.е. очень трудно найти или добиться)

ni shui xing zhou, bu jin ze tui

(Стоит лодке, идущей против течения, остановиться, как ее тут же отнесет назад).

shí nián fēng shuǐ lún liú zhuàn

(Удача изменится через десять лет)

shuǐ néng zài zhōu, yì néng fù zhōu

Вода может не только поддерживать лодку, но и потопить её.

В Китае большое значение отводится символу волы. Там говорят, что вода — это первоэлемент, породивший все остальные. Направление воды – север, цвет синий или черный, основное качество аморфность. Считается, что знак воды имеют дороги в городах, потому что они проводят энергию Космоса Ци. В Китае вода относится к Инь, лунному началу и символизирует чистоту. Вода традиционно связана с символикой денег, богатства, власти. Изображается Вода двумя плавными волнистыми линиями, к Воде относится и все предметы, имеющие «текучую» форму – волнистые, изогнутые, плавные [4].

Символом воды, как и в прочем, символом неба, в Китае является дракон. Он всегда связывался с императором, который служил представителем космических ритмов, обеспечивая плодородие земли [8].

Вода в китайской традиции ассоциировалась не только с плодородием (считалось, что дождевая вода обладает чудесными свойствами. «Сладкая роса», Амрита (санскрит) — это нектар богов, святая, чудодейственная вода бессмертия, которая считается проливающейся с небес на земные цветы. Если посмотреть на этот образ, то это своего рода капли истины, олицетворение откровения и милости), а также с детородной функцией. Частично это было связано коннотациями между водой и путем-Дао. Оба этих начала не имели постоянной формы и принимали форму «того сосуда, в который были налиты». Здесь же и податливость, неуловимость, следование изменениям. Однако самое главное — и Дао дает рождение мириадам существ, при этом как бы давая импульс к жизни, но далее не властвует над ними, оставляя высшую степень свободы развития: «Давать жизнь и не властвовать». Дао так же, как и вода, «занимает нижнюю позицию» по аналогии с тем, как все воды с верхов стремятся в долины. «Самка, также занимая нижнюю позицию, властвует над самцом», — говорит «Дао дэцзин». Все эти гидравлические аллюзии о Дао-воле, встречающиеся в «Лао-цзы», есть отголоски, а иногда и цитаты из древних мистических культов, записанные в VI-V вв. до н.э., но имеющие значительно более раннее происхождение [21].

Казалось бы, вода должна соответствовать лишь женскому началу инь как податливому и дающему рождение. В древнейкитайской мистериологии инь всегда превалирует над ян в плане внутреннейоккультной реальности, поскольку Дао скорее соответствует началу инь, нежели в равной степени символизирует их обоих. Однако вода чаще всего была символом живительного семени безотносительно мужского или женского начала — думается, эта символика возникла задолго до даосской концепции Дао-воды.

Хотелось бы сказать еще и про буддизм, где Вода олицетворяет вечное течение, «Пересечение потока» часто используется как символ прохождения через мир иллюзий для обретения просветления нирваны. Сила символа заключается в том, что он представляет собой часть целого или его полное замещение, так как в основе символа лежит аналогия, основанная на существовании в различных планах общего ритма .

Вода вообще символизирует некий ритм жизни, в ней живут духи умерших, чтобы переродиться вновь, она наполнена, по разным легендам, либо ци, либо семенем-цзин. Например, древний трактат «Гуань-цзы», приписываемый автору VII в. до н.э. (в реальности текст написан несколько позже), советнику правителя царства Ци, говорит о воде как о детородном начале и символе «истинного» человека: «Человек подобен воде. Лишь когда мужчина и женщина оказываются вместе, его семя-цзин и ее энергия-ци объединяются, возникает проистечение вод, которые дают форму [новому] человеку» [3].

Вода проникла во многие сферы китайской культуры, и исключением не стало всем известное искусство Фэн-шуй, что в переводе с древнекитайского означает ветер («фэн»-风) и вода («шуй»-水).

Ветер и вода, формируя ландшафт, скрыто влияют на судьбы людей. Представляя собой систему определения потоков энергии во времени, Фэн-шуй помогает создать любую искусственную постройку в природной среде таким образом, чтобы она гармонично и максимально долго существовала в окружающей среде, а ее обитателям было бы комфортно и уютно. Таким образом, Фэн-шуй, рассматривает как единое целое человека и все что его окружает и ставит главной задачей достижение максимальной гармонии для улучшения судьбы человека, в окружающей среде космических потоках времени и пространства.

Вода в Фэн-шуй считается одной из самых мощных энергий по сравнению с ветром. Она добавляет в личные взаимоотношения и любовную сферу оживление эмоций и чувств. Помимо этого, вода, по Фэн-шуй, олицетворяет собой не только энергию, но и богатство. Поэтому наличие в вашей квартире символов водной стихии, поможет продвижению по службе и улучшению финансового благосостояния. Сектором богатства в Фэн-шуй традиционно считается юго-восточный угол. Энергию этого угла лучше всего активизировать символами водой, поэтому в юго-восточном углу очень хорошо размещать такие предметы, как аквариум, мини-фонтан, или изображение воды. В Китае и других азиатских странах часто можно увидеть в секторе богатства аквариумы с золотыми рыбками – символ денег, благополучия и процветания семьи. Помимо богатства рыбки символизирует успех в учебе и карьере [12].

Таким образом, можно сделать вывод о том что в китайской культуре вода занимает не последнее место в системе символов в общем. В китайской культуре вода — это первооснова всего живого. В Китае она ассоциируется с Инь — женским началом, и помимо этого имеет множество других характеристик, связывается с числами, цветами, направлениями и т. п. и является самой сильной энергией в знаменитом искусстве Фэн-шуй

2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение

символа воды в прозе Ван Мэна

Ван Мэн крупнейший деятель культуры Китая. Родился 15.10.1934 г. в Пекине. В 2002 г. был выдвинут на соискание Нобелевской премии по литературе и утвержден Нобелевским комитетом в качестве официального номинанта. Ван Мэн является лауреатом международной премии мира (Япония, 1987 г.), литературной премии (Италия, 1987 г.).

В Китае и за рубежом издано 155 отдельных изданий его произведений, в том числе во Франции, в Японии, Германии, Италии, в США, в России, Венгрии, Румынии, Испании, Корее. В 2003 г. вышла из печати подробная книга «Хроника жизни Ван Мэна» (355 страниц).

Нет перехода к абзацу

Уже первые произведения показали незаурядность писательского таланта Ван Мэна, тяготение к изображению человека, проникновение в его психологию, субъективизированное изображение внешнего мира через индивидуальное восприятие его персонажами прозы.

Нет перехода, лучше в начало

В 1979 г. Ван Мэн вернулся в Пекин, получил статус «профессионального писателя», вошел в состав Пекинского отделения Союза китайских писателей,

В своих произведениях писатель большое значение отводит символизму. Символика — один из ключевых приемов обрисовки героя в прозе Ван Мэна, в том числе и образа художника, по определению мыслящего символами. Символика помогает углубить образ творческой личности, как художественный прием она характеризует литературный язык прозы Ван Мэна, который был выработан не только на основе реалистического видения мира, но также и на базе традиционного китайского символического описания мира. Образы традиционной символики созвучны мировосприятию Ван Мэна, используются им в характерной для него творческо-созидательной манере, воплощаясь в символичности художественных образов, получающих в произведениях писателя новое звучание и одновременную связь современности с древней китайской культурой, что делает прозу Ван Мэна китайской по мироощущению.

Символичность художественных образов Ван Мэна представляет собой одну из ярких черт его творчества. Это душа его творчества, через символ Ван Мэн идет и вглубь, и в ширь. «. символ существует до данного текста и вне зависимости от него. Он попадает в память писателя из глубин которой и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почву». Символ направляет произведение Ван Мэна к тому, чтобы дать целостный образ через частное, потому что в символе накапливаются, оседают, слоятся множество значений.

Источник

Оцените статью