- Оплата ЖКХ по фактически проживающим не прописанным жильцам. Законно ли?
- Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?
- За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам
- Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам
- Что в итоге
- Перерасчет за водоснабжение по числу фактически проживающих
- Вода по факту проживания
- Порядок начисления платы за коммунальные услуги при фактическом проживании собственника по другому адресу
Оплата ЖКХ по фактически проживающим не прописанным жильцам. Законно ли?
Сегодня бы хотелось затронуть тему, законны ли действия ЖКХ и имеют ли они право выставлять счет за потребляемые коммунальные услуги, если в квартире зарегистрированы четыре человека, а фактически проживает пять? То есть рассмотрим, может ли УК выставлять вам счет за фактически проживающих лиц в вашей квартире, если их проживает больше чем прописанных?
Теперь данные действия полностью узаконены, если в вашей квартире не установлены прибора для учета потребляемой воды, а также электроэнергии и газа. Также в правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах значится, что исполнитель (юридическое лицо или предприниматель, которые предоставляет потребителю коммунальные услуги) имеет полное право самостоятельно установить какое количество граждан фактически проживает (в том числе временно)в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электроэнергии и газа.
Исполнитель составляет акт об установлении количества проживающих граждан (пункт 32, подп. «е(1)» Правил). Данная процедура будет происходить следующим образом: сотрудники от УК составляют акты которые устанавливают количество граждан, временно проживающих в жилом помещении. Данный акт должен быть подписан, как исполнителем, так и потребителем (то есть акт подписывает как собственник так и наниматель жилого помещения), в случае если потребитель откажется от подписания акта или если потребитель отсутствует в помещении, то акт подписывается исполнителем и не менее чем двумя потребителями (соседями), а также председателем домового совета ТСЖ или ЖСК. Экземпляр данного акта передается собственнику жилого помещения (потребителю который проживает в помещении на постоянной основе).
Данный акт в течении 3 дней со дня его составления должен быть направлен исполнителю в органы внутренних дел и (или) органы, которые уполномочены осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции.
Для расчета платы за коммунальные услуги временно проживающими считаются потребителя, которые фактически проживают более 5 дней подряд в данном жилом помещении (пункт 56 Постановления правительства РФ № 354), то есть если в вашей квартире проживает незарегистрированный гражданин, то если он живет более 5 дней вы обязаны платить за него коммунальные услуги. Размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, которая предоставлена временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и данные услуги оплачиваются постоянно проживающими потребителями. То есть вы платите за незарегистрированного жильца по количеству прожитых дней и плата за данные услуги насчитывается так, сколько примерно потребляет коммунальных услуг один постоянно проживающий гражданин, столько и насчитывается на временно проживающего за дни проживания. Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:
- Ввода в эксплуатацию индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета горячей воды, холодной воды и (или) электрической энергии, предназначенного для учета такого (таких) коммунального ресурса в жилом помещении, которым пользуются временно проживающие потребители;
- Окончания срока проживания таких потребителей в жилом помещении, который указан в заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями, но не ранее даты получения такого заявления (пункт 57 Правил).
Как видим плата за незарегистрированных но временно проживающих граждан в жилом помещении будет взиматься в случаях если у вас не установлены индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг. Все просто и по закону, но если у вас установлены такие приборы учета, то вы будете оплачивать все потраченные коммунальные ресурсы по факту. Знайте ваши права, желаю вам удачи!
Источник
Насколько выгодно платить за ЖКУ по нормативам?
Вопрос: можно ли выбрать оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативам, а не по счетчикам, если мне это выгоднее?
Как мне обосновать это желание управляющей компании? Они говорят, что я обязан платить по счетчикам.
Буду очень благодарен за ответ.
К сожалению, напрямую выбрать оплату ЖКУ по нормативам невозможно, как и убедить коммунальщиков в вашем праве на это. Законодательством России об энергосбережении такая схема не предусмотрена.
Тем не менее есть обстоятельства, при которых вам некоторое время могут начислять квартплату по нормативам, но тариф при этом будет завышенный. А еще коммунальщики могут проверять, сколько человек реально живет в вашей квартире.
Мне такая схема оплаты ЖКУ кажется не очень удобной, ниже я расскажу о возможных рисках.
За ЖКУ действительно нужно платить по счетчикам
В управляющей компании вам говорят, что вы обязаны платить по счетчикам, и это правда.
Собственники квартир в многоквартирных домах должны платить за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ и бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Размер платы считают по приборам учета, и только если их нет — по нормативам потребления.
Все энергоресурсы из централизованных сетей должны учитываться по приборам учета — счетчикам. Исключение пока что только в Крыму и Севастополе. Там до 01.01.2021 необязательно иметь счетчики природного газа в домах с газоснабжением. Это не относится к домам, построенным после 27.11.2009. И к вашей ситуации это тоже наверняка не относится.
Во всей остальной России потребление ЖКУ измеряют счетчиками. Если владелец квартиры не установит счетчик самостоятельно, он обязан пустить к себе коммунальщиков, которые установят счетчик и обяжут эту установку оплатить. Счетчики можно оплатить в рассрочку до 5 лет с уплатой процентов в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если счетчик сломался, его украли, у него закончился срок эксплуатации, вы вдруг перестали подавать показания или не пустили проверяющего, то следующие 3 месяца начислять плату будут по среднемесячному объему потребления за предыдущие полгода.
Через 3 месяца плату начнут начислять по нормативу. Посмотрим, насколько это выгодно.
Недостатки оплаты ЖКУ по нормативам
Если в квартире нет счетчиков, плату за коммунальные услуги начисляют по нормативам, а к стоимости ЖКУ применяют повышающий коэффициент 1,5. То есть тариф за свет и воду увеличивается в 1,5 раза.
Долго экономить за счет того, что в квартире живет намного больше людей, чем прописано, не получится. Если коммунальщики это заподозрят, они могут прийти и проверить: составить акт об установлении количества проживающих граждан. Обычно представители коммунальщиков ходят по квартирам в свое рабочее время или вечером. Могут с вашего разрешения зайти в квартиру и посчитать количество людей или спальных мест. Если вы их не пустите, постучат к соседям и спросят о количестве проживающих в вашей квартире.
Акт будет действителен, если его подпишет человек, живущий в вашей квартире, или двое ваших соседей и один представитель УК или ТСЖ. Такой акт коммунальщики отправляют в органы внутренних дел. Участковый может оштрафовать вас и ваших жильцов на 2000–5000 рублей каждого за проживание без регистрации. Не штрафуют родственников и людей, прописанных в этом же регионе.
Участковый в присутствии двоих соседей-понятых составит протокол об административном правонарушении. Коммунальщики с этого же месяца начнут начислять ЖКУ по нормативу и по количеству проживающих, которое указано в протоколе. Даже если соседи по ошибке или злому умыслу написали, что у вас в квартире живет 25 человек. А соседи и правда могут на вас всерьез обидеться, если из-за повышенного расхода воды и света в вашей квартире их заставят слишком много платить за общедомовые нужды.
Если в вашей квартире вообще никто не прописан, получать нулевые квитанции все равно не получится: нормативные начисления будут идти по количеству собственников квартиры.
Прямой административной и уголовной ответственности за отсутствие счетчиков нет: ведь человека нельзя наказать за то, что у него не хватает денег на покупку дорогого прибора учета. Ответственность вводят обычно за факт причинения вреда кому-то , а начисления по нормативам чаще всего с лихвой компенсируют реальные затраты воды в квартире. Если же по общедомовому прибору учета воды или электричества «набегает» слишком много, коммунальщики будут искать «протечку». Например, водоканал может наклеить в квартирах антимагнитные ленты на счетчики холодной воды или прийти с проверкой количества жильцов.
Управляющую компанию могут оштрафовать на 20 000—30 000 рублей за то, что она не заставила вас установить прибор учета в квартире. Штраф для ресурсоснабжающей организации, которая получает с вас деньги за воду, электричество, газ и тепло, намного выше и составляет 100 000—150 000 рублей.
Так что с того момента, как начнутся нормативные начисления, вы попадете под внимание коммунальщиков: им этот штраф платить вообще не хочется.
Что в итоге
Допустим, по счетчикам один человек за месяц тратит 1—2 кубометра горячей воды и 3—4 кубометра холодной воды. Нормативы потребления в Москве — 3,9 и 5,7 кубометров соответственно. С повышенным тарифом это даст почти 6 и 8,5 кубометров на одного человека, то есть в 2—3 раза больше, чем в реальности. Чтобы окупить подобные начисления, у вас вместо 2—3 прописанных людей должно фактически проживать 5—9 человек , и они все должны быть вашими родственниками или иметь регистрацию вашего региона, чтобы не было угрозы административных штрафов.
Если вас не пугают такие дополнительные траты при оплате ЖКУ, вы можете не передавать показания и не менять просроченные счетчики. Тогда через 3 месяца в ваших квитанциях появятся начисления по нормативам.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Источник
Перерасчет за водоснабжение по числу фактически проживающих
Здравствуйте! Управляющая компания выставила счет за водоснабжение не по количеству зарегистрированных жителей, а по числу фактически проживающих. Данные собраны старшими по дому. Никаких документов в присутствии жильца не составлялось. Проблема в том, что перерасчет сделали не только на за январь этого года, но и пересчитали стоимость водоснабжения за весь прошлый год с учетом фактически проживающих. Получилась большая сумма. Законен ли такой перерасчет? Сведения о фактически проживающих собирались в январе этого года. Водомеры в доме установлены совсем недавно.
Добрый день.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из вариантов управления многоквартирным домом может быть товарищество собственников жилья (управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом).
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, цель управления многоквартирным домом — обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным
имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам,
проживающим в таком доме.
При анализе указанной цели управления многоквартирным домом, можно прейти к логическому выводу о том, что она частично совпадает с целями регистрационного учета граждан. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1, целью регистрационного учета является обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В частности, пунктом 19 и приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрено использование
сведений о количестве граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом
помещении, в целях определения размеров платы за отдельные виды коммунальных услуг при отсутствии приборов учета потребления.
Более того, ч. 12 ст. 155 Жилищного кодекса Российской устанавливает обязанность
внесения собственником либо нанимателем жилого помещения платы за предоставляемые временным жильцам коммунальные услуги, при этом
размер и порядок такой платы должны устанавливаться дополнительным
соглашением нанимателя с наймодателем, заключенным на срок проживания
временных жильцов. Таким образом, гражданин обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги по месту жительства.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства
признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, установлено, что гражданин, прибывший на новое место жительства на срок более 90 дней, по истечении указанного срока обязан обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме (п. 9). Если же граждане проживают в жилом помещении без регистрации, то это является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может установить порядок начисления платы за отдельные виды коммунальных услуг, исходя из количества фактически проживающих граждан. С целью подтверждения факта проживания гражданина в жилом помещении без регистрации необходимо составить акт с участием соседей и председателя управляющей компании. В этом случае оплата за отдельные виды коммунальных услуг должна производиться по месту фактического проживания, а справки об оплате предоставляться по месту регистрации.
Источник
Вода по факту проживания
12 декабря 2017
Порядок начисления платы за коммунальные услуги при фактическом проживании собственника по другому адресу
Порядок начисления платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила № 354).
Согласно Правил № 354, «потребителем» является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета ( за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению) определяется исходя из показаний данного прибора учета за расчетный период (месяц).
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета (далее – ИПУ) и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги с применением повышающего коэффициента (с 01.01.2017 повышающей коэффициент установлен – 1,5).
В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки (подп. а п. 59 Правил № 354), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, но не более трех расчетных периодов (месяцев) подряд.
По истечении трех расчетных периодов (месяцев) подряд плата за коммунальную услугу начисляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Фактическое проживание собственника жилого помещения не по адресу регистрации (по другому адресу) не освобождает его от обязанности вносить плату за жилищно — коммунальные услуги за жилое помещение, находящееся в собственности.
С 01 января 2017 года в силу положения п. 56(2) Правил № 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей.
При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
С 01 января 2017 года (п. 86 Правил № 354) при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами № 354 порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу (за исключением коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с обязанностью по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
Таким образом, основанием для проведения перерасчета платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, будет являться наличие акта, подтверждающего отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учёта и документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя (п. 92 Правил № 354) при этом дни приезда и дни отъезда не учитываются.
Например, если в командировочном удостоверении указаны даты с 17.11.2017 по 24.11.2017, период отсутствия потребителя в жилом помещении (квартире) составляет 6 дней, перерасчет платы за коммунальные услуги возможен.
Если в командировочном удостоверении указаны даты с 17.11.2017 по 21.11.2017, период отсутствия потребителя в жилом помещении (квартире) составляет 3 дня, перерасчет платы за коммунальные услуги невозможен.
Кроме того, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.
Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются в очередном платежном документе (квитанции) после подачи заявления в графе «перерасчеты».
Источник