- Окружающий мир 3 класс 1 часть. Берегите воду! стр. 59 – 63
- 1. Подумай, почему нужно беречь воду.
- 2. Найдите на с. 59 текст, в котором перечислены источники загрязнения воды. Назовите их.
- 3. Проанализируйте схему на с. 60—61. Какие источники загрязнения воды показаны на ней? Какие из них были упомянуты в тексте, а какие дополняют его?
- 4. Рассмотрите фотографии, помещённые рядом со схемой. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
- 5. На основе схемы изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с её помощью о загрязнении.
- 2. Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода?
- Проверь себя
- 1. Что нового ты теперь знаешь о значении воды для людей?
- 2. Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
- 3. Чем опасно загрязнение?
- 4. Как люди охраняют воду от загрязнения?
- 5. Как каждый человек должен беречь воду?
- Задания для домашней работы
- 1. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
- 2. Узнай, какая работа по охране водоёмов от загрязнения проводится в вашем городе (селе).
- Смотрите также:
- На следующем уроке
- Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
- Вода плотная или рыхлая
Окружающий мир 3 класс 1 часть. Берегите воду! стр. 59 – 63
Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, почему остаётся актуальным призыв: «Берегите воду!»
1. Подумай, почему нужно беречь воду.
Вода — основа жизни, она нужна всем без исключения живым организмам. Запасы её на планете огромные, но не бесконечные.
А ведь человеку и животным нужна пресная вода, которой много меньше, чем солёной.
Её нужно беречь, чтобы сохранить жизнь на Земле.
2. Найдите на с. 59 текст, в котором перечислены источники загрязнения воды. Назовите их.
Источниками загрязнения являются стоки с заводов, промышленных предприятий, нечистоты с ферм, бытовые.
3. Проанализируйте схему на с. 60—61. Какие источники загрязнения воды показаны на ней? Какие из них были упомянуты в тексте, а какие дополняют его?
На этой схеме показаны основные источники её загрязнения.
В учебнике рассказывалось о стоках заводов и ферм и бытовых из городов.
На рисунке также показаны иные источники её загрязнения — слив нефтепродуктов с автотранспорта, мытьё машин возле берегов рек и озёр, выбрасывание мусора, и он же, оставленный отдыхающими людьми.
4. Рассмотрите фотографии, помещённые рядом со схемой. Что на них изображено? Какие мысли вызывают у вас эти фотографии?
На этих фотографиях показано во что может превратиться чистые водоёмы. На одном рисунке мы видим чистую реку, возле которой растут деревья, а по её поверхности плавают водяные растения. Её могут спокойно пить животные.
А на втором показана грязная, булькающая жижа, в которую превращается река, после попадания в неё стоков промышленных предприятий.
Нельзя допустить, чтобы вся вода на планете стала такой же грязной и безжизненной. А значит её нужно беречь и охранять, не допускать загрязнения.
5. На основе схемы изготовьте модель «Источники загрязнения воды». Расскажите с её помощью о загрязнении.
Для изготовления модели нам потребуется лист плотной бумаги, на котором следует нарисовать реку, голубую полосу. По обе стороны от реки следует поместить модели различных источников, которые могут её загрязнять. Это может быть игрушечный автомобиль, дом, завод. Можно изобразить мусор с помощью фантика или скорлупки ореха.
Чистая река становится загрязнённой, когда в неё попадают стоки заводов, ферм, городов, если в неё бросают мусор или в ней моют машины.
2. Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода?
Если я обнаружу, что в моей квартире появилась какая-то неисправность в кранах, то сразу сообщу об этом взрослым членам моей семьи. Если никого нет дома, то самостоятельно перекрою вентиль в санузле, откуда в мою квартиру поступает вода.
Если же я на прогулке увижу, что из повреждённой трубы на улицы течёт вода, то также сообщу родителям, либо запишу адрес и позвоню по телефону 112 в МЧС России и расскажу об утечке. Берегите воду!
Проверь себя
1. Что нового ты теперь знаешь о значении воды для людей?
Она нужна человеку не только для того, чтобы её пить. Она необходима для выращивания сельскохозяйственных продуктов, для скота, для других нужд.
2. Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
Она загрязняется по вине человека. Он сливает в водоёмы отходы промышленных предприятий и ферм, сбрасывает мусор.
3. Чем опасно загрязнение?
Такую воду нельзя пить. В ней гибнут рыбы и водные растения. Даже растения на берегах загрязнённых водоёмов начинают болеть и погибать.
4. Как люди охраняют воду от загрязнения?
Люди стараются очищать водоёмы от попавших в них загрязнений. Пытаются не допускать попадания в них загрязняющих веществ. Для этого на заводах ставятся очистные сооружения с системой фильтров, которые задерживают загрязнения. Иногда для этой цели используются даже бактерии.
А также предприятия переходят на замкнутый цикл производства, и не берут воду из водоёмов.
5. Как каждый человек должен беречь воду?
Нужно не оставлять за собой мусор на берегах рек и озёр, следить за тем, чтобы не капали краны в доме, тратить воду только в необходимых количествах. Не мыть руки под сильной струёй, не охлаждать проточной холодной водой бутылки с газировкой.
Нужно помнить, что даже очень слабая, тонкая струйка уносит 500 литров в сутки. Берегите воду!
Задания для домашней работы
1. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
Я уже давно чищу зубы именно таким образом, потому что так научила меня мама. У нас есть специальный стаканчик для ополаскивания рта после зубной пасты. А ещё мама требует, чтобы все члены семьи закрывали кран, пока намыливаются в душе.
2. Узнай, какая работа по охране водоёмов от загрязнения проводится в вашем городе (селе).
В нашем городе есть много предприятий промышленности, заводов и фабрик. На каждом из них есть специальные очистные сооружения, за исправной работой которых следят ответственные люди. Эти сооружения периодически ремонтируются и модернизируются, строятся новые очистные станции и установки.
На водоёмах действует так называемый голубой патруль, который следит за чистотой и ищет виновных, если обнаруживает попадание в реку загрязняющих веществ.
И также в городе проводятся субботники по уборке мусора и очистки берегов рек. Принять в них участие может любой человек, неравнодушный к судьбе природы.
Смотрите также:
На следующем уроке
Вспомни свою работу в огороде, саду или на школьном участке. Какая там почва: какого цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая?
У нас в саду почва глинистая, бабушка называет её суглинок. Она светло-рыжего цвета и требует обильных поливов. Это очень плотная почва.
На школьном участке клумбы у нас засыпаны чернозёмом. Это чёрная, рыхлая и очень плодородная земля.
Источник
Вода плотная или рыхлая
Автор: Комакина Татьяна Васильевна
Организация: МБОУ «Павлоградская гимназия им. В. М. Тытаря»
Населенный пункт: Омская область, р. п. Павлоградка
Цель урока: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
Задачи:
- Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.
- Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
- Обучать практическому применению полученных знаний.
- Развивать познавательный интерес, умение работать с наглядным материалом, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
- Обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к труду и результатам трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
- Предметные: формирование понятия полезных ископаемых
- Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
- Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.
Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе; анализировать, обобщать и делать выводы;
Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, зачем люди добывают полезные ископаемые; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
- Экран
- Видеопроектор
- Учебник
- Атлас определитель
- Рабочая тетрадь на печатной основе
- Научно – популярные тексты
- Коллекция полезных ископаемых
- Презентация
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока
I. Оргмомент. (1 слайд)
Долгожданный дан звонок
Всё ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково? (2 слайд) Во
Значат, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей.
К новым знаниям скорей!
Сегодня вы будете работать в группах
Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Сядьте и выберите ответственных в своих группах.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (за правильный ответ группа получает жетон) (2 слайд) (3,4 слайд)
В начале урока вспомним, как называет раздел, который мы изучаем?
Что означает слово «экономика»? (экос по-гречески значит «дом», номос— «закон».)
— Что же такое экономика? (Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
— Какие вопросы мы уже рассмотрели в этом разделе? (Для чего нужна экономика, три «кита» экономики.)
-На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд, капитал)
Какой бывает труд? (Умственный и физический.)
Что включают в себя природные богатства? (Воду, воздух, полезные ископаемые, почву, растения и животные)
III Этап мотивации к учебной деятельности. Целеполагание
— Закройте глаза. Что вы видите? (ничего, только темнота)
— Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар – это Земля, которая полна тайн. (5 слайд) Это планета Солнечной системы. Имеет шарообразную форму. Окружена воздушной оболочкой. Поверхность ее — горы, равнины, овраги. На поверхности — вода, почва, растительность, животные, люди.
— А что внутри (в недрах) -?
-Как вы думаете, о чем идет речь? (Нам предстоит выяснить то, что находится в недрах Земли; о ее богатствах…) (Слайд 6) (читает хорошо читающий ученик
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— А что является богатствами, находящимися в недрах Земли? ( Полезные ископаемые)
— Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока). (Слайд 7)
— Сегодня у нас урок необычный – урок-исследование, а вы побываете в роли людей, которые занимаются изучением и поиском природных богатств.
Кто эти люди? (геологи)
Геолог – это человек, который занимается разведыванием полезных ископаемых. (слайд7)
-Вы как геологи какие по данной теме поставите для себя вопросы?
На слайде для вас подсказка – это начало вопросов. Подумайте и продолжите вопросы. (Слайд 8)
Какие… (полезные ископаемые мы знаем?)
Где… (где находятся?)
Как… (как их люди используют в своей жизни?)
Как… (как их добывают?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) (Слайд 9)
Ребята, как вы думаете, какие задачи мы поставим на уроке? Что будем узнавать?
- с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
- со способами их добычи;
- с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
- важную роль полезных ископаемых в экономике страны
IV. Работа по теме урока.
1) Словарная работа
А) Исходя из названия темы урока, попробуйте определить, что такое полезные ископаемые? (посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения)
От каких слов образовались полезные ископаемые? (Польза) Ископаемые? (Копать)
Как вы понимаете значение этих слов? (Полезные, потому что служат человеку, ископаемые, потому что извлекаются из недр земли)
Обратимся к учебнику и проверим ваши предположения стр. 49 Совпали ваши предположения? (Да.) (получают жетон) (Слайд 10)
— Иногда полезные ископаемые называют «сокровищами недр Земли» или «Природными богатствами», либо «Кладовыми Земли».
-Какие бывают полезные ископаемые? (жидкие, твёрдые и газообразные)
Практическая работа: У вас на столах в лоточке лежат полезные ископаемые. (Слайд 11)
— Сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств гранита, известняка, глина, каменный уголь, нефть, песка)
Представьте на минутку, что вы находитесь не в классе, а в научной лаборатории. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Вам нужно провести опыт. При работе разрешается воспользоваться атласом- определителем «От Земли до Неба», но прежде давайте выясним, что означают некоторые слова. У ребят из групп были индивидуальные задания.
(Слайд 12)
-Что такое лаборатория? (Лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты.)
–А что такое опыт? (Опыт – проверка какого-либо предположения или гипотезы на практике.)
– Какие законы мы должны соблюдать при работе в лаборатории?
(Слайд 13)
- Все участвуют в работе.
- Все друг другу помогают.
- Конфликты решаются мирным путем.
- Когда один говорит, все внимательно слушают.
- Соблюдать технику безопасности.
- По окончании работы подать сигнал
Все опыты проводятся по инструкции. Инструкции к опытам лежат у вас на столах.
Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. На эту работу вам отводится 5 минут.
(Слайд 14)
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
(Слайд 15)
— Итак, давайте проверим ваши работы. Первая группа прочитайте ваши результаты)
Зернистый, твёрдый и прочный
Строительство фундаментов зданий, дорог, памятников
Белого, чёрного или розового цвета
Строительство, мел, мрамор
Очень мелкая известь бурого, жёлтого, белого цвета
Чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч
Отопление жилых помещений, лекарства, пластмассы, духи
Жидкость тёмного цвета, с запахом бензина, горюча
Керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло
Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы
Железная руда. Железная руда – черного или бурого цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Притягивает металлические предметы. Из неё выплавляют металлы.
Нефть. Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые установки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.
Гранит. Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.
Известняк. Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.
Каменный уголь. Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.
Песок. Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Глина. Глина – бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Торф. Торф – образовался на дне болот из остатков растений. Лёгкий, рыхлый, хорошо пропускает воду. Хорошо горит. Торфяники очень трудно погасить. Используется в сельском хозяйстве и как топливо.
– Ребята, скажите, а почему никто не получил газ для исследования? Посмотрите на свойства газа. Может быть, вы с чем-то не согласны? (Газ не имеет запаха. Учитель объясняет, что это так – газ без запаха.)
— Как вы думаете, для чего мы узнали свойства полезных ископаемых?
-Верно. Узнаем где их применяют. Для чего добывают.
Используя учебник на стр. 47, и сообщения обсудите вопрос: где используют полезные ископаемые.
К какому выводу пришли ваши группы. Для чего добывают полезные ископаемые?
А кто знает какие полезные ископаемые добывают в нашей Омской области?
Всего на территории Омской области известны 19 основных видов полезных ископаемых
— нефть и газ в северных районах области;
— минеральные соли (сульфат натрия) в Москаленком и Полтавском районах;
-торф на освоенных 28-ми месторождениях;
-строительные материалы (пески, глины, суглинки, и пр.) на 99-ти месторождениях;
— подземные воды, лечебные грязи на территории Черлакского района.
(Слайд 16)
Пришло время немножко отдохнуть
˅ Физминутка
Мы геологами станем
Да? – Да! (хлопок над головой)
Будут все гордиться нами
Да? – Да! (хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная рука (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь (плывут)
Её не пролетишь (крылья)
Всё мы сможем, всё сумеем и своей достигнем цели!
Да? – Да! (хлопок над головой)
— А теперь мы узнаем, как добывают полезные ископаемые.
Обратимся к уже полученным нами знаниям на этом уроке. Какими по своим свойствам бывают полезные ископаемые? (твердыми, жидкими, газообразными). Полезные ископаемые добываются в зависимости от свойств полезных ископаемых, месторождений.
Используя учебник на стр. 48, и сообщения
обсудите вопрос: где добывают полезные ископаемые. Что такое месторождение.
Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.
Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах – карьерах. Это открытый способ добычи.
Другие – в шахтах (в глубоких колодцах). А это закрытый способ.
– Как вы думаете, когда какой способ добычи используют?
— Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до полезного ископаемого и вести добычу открытым способом.
В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.
С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.
— Как вы думаете, какой способ добычи опаснее? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)
— Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)
Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины. Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.
Ребята, а как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на Земле? Что же тогда будут делать люди? (Предположения детей.)
А как же сберечь это природное богатство? (Экономить, собирать металлолом)
VI. Закрепление изученного материала.
Дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые »)
— Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
— Оцените свою работу на этом этапе. (Слайд 19)
VII.Домашнее задание (Слайд 20)
1) Учебник стр.50 пересказ;
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.
(при подготовке сообщения Вы можете пользоваться Интернет ресурсами и дополнительной литературой)
VIII. Итог урока.
Итак, ребята, что вы узнали сегодня на уроке:
- с полезными ископаемыми и некоторыми их свойствами;
- со способами их добычи;
- с профессиями людей, добывающих полезные ископаемые
Можем ли мы теперь ответить на вопрос:
- какова важная роль полезных ископаемых в экономике страны?
Прочитайте вывод в учебнике на стр. 50
XI. Рефлексия Заполните оценочный лист и оцените свою работу на уроке.
Оценочный лист.
Действия Знак оценивания
Активно работал на уроке.
Был организатором работы в группе.
Слушал мнение каждого участника группы
Представлял результаты работы группы перед классом
Самостоятельная работа по учебнику
Получил положительную оценку за тест
Посчитайте какая группа сколько набрала жетонов. Капитаны соберите оценочные листы.
Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.
Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.
Приложение
Карта исследования полезного ископаемого
Источник