Урок «Воды Мирового океана» 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Урок проводится с использованием игровой технологии и технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_vody_mirovogo_okeana.doc | 47.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема урока «Воды Мирового океана»
Цели и задачи урока:
-Формировать представления о Мировом океане;
-вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;
-изучить распределения температур, солености по поверхности океана.
Физическая карта мира, карты атласа.
Методы обучения: частично-поисковый , исследовательский
Технологии: проблемного обучения, игровая, групповая.
Тип урока: формирования умений.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
В начале урока предлагаю сравнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике рис.22. с.46.
Учитель. Площадь суши значительно меньше, чем океана.
— Откуда же взялась такая огромная масса воды?
О гипотезах происхождения вод Мирового океана учащиеся читают в учебнике и заполняют схему:
Учитель записывает на доске пункты изучения нового материала вспомни, узнай, умей.
- Вспомни
- Что такое соленость?
- От чего зависит соленость морской воды?
- Какое море имеет наибольшую соленость?
- От чего зависит изменение температуры поверхности воды в океане?
- При какой температуре вода в океанах замерзает?
- Как соленость влияет на температуру замерзания?
Проведение игры-минутки «Морская буря в склянке»
Подготовка к игре.
В классе освобождаются три первые парты. На каждую из них необходимо поставить стеклянную банку, содержащую литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик.
Учитель вызывает к доске трех добровольцев, готовых попытаться стать волшебниками. Учащимся предстоит совершить «чудо» — превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.
В первом случае необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, во втором случае – в воду Красного моря, а в третьем случае – в океаническую воду. Учитель обращает внимание учащихся на предметы, расположенные на партах.
Правильные действия учащихся вовремя игры должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 11 г, во втором случае – 42 г. и в третьем случае – 35 г соли.
В случае успешного выполнения задания учащимся необходимо объяснить свои действия.
Затем учитель дает следующее задание: превратить уже полученную «воду Балтийского моря» в «воду Мирового океана», «воду Мирового океана» в воду «Красного моря». Разумеется, речь идет о добавлении в банку с «водой Балтийского моря» недостающих 24 г соли, а в банку с «водой Мирового океана» — недостающих 7 г соли.
В конце можно задать ребятам дополнительный вопрос: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской?
Учитель. А теперь перейдем ко второму пункту – «узнай».
Для дальнейшей работы класс делится на группы/
Задание для первой группы.
- По картам атласа выяснить распределение температуры поверхностных вод. Сделать вывод.
90º с.ш. (ответ -1,7ºС)
60º с.ш (ответ +4,8ºС)
30º с.ш (ответ +21ºС)
0º с.ш (ответ +27ºС)
Вывод : температура поверхностных вод зависит от географической широты
2. В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования. По динамичности?
Задание для второй группы.
Построить график изменения температуры с глубиной (в умеренных широтах). Сделать вывод.
Задание для третьей группы.
1. По картам атласа выяснить изменение солености с широтой и по океанам. Сделать вывод.
Экватор (ответ — 34‰)
Тропики (ответ – 35,8‰)
Умеренные (ответ — 33‰)
Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.
Тихий океана (ответ – 34,8‰)
Атлантический океан (ответ 35,5‰)
Индийский океан (ответ – 34,8‰)
Северный Ледовитый океан (ответ — 32‰).
Вывод: самый соленый Атлантический океан.
Отчет групп о проделанной работе.
При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4 м.
III. Практическая работа «Сравнение температуры, солености и прозрачности водных масс»
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику с. 49. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
— О каких массах мы уже говорили? (О воздушных). По аналогии учащиеся формулируют определение водной массы. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются.
Источник
Воды Мирового океана
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Урок по теме «Воды мирового океана» проводится в начале изучения темы «Гидросфера» в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 345.29 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
МОУ Новобуянская СОШ
УЧИТЕЛЬ: Бурматнова Ольга Алексеевна
ТЕМА УРОКА: «Воды Мирового океана».
ТИП УРОКА: урок первичного объяснения нового материала
ЦЕЛЬ УРОКА: способствовать формированию базовой подготовки учащихся.
- Сформировать у учащихся понятие о гидросфере и Мировом круговороте воды.
- Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих понятий « познавательность мира и природы, развитие природы ».
- Развитие познавательных умений у учащихся « обучение составлению схем, плана, формирование выводов ».
- Оргмомент « приветствие, задачи урока »
- Изучение нового материала.
- Оргмомент « подведение итогов, домашнее задание »
Звучит музыка. (Слайд 2)
Учитель: В темноте космического пространства одиноко сияет голубым светом планета, несущая цивилизацию , возможно единственную в нашей галактике. Почти ¾ поверхности этой планеты занимают океаны и моря, заполненные редчайшим для космических тел веществом – водой. Эта драгоценная жидкость дар природы нашей планете. В таком количестве как на Земле её нет нигде в Солнечной системе. Не смотря на свой простой химический состав, вода это основа жизни.
Ребята! Вы наверное догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о воде.
Мы начинаем изучать следующую оболочку Земли – гидросферу.
Открывайте рабочую тетрадь, записывайте на полях число, тему урока : Что такое гидросфера. (Слайд 3)
Ребята! Кто-то из Вас в будущем выберет профессию океанолога.
Задача нашего урока заключается в получении знаний о водах Мирового океана. (Слайд 4). На конец урок вы должны знать определение гидросферы, гипотезы происхождения вод Мирового океана, понимать процесс Мирового круговорота воды и усвоить его значение.
(Слайд 5 Учащиеся дают по порядку определения и сверяют по слайду) . литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
— Что объединяет эти слова?
- Что такое литосфера, атмосфера, биосфера, гидросфера?
Оценивать работу словом.
Ребята, у каждого на столе лежит лист со схемой. При изучении новой темы мы будем ее постепенно заполнять. ( Приложение)
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Приступаем к рассмотрению 1 вопроса. Вода на Земле.
Антуан де Сент-Экзюпери сказал:
Вода! У тебя нет ни вкуса не цвета, не запаха.
Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. (демонстрируется колба с чистой водой)
Ребята! Какие знания о воде вы имеете?
-Вода на Земле находится в трех состояниях.
-Больше всего жидкой воды, меньше твердой и водяного пара.
-На Земле нет такого места, где бы совсем не было воды.
Даже в самой сухой пустыне воздух всегда содержит пар.
Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности это ведь тоже вода.
Прекрасно, невоспроизводимо бесконечное многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеянию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
Это великий художник природы – вода. (Слайд 6).
Выдающийся политический деятель Индии Индира Ганди сказала:
«Цивилизация-это диалог между человеком и водой».
Однако до 18-го века ученые не знали состава воды, считали ее простым веществом. В конце 18-го столетия ученым Лавуазье и Лапласу удалось синтезировать ее химическим путем из водорода и кислорода. С этого времени в географии пользуются термином «гидросфера»
Вы уже догадались, что гидросфера – это водная оболочка Земли.
Проверить по учебнику. Стр.77
Запись в словарь.
-Гидросфера — водная оболочка Земли, включающая воды Мирового океана, воды суши, воду в атмосфере. (Слайд 7). Записывается в схеме определение гидросферы.
К водам Мирового океана относят: океаны, моря, заливы, проливы.
К водам суши относят: реки, озера, подземные воды, ледники. (Слайд 11-14)
К водам атмосферы относят: водяной пар, капли воды, кристаллики льда. (Слайд 15)
(слайд 16). На долю Мирового океана приходится –96,4% всей воды.
Подземные воды – 1,7 %
Поверхностные воды — 0,02%
Вода в атмосфере – 0,48 %
Записывается в схеме состав и основные части гидросферы.
Выполняются задания 1, 2
1 твердая оболочка
2. воздушная оболочка
3. водная оболочка.
2). Установите соответствие:
1.Воды Мирового океана А. водяной пар
2. Воды суши Б. океаны, моря, заливы, проливы
3. Воды атмосферы В. Реки, озера, ледники, подземные воды
По решению ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по
вопросам образования, науки, культуры) 1998 год был объявлен годом Океана.
Эта организация способствует сотрудничеству между странами в вопросах науки, культуры, экологии.
Переходим к рассмотрению 2 вопроса. Происхождение вод Мирового океана. (Слайд 17).
Ребята! Вы не задумывались, откуда появилась вода на Земле?
Заслушать мнения учащихся.
- Вода выделилась из магмы в период образования первичной литосферы и атмосферы, а из атмосферы в океан,
- Выделилась из мантии, выделяется и сейчас
Показать на карте районы, в которых может происходить выделение воды и в настоящее время из внутренних частей Земли. Это рифтовые зоны. Рифт – это глубинный разлом в земной коре. Озеро Байкал, восточная Африка.
Какие существуют гипотезы происхождения вод в Мировом океане?
В схему записываются гипотезы происхождения вод Мирового океана.
Вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников.
Так А .С .Пушкин писал:
«..Когда подымет океан вокруг
Меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня мой талисман».
Многие художники рисовали и рисуют разные части гидросферы. Например, знаменитый русский художник И. . Айвазовский не раз изображал на своих полотнах морскую стихию. (Слайд 18-19)
Прослушивание музыки – шум морской волны.
Жизнь на Земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды, организм человека примерно из 65% воды.
У воды много удивительных свойств, которые делают ее непохожей на все другие вещества. Среди них есть одно , самое необычное – ее бессмертие.
Сколько бы воды человечество не потребляло, от этого ее количество на планете не уменьшается.
Переходим к рассмотрению 3 вопроса. Мировой круговорот воды в природе. (Слайд 20)
Гидросфера Земли едина, благодаря Мировому круговороту воды в природе.
Ребята! Как вы представляете Мировой круговорот?
Какие оболочки будут в нем участвовать?
Мировой круговорот – непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу через атмосферу и с суши в Океан.
Определение записывается в схему.
Какая энергия осуществляет этот процесс?
-Лучистая энергия Солнца. Испарение с поверхности Мирового океана.
-Сила земного притяжения. Падение осадков.
В природе различают два круговорота воды. (Слайд 21).
Малый круговорот. С поверхности Мирового океана, нагреваемого солнечными лучами, непрерывно испаряется вода. При испарении вода попадает в атмосферу. В атмосфере водяной пар превращается в капельки пресной воды и в кристаллики льда. Образуются облака. Из облаков на Океан и сушу выпадают осадки. Часть воды, испарившейся с поверхности Океана, возвращается в атмосферу
Влага, оставшаяся в атмосфере, переносится на сушу. На суше происходит испарение. Сумма перенесенной с Океана и испарившейся над сушей влаги выпадает в виде различных осадков на сушу. Далее часть воды стекает в Океан в виде подземного и поверхностного стока, а часть идет на испарение. Это большой круговорот воды в природе.
В результате этих круговоротов происходит постоянное обновление воды.
По схеме ребята в парах рассказывают процесс Мирового круговорота воды друг другу.
Ребята! Скажите, имеет ли Мировой круговорот значение на Земле?
-Выслушать мнения учащихся.
-Проверить по учебнику.
Применение Мирового круговорота – получение дисцилированной воды.
1)Мировой круговорот воды связывает:
2)литосферу, гидросферу и атмосферу
3)биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу
4)атмосферу и гидросферу
5)биосферу, гидросферу и атмосферу.
- С какой темой познакомились?
- Что такое гидросфера? (определение)
- Что такое Мировой круговорот воды? (определение)
- Каково значение Мирового круговорота воды?
5. С опорой на схему дать развернутый ответ по теме « Воды Мирового океана »
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф 24. Выучить определение гидросферы, Мирового круговорота воды, знать его значение и гипотезы происхождения вод Мирового океана.
Спасибо за внимание.
Воды Мирового океана
План изучения новой темы:
- Вода на Земле
- Происхождение вод Мирового океана
- Мировой круговорот воды в природе.
Источник