Вода лекция по экологии

вода (Курс лекций по экологии)

Описание файла

Файл «вода» внутри архива находится в следующих папках: Курс лекций по экологии, Экология 4 курс (10часов). Документ из архива «Курс лекций по экологии», который расположен в категории «лекции и семинары». Всё это находится в предмете «экология» из седьмого семестра, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «лекции и семинары», в предмете «экология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «вода»

Текст из документа «вода»

Автор: С.И.Гетия, И.Н.Леонтьева

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Вода является одним из важнейших компонентов биосферы и необходимым фактором существования живых организмов. В настоящее время значительно возросло антропогенное воздействие на гидросферу. Открытые водоемы и подземные водоисточники являются

объектами Государственного санитарного надзора. Требования к качеству воды регламентируются соответствующими нормативными документами. Нормативные требования к воде, используемой человеком можно разбить на три группы:

1. БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ;

2. ПОКАЗАТЕЛИ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ воды;

3. ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ воды.

Нормативные показатели бактериального состава питьевой воды относятся к общему бактериальному загрязнению и содержанию бактерий группы кишечной палочки.

Показатели безвредности химического состава воды исключают нормы для веществ, встречающихся в водах добавляемых к воде в процессе ее обработки (например, фторировании) и появляющихся в результате промышленного и сельскохозяйственного загрязнения водоисточников.

Органолептические свойства характеризуются интенсивностью допустимого изменения органолептических показателей воды: запах, привкус, цветность, мутность.

Основными источниками загрязнения водоемов являются бытовые сточные воды и стоки промышленных предприятий. Поверхностный сток (ливневые воды) является непостоянным по времени, количеству и качеству фактором загрязнения водоемов. Загрязнение водоемов происходит также отходами водного транспорта и лесосплава.

Водопользование различают двух категорий:

к первой категории относится использование водного объекта в качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности;

ко второй категории относится использование водного объекта для купания, спорта и отдыха населения, а также использование водных объектов, находящихся в черте населенных мест.

Гигиеническими нормативами являются ПДК (предельно-допустимые концентрации) — максимально — допустимые концентрации, при которых вещества не оказывают прямого или опосредованного влияния при воздействии на организм в течение всей жизни и не ухудшают гигиенические условия водопользования.

Лимитирующими показателями вредности являются:

В соответствии с действующей классификацией химических веществ по степени опасности они разделяются на четыре класса:

1 класс – чрезвычайно опасные;

2 класс – высокоопасные;

3 класс – опасные ;

4 класс – умеренноопасные.

В основу классификации положены показатели, характеризующие степень опасности для человека веществ, загрязняющих воду, в зависимости от общей токсичности, кумулятивности, способности вызывать отдаленные побочные явления.

В случае присутствия в воде нескольких веществ 1 и 2 классов опасности сумма отношений этих концентраций (С1, С2. Сn) каждого из веществ в водном объекте к соответствующим ПДК не должна превышать единицы:

Источник

Урок «Экология чистой воды».

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №1 г. Малоархангельска

Урок по теме « Экология чистой воды »

Выполнила: ученица 10 класса

Урок по теме «Экология чистой воды» может использоваться как интегрированный урок химии-биологии в 8 классе. Урок подобной тематики может найти широкое применение в преподавании не только биологии, но и географии, химии, литературы.

Проблема взаимоотношения человека и природы достигла небывалой остроты в 3 тысячелетии. Технический прогресс привел к существенным изменениям природной среды. Отмечается тенденция не только к истощению горючих и минеральных ресурсов, но и значительному загрязнению и разрушению биосферы. Все это должно стать предметом целостного изучения.

В настоящее время уделяется внимание различным проявлениям экологической проблемы, одним из которых является дефицит чистой питьевой воды. Кроме того загрязнение среды обитания связано с экологической безопасностью, нарушение которой может привести к социальной напряженности. Человечество должно осознать свою глобальную функцию поддержания биосферных процессов и научиться действовать с учетом законов биосферы. Возможное решение экологической проблемы связано с развитием человеческих качеств каждого отдельного человека.

В формировании экологической нравственности, безусловно, важное место занимает школа. Проведение уроков экологической направленности в рамках, к примеру, преподавания биологии позволит развивать экологические мышление, сознание, культуру.

Цель проведения урока — воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения путем актуализации имеющихся знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека и получения новых знаний.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский; словесные, наглядные, практические.

Формы деятельности: беседа, сообщения учащихся, работа с ПК.

Средства обучения: мультимедиапроектор, ПК.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся :

1. Анализ учебной информации.

2. Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, русским языком.

3. Работа с дополнительной литературой.

4. Использования цифровых образовательных ресурсов:

иллюстративные материалы, полученные в Интернете; компьютерные программные средства – Microsoft Word, Microsoft Power Point для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.

Компьютерная презентация к уроку.

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

· Углубляют знания о значении воды на Земле, о распространенности воды в природе

· Приобретают умение объяснить причину опасности загрязнения воды.

· Приобретают навыки исследовательской работы.

· Умеют использовать средства Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, проектных работ по данной теме.

На этом уроке не только систематизируются знания о воде как о веществе, о гидросфере, о видах загрязнения, но и продолжают формироваться элементарные экологические понятия, выявляются последствия воздействия человека на природу. Развивается познавательный интерес к глобальным проблемам современности, развиваются исследовательские навыки, навыки работы с ПК, Интернет-ресурсами, научной литературой, формируется активная жизненная позиция к решению экологических проблем, необходимости бережного отношения к воде как к драгоценному дару природы России.

Дальнейшими перспективами использования данного опыта будет применение его в интеграции с литературой, искусством, широким спектром заданий для исследовательской деятельности с усилением практического выхода.

Урок по теме: «Экология чистой воды»

Цель урока — воспитание экологического мировоззрения подрастающего поколения и формирование у школьников и молодежи бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, развить представление учащихся о значении воды и необходимости ее сбережения путем актуализации имеющихся знаний об основных свойствах воды и ее роли в природе, жизни и деятельности человека и получения новых знаний.

— расширить и закрепить у учащихся знания о воде, как об уникальном веществе, без которого невозможна жизнь;

— способствовать формированию представления о чистой воде, как о величайшей универсальной ценности;

— содействовать закреплению у школьников желания беречь воду;

— способствовать формированию культуры рационального водопотребления.

Оборудование: презентация учителя, ПК, мультимедиапроектор, экран, глобус.

1. Вводная часть (определение темы, задач урока).

2. Основная часть – изучение нового материала:

Сколько воды на земле?

Загрязнение природных вод

Основные меры по охране воды

3. Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание.

Эпиграф. Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”. Леонардо да Винчи:

Добрый день, дорогие ребята!

Воде посвящаются стихи поэтов, картины художников, скульптурные композиции. Она – величайшее вещество на планете.

Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде. Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Единственное вещество, которое одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Певцы древних степных народов – акыны и ашуги — издавна воспевали ее, поэты посвящали ей удивительные строки.

Вода – ценнейший минерал.
В ладонь водицы я набрал.
Прозрачна и сладка на вкус
И оживляет каждый куст.
В пустыне и соленом море
Без этой жидкости нам горе.
Вода бежит, течет и льет,
Она и пар, и скользкий лед.
Не будет жизни без нее,
Так будем же беречь ее.

Вода — самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании и охране воды.

1. Сколько воды на земле?

Взгляните на глобус. Сразу бросается в глаза, что большая площадь его окрашена в голубовато-зелёный цвет. Это — моря и океаны земного шара. Только 29 процентов, то есть меньше трети его общей площади, занимают материки и острова; остальные две трети поверхности Земли, точнее 71 процент, покрывают океаны, моря и озёра. Общее количество воды, наполняющей океаны и моря Земли, огромно. Если бы можно было собрать эту воду в одну каплю, то диаметр этой «капли» равнялся бы почти полутора тысячам километров.

Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Это и заставило наших предков справедливо считать, что вода появилась раньше, чем возникла на земле жизнь.

Несомненно, что вода была колыбелью первых живых существ Земли. В первородном океане, который образовали горячие ливни на остывшей Земле, возникли из простых веществ белки и другие сложные соединения, послужившие материалом для построения первых живых организмов.

Ни одно живое существо не может жить в абсолютно сухом пространстве и не может оставаться живым, лишившись всей воды. Каждый организм может потерять только вполне определённую часть содержащейся в нём воды. Например, дождевые черви, высушенные настолько, что в них остаётся лишь 57 процентов воды, замирают, но ещё могут ожить, получив воду. Когда же черви теряют половину всей воды, они уже умирают.

Количество воды, необходимое для живых существ Земли, огромно. Ведь во всех животных и растениях земного шара заключены тысячи миллиардов тонн воды (в среднем — две трети от их общего веса). В течение года каждый организм потребляет количество воды, во много раз превышающее его вес. И весьма вероятно, что за немногие сотни лет через все живые существа проходит столько воды, сколько её есть на нашей планете.

3. Загрязнение природных вод

Комментарий учителя. Под загрязнением водоемов понимается снижение их биосферных функций и экономического значения в результате поступления в них вредных веществ.

Основные источники загрязнения:

Нефть и нефтепродукты

Тяжелые металлы (ртуть, свинец, цинк, кадмий, марганец, медь и др.)

Бактериальное и биологическое загрязнение

Загрязнение кислотными дождями

Сообщение 1-го учащегося:

Тревогу мирового сообщества вызывает загрязнения мирового океана. Ежегодно в тихий океан попадает более 9 млн т отходов, в Атлантический – более 30 млн т. В Мировой океан ежегодно поступает 13 – 14 млн т нефтепродуктов. Одна капля нефти покрывает 20 м 2 поверхности; по данным космической съемки, около 30 % поверхности мирового океана покрыто нефтяной пленкой.

Воды загрязняются не только нефтепродуктами. Балтийское, Северное и Ирландское моря сильно загрязнены моющими средствами. Отравлены воды Балтийского, Северного и Черного морей в ряде прибрежных акваторий, там зарегистрировано повышенное содержание ртути и свинца.

Сообщение 2-го учащегося:

Пресная вода является основной проблемой 21 века. За счет постоянного роста населения Земли, увеличивается и объем потребления воды. Население беспощадно уничтожает природные экосистемы, что привело к тому, что уже в начале этого века вода технического и питьевого назначения стала одним из самых существенных ресурсов, которые необходимы даже не для глобального экономического роста, а для банального выживания человека.

Если исходить из ценности водных ресурсов, то они занимают второе по значимости место после нефтегазовых ресурсов. Самое интересное и то, что помимо питьевой воды человеку нужна и техническая пресная вода, которая используется в гидроэнергетике, сельском хозяйстве, в производстве биологического топлива, а также в других отраслях промышленности, применяемых в своем технологическом и производственном процессе пресную воду. Даже в коммунальном хозяйстве проблема острой нехватки пресной воды стоит на одном из первых мест по значимости.

Чистая вода — основная проблема столетия. Каждый год около шести миллионов гектаров земли превращаются в пустыню. Это устрашающая цифра, так как в будущем это может привести к реальной экологической катастрофе. Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, вызываемые дефицитом чистой пресной воды, ежегодно становятся причиной смерти более шести тысяч человек по всему миру. Около 20% территории суши имеют проблемы с антропогенной активностью, которая вышла за пределы емкости естественных экологических систем. Эта территория лишь обеспечивает потребности человека, но не обладает свойствами естественных объектов.

Качество пресной воды сегодня оставляет желать лучшего – оно постоянно ухудшается. Каждый год человеком из грунтовых вод забирается около 160 млрд.куб.м воды, более 90% жидких отходов в виде сточных вод сливается в бесконтрольном порядке в естественные водоемы.

Как утверждают многие мировые эксперты, уже к середине 21 века природная питьевая вода в большинстве странах и регионах мира станет дефицитным продуктом. Снабжение водой будет обеспечиваться за счет использования дорогостоящих технологий по очистке и опреснению морской воды, а также за счет ввоза пресной воды с территории других государств. Не минует проблема пресной воды и большинство предприятий, которым для деятельности необходима техническая пресная вода. Это в большей степени коснется сельского хозяйства, где вода является основным элементом в выращивания агрокультур. Отсутствие достаточного водного питания приведет к низким показателям урожайности, что вызовет дефицит тех или иных продуктов на рынке. Причем такая ситуация уже реальность для некоторых индустриальных зон мира, а также для многих аграрных территорий.

Вопрос: Каковы методы очистки воды?

Классификация способов и методов очистки воды:

Методы очистки воды

Большинство водопроводных станций работают по двухступенчатой схеме очистки воды, которая базируется на коагулировании и осветлении воды в отстойниках и фильтровании через кварцевый песок. Обеззараживание производится хлором с добавлением аммиаксодержащего реагента. Такая практика типична для крупных городов мира (Москва, Париж, Лондон и др.), имеющих протяженную водопроводную сеть. Это связано с сильными бактерицидными свойствами связанного хлора, длительное действие которого позволяет поддерживать городскую водопроводную сеть в надлежащем санитарном состоянии. С одной стороны, хлор убивает болезнетворные микроорганизмы в воде, а с другой — вступает в реакцию с присутствующими в воде органическими веществами, образуя токсичные хлорорганические соединения.

Другая методика обеззараживания воды – озонирование. Озон является нестойким соединением, быстро разлагающимся в воде, чем объясняется его весьма ограниченное применение для заключительной дезинфекции только в небольших городах. Многие современные станции водоочистки уже начали применять гипохлорит натрия в сочетании с сульфатом аммония с последующей дополнительной обработкой ультрафиолетом. Постепенно происходит отказ от использования жидкого хлора, являющегося, как известно, сильно действующим ядовитым веществом, в пользу гипохлорита натрия – реагента не менее эффективного, но абсолютно безопасного с точки зрения производства и транспортировки.

Еще одна технология, которую применяют передовые станции водоподготовки, — это система дозирования порошкообразного активированного угля, обеспечивающая удаление запаха и нефтепродуктов.

Основные меры по охране воды.

Очистка сточных вод.

1.Человечество неминуемо придет к дефициту пресной воды. Мы нарушили естественный цикл природы – забор воды из рек для промышленных нужд, мелиорация (полив полей), загрязнение водных источников.

2. Если люди не примут срочных мер, катастрофы не избежать! И каждый из нас должен принять участие в сохранении водных ресурсов.

Рационально использовать воду в домах:

— Экономить воду, следить за исправностью труб и кранов, — установить счетчики контроля потребления воды.

Не засорять источники воды – родники, реки, озера, не бросать мусор, не оставлять его на берегах рек, озер, если вы стали свидетелями нарушения санитарных норм, то сообщите об этом взрослым.

Вести пропаганду бережного отношения к воде.

Так берегите же этот чудесный дар природы!

РАЦИОНАЛЬНО ЕГО ИСПОЛЬЗУЙТЕ!

Что вы расскажете родителям о «Экологии чистой воды»?

Варианты творческих заданий:

— подготовить проект водосбережения в быту, в школе.

-найти отображение темы воды в литературе нашей страны.

— подготовить рекламную продукцию (рекламный банер) по водосбережению, охране воды.

Список рекомендуемой и использованной литературы

Белов С.В. Охрана окружающей среды. М.: Высшая школа, 1991.

.«Свет жизни» пособие для учителей к учебному курсу по экологии. Изд. Московского областного педагогического колледжа. 1995

Яковлев С.В. Водоотведение и очистка сточных вод / Под ред. Ю.В.Воронова – М.: Изд-во АВС, 2004.

Воронцов А. И., Николаевская Н. Г. Вопросы экологии и охраны окружающей среды. — М.: Недра, 1986.

Источник

Читайте также:  За счет чего выходит вода
Оцените статью