Вода в нашей жизни
Продолжение. Начало см. в № 3/2009
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Пиар-акцией или презентацией курса может служить просмотр глубокого, мудрого, доказательного, эмоционально насыщенного, эстетически прекрасно оформленного видеофильма «Капля воды», показанного на телеканале РТР. Подобно тому, как в советское время переписывались и передавались из рук в руки произведения А.И.Солженицына и В.С.Высоцкого, учителями химии переписывается и передается этот замечательный видеофильм. Он может служить готовой презентацией предлагаемого курса.
Показ фильма можно организовать на классных часах в каждом из 9-х классов основной школы или в 10–11-х классах базового уровня старшей школы совместно с классными руководителями или устроить коллективный просмотр видеофильма учащимися каждой параллели. На такие просмотры могут быть приглашены также все желающие: учащиеся других классов, учителя, их родители.
Для того чтобы мотивировать учащихся на внимательное изучение видеофильма, им можно предложить вопросы, ответы на которые они дадут по окончании просмотра в ходе завязавшейся дискуссии. Приведем примерный перечень этих вопросов и возможные варианты ответов на них для тех учителей, которые не смогут приобрести этот видеофильм.
1. Во всем мире нет ничего более мягкого, чем вода, но она точит камень (китайский мудрец Лао-цзы). Почему?
(При замерзании вода расширяется с такой силой,
что разрушает камень; деревянные бруски, вставленные в
трещину камня или скалы, а затем политые водой,
также с большой силой разбухают и раскалывают камень.)
2. Почему «прорастают цветы сквозь асфальт»?
(Тургорное давление (давление протоплазмы
на клеточную стенку изнутри) в растении достигает 400 атм.)
3. Видеофильм «Капля воды» доказывает, что среди многочисленных свойств этого вещества важнейшим является информационное свойство, т.е. способность получать, сохранять и передавать информацию. Почему?
(Несмотря на то, что химическая формула воды постоянна, ее структура под действием информации может меняться, образуя кластеры – ячейки памяти. Молекулы воды выступают в роли своеобразного алфавита, из которого строятся «слова» памяти в виде разнообразных ее структур.)
4. Какие факторы могут изменять структуру воды?
(Эмоции – страх, ненависть, любовь; магнитные поля;
радиоактивность; хорошее и плохое слово и даже музыка.)
5. Как хорошее и плохое слово влияет на структуру воды?
(Опыт, проделанный японскими учеными с тремя стаканами с рисом, залитым водой, дал следующие результаты: рис, которому говорили добрые и ласковые слова, забродил и стал издавать приятный запах; рис, которому говорили злые и грубые слова, почернел; рис, которому не говорили никаких слов, – загнил.
Вода, которой говорили добрые и ласковые слова, замерзла в виде красивых звездчатых кристаллов, а вода, которой говорили злые и грубые слова, замерзла в безобразные бесформенные глыбки.)
6. Как понятие «малая Родина» связано с водой?
(Структура воды в человеческом организме идентична
структуре воды той местности, в которой он родился.)
7. Водой тушат пожары, тем не менее в некоторых процессах воспламенения, в частности такого горючего материала, как бензин, участвует вода. Для чего?
(Вода в небольших количествах инициирует некоторые процессы горения,
способствуя более полному сгоранию топлива.)
8. Как структура воды влияет на состояние эритроцитов в крови?
(Опыт доказывает, что слипшиеся эритроциты, неспособные к переносу кислорода, через
12 мин. после выпитой пациентом структурированной воды разъединялись, становились
активными и переносили кислород.)
9. Как взаимосвязаны молитвы, читаемые верующими различных конфессий, со структурой воды?
(Кристаллы замерзшей воды, над которой читались мусульманские, христианские, буддистские молитвы, имели красивую, правильную, звездчатую форму различных конфигураций. Ученые доказали, что звуковые колебания молитв и электромагнитные колебания планеты Земля имеют одинаковую частоту – 8 Гц).
10. Как вода реагирует на различную музыку?
(Вода, которая находилась в помещении, где звучала
классическая музыка Баха, Бетховена, Моцарта, кристаллизовалась в правильные,
звездчатые кристаллы, похожие на снежинки; вода под влиянием тяжелого рока
или бездарной попсы кристаллизовалась в бесформенные и безобразные кристаллы.)
11. Как все многообразие красок неба, радуги, закатов, восходов, северного сияния связано с водой?
(Цвет неба – это результат преломления света в воде различной структуры.)
12. Если вода – носитель информации, то почему за миллионы лет существования Земли эта память не переполнилась и не дала сбоев?
(Вода, в первую очередь океаническая, обладает способностью стирать память, в том числе и негативную. Это происходит при переходе воды из одного агрегатного состояния в другое.)
Обсуждение таких или других составленных учителем вопросов позволит реализовать нравственный потенциал видеофильма, привлечь необходимый контингент учащихся к предлагаемому элективному курсу, мотивировать их на активное изучение его. Наш опыт показывает, что подобная пиар-компания позволяет победить в жестокой конкурентной борьбе с другими элективными курсами, сформировать группы, которые будут изучать предлагаемый курс от начала и до конца.
Водный объект | Содержание воды, тыс. км 3 |
Ледники, подземные льды |
Вода в руслах рек
Вода в атмосфере
Биологические воды (в живых организмах)
Учитель. Каждый живой организм включает в свой состав воду, она в нас самих: мы на две трети состоим из воды.
Можно сказать, что вода и жизнь на нашей планете неотделимы.
Попробуйте себе представить, как бы выглядела наша планета, если бы внезапно исчезла вода: мрачные «глазницы» морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем солей, ранее растворенных в воде, пересохшие русла рек, навек замолкнувшие родники. Ни кустика, ни цветочка, ни единого живого существа на мертвой земле.
Важная роль воды была давно подмечена человеком. Совсем не случайно Аристотель включил ее в число четырех основных начал природы. Вода – простое вещество, единое и неделимое, считали в средние века. Позже А.Лавуазье доказал, что вода состоит из водорода и кислорода и ее можно получить с помощью химических реакций.
Вся практическая деятельность человека с глубокой древности связана с использованием воды и растворов. Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. Величайшие пески Сахары, неприступные и жестокие, поглотили много смельчаков, нередко исчезали целые караваны. Их убивала «одна карающая рука» – неумолимая и безжалостная жажда. В пекле пустынь человек может продержаться без воды примерно около суток.
Каждый день мы начинаем с воды. Приводим себя в тонус – умываемся и принимаем душ. Завтрак, как правило, начинается с чашечки горячего чая или кофе. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности же она удивительна и хранит еще много неизведанного.
Вода – подлинное чудо природы: не будет ее – погаснет жизнь на Земле. Нам еще предстоит познакомиться со свойствами и приоткрыть тайны этого вещества.
Роль воды на Земле
Демонстрация опорной схемы.
Комментарии к опорной схеме
1. Вода – колыбель жизни, в ней появились первые белковые комочки, которые, совершенствуясь, дали впоследствии потрясающее разнообразие растительных и животных организмов. Ученые едины во мнении, что именно из водной среды выбрались на сушу и приспособились к новым условиям существования, заселили землю первые растения и животные.
2. Вода – среда обитания большинства живых организмов. Если масса всех животных и растений земной суши составляет 10 млрд т, то биомасса Мирового океана достигает 30 млрд т.
3. Вода – основа жизни, т.к. служит средой протекания всех биохимических реакций и жизненных процессов в животных и растительных клетках. Без воды не может существовать ни один организм. Содержание воды в мозге – 81 %, в мышцах – 50–70 %, костях – 34–40 %.
4. Вода – основная пища растений. Одна из важнейших реакций на Земле – фотосинтез – состоит в соединении воды с углекислым газом. В ходе дальнейших превращений возникает поразительное многообразие органических соединений.
Русские народные пословицы подмечают:
Дождь – кормилец.
Без дождя и трава не растет.
Много снега – много хлеба, много воды – много травы.
5. Вода – важнейший преобразователь неживой природы. Cтекая с гор, она дробит скалы и камни, попадая во все трещины и замерзая там в холодное время, вода заставляет лопаться огромные скалы, постепенно превращая их в песчинки. За многие миллионы лет вода в содружестве с солнцем, воздухом и растениями создала почву, превратив безжизненные скалы первозданной Земли в зеленый ковер лесов и степей.
6. Вода – главный растворитель не только в живой, но и в неживой природе. Каждую минуту солнце испаряет 1 млрд т воды. Охлаждаясь в атмосфере, вода выпадает на Землю в виде осадков. Миллионы ручейков, речек и рек, возникших при этом, омывают земную сушу, растворяют вещества и несут их в Мировой океан. За многие годы там накопились несметные богатства.
Лабораторный опыт «растворение перманганата калия»
Перед выполнением опыта следует напомнить о правилах техники безопасности при работе с химическими веществами. При отсутствии перманганата можно воспользоваться медным купоросом.
Ученикам предлагается взять лопаточкой несколько кристалликов перманганата калия и добавить их в стакан с 50 мл воды, перемешать палочкой (по часовой стрелке) в течение 5–10 с, обращая внимание на скорость растворения.
Школьники отмечают, что под действием центростремительных сил кристаллики оказываются в центре «воронки», образуя малиновый «смерч», исчезающий через некоторое время после перемешивания. Оставшиеся на дне кристаллики растворяются значительно медленнее.
7. Вода – участник практически всех химических реакций на Земле. Как примесь, вода присутствует практически во всем, что окружает нас. Без нее не обходится даже воспламенение паров бензина в двигателях. Если в топливе присутствует небольшое количество воды, сгорание бензина идет значительно полнее, а топливо расходуется экономнее.
8. Вода – мощный источник энергии. Вращая тысячи турбин современных ГЭС, она дает огромное количество энергии. Самая большая гидроэлектростанция современности Итайпу находится на реке Парана, на территории Бразилии и Парагвая, ее мощность составляет 12 600 МВт.