Вода предложный падеж предложение

Предложения со словом «вода»

Составим пред­ло­же­ния со сло­вом «вода» во всех паде­жах един­ствен­но­го числа.

Чтобы при­ве­сти при­ме­ры пред­ло­же­ний со сло­вом «вода», опре­де­лим его лек­си­че­ское зна­че­ние, часть речи и грам­ма­ти­че­скую фор­му. С помо­щью это­го непро­из­вод­но­го сло­ва обо­зна­ча­ют про­зрач­ную теку­чую жид­кость, год­ную для питья и при­го­тов­ле­ния еды.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что? Выявленные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му име­ни суще­стви­тель­но­му. Оно име­ет кате­го­рию жен­ско­го рода, так как согла­су­ет­ся с место­име­ни­я­ми и прилагательными:

  • он а , мо я вод а
  • клю­чев ая вод а .

Склонение слово «вода»

В пред­ло­же­ни­ях это сло­во может исполь­зо­вать­ся в фор­ме раз­ных паде­жей. Понаблюдаем, как это суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам в един­ствен­ном числе:

  • и. п. (что?) вод а́
  • р. п. струя (чего?) вод ы́
  • д. п. идем (к чему?) к вод е́
  • в. п. видим (что?) во́д у
  • т. п. любу­ем­ся (чем?) вод о́й
  • п. п. дума­ем (о чём?) о вод е́

В пред­ло­же­нии в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем это сло­во явля­ет­ся под­ле­жа­щим. У него нико­гда не быва­ет пред­ло­га. В осталь­ных паде­жах это суще­стви­тель­ное может иметь раз­ные пред­ло­ги и высту­па­ет в роли вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния: опре­де­ле­ния, допол­не­ния или обстоятельства.

Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний со сло­вом «вода» во всех паде­жах един­ствен­но­го чис­ла. По цели выска­зы­ва­ния пред­ло­же­ния могут быть повест­во­ва­тель­ны­ми, побу­ди­тель­ны­ми или вопросительными.

Примеры предложений

С горы льет­ся вода кри­сталь­но чистой стру­ёй (и. п.).

Родниковая вода холод­ная даже в жар­кий день (и. п.).

Вода — это насто­я­щий элик­сир жиз­ни! (и. п.).

Там, где нет воды, без­жиз­нен­ная пусты­ня (р. п.).

Без воды не может жить ни чело­век, ни зверь, ни пти­ца (р. п.).

А ты зна­ешь, что люди издав­на сели­лись толь­ко у воды? (р. п.).

Белые и серые гуси нето­роп­ли­во идут к воде (д. п.).

Я отдам пред­по­чте­ние чистой воде, а не слад­ко­му напит­ку (д. п.).

Лошади видят воду и спе­шат к ней (в. п.).

Про воду сло­же­но мно­го зага­док, посло­виц и народ­ных песен (в. п.).

На тём­ную воду озе­ра лег­ла сереб­ри­стая лун­ная дорож­ка (в. п.).

Люди, бере­ги­те воду — осно­ву жиз­ни на пла­не­те Земля! (в. п.).

На зака­те солн­ца мы любу­ем­ся быст­рой водой реки (т. п.).

С водой ухо­дят все печа­ли и забо­ты дня (т. п.).

На воде кача­ют­ся, как малень­кие лодоч­ки, опав­шие жел­тые листья при­бреж­ных кустов и дере­вьев (п. п.).

О воде мож­но рас­ска­зать мно­го инте­рес­но­го (п. п.).

Источник

Слово «воды» по падежам

Морфологические признаки слова: существительное, именительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевленное.

Падеж Вопрос Единственное число Ед. ч. Множественное число Мн. ч.
Именительный Что? вод воды
Родительный Чего? вода водов
Дательный Чему? воду водам
Винительный Что? вод воды
Творительный Чем? водом водами
Предложный О чём? воде водах

В именительном падеже отвечает на вопрос что? — вод, в родительном падеже отвечает на вопрос чего? — вода, в дательный падеже отвечает на вопрос чему? — воду, в винительный падеже отвечает на вопрос что? — вод, в творительный падеже отвечает на вопрос чем? — водом, в предложный падеже отвечает на вопрос о чём? — воде.

Морфологические признаки слова: существительное, именительный падеж, множественное число, неодушевленное.

Падеж Вопрос Единственное число Ед. ч. Множественное число Мн. ч.
Именительный Что? вод, вода воды
Родительный Чего? вода, воды водов, вод
Дательный Чему? воду, воде водам
Винительный Что? вод, воду воды
Творительный Чем? водой водами
Предложный О чём? воде водах

Морфологические признаки слова: существительное, женский род, именительный падеж, множественное число, неодушевленное.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 41. Предложный падеж.

  • как правильно писать предлоги и безударные окончания;
  • проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже;
  • повторить предложный падеж имени существительного.
  • познакомиться с предложным падежом имен существительных.
  • научиться определять начальную форму имени существительного;
  • распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное;
  • составлять предложение (словосочетание) с именем существительным в предложном падеже.

Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.

Предложный падеж – употребляется только с предлогом, поэтому так и называется – предложный. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?

Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в безударном слоге.

Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Текст-описание – текст, который отвечает на вопрос «какой?»

Предложение – группа слов, связанных по смыслу.

Второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение.

Дополнение – второстепенный член предложения, обычно выражен именем существительным в косвенном падеже.

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке мы повторим всё о предложном падеже.

Рассмотри таблицу и расскажи всё, что ты знаешь о предложном падеже.

О ком? о чём? где?

Роль в предложении: второстепенный член.

Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: думаю (о чём?) о землé, о Рóдине; о селé; о дóме; быть (где? в (на) чём?) в степи́, на ладóни

Всегда употребляется с предлогом.

Ты, конечно, помнишь, как проверить написание безударного падежного окончания.

Написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже можно проверить при помощи слов того же склонения с ударным падежным окончанием.

Что Вы узнали об именах существительных в предложном падеже?

Какой совет другу Вы могли бы дать при ответе на такие вопросы: как найти имя существительное в предложном падеже и какие окончания они имеют в этом падеже?

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

  1. Прочитайте. Назовите сказку.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушат. в корыт. в лохан.

В реке, в ручейке, в океан.

И в ванн. и в бан.

Всегда и везде вечная слава воде!

Объясните лексическое значение выделенных слов.

Проверьте себя: ушат — кадка из дерева небольшого размера с «ушами»; лохань — круглая или продолговатая большая ёмкость для стирки белья, купания; корыто — сделанное из широкого бревна или железа для стирки белья; ванна — большая продолговатая ёмкость для купания, мытья.

Посмотрите, как выглядят эти предметы.

Как Вы можете объяснить правописание слов с пропущенными окончаниями? Спишите отрывок сказки. Проверьте себя.

Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены?»

Правильно! Потому что ударные окончания пишутся так, как слышим.

Объясни написания других окончаний разными способами.

Проверьте себя: 2 способа. 1) Путём подбора слова с ударным окончанием (в ушате в ручейке; в ванне — в воде, в реке) или 2) путём определения склонения, падежа и воспроизведения в памяти окончаний имён существительных в предложном падеже.

2. Составьте с данными словами словосочетания с предлогами «о» — «об» и запишите их, обозначив число имён существительных. Используйте глаголы: разговариваю, думаю, читаем, знаем, заботимся, говорю, пишем.

__ свечке, __ ягоде, __ озере, __ юности, __ девочке, __ игре, __ отношениях, __ орлятах, __ книгах, __ еноте.

Разговариваю о свечке, говорю об ягоде, пишем об озере, думаю об юности, читаем о девочке, разговариваю об игре, знаем об отношениях, заботимся об орлятах, говорю о книгах, заботимся об еноте. (Глаголы могут отличаться от эталона.)

3. Игра «Кто где живёт»

Прочитайте название горожан, запишите название города в форме предложного падежа с предлогом в.

Якутяне – в ____________________, читинцы – в ______________, махачкалинцы – в _______________________, вологжане – в ______________________, армавирцы – в ____________________, кызылчане – в ______________________, пермяки – в ____________________.

Слова для справок: Пермь, Чита, Махачкала, Якутск, Вологда, Кызыл, Армавир.

Проверьте себя по эталону:

Якутяне – в Якутске, читинцы – в Чите, махачкалинцы – в Махачкале, вологжане – в Вологде, армавирцы – в Армавире, кызылчане – в Кызыле, пермяки – в Перми.

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

Правильно, это текст-описание, так как в тексте много имён прилагательных. Текст-описание отвечает на вопрос «какой?», а этот текст отвечает на вопрос «какая лиса?»

Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже. Назовите окончания, укажите склонение.

Образец. Ушки (на чём?) на макушке (1-е скл.).

Запишите текст по памяти. Проверьте себя.

Ты назвал такие словосочетания:

хвостик (на чём?) на отлёте (2-е скл.)

жилет (где?, на чём?) на груди (3-е скл.)

галстучек (где?, на чём?) на шее (1-е скл.)

Прочти ещё раз текст. Запиши по памяти. Проверь себя. Правильно ли ты записал текст? Правильно ли написаны окончания существительных в предложном падеже?

Примеры и разбор заданий контрольного модуля.

  1. Прочитайте пары слов-антонимов. Что обозначают данные слова?

Поставь данные существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. С какими словами надо употребить предлог об?

Будет правильно употребить предлог об с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и:

Об активности, об анализе, об огорчении, об огне.

Источник

Предложный падеж существительных

Предложный падеж суще­стви­тель­ных — это кос­вен­ный падеж, кото­рый упо­треб­ля­ет­ся в объ­ект­ном и обсто­я­тель­ствен­ном зна­че­нии с пред­ло­га­ми и отве­ча­ет на вопро­сы о ком? о чём? в ком? в чём? на ком? на чём?

Узнаем, что такое пред­лож­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, что он обо­зна­ча­ет и какие име­ет грам­ма­ти­че­ские особенности.

Имена суще­стви­тель­ные име­ют непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак — падеж.

Падеж — это спо­соб­ность имен­ных частей речи изме­нять свою началь­ную фор­му в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми дру­гих слов и грам­ма­ти­че­ски и по смыс­лу соеди­нять­ся с ними в сло­во­со­че­та­нии или в пред­ло­же­нии. У имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Первый их них име­ни­тель­ный падеж явля­ет­ся пря­мым, все осталь­ные паде­жи кос­вен­ные.

Что такое предложный падеж существительных?

В систе­ме грам­ма­ти­че­ских форм имён суще­стви­тель­ных пред­лож­ный падеж явля­ет­ся шестым по счё­ту. Такое назва­ние он полу­чил из-за харак­тер­ной осо­бен­но­сти. Эта грам­ма­ти­че­ская фор­ма все­гда име­ет предлог:

  • купать­ся в реке;
  • сооб­щить о дожде;
  • сидеть на крыльце;
  • спорт­пло­щад­ка при школе;
  • гулять по лугам.

Чтобы обра­зо­вать пред­лож­ный падеж суще­стви­тель­ных вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «думать», «спро­сить» и зада­дим вопро­сы о ком? о чём?

Этот кос­вен­ный падеж име­ет харак­тер­ные зна­че­ния в рус­ском языке.

Значения предложного падежа

Значения пред­лож­но­го паде­жа свя­за­ны с теми пред­ло­га­ми, с помо­щью кото­рых он оформ­ля­ет­ся грам­ма­ти­че­ски. Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы пред­лож­но­го падежа.

1. С пред­ло­га­ми «о», «об» эта падеж­ная фор­ма обо­зна­ча­ет лицо или пред­мет как объ­ект сооб­ще­ния, рас­ска­за, раз­мыш­ле­ния, забо­ты и пр.:

  • бес­по­ко­ить­ся о здоровье;
  • рас­суж­дать о проблеме;
  • пре­ду­пре­дить об опасности;
  • забо­тить­ся о дочери.

2. С эти­ми же пред­ло­га­ми пред­лож­ный падеж ука­зы­ва­ет на тему, содер­жа­ние чего-либо:

  • дис­сер­та­ция об общественно-политической жиз­ни Европы в XIX веке;
  • роман о деревне;
  • лек­ция об откры­ти­ях в медицине;
  • трак­тат о живописи.

3. С пред­ло­га­ми «в», «во», «на», «по», «при» пред­лож­ный падеж име­ет обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние и обо­зна­ча­ет место, где про­ис­хо­дит дей­ствие или кто-то или что-то располагается:

В про­стран­ствен­ном зна­че­нии с неко­то­ры­ми суще­стви­тель­ны­ми упо­треб­ля­ет­ся пред­лог «на», а с дру­ги­ми — «в»:

  • жить на Урале, на Камчатке, на Севере, но в Крыму, в Карелии;
  • быть в аэро­пор­ту, в бою, но на шка­фу, на полу.

4. Предложный падеж име­ет вре­мен­ное значение:

Окончания предложного падежа

Форма пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла 1 и 2 скло­не­ния име­ет типич­ное окон­ча­ние , мно­же­ствен­но­го чис­ла -ах/-ях, кро­ме неко­то­рых суще­стви­тель­ных с конеч­ны­ми бук­во­со­че­та­ни­я­ми -ия, -ие, -ий.

Понаблюдаем:

  • дедуш­ка — о дедушк е , о дедушк ах
  • тра­ва — на трав е , на трав ах

В фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с конеч­ным соче­та­ни­ем -ия отли­ча­ют­ся окон­ча­ни­ем :

  • кол­лек­ция — об кол­лек­ци и
  • лек­ция — на лек­ци и
  • экс­пе­ди­ция — в экс­пе­ди­ци и
  • гео­мет­рия — оцен­ка по гео­мет­ри и
  • гараж — о гараж е , о гараж ах
  • гвоздь — на гвозд е , на гвозд ях
  • пись­мо — в письм е , в письм ах
  • море — на мор е , на мор ях
  • счасть е — о счасть е

Существительные муж­ско­го рода с бук­во­со­че­та­ни­ем -ий и сред­не­го рода на -ие име­ют окон­ча­ние :

  • пла­не­та­рий — в пла­не­та­ри и
  • гер­ба­рий — о гер­ба­ри и
  • засе­ле­ние — при засе­ле­ни и
  • уме­ние — об уме­ни и

Существительные жен­ско­го рода 3 скло­не­ния обла­да­ют окон­ча­ни­ем :

  • шерсть — в шерст и
  • моло­дежь — о моло­дёж и
  • кару­сель — на кару­сел и

Варианты окончаний предложного падежа

Отметим, что неоду­шев­лён­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния харак­те­ри­зу­ют­ся вари­а­тив­ны­ми окон­ча­ни­я­ми -у/-ю или :

  • най­ти в лес у — рас­спро­сить о лес е
  • рабо­тать на дом у — нахо­дить­ся в дом е
  • не стой на ветр у — на сквоз­ном ветр е
  • думать о ра е — нахо­дить­ся в ра ю

Выбор этих окон­ча­ний зави­сит от мно­гих условий:

  • сло­во име­ет объ­ект­ное или обсто­я­тель­ствен­ное значение;
  • исполь­зу­ют­ся пред­ло­ги «в», «на» или «о»;
  • сти­ли­сти­че­ский харак­тер сло­во­фор­мы (книж­ный, раз­го­вор­ный или разговорно-просторечный);
  • смысл кон­тек­ста;
  • вли­я­ние про­фес­си­о­наль­ной речи;
  • пря­мое или пере­нос­ное зна­че­ние сло­ва и пр.

Существительные муж­ско­го рода с окон­ча­ни­ем име­ют книж­ный харак­тер. Они упо­треб­ля­ют­ся в объ­ект­ном зна­че­нии с пред­ло­гом «о». Слова с окон­ча­ни­ем -у/-ю при­над­ле­жат раз­го­вор­ной речи, чаще име­ют пред­ло­ги «в» и «на» и исполь­зу­ют­ся в обсто­я­тель­ствен­ном значении.

Сравним:

  • раз­мыш­лять (о чём?) о берег е — сидеть (где?) на берег у
  • напи­сать о сад е — поса­дить в сад у
  • забо­тить­ся о стро е — сто­ять в стро ю

Словоформы пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­гов «в» и «на» раз­ли­ча­ют­ся сти­ли­сти­че­ски как лите­ра­тур­ные и разговорные:

  • нахо­дит­ся в отпуск е — быть в отпуск у
  • сто­ит в цех е — рабо­та­ет в цех у
  • день­ги на счёт е — быть на хоро­шем счет у

Если у суще­стви­тель­но­го име­ет­ся опре­де­ле­ние, то исполь­зу­ет­ся фор­ма пред­лож­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем .

Примеры

В пуши­стом сне­ге все дере­вья и кусты.

В нашем цехе под­дер­жи­ва­ет­ся поря­док и чистота.

Василий рабо­та­ет в цеху уже мно­го лет.

Вся кух­ня ока­за­лась в густом чёр­ном дыме.

В пче­ли­ном мёде мно­го полез­ных веществ для человека.

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Юрий иосифович коваль вода с закрытыми глазами
Оцените статью