Урок по теме «Водная среда обитания». Природоведение. 5-й класс.
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Тип урока: урок- путешествие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodnaya_sreda_obitaniya.docx | 25.83 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Водная среда обитания». Природоведение. 5-й класс.
учитель биологии, химии Белоногова И.А.
МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа «
Альметьевский муниципальный район Республика Татарстан
Тип урока: урок- путешествие.
- Образовательные – продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.
- Развивающие – развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.
- Воспитывающие – содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.
Методы: словесный, наглядный, информационный самостоятельная работа с учебником.
Оборудование: маршрутные листы , учебник, компьютер, проектор, мультимедийная доска.
Эпиграфы к уроку: « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.» ( Я. А. Коменский)
«Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде…» ( М. М. Пришвин)
«Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…»
( Академик А.П. Карпинский)
Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие: нам предстоит вспомнить изученное, освоить новую среду обитания и запомнить её жителей.
У каждого из вас есть маршрутный лист сегодняшнего путешествия, который вы сами будете заполнять на каждой станции. Когда путешествие подойдёт к концу, я поставлю вам оценки, на основании набранных баллов . (Максимальное количество баллов на каждой станции – 5).
Фамилия, имя учащегося
— Итак, вперёд! Желаю удачи!
Первая станция на нашем пути называется « А, ну-ка вспомни!» На этой станции вам предстоит ответить на вопросы домашнего задания «Среда обитания. Факторы среды».
- Как называется наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой? (Экология)
- Что такое среда обитания? (Среда обитания – это все то, что окружает живой организм: неживая и живая природа.)
- Какие среды обитания вам известны? Сколько их? (Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Всего четыре среды обитания.)
- Что такое экологический фактор? ( Экологический фактор – это фактор, прямо или косвенно влияющий на организм.)
- Какие экологические факторы вы знаете? (Абиотические, биотические, антропогенные.)
- К какой группе факторов относятся лиса, цапля, лягушка, птица, трава ?
(К факторам живой природы – биотическим.)
- К какой группе факторов относят свет, температуру, влажность воздуха, ветер, радиоактивность, состав воды? ( К факторам неживой природы – абиотическим.)
- Я прочитаю Вам стихотворение Р. Рождественского, а вы подумайте, о каком факторе идет в нем речь ?
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота.
Сейчас нам не до этого. Пока.
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.
(Речь идет об антропогенном факторе.)
- А какой фактор называют антропогенным? (Антропогенный фактор – это влияние на природу хозяйственной деятельности человека.)
- П риведите примеры воздействия на природу хозяйственной деятельности человека. ( Строительство городов, промышленных предприятий, развитие автомобильного транспорта, осушение болот, переселение растений и животных и др. приводят к загрязнению окружающей среды и к сокращению численности живых организмов.)
Учащиеся отвечают на заданные вопросы.
Учитель: Вторая станция «Новая». Ребята, чтобы определить тему сегодняшнего урока внимательно прослушайте стихотворение.
В трёх состояньях находиться я могу:
Когда на улице мороз – я стану льдом холодным,
С весенними лучами – ручейком бегу,
А, если солнце припечёт, то испаряюсь я свободно.
Во мне живут и рыбы, и киты,
Моллюски, иглокожие и раки,
Простейших много, есть ещё моржи.
И царство моё словно в полумраке.
А глубже окунись – увидишь только ночь,
Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,
Светящиеся органы помочь
Смогли передвигаться рыбам этим.
Богата жизнь во мне и я горда!
Вы знаете меня я – … среда.
— О какой среде идёт речь в стихотворении? (О водной.)
— О каких трёх состояниях воды шла речь в стихотворении? (Твёрдое, жидкое, газообразное).
— Итак, тема нашего урока «Водная среда обитания.» Запишите тему урока в своих рабочих тетрадях.
Вода была средой обитания первых живых организмов на Земле. Именно в ней зародилась жизнь. Попробуйте охарактеризовать условия жизни в водной среде по следующему плану (план на доске) .
Учащиеся характеризуют условия жизни в водной среде и записывают их в рабочих тетрадях.
Условия жизни в водной среде:
- Свет (недостаточно)
- Кислород (недостаточно)
- Температура (постоянная)
- Давление (высокое)
- Влажность (повышенная)
— А сейчас нам предстоит знакомство с водными жителями. О каких животных идет речь в загадках?
1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка в сказку загляни! (Рыба.)
2. Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит.
Этот маленький герой
Все воюет с мошкарой.
Родился герой в воде,
Но скачет быстро по земле. (Лягушка.)
3. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры.)
4. На мели речной сидит
И усами шевелит.
А гулять пойдет –
Задом-наперед. (Речной рак.)
5. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу не поплыл
Всех проглотит… (Крокодил.)
6. Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Кто такой я ? (Осьминог.)
7. Зверь клыкастый
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится. (Морж.)
8. Плывет чудо-великан,
На спине везет фонтан.
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит.)
Какие же особенности строения животных обеспечили их обитание в водной среде? Давайте обратимся к рисункам учебника на стр. 115, 117. Обратите внимание на строение водных обитателей и назовите особенности их строения, связанные с водной средой обитания.
Учащиеся перечисляют особенности строения живых организмов, связанные с водной средой обитания и делают записи в рабочих тетрадях.
Приспособления животных к жизни в воде:
1. Обтекаемая форма тела.
2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).
3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)
4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)
5. Специальные органы дыхания – жабры.
Учитель: В воде, как известно, обитают также и растения. О каких растениях идет речь в следующих загадках?
1. Под водой змея таиться,
Над водой – краса-девица,
В блузке белоснежной,
Близ травы прибрежной. (Кувшинка.)
2. Есть змеи стометровые,
А капитану в море
От них большое горе. (Морские водоросли.)
— Почему растительный мир водоемов можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза свет необходим.)
— Какие растения преобладают в водоемах? (Водоросли.)
— Почему растительный мир водоемов беден, его можно обнаружить на глубинах до 200 м? (На большие глубины свет не проникает, а растениям для фотосинтеза необходим свет.)
— Кроме животных и растений в воде также обитают простейшие (одноклеточные) и бактерии. Они в основном составляют планктон.
Планктон (с греч. – блуждающий) – пассивно плавающие организмы. Чтобы удержаться в воде они имеют очень уплощенную форму тела или же многочисленные шипы и выросты, действующие как парашют.
— Какие простейшие, обитающие в водоемах вам известны? (Эвглена зеленая, амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, радиолярии, фораминиферы и др.)
Учитель: Устали? Давайте сделаем привал! (Физкультминутка.)
Третья станция так и называется — «Привал». Давайте представим, что мы водные обитатели и подвигаемся, как:
Учащиеся под музыкальное сопровождение выполняют разнообразные движения.
Учитель: Четвёртая станция «Подумай!». Наше путешествие подходит к концу. Ответьте на следующие вопросы:
- Перечислите условия жизни в водной среде. (Недостаток света и кислорода; нет резких перепадов температур; высокая плотность; разнообразие животного мира, беден растительный.)
- Назовите благоприятные и неблагоприятные условия для развития и жизни живых организмов в водной среде. ( Благоприятные: изобилие воды , отсутствие резких перепадов температур; неблагоприятные: недостаток света и кислорода, высокая плотность.)
- Почему в зимний период на реках делают проруби ? (Во избежании замора рыб, т.к. в воде мало кислорода.)
- Назовите организмы, которые живут в воде.
- Как приспособились к жизни в воде рыбы? Моржи? Лягушки? Жук – плавунец?
Итогом урока будет составление синквейна по теме сегодняшнего урока.
Учащиеся предлагают свои синквейны, затем на доске записывают самый удачный синквейн, отражающий тему урока.
Течет, замерзает, испаряется
Учитель: В завершении урока хотелось бы пожелать всем:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Подсчёт баллов, выставление оценок.
Урок природоведения был:
– урок усвоил – не усвоил.
- Изучить материал учебника, с. 115,117 «Водная среда».
- Совершить небольшую «прогулку» с водным животным, выбрав себе любое водное животное, зарисовав его. Подумать, как оно приспособилось к жизни в воде?
- Составить кроссворд на тему «Водная среда. Кто живет в воде?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса.
Урок по теме «Среды обитания организмов. Факторы среды» .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе «Среды жизни».
Урок -презентация для учащихся 5х классовпо теме «Три среды обитания. Приспособлнность организмов к разным средам обитания».
Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику «Английский с удовольствием». Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко.
Урок разработан с учетом здоровьесберегающих технологий.
«Организм как среда обитания», 5 класс .Урок открытия новых знаниий. представлена разработка урока с приложениями( фото и видео, эталоны, интерактивные материалы и презентация).
Источник
Урок экологии по теме «Вода – среда обитания»
Цели:
- дать понятие «среда обитания»;
- познакомить с некоторыми видами водных растений и животных и их приспособленностью к жизни именно в водной среде.
1. Что такое природный комплекс?
– Что мы относим к природному комплексу? (Лес, луг, озеро, болото)
– Какие части (компоненты) природного комплекса вы знаете? (Растения, животные, воздух, вода, почва). Все они между собой взаимосвязаны.
Главную роль в этом комплексе играет конечно вода.
2.
– Где в природе можно встретить воду? (В реке, ручье, озере, море, океане)
Все живые организмы обитают среди других организмов и неживой природы.
Все, что окружает живой организм, называют окружающей средой или средой обитания.
– Какие реки Томской области вы знаете? (Гомь, Ушайка. Басандайка, Кеть, Васюган, Шегарка.)
– Вода является средой обитания для множества живых организмов. Какие водные растения вы знаете? (См. Атлас для начальных классов) А удобно ли этим растениям жить в воде? (См. учебник Экология – 3 кл. В. Г. Рудсюiй.)
Растениям в воде жить удобно, правда, только тем, которые приспособились жить в воде. Удобно, потому что не нужно заботиться о воде для питья, как наземным растениям, и не нужно укрепляться в почве, потому что в воде не бывает ветра, их не сломят и не унесет. Некоторые растения вовсе не прикрепляются, свободно плавают. Но где есть течение, растения укрепляются корнями на дне водоема.
Растениям для жизни также необходим воздух. Но у растений нет специальных органов дыхания, воздух из воды они впитывают всем телом, каждой клеточкой.
Кроме растений на водоеме можно встретить различных животных, которые тоже приспособились жить в воде: одни в воде, другие около воды.
Живут перловицы в реках с быстрым течением. Тело их покрьгго двумя раковинами. Раскрываются они, когда перловица ползет по дну. Из раскрытой раковины высовывается нога. Медленно ползет перловица, оставляя на песке легкий след. Питается перловица тем, что попадает вместе с водой в середину раковины. В речной воде много грязи, вредных бактерий. Пропуская через свое тело такую воду, перловица выпускает ее чистой. Много пользы приносят перловицы, очищая воду, поэтому их нужно беречь.
Во влажных местностях, около прудов, озер и рек живут лягушки. Кожа у них всегда влажная. Зеленый с черными крапинками цвет кожи помогает ей бьггь малозаметной среди прибрежных растений, легко скрываться от врагов .Задние ноги лягушки длиннее передних, что позволяет ей далеко прыгать. Питаются лягушки, в основном, насекомыми и их личинками Зимуют лягушки на дне водоемов в иле. Лягушка – полезное животное. Она уничтожает вредных насекомых.
– Удобно ли животным жить в воде?
Многое животные (ондатра, бобр, выдра) набирают в легкие много воздуха и плавают под водой, пока он не кончится. Потом вынырнут, снова наберут воздуха до следующего раза. Это не очень удобно, зато решаются многие другие проблемы этих животных: под водой у них меньше врагов, чем на суше, достаточно пищи в любое время года, теплое жилье.
А вот рыбы дышат жабрами, воздух для дыхания могут брать прямо из воды. В воде ведь есть растворенный воздух. Жабрами дышат не только рыбы, но и другие водные животные :черви, насекомые и их личинки .Им. как и рыбам, не нужно выныривать из воды, чтобы глотнуть порцию воздуха.
Мы познакомимся с некоторыми представителями ВОДНЫХ растений.
С начала лета и до осени у берегов озер, прудов и рек цветет сусак. Его нежные бело-розовые цветки собраны зонтиком. Чем больше цветов, тем красивее зонтик. Листья у сусака продолговатые, с острыми концами, как сабельками. Очень красивы берега водоемов, заросшие сусаком. Из корневищ сусака можно делать муку, а из его листьев – плести корзинки.
В народе кувшинку называют королевой водоемов. В ясные летние дни на голубом зеркале воды можно увидеть величавые снежно-белые цветы с золотистой серединкой. Открываются кувшинки, когда солнышко ярко светит, а начнет заходить, сомкнут кувшинки свои лепестки, и спрячется цветок под воду до следующего дня. Возле каждого цветка плавают на воде большие круглые листки. Сверху они зеленые, блестящие, будто лакированные .Если заглянуть в прозрачную воду, можно увидеть длинные гибкие, прикрепленные к толстому корневищу черешки листков. Когда цветок кувшинки отцветает, он сворачивается и опускается в воду, где и созревают плоды семенами .Кувшинки – украшение наших водоемов.
Вода – их дом (среда обитания), без которого они не могут жить. Там, где нет воды, нет и таких растений.
3. Охрана
В нашей стране проводится большая работа по охране водных растений и животных. Это прежде всего начинается с охраны водоемов от загрязнения .Нельзя рвать растения т. к. они все равно быстро гибнут и с каждым днем их становится все меньше и меньше Многие растения занесены в Красную книгу: кубышка, рогоз, водяной орех .
В реках, озерах живут животные, непохожие на обитателей суши. Все они устроены так, чтобы им было удобно жить в воде: у них особые глаза, нос, хвост, лапы, особая форма тела, помогающая плавать. Без воды они погибнут. Нам необходимо бережно относиться ко всем водным обитателям, охранять их «дома», в которых они проживают: моря, океаны, реки и озера.
Все доброе на Земле – от Солнца, от воды, от человека.
Источник