- Толкование на Бытие 1:7
- Толкование на Бытие 1:7 / Быт 1:7
- Григорий Нисский (331/5−
- Иоанн Златоуст (
- Филарет (Дроздов) (1782−1867)
- Августин (354−430)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Первая книга Моисеева. Бытие, глава 1 Бытие, гл 1
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Быт. 1:7
- Свт. Василий Великий
- Свт. Григорий Нисский
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Кирилл Александрийский
- Свт. Филарет (Дроздов)
- Прп. Ефрем Сирин
- Блж. Августин
- Еп. Виссарион (Нечаев)
- Лопухин А.П.
Толкование на Бытие 1:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 1:7 / Быт 1:7
Григорий Нисский (331/5−
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
Ибо сим показывается, что и в начале одна вода не была растворена другою, но при общности имен естество было не смешано: ибо говорится не то, что стало под твердью бывшее выше тверди, но что одно было под твердью, а другое нечто над твердью. Если же в самом начале определено занять положение одному в низу во мраке, а другому не во мраке; ибо что в Духе Божием, то, конечно, во свете и отделено от мрака, а вместе с сим было выше тверди, показавшейся посреди; то пусть разумный слушатель судит, удалилось ли сколько-нибудь слово наше в сказанном от надлежащего разумения.
Источник: О шестодневе, слово защитительное брату Петру.
Иоанн Златоуст (
И сотвори, говорит, Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 4.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака (Пс. 103:3; Иов. 26:8). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь. Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма (Пс. 148:4) и песни трех отроков (Дан. 3:60), превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Августин (354−430)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие — под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых.
Источник: О Книге Бытия против манихеев.
Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью? А так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святой (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в данном месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая являет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?
Источник: О буквальном смысле Книги Бытия.
См. также Толкование на Быт. 1:6
Источник: О Книге Бытия Буквально. Книга неоконченная.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
«и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью…» Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр (2 Петр. 3.5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).
Источник
Первая книга Моисеева. Бытие, глава 1 Бытие, гл 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро – день один.
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро – день второй.
И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро – день третий.
И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и лет; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро – день четвёртый.
И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной».
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».
И был вечер, и было утро – день пятый.
И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам это будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 1:7
Свт. Василий Великий
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Свт. Григорий Нисский
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
Ибо сим показывается, что и в начале одна вода не была растворена другою, но при общности имен естество было не смешано: ибо говорится не то, что стало под твердью бывшее выше тверди, но что одно было под твердью, а другое нечто над твердью. Если же в самом начале определено занять положение одному в низу во мраке, а другому не во мраке; ибо что в Духе Божием, то, конечно, во свете и отделено от мрака, а вместе с сим было выше тверди, показавшейся посреди; то пусть разумный слушатель судит, удалилось ли сколько-нибудь слово наше в сказанном от надлежащего разумения.
О шестодневе, слово защитительное брату Петру.
Свт. Иоанн Златоуст
И сотвори, говорит, Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 4.
Свт. Кирилл Александрийский
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:1
Свт. Филарет (Дроздов)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака (Пс. 103:3; Иов. 26:8). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь. Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма (Пс. 148:4) и песни трех отроков (Дан. 3:60), превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения.
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:6
Блж. Августин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие — под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых.
О Книге Бытия против манихеев.
Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью? А так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святой (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в данном месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая являет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?
О буквальном смысле Книги Бытия.
См. также Толкование на Быт. 1:6
О Книге Бытия Буквально. Книга неоконченная.
Еп. Виссарион (Нечаев)
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Лопухин А.П.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
«и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью…» Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр (2 Петр. 3.5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).
Толковая Библия.
Источник