Паспорт проекта «Вода-наше богатство»
Елена Дрычкова
Паспорт проекта «Вода-наше богатство»
Проект
Тема: «Вода наше богатство»
Тип проекта: познавательно – исследовательский;
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта : 1 неделя
Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности ребенка, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Очень важно научить будущее поколение – бережному отношению к воде, так как она играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
В повседневной жизни дети часто сталкиваются с водой. Именно поэтому необходимо направить усилия педагогов и семьи на уточнение представлений детей о том, что вода — очень ценный продукт, обратить внимание на потребность в воде всех живых существ, создавать проблемные ситуации, осуществлять исследовательскую деятельность с целью уточнения и расширения знаний о свойствах воды.
Важность проблемы нравственного и экономического воспитания детей 6-7 лет, поиск наиболее оптимальных путей ее решения, методов и форм работы обусловило тему проекта.
-Формирование экологического воспитания детей, активизировать мыслительно – поисковую деятельность;
— показать значение воды в жизни человека, живых существ ;
— прививать бережное отношение к расходу воды;
— познакомить со свойствами воды;
-обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года;
-Разработать систему работы с детьми 6-7 лет, направленную на уточнение и расширение представлений о воде, ее свойствах и значении для всего живого.
— Содействовать формированию у детей убеждения в важности личного вклада в экономию и бережливость водных ресурсов.
— Стимулировать у детей процесс к познанию и исследовательской деятельности воды, как важнейшему источнику среды обитания.
— Развивать любознательность, наблюдательность, познавательную активность, кругозор.
1. Повысить уровень представлений о воде, ее свойствах и значении для всего живого.
2. Сформировать убеждения о важности личного вклада в экономию и бережливость водных ресурсов.
3. Сформировать интерес к познанию и исследовательской деятельности воды, как важнейшему источнику среды обитания.
4. Развить любознательность, наблюдательность, познавательная активность, кругозор.
Формы работы с детьми:
— просмотр презентации о воде;
— проведение НОД на тему…
— проведение опытов с водой
— чтение худ. литературы
Формы работы с родителями:
— проведение конкурса рисунков «Вода»
— изготовление цветных льдинок
— консультации для родителей
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный
Подбор методической литературы, дидактических материалов и оборудования
Ознакомление родителей с темой проекта
2 этап: основной
Просмотр презентации «Что такое вода?» и ее обсуждение
«Вода – это все» Приложение №1
«Измерение объема жидких тел с помощью условной мерки» Приложение №2
«Вода наше богатство» Приложение №3
Экспериментирование – «Свойства воды»
«Кто живет в воде?»
«Где можно встретить воду?»
«Всем на земле нужна вода?»
Чтение художественной литературы на тему
Чтение загадок о воде
«Море волнуется раз»
«Собираемся на прогулку»
Рисование — «Подводное царство»
«Водопад»(постройка из снега)
Работа с родителями
Рекомендации родителям «10 простых правил» Приложение № 4
Консультация для родителей «Это интересно знать» Приложение № 5
— макет «Северный ледовитый океан»
— изготовление газеты «Вода вокруг нас
В итоге у детей в полном объеме сформировались представления важности воды для всего живого. Они узнали, что вода уникальна по своим свойствам. Дети познакомились с новыми способами экспериментирования и теперь могут повторить опыты в домашних условиях и объяснить, результаты.
1. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3 – 7 лет)
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
5. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
6. Интернет источники.
Прикреплённые файлы:
voda-nashe-bogatstvo_98g6u.pptx | 5702,63 Кб |
«Лес — наше богатство». Конспект комплексного занятия по экологии Програмное содеражание: дать понятие:лес — наше богатство. Закрепить знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к природе родного.
Фотоотчет о проекте «Лес — наше богатство» Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период.
Фотоотчет проекта: «Лес –наше богатство» В нашем детском саду дети старших групп разработали и реализовали проэкт: «Лес-наше богатство» ,который позволил расширить и углубить представления.
Информационно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — наше богатство!» Актуальность проекта:Хлеб – одно из главных богатств нашей страны. Это ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Лес — наше богатство. Правила поведения в лесу» Тема: «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу» Цели: Воспитывать чувства ответственности за свое поведение в природе; формировать.
Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство» Конспект занятия в подготовительной группе: «Хлеб – наше богатство». Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие,.
Конспект занятия «Лес — наше богатство» Лес – наше богатство Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети заходят в группу. _1. Дети, какое сейчас время года? _Осень.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми «Лес — наше богатство» НОД «Лес — наше богатство». Разработала воспитатель Драчёва Н. В. Цель: формирование положительного и заботливого отношения к лесу. Задачи:1.
Проект «Онон — наше богатство» Тема проекта: «Онон – наше богатство» Актуальность: для развития мышления ребёнка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия.
Экологическая викторина «Природа — наше богатство!» Экологическая викторина для детей средней группы «Природа – наше богатство!» Цель: закрепление и уточнение знаний детей об окружающем мире,.
Источник
Презентация на тему: «Вода- наше ВСЁ!»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ВОДА- НАШЕ ВСЁ Проект ученицы 7 класса МКОУ СОШ №4 Зеленко Александры ВОДА- НАШЕ ВСЕ
МЫ РЕДКО ЗАДУМЫВАЕМСЯ, ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ НАС ВОДА
пар туман облако иней роса река снег дождь
Что такое вода? Редко кто из нас задается вопросом: «Что такое вода?» А ведь без нее жизнь человека просто невозможна. Наука утверждает, что шестимесячный человеческий эмбрион на 97% состоит из воды, при рождении ее количество снижается до 92%, организм подростка содержит 80% этого вещества, во взрослом возрасте эти показатели составляют 70%, а в пожилом — всего 60%. В этом просматривается некая закономерность, которая позволяет нам приходить в этот мир молодыми и полными сил и уходить из него, дожив до глубокой старости. Можно придерживаться всевозможных диет, полностью отказаться от мяса, хлеба и молочных продуктов, но исключить из рациона воду невозможно. При сильной жажде объем воды в организме снижается на 5-8%, при этом у человека наблюдаются галлюцинации, нарушается функция глотания, расстраивается зрение и слух, наступает обморок. Более серьезный недостаток жидкости может стоить здоровья и даже жизни. Значение воды для человека настолько велико, что мы уже не представляем своей жизни без этой многофункциональной субстанции. И многие из нас воспринимают ее наличие как должное, забывая при этом бережно относиться к этому живительному и целебному источнику. Вода – это универсальный растворитель для всех питательных и минеральных веществ, а также аминокислот и витаминов. Она способна регулировать температуру нашего тела, выводить из организма продукты жизнедеятельности и различные токсические компоненты. Именно с помощью воды наши мышцы выполняют свою основную функцию – сократительную. Не зря диета спортсменов всегда содержит повышенное количество жидкости. Что такое вода в нашей обыденной жизни? Это один из основных и незаменимых продуктов питания. Каждое утро у нас начинается с чашечки ароматного кофе или свежезаваренного чая, которые без воды приготовить просто невозможно, как и большинство любимых блюд. Ученые доказали, что для сохранения здоровья человек должен в сутки потреблять до 2,5 литров жидкости – это обеспечит ему хорошее самочувствие, активизирует умственную деятельность и придаст сил.
Вид молекулы воды Вода, или оксид водорода, является химическим веществом, имеет вид бесцветной жидкости, которая не обладает ни запахом, ни вкусом. В нормальных условиях H2O (вода) сохраняется в жидком агрегатном состоянии, в то время как аналогичные соединения водорода являются газами
Интересная и полезная информация о воде. При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 %- полуобморочное состояние, при потере 10% — начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% — человек погибает. В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане. Только 3% воды на Земле — пресная, причем большая ее часть содержится в ледниках. И лишь 1,1% воды на Земле пригоден для питья. Вода отражает 5% солнечных лучей, в то время как снег – около 85%. Под лед океана проникает только 2% солнечного света. Лед неодинаково холоден. Горячая вода замерзает быстрее холодной. Ученые так до конца и не понимают природу этого явления. При температуре -38 °C даже самая чистая сверхохлажденная вода внезапно превратится в лед. При -120 °C вода становится сверхвязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура. Всемирный Водный День празднуется каждый год 22 марта. Химическое соединение H2O в чистом виде в природе не существует. Вода — универсальный растворитель, она растворяет в себе всё, что встречает на пути. Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды. Вода — единственная субстанция, которая встречается в природе в трех формах: твердой (лед), жидкой и в виде газа. В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению и по количеству растворенных в ней веществ. До 80% заболеваний обусловлено употреблением загрязненной воды.
Для того что бы наглядно увидеть свойства воды мы проводили следующие опыты.
Источник
Проект «Вода- наше богатство»
Разработка содержит пракимческие материалы для проведения экологического проекта.
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
«ВОДА – НАШЕ БОГАТСТВО!»
учитель начальных классов
Романова Наталья Викторовна
Правила, которые помогут экономии пресной воды.
В первую очередь необходимо в квартирах, коммунальном хозяйстве и на производствах починить все протекающие краны.
Выключать воду при чистке зубов, наливать воду в стакан.
Попросить родителей установить рычаговые смесители, т.к. они позволяют быстрее добиться желательной температуры воды, чем смеситель с двумя рукоятками.
Принимать душ, а не ванну.
Убедить родителей при замене сантехники использовать прерыватель или систему двойного слива в туалете.
Для полоскания белья лучше использовать наполненную ванну или таз. Хотя стиральная машина – более эффективный способ экономить воду.
Использовать посудомоечную и стиральную машину только при полной загрузке.
При мытье посуды, овощей и фруктов не держать постоянно кран открытым.
Не размораживать продукты под струей воды из-под крана.
Способы сбережения воды в доме.
Мы применили в быту различные способы сбережения воды, выяснили, каким образом будем измерять свой расход воды. В этом нам помогли показания наших квартирных счетчиков воды и ежемесячного платежного документа (квитанций). Анализ данной информации и выработка личных статистических данных позволили нам разработать свою собственную программу эффективного сбережения воды и, соответственно, наших денежных средств.
В целях экономии воды наша команда предлагает следующую систему мер:
рекомендуем устранить все протечки воды в Вашем санузле. К примеру, капающий кран расходует 8000 литров воды в год, а подтекающий бачок унитаза 260 литров в день! «Тихие» подтеки в унитазе можно определить следующим образом. Аккуратно снимите крышку бачка. Добавьте в воду, несколько капель пищевой краски.
Ждите 15 минут. Если краска появится внутри унитаза — он подтекает.
Научиться плотно закрывать ручки крана после пользования водой.
Не оставляйте кран постоянно включенным при чистке зубов. Старайтесь включать его в начале и конце процедуры. Экономия: 15 литров воды в минуту = 757 литров в неделю при четырех членах семьи.
Выключайте кран во время бритья. Экономия на одного человека: 380 литров в неделю.
Сократите время пребывания в душе до 5-7 минут. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме душа.
Во время приема душа вовсе не обязательно оставлять поток воды постоянным. Пользуйтесь водой в моменты ополаскивания и смывания пены. Экономия на одного человека: до 20 литров воды при каждом приеме душа.
Заполняйте ванну на 50%. Экономия на одного человека: от 20 литров воды при каждом приеме ванны.
Используйте стиральную машинку по возможности при её полной загрузке, устанавливая необходимый уровень подачи воды.
Не используйте свой унитаз как мусорное ведро. Экономия: до 25 литров воды в день.
Если ручка слива часто остается в положении, допускающем подтек воды в унитазе, даже в небольших количествах, — приспособьте к исправной работ, либо замените её.
При ручной мойке посуды, заполняйте одну из раковин (либо иную емкость) водою смешанной с моющим средством. Затем ополаскивайте, обработанную моющим средством, посуду в другой раковине под небольшим напором теплой воды. Экономия на одного человека: до 60 литров воды в день.
Используйте посудомоечную машину по возможности при её полной загрузке. Экономия на одного человека: до 60 литров воды при каждом использовании.
Мойте овощи и фрукты в наполненной водой раковине при выключенном кране. Экономия на одного человека: до 10 литров воды в день.
Не пользуйтесь водой для размораживания мясных продуктов. Вы можете разморозить их, оставив на ночь в холодильнике, либо воспользовавшись микроволновой печкой.
Чтобы не лить воду, дожидаясь пока она охладится, храните её охлажденной в холодильнике.
Попробуйте использовать хотя бы один из способов экономии воды каждый день, и Вы почувствуете экономию. Потому что каждая капля на счету!
Не сливайте деньги в трубу!
Тратьте их на себя и свою семью!
В мире 97% соленой воды. Пресной воды всего 3%. Россия по запасам воды в мире стоит в ряде лидеров. В этом отношении нас опережает только Бразилия. Крупнейшим хранилищем пресной воды в России выступает озеро Байкал. В озере содержится 1/5 всей пресной воды в мире и 3/4 всей пресной воды России. Примечательно то, что большинство наших граждан живет в местах, где пресной воды не достаточно. Всего порядка 8-10 % от всех запасов воды России.
Большая часть пресной воды в России находится в водохранилищах и озерах. Вот самые крупные из них:
Пресная вода есть в реках, часть запасов хранится в ледниках. Это наш резерв на случай дефицита ценной жидкости.
Результаты выполнения проекта.
В проекте: приняли участие 5 членов команды «Волшебная капелька», а также учащиеся 3-а и 3-б классов и их родители.
Найдены ответы на вопрос «Способы сбережения воды в доме».
Проведено два внеклассных занятия «Вода – наше богатство» в 3-а и 3-б классах.
Проведен конкурс рисунков «Чистая вода глазами детей»
Проведена акция «Берегите воду!» в МОУ СОШ №15 и школьном микрорайоне. Распространено 75 листовок.
Проведен опрос среди учащихся, родителей и жителей города «Необходимо ли экономить воду?»
Снят видеоролик о выполнении проекта.
Расширен кругозор по данной проблеме.
Сформировано представление о необходимости бережного отношения к воде в повседневной жизни и экономии водных ресурсов.
Подведем итоги своей работы.
Работа над проектом действительно заставила нас задуматься о том, что вода – это очень важная часть нашей жизни, оказывается, чистой воды осталось не так уж и много, как мы думаем, и мы просто обязаны ее беречь. Нам представилась возможность узнать о живительной влаге больше. Мы узнавали много нового для себя, что впоследствии с удовольствием рассказывали родным и друзьям, а также учащимся нашей школы. Некоторые родители отметили, что именно информация рассказанная ребенком дома, заставила их задуматься об экономии воды.
Дефицит воды – это не пустые слова, это то, что может постигнуть каждого в недалеком будущем. Из изученных источников видно, что основным потребителем воды является сельское хозяйство и промышленность, но на бытовое и жилищное хозяйство приходится тоже не такая уж малая часть. Если в условиях производства, экономии воды можно достичь лишь введением новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, то для экономии воды в быту нужно самим разумнее пользоваться водой. И тогда каждый из нас сможет сэкономить значительное количество воды.
Тот, кто никогда не задумывался над тем, как важна роль воды в нашей жизни, должен наконец подумать над этим.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Нашу с вами жизнь!
Перспективы развития проекта.
Полученные результаты говорят о том, что работа в этом направлении уже принесла реальную пользу и должна быть продолжена.
Мы планируем провести внеклассные занятия в начальных классах и в «Школе будущего первоклассника». Выступить с нашим проектом на родительском собрании. Продолжить распространение памяток «Берегите воду!»
Перед нами встает еще много вопросов связанных с водой. Это и целебные свойства воды; что такое чистая вода; водопроводная вода, какая она; способы очистки воды и многие-многие другие.
Мы еще много узнаем о секретах такого загадочного вещества как Н₂О и научимся его экономить. Обязательно будем распространять наш опыт среди родных и друзей, учащихся нашей школы.
1.Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.
2.Не мусорить на водоёмах в местах отдыха. Находясь на природе, забирать с собой весь мусор.
3. Не бросать мусор на улице, который потом по ливневой канализации попадает в реку.
4. Стараться приобретать продукты в экологических упаковках — чтобы было меньше свалок, которые загрязняют подземные воды
5. Следить за чистотой природных источников.
Проблемы экономии водных ресурсов
Увеличение расхода воды промышленностью связано не только с быстрым её развитием, но и с ростом водоёмкости производств[4], т. е. с ростом расхода воды на единицу продукции. Так, на производство 1 т хлопчатобумажной ткани фабрики расходуют около 250 м³ воды, на производство 1 т синтетического волокна – 2500-5000м ³. Много воды требуется химической промышленности. На производство 1 т аммиака затрачивается около 1000 м³ воды, 1 т синтетического каучука – 2000 м³ воды. Весьма водоёмка цветная металлургия: на выплавку 1 т никеля расходуется 4000 м³ воды.
Огромное количество воды потребляют современные крупные теплоэлектростанции. Только одна станция мощностью в 300 тыс. кВт расходует до 120 м³/с воды, или более 300 млн. м³/год. Валовое потребление воды для этих станций в перспективе возрастёт примерно в 9-10 раз.
Воду для охлаждения используют многие предприятия машиностроения, металлообработки. Расход воды на этих предприятиях для охлаждения достигает 80% от всего количества воды, используемой в производстве.
Главный потребитель пресной воды – сельское хозяйство: на его нужды уходит до 70% всей пресной воды.
В современных условиях сильно увеличиваются потребности человека в воде на коммунально-бытовые нужды. Объем потребляемой воды для этих целей зависит от региона и уровня жизни, составляя от 3 до 700 литров на одного человека.
Изменение стиля жизни означает, что в настоящее время мы тратим на 55% больше воды, чем 25 лет назад в то время как только 5% воды расходуется на питье. В среднем мы потребляем от 130 до150 л воды на человека в день, а развивающиеся страны потребляют в среднем 20 л воды в день на человека.
ВОДА – НАШЕ БОГАТСТВО!
Цели: Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
Задачи: расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных; выделить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоемам, желание экономить пресную воду,
повышать познавательную активность детей, прививать основы экологических знаний;
познакомить с отрицательным влиянием человека на природу;
воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.
Оборудование: схема «Соотношение соленой и пресной воды», запись песни «Живи, родник!», пословицы и высказывания известных людей, ученых о воде, компьютер, проектор.
I. Сообщение темы занятия.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку и отгадайте её:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без .. (Воды)
-Кто догадался о чём мы сегодня поговорим? (О воде)
-Правильно, мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней. Двадцать лет назад Организация Объединенных Наций признала 22 марта как первый Всемирный день водных ресурсов.
Ребята, как вы думаете, почему воду нужно беречь? (ответы детей)
II. Вода и жизнь.
Учитель. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.
Первая капелька. В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька. Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька. На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель. Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капельки (вместе). Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!
Учитель. Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Ученик 1. Велика роль воды и в технике. Невозможно представить такую отрасль промышленности, где бы в том или другом виде, для тех или иных целей не применялась вода. Вода служит источником энергии. Вода переносит тепло. Вода используется как прекрасный растворитель для многих веществ. Вода является той средой, в которой протекает огромное количество различных химических процессов.
Ученик 2. Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы животное или растение мы ни взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Обитатели водоемов, как правило, содержат в себе больше воды, чем жители суши. В теле рыб, например, до 70–80 % воды, а в медузе – больше 95 %. В травянистых растениях суши процент воды доходит до 85. Организмы млекопитающих животных и человека содержат воды меньше.
Если масса человека 60 кг, то в его теле содержится около 40 л воды. В течение года каждый организм потребляет количество воды, во много раз превышающее его массу.
Среднестатистический человек состоит из воды на 50-80 процентов. Эмбрион человека – на 95 процентов, ребенок – на 70-80 процентов, взрослый человек – на 50-70 процентов. С возрастом человек усыхает, организм зашлаковывается, и вместе с уменьшением доли воды приходят болезни и старость.
Успеваемость школьников напрямую зависит от количества выпитой в течение дня воды. Британские специалисты выяснили, что дети, выпивающие до восьми стаканов воды, получают лучшие оценки.
Вода – важное для организма вещество:
на 1 кг тела коровы – 600 г воды;
утки – 700 г воды;
у медузы на 100 г тела – 99 г воды.
IV. Значение воды в природе и в жизни человека.
Учитель. Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, – писал так: «Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете. »
Игра «Собери высказывания о воде».
Каждой группе раздаются поговорки о воде, в которых они должны установить порядок слов.
Под лежачий камень вода не течет
Не зная броду, не суйся в воду
Что с гуся вода
Правда в воде не тонет, в огне не горит
Полный чайник молчит, неполный — шумит
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой
– Объясните данные высказывания. О чем они?
Учитель. Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.
Вода – мать, а без матери не проживешь. (Китайская пословица.)
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица.)
Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская пословица.)
И мутную воду пьют в невзгоду.
Не плюй в колодец: случится напиться.
Без росы и трава не растет.
– Объясните смысл пословиц.
IV. Откуда пришла вода?
Учитель. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Водой заполнены моря и океаны.)
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росою искрилась поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Издалека, из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке, и в дождинке,
Нам откликнется всегда
– Может ли человек использовать эту воду? (Нет.)
– Почему? Какая вода нам нужна? (Пресная.)
Н а д о с к е схема «Соотношение соленой и пресной воды».
Учитель. Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на схеме: 97 % – соленая вода, 2 % – ледники, 1 % – пресная вода.
Конкурс «Где мы используем воду?
Учитель: Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся.
— Для чего ещё, кроме питья, нужна вода человеку?
Работа по таблице.
Для чего нужна вода
средний расход водопроводного крана- 15литров в минуту
Душ 5 мин – 100 л
Мытьё полов и окон
Полив цветов, огорода
— Как можно сэкономить воду?
(ответы учащихся)
V. Экологическая сказка «Жила-была река».
Ученик 1. Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Ученик 2. Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» – думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, – очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Нечем умываться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, все равно по вечерам не было света.
Ученик 3. и вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие граждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Ученик 1. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
О б с у ж д е н и е п о в о п р о с а м:
– Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?
– Видели вы такую реку?
– Как речка помогала людям?
– Как люди сначала относились к реке?
– Что случилось с жителями города, когда река ушла?
– Правильно ли поступили люди в конце сказки?
– Что они еще могли бы сделать для охраны реки?
В ы в о д: Нельзя загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
По информации UN-Water, сегодня на планете 27 % городских жителей не имеют доступа к водопроводной воде, четверть горожан – 790 миллионов человек – лишены возможности пользоваться системой канализации. При этом от 250 до 500 миллионов кубометров питьевой воды ежегодно теряется в водопроводных системах городов в связи с авариями и утечками.
Предлагаю вашему вниманию посмотреть мультфильм , который так и называется «Берегите воду».
-Поделитесь своими впечатлениями об увиденном.
Учитель. Большой вред водоемам приносит отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов.
VI. Не расходуйте воду напрасно!
1-й ученик. Течет река издалека…
Течет река… Течет река…
Как хорошо, когда река
И широка, и глубока!
Над ней – пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!
2-й ученик. Течет река… Течет река…
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне
Ребятам или ребятне?
Вся живность счастлива вполне!
3-й ученик. Но что такое? Караул!
Нет, нет, никто не утонул,
Нет, нет, как раз наоборот,
На мель садится пароход
Средь бела дня, какой скандал!
Наверно, лоцман маху дал!
Да нет, далеко от буйка,
Тут глубока была река.
4-й ученик. Была. Вот именно – была.
Была, да, видимо, сплыла.
Ах, реку мы не узнаем…
Река становится ручьем!
Уже и лодки на мели…
Пловцы вдруг посуху пошли.
А рыбы? В горе и тоске
б едняжки бьются на песке.
Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Вы скажете: какой пустяк.
Пустяк. Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река! Б. Заходер
– Почему в реке исчезла вдруг вода?
– Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?
– О чем напоминает каждому из нас это стихотворение?
В ы в о д: Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее!
VII. Итог занятия.
Учитель. Как должны вести себя ребята, взрослые, чтобы реки и ручьи не исчезали?
– Почему воду нужно беречь и охранять?
Вода входит в состав любого организма.
Вода – это жизнь, красота и здоровье.
Количество воды ограничено.
Вода – помощник человека.
– О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Ученик. Воду попусту не лей, дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
Учитель. О чем может попросить нас океан?
Ученик. Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному человеку: «Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня ухитрился загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но сделать обязан, иначе поплатишься сам: будет худо тебе и твоим потомкам».
Учитель. Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают, что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн старых резиновых сандалий, приблизительно
35 млн пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн стеклянных поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить, они будут плавать сотни лет. Прочитаем заповеди:
1. Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее.
2. Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть, это начало большой полноводной реки.
3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки.
Источник