Вода примеры 8 класс тема
Ключевые слова конспекта: вода, физические и химические свойства воды, водные растворы.
Физические свойства воды
Чистая вода — прозрачная жидкость, без цвета, вкуса и запаха, плотность 1 кг/л, температура кипения 100 °С при 1 атм, температура плавления 0°С. У воды высокая удельная теплоемкость — 4,12 кДж/кг К), поэтому она долго нагревается и медленно остывает. У воды большая теплота испарения. На испарение 1 г воды требуется 2,25 кДж теплоты.
Атомы Н и О в молекуле воды соединены полярными ковалентными связями. На атоме водорода в молекуле Н2О имеется небольшой положительный заряд δ+, а на атоме кислорода — небольшой отрицательный δ-. Поскольку молекула воды имеет уголковое строение, она представляет собой двухполюсную частицу — диполь: . Между молекулами воды существует межмолекулярная водородная связь: Н2O ··· Н2O.
Химические свойства воды
Вода реагирует со многими металлами по типу реакций замещения.
С наиболее активными металлами — от Li по Аl в ряду активности металлов при комнатной температуре протекают реакции замещения одного атома Н в молекуле Н2O. С магнием реакция идет при нагревании, с алюминием — после снятия защитной оксидной пленки. В реакции образуются гидроксиды металлов — соединения, содержащие гидроксогруппу ОН, и водород:
2Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2↑,
Са + 2Н2O = Са(ОН)2 + Н2↑.
Менее активные металлы — Zn, Mo, W, Fe — взаимодействуют с водой при высокой температуре (400-600 °С). В этих реакциях образуются оксиды металлов и водород:
Zn + Н2O = ZnO + Н2↑,
3Fe + 4Н2O = Fe3O4 + 4Н2↑
Вода реагирует с оксидами активных металлов (реакция гидратации). При этом получаются растворимые в воде гидроксиды металлов — щелочи:
Na2O + Н2O = 2NaOH,
СаО + Н2O = Са(ОН)2.
Вода соединяется с оксидами многих неметаллов. При этом получаются растворимые в воде гидроксиды неметаллов — кислоты:
СO2 + Н2O = Н2СO3,
SO3 + Н2O = H2SO4.
Гидролиз — это обратимая реакция обмена, например соли с водой. При этом происходит расщепление молекул воды на Н и ОН, которые входят в состав двух новых веществ:
К2СO3 + Н2O = КНСО3 + КОН,
РСl3 + ЗН2O = Н3РО3 + ЗНСl.
Вода в жизнедеятельности человека. Водные растворы
Вода — жизненная среда всех живых организмов. Человек живет на суше, но его организм на 65-70% состоит из воды. Все процессы в живой клетке осуществляются в водной среде. В сутки человеку необходимо 2 л питьевой воды. Кроме того, вода нужна, чтобы варить пищу, стирать белье, умываться. Большие количества пресной воды расходуются в промышленности и сельском хозяйстве (растворитель). Отметим, что соленая вода морей и океанов для этих целей непригодна. Доля пресной воды в общих запасах воды на Земле составляет менее 3% от всех водных ресурсов.
Вода — химический реагент. Соединяясь с оксидами активных металлов, вода образует щелочи, а в реакциях с оксидами неметаллов дает кислоты — два больших и важных в деятельности человека класса веществ. Один из способов синтеза этилового спирта (этанола) C2H5OH — реакция этилена С2Н4 с водой:
Жесткость воды — это свойства воды, обусловленные содержанием в ней ионов Са 2+ , Mg 2+ , Fe 2+ . Если концентрация этих ионов велика, то воду называют жесткой, если мала — мягкой. При стирке с мылом в жесткой воде образуются осадки, часть мыла уходит в осадок и ухудшается качество ткани. Такая вода непригодна для охлаждения в радиаторах автомобилей, в паровых котлах и стиральных машинах. При нагревании жесткой воды образуется накипь, которая забивает трубы и ускоряет изнашивание механизмов. Различают временную и постоянную жесткость воды.
Временная или карбонатная жесткость вызвана присутствием растворенных гидрокарбонатов кальция Са(НСО3)2, магния Mg(HCO3)2 и железа Fe(HCO3)2. При кипячении воды гидрокарбонаты разлагаются с образованием осадка карбоната, и жесткость воды снижается:
Са(НСO3)2 = СаСО3↓ + СO2↓ + Н2O,
Fe(HCO3)2 = FeCO3↓ + CO2↓ + Н2O.
Другой способ устранения временной жесткости — действие известкового молока или соды:
Постоянная жесткость воды обусловлена присутствием в ней хлоридов, сульфатов и других растворимых солей кальция, магния и железа. Ее устраняют действием соды:
СаСl2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaCl.
Водный раствор — разновидность раствора, в котором растворителем служит вода. Будучи превосходным растворителем, именно вода используется для приготовления большинства растворов в химии.
Вещества, которые плохо растворяются в воде, называют гидрофобными (‘боящимися воды’), а хорошо в ней растворяющиеся — гидрофильными (‘любящими воду’). Примером типичного гидрофильного соединения может служить хлорид натрия (поваренная соль).
Если вещество образует водный раствор, который хорошо проводит электрический ток, то он называется сильным электролитом; в противном случае — слабым.
Конспект урока по химии «Вода. Свойства воды. Водные растворы». Выберите дальнейшее действие:
Источник
Урок по теме «ВОДА»(8 класс)
Гамалицкая Елена Николаевна, учитель химии, биологии
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №3
Тацинского района Ростовской области
Урок-практикум «Необыкновенное вещество — вода»
Урок химии в 8 классе.
Цель : исследовать свойства воды и уметь применять полученные знания на практике.
Предметные: Формирование у обучающихся знаний о физических свойствах воды, дополнить их новыми сведениями через систему познавательных заданий, опорных сигналов, лабораторно-демонстрационного эксперимента. Доказать, что вода — одно из важнейших веществ на Земле, выяснить соответствие органолептических и химических показателей воды нормативным показателям.
Метапредметные : Формирование и углубление знаний у обучающихся о значении воды для жизнедеятельности человека, с применением знаний по биологии, используя различные источники информации.
Личностные: Способствовать формированию позитивно — ценностного отношения к природе, к своему здоровью. Умение самостоятельно приобретать знания, формулировать выводы.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Форма урока: Урок-практикум с применением метапредметных связей, ИКТ-технологии.
Межпредметные связи: биология, экология, география, физика.
Химические реактивы и оборудование : колба с водопроводной водой, химические стаканы, цилиндр, лист с текстом, спички, термометр, лабораторные датчики рН и температуры цифровая лаборатории Архимед, карманный компьютер (КПК) и/или ПК, спиртовка, пробиркодержатель.
Технологическая карта урока
Приветствие учащихся, отсутствующие. Готовность к уроку
-Какое вещество мы изучили на прошлом уроке?
-Поиграем в игру «красный-черный». Если считаете, что ответ «да», поднимите красный кружок; если «нет»- черный. Будьте внимательнее.
-Водород по распространённости в природе занимает второе место?
-Водород сложное вещество?
-Водород входит в состав воздуха?
-Водород хорошо растворяется в воде?
-Водород имеет запах?
-Водород тяжелее воздуха?
-Химический знак водорода О?
-Водород-главный элемент космоса.
-Молекула водорода состоит из двух атомов?
-Водород взаимодействует с металлами?
-Соединения металла с водородом называются гидроксиды?
Оксид водорода это — вода?
Подготовка к работе
Учащиеся фронтально, поднимая руки, с кружками отвечают на поставленные вопросы.
3.Мотивация к учебной деятельности
Сегодня наш урок мы посвятим самому удивительному веществу на планете, такому знакомому и незнакомому, необходимому, изученному и загадочному.
-Она-зеркало, в котором отражается всё самое прекрасное и отвратительное.
-Она- снег, который тает на ладони.
-Она- туман, в котором можно заблудиться.
-Она многолика и противоречива.
-Она нужна для жизни.
-Что это за вещество?
-Значит какая тема нашего урока?
-Запишите число и тему в тетрадь.
Учащиеся слушают высказывания, думают, определяют вещество.
Записывают число и тему урока в рабочих тетрадях.
4. Актуализация знаний (20 мин)
Посмотрите на экран: Аквапарк, аквариум, акваланг, акварель, аквамарин.
Какое отношение эти слова имеют к теме нашего урока? Почему?
«Aqua» в переводе с латинского – «вода».
Зарождение жизни на нашей планете началось в воде. Вода содержится в любом живом организме, включая человека.
Если масса вашего тела около 40 кг, то в нем содержится примерно 26 кг воды. Это почти 2,5 ведра воды, конечно, это не чистая вода. Человек за свою жизнь (70 лет) потребляет и выделяет около 80000 кг воды. Следовательно «Вода – это жизнь».
Всему человечеству нужна цветущая земля, с чистыми реками и морями. Мыслители и писатели многих стран сделали много высказываний о значение воды: «Вода – это эликсир жизни», «Самое необыкновенное вещество в мире», «Вода – чудо природы». О воде не случайно писали картины, слагали стихи, проводили эксперименты.
Сегодня любой человек без труда назовёт формулу воды Н2О и скажет, что это сложное вещество. Но долгое время, вплоть до конца 18 века, вода считалась единым и неделимым веществом.
Французский химик А.Лавуазье занимался изучением состава воды. В феврале 1785 г. он пришёл к выводу, что вода содержит 85 % кислорода и 15% водорода. Природа воды была раскрыта и окончательно установлен состав, вода образована двумя газообразными веществами — кислородом и водородом. Это открытие сыграло важную роль в познании окружающей природы.
-Ребята, давайте подумаем, что Вы знаете о воде из своего жизненного опыта, уроков окружающего мира, физики, биологии, географии.
На ваших столах стоят лотки с химическим оборудованием и веществами, но главным веществом, с которым мы сегодня будем работать это вода (листы инструкции).
Лабораторная работа. (Приложение 1)
Необходимо заполнить таблицу.
Но вначале вспомним правила ТБ.
Опрос учащихся по лабораторной работе. А кто знает, какими ещё физическими свойствами обладает это удивительное вещество? (замерзания 0 градусов)
Называют известные свойства воды и заслушивают ответы одноклассников.
Учащиеся проводят эксперименты, фиксируют результаты.
5.Приобретение новых знаний.
6.Физ. минутка (2 мин)
7. В ключение нового материала в систему знаний
Мы экспериментально подтвердили с вами органолептические свойства воды. Как мы сказали, вода имеет огромное значение в нашей жизни. Проведем еще опыт. В химический стакан поместите равные массы питьевой соды и лимонной кислоты, перемешайте. Что-то произошло? Никаких изменений не происходит. Прилейте воды. Начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажгите лучинку и внесите ее в стакан: она тухнет, на воздухе загорается.
Какой вывод вы можете сделать?
Вода образует водную оболочку нашей планеты (как называется эта оболочка ? — вопрос классу) — гидросфера . Она включает воду в трех состояниях (каких?) — жидком, твердом (лед, снег) и газообразном (пар). В настоящее время вода занимает 3/4 поверхности Земли. Внимание на экран (слайд).
1. Вода в атмосфере Земли (водяной пар около 12300 км) 3
3. Воды суши (Реки, озёра, болота, ледники и подземные воды).
Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Воды на Земле, как кажется на первый взгляд, довольно много, но 97% — это соленая вода морей и океанов, и лишь 3% — пресная. Из них около трех четвертей недоступны живым организмам, так как эта пресная вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это настоящий мировой резерв пресной питьевой воды. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из других стран.
Демонстрация наглядности (колбы с водой).
Если весь запас воды на Земле принять за 1 литр, то запасы пресной воды его 30 мл, а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии — всего 6 мл.
Какой вывод мы можем сделать? Воду надо беречь.
Какие действия необходимы человеку для охраны природных ресурсов воды?
2. Вода в космосе. Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. Исследование Венеры показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара. В атмосфере Марса был обнаружен водяной шар в виде льда, но водоёмов на поверхности нет. Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях.
3 . Вода в живом организме
Как вы думаете, в каких живых организмах больше воды?
Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы-81% воды, на втором – растения (споры на 50%), на третьем – животные-70%, на последнем – человек-65%.
Самая богатая водой ткань — стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль — всего лишь 0,2%.
А теперь с помощью простых математических расчетов давайте подсчитаем, сколько воды содержится в вашем теле.
Кровь — 90%, кости — 30%, слюна — 99,5%, мышцы — 80%, мозг — 81%, лимфа – 90%.
для мужчин общее содержание воды = 1,065+0,603 х (масса тела);
для женщин общее содержание воды = 1,874+0,493 х (масса тела).
Какую роль выполняет вода в нашем организме?
4. Аномалии воды.
В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы — айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды. Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды.
При замерзании вода расширяется, все другие вещества сжимаютя . Температура кипения воды 100 0 С, плавления – 0 0 С .
-Чистая вода жидкость без цвета, вкуса и запаха.
-Кипит при температуре 100 градусах и замерзает при 0 градусах.
-Существует в трех агрегатных состояниях
-Плотность льда меньше, чем у жидкой воды, что является аномальным свойством воды.
-Вода обладает самой большой теплоемкостью.
-Она не проводит электрический ток.
«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете»
Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери.
Источник