- Моисей выводит евреев из Египта
- Предыстория исхода евреев из Египта.
- Переход через Красное море
- Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
- Исход евреев из Египта – станы Исхода.
- Карта исхода евреев из Египта.
- Историчность Исхода Евреев.
- Год исхода евреев из Египта.
- Рассечение моря
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Оглавление
- Евреи подходят к морю [↑]
- Рассечение моря [↑]
- Десять чудес у Ям Суф [↑]
- Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]
- Что случилось с фараоном? [↑]
- Песня на море — Шират а-Ям [↑]
- Значение рассечения Красного моря [↑]
- Седьмой день Песаха
- Моше бен Амрам. Исход
- Про лошадей. Недельная глава Бэшалах
- Всевышнему «трудно»?
- Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!
- Мидраш рассказывает. Недельная глава Бешалах
- Природа чудес, скрытых в природе
- Избранные комментарии на главу Бешалах
Моисей выводит евреев из Египта
Исход евреев из Египта – библейское предание, описанное в Ветхом Завете в книге Исход. Исход евреев – одно из наиболее широко освещенных в Библии событий, что, тем не менее, не приводит к единогласному мнению исследователей Библии о достоверности данных событий.
Предание о том, как Моисей выводит евреев из Египта, в христианстве оказало особое влияние на теологию отдельных движений. К примеру, протестанты, спасаясь от преследований, часто искали в предании моральную поддержку, католики использовали исход евреев как прообраз поиска политической свободы.
Предыстория исхода евреев из Египта.
Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:
…сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли, и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та. (Книга Исход, глава 1)
На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.
В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.
Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.
Спустя некоторое время Моисею явился Господь в горящем кустарнике и приказал ему вернуться в Египет и вывести евреев из египетского плена в землю обетованную. Моисей возвращается в Египет и предстает перед фараоном, требуя отпустить народ Израиля. Фараон отказывается и тогда бог насылает на страну Десять казней египетских. Подробней о 10 казнях Вы можете прочесть в этой статье или, непосредственно в главах Библии (Книга Исход, главы 7 — 12).
Переход через Красное море
После данного события евреи покинули Египет. Судя по всему, их было не менее 600 тысяч мужчин, и по-видимому не менее полутора миллиона в целом. Фараон погнался за евреями, однако господь помог своему народу и воды моря расступились, дав пройти Моисею и Его народу, когда же народ Израиля прошел – воды снова сомкнулись и привели к гибели армии фараона, следовавшей по пятам за евреями.
… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря. (Исход, глава 14)
После перехода через Красное море, Израильтяне еще больше уверовали в Господа и в пророка его Моисея. Они воспели хвалебную песнь Господу – Исход, глава 15.
Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.
Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.
Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.
Исход евреев из Египта – станы Исхода.
Известно, что исход евреев из Египта длился долгие 40 лет. Причиной тому стало то, что народ до конца не поверил в силу Господа. Когда, уйдя с горы Синай, народ Израиля пересек пустыню Фаран и подошел к границе Ханнаана, то евреи усомнились в том, что Господь поможет им одолеть хананеев. За это Бог обрек их на сорокалетнее скитание по пустыне, за время которого умер каждый, кто был в плену в Египте. Когда евреи вышли к Иордану, это было уже новое поколение.
В Библии описывается 42 локации, которые были посещены евреями во время исхода из египетского плена под предводительством Моисея. Станы сынов Израилевых описаны в 33 главе книги Числа. Много данных есть также в книге Исход и во Второзаконии.
Если верить документальной гипотезе, список мест, посещенных при исходе евреев из Египта не входил в оригинальный текст Пятикнижия и был добавлен позже.
Путь евреев был нелегким, однако господь помогал им не умереть от голода и жажды, посылая им манну небесную.
Карта исхода евреев из Египта.
Не смотря на некоторое разногласия между теологами и историками, на сегодняшний день существуют примерные карты исхода. Более того, до сих пор ведутся многочисленные исследования, в которых ученые, толкую текст Библии, пытаются реконструировать маршрут, по которому Моисей вывел евреев из Египта.
Сорок лет спустя ухода их Египта, израильтяне обогнули Моав, разбили амореев и вышли к берегу реки Иордан недалеко от горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.
Историчность Исхода Евреев.
Ранее библейское повествование о том, как Моисей вывел евреев из Египта, воспринималось как документально точное описание. Подобная точка зрения была основной до начала ХХ века. На сегодняшний день существует несколько точек зрения на историчность исхода евреев, описанного в Ветхом Завете.
- События исхода вполне достоверны и соответствуют реальной истории, хотя и претерпели поэтическое переосмысление в Библии (точка зрения школы Библейской археологии).
- События исхода имели место быть, однако имели меньший масштаб и со временем, переродившись в народный эпос, для которого характерно преувеличение и возвеличивание, стали основой библейского предания об исходе (точка зрения многих западных ученых-библеистов).
- События исхода – миф, то есть исключительно народное творчество, не имеющее под собой исторических оснований.
- Предание об исходе евреев – вымышленное и имеет исключительно имеет богословское значение. Придумано оно было в 5—4 веках до н. э в среде израильских священников (точка зрения библейского ревизионизма).
Год исхода евреев из Египта.
Многие интересуются, когда Моисей вывел евреев из Египта, какой год считается годом Исхода. В Библии не указано время исхода, что, конечно, породило множество версий, касательно возможного года, когда Моисей вывел народ Израиля из Египта. Большинство версий охватывают период между 2100 и 1050 годами до н. э.
Предпринимались многочисленные попытки вывести год исхода из текста Библии. Если отталкиваться от текста Третьей Книги Царств:
В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. (Третья книга царств, глава 6),
то можно сделать вывод, что год исхода – 1446 год. Однако эта дата часто подвергается критике, ввиду того, что число 480 весьма символично, его рассматривают как результат умножения символичного для всего Пятикнижия Моисеева числа 40 на 12 – количество колен Израиля. Более того, если обратится к хронологии Библейской Книги Судей, то дата не подтвердится.
Рассмотрим еще несколько версий датировки исхода, не основанных на тексте Библии:
Эммануэль Анати считает, что исход евреев имел место быть около 2100 года до н. э. Он отождествляет гору Синай с горой Хар-Карком, где существовал храм (скиния) и осуществлялась культовая практика именно в это время. Позже гора Хар-Карком была покинута. Это полностью ложится на факты, описанные в Библии: евреи пришли на гору Синай, где жили в течение года, построив здесь походный храм и назначив священников.
Нужно сказать, что практически никто из историков, археологов и библеистов не поддерживает эту точку зрения по причине того, что нет данных о том, что народ Израиля существовал в это время, а также археологических данных о появлении нового этноса в данном регионе.
Иосиф Флавий считал, что исход евреев из Египта был между 1700 и 1800 гг до н. э. В своей точке зрения, он полагался на труды историка Манефона, который, к сожалению, не дошли до нашего времени. Манефон описывал некий народ гиксосов, которые создали свое царство в дельте Нила и были впоследствии изгнаны египетским фараоном. Именно с гиксосами Флавий отождествляет народ Израиля.
Генри Холл, известный египетский археолог, в целом поддерживал теорию Иосифа Флавия, однако считал, что эти события произошли несколько позже – примерно в 1400 гг до н. э.
Уильям Олбрайт считает, что Исход евреев произошел между 1250 и 1200 годами. Эта точка зрения имеет большое количество последователей среди археологов, которые отмечают появления нового типа керамики, а, значит, и новой этнической группы в регионе.
Источник
Рассечение моря
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в главе Бешалах второй книги Пятикнижия, книги Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Сзади их преследовали египтяне. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян.
Оглавление
Евреи подходят к морю [↑]
В книге Пятикнижия Шмот рассказывается, как евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью казнями, и подошли к морю. Когда они расположились лагерем, они увидели приближающуюся к ним армию египтян. В великом страхе евреи стали взывать к Б-гу и упрекать своего предводителя Моисея (Моше) за то, что он вывел их из Египта (Шмот, 14:10-12). Моше ответил им: «Не страшитесь. Станьте и зрите спасение, Г-сподом (ниспосланное), которое Он совершит вам сегодня; ибо, как видели вы египтян сегодня, более не увидите их вовеки. Г-сподь будет вести битву за васбудет вести битву за (для) вас. Ради вас, для вас. И подобно (этому) “ибо Господь ведет битву за них להם” [14, 25], и также “за Б-га ל — לא будете ли спорить” [Йов 13, 8], и также “и Который говорил לי обо мне (ради меня)” [В начале 24, 7], и также “вам ли бороться за баала לבעל” [Судьи 6, 31]., а вы — молчите» (Шмот, 14:13-14).
Мидраш так объясняет это место Торы: из слов Моше следует, что еврейский народ разделился на четыре группы. Представители колен Реувена, Шимона и Иссахара поддались панике и решили, что они скорее бросятся в море, чем будут противостоять египтянам. Моше успокаивал их: «Не бойтесь, будьте спокойны, и вы еще увидите, что Вс-вышний спасет вас!» Колена Зевулуна, Биньямина и Нафтали считали, что лучше сдаться и вернуться в Египет. «Вы больше никогда не увидите египтян», — обещал Моше. Колена Иеуды и Йосефа воскликнули: «Давайте выступим и завяжем бой с египтянами». Но Моше поправил их: «За вас будет сражаться Ашем». Колена Дана, Гада и Ашера предложили совершить набег на лагерь египтян и вызвать там панику.
«Нет, — ответил Моше. — Стойте здесь и откажитесь от этого плана».
Рассечение моря [↑]
Египтяне не смогли напасть на еврейский лагерь, так как, по словам Торы, «…переместился ангел Б-жий, шедший перед станом Израиля, и пошел позади них. И переместился облачный столп, (шедший) перед ними, и стал позади них. И вошел между станом Египта и станом Израиля, и было облако и мрак (для египтян), и озарял (огненный столп) ночь (для сынов Израиля). И не приближался один к другому всю ночь» (Шмот, 14:19-20).
В Торе говорится, что Моше, по приказу Вс-вышнего, простер руку с посохом над морем, и Б-г разводил море сильным восточным ветром и превратил его в сушу. «И вошли сыны Исраэля внутрь моря по суше, а воды им стеною справа и слева от них» (Шмот, 14:22).
Мидраш рассказывает о том, что море расступилось не сразу. Несмотря на то, что оно преграждало евреям путь, предводитель колена Иеуды Нахшон бен Аминадав начал заходить в воду. Он заходил все дальше и дальше, уповая на Вс-вышнего, и, когда вода дошла ему до самого носа, в море образовался свободный от воды «коридор». Тогда следом за Нахшоном двинулись по проходу другие беглецы.
За евреями устремились египтяне, но воды вернулись в свое естественное состояние и уничтожили их.
Десять чудес у Ям Суф [↑]
Согласно Мидрашу, когда евреи пересекали Ям Суф, Вс-вышний совершил ради них десять разных чудес:
1. Разделение вод.
2. Над головами евреев было создано защитное покрывало, подобное крыше.
3. Воды были разделены на двенадцать отдельных проходов (по проходу для каждого колена).
4. Земля под ногами сынов Израиля была совершенно сухой.
5. Под ногами египтян земля была подобна глине. Это было возмездием мера за меру египтянам, которые поработили евреев и заставляли их обрабатывать глину.
6. Воды стали твердыми, как скалы, раня египтян, преследовавших сынов Израиля.
7. Затвердевшая вода образовала стены, украшенные мозаикой.
8. Стены, образованные из затвердевшей воды, были прозрачными, что позволяло каждому колену видеть остальных идущих (это придавало им чувство уверенности и безопасности).
9. Если еврей, пересекая Ям Суф, ощущал жажду, то ему достаточно было протянуть руку, и стена таяла, давая прекрасную воду для питья.
10. Как только еврей утолял жажду, стена опять становилась твердой.
Десять казней, которые были наведены на египтян [↑]
В Мидраше приводится десять казней, которые были наведены на египтян при рассечении моря (есть другие мнения, что казней было 50, 200 и 250 — см. Пасхальную Агаду):
1. Даже когда занялся рассвет, египтяне шли в темноте, потому что Облако позади евреев погрузило египетский лагерь во тьму.
2. Облако, кроме того, сделало так, что земля под ногами египтян стала мягкой как глина.
3. Столб огня, освещавший путь сынам Израиля, излучал на египтян сильный жар; это привело к тому, что копыта их коней отвалились.
4. Жар сжег колеса египетских колесниц, однако они продолжали двигаться, ибо их увлекали в морскую пучину Б-жественные силы.
Об упомянутых казнях в Торе сказано: «И он гнал их (египтян), отягощая» (Шмот 14:25), — чтобы дать понять, что фараон был наказан этими казнями мера за меру за то, что он ожесточил свое сердце и утяжелил рабский труд сынов Израиля.
5. Поскольку копыта коней отвалились, египтяне падали со своих колесниц в грязь. Упав, они уже не могли подняться.
6. Когда на египтян устремились потоки воды, ни один из них не мог бежать. Волны накатывались и закрывали их там, где они лежали.
7. Ашем встряхнул египтян, как встряхивают горшок, когда его переворачивают, и они рухнули в море. Даже когда они уже утонули, нижние волны выбрасывали их наверх, а верхние волны увлекали обратно в глубину.
8. Некоторые египтяне были засыпаны землей на дне моря.
9. Некоторые египтяне пошли ко дну быстро, как свинец — это была быстрая и милосердная смерть для лучших из египтян. Нечестивцы же долго кружились в море, умирая медленной, мучительной смертью.
10. В конце концов, море выбросило трупы египтян на берег, чтобы их видели сыны Израиля.
Что случилось с фараоном? [↑]
Согласно одной версии, когда тонуло его войско, он остался в живых, чтобы стать свидетелем триумфа евреев. И только потом он тоже погиб в море. Согласно другой версии, он остался в живых, но так никогда и не вернулся в Египет. Он жил в изгнании, провозглашая величие Б-га.
Пиркей де-раби Элиэзер указывает на фараона как на живой пример великой силы раскаяния. Когда фараон был брошен в море, он признал истинность силы Вс-вышнего, которую отрицал в прошлом. Поэтому Вс-вышний спас его, и он бежал в Нинвей, где стал царем. Именно к нему был много позже направлен пророк Йона, призывавший жителей города к раскаянию, и он прислушался к словам пророка.
Песня на море — Шират а-Ям [↑]
Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2): «Даже служанка созерцала на море [раскрытие славы Творца] в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоился Руах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).
Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.
Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.
Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.
Значение рассечения Красного моря [↑]
Что же произошло? Недавние рабы атакованы войском фараона. Против пеших людей с детьми на руках действуют 600 железных колесниц-танков. Евреи в отчаянье; их сердца устремляются к Б-гу. И Б-г чудесным образом спасает свой народ, уничтожая сильнейшую армию того времени.
В честь этого чудесного избавления, ставшего символом нашей веры в Б-га, установлен отдельный праздник — Седьмой день Песаха. Это праздник рождения из вчерашнего раба нового свободного человека, полностью уповающего на Б-жественное Провидение
И во всех поколениях, когда от еврея требуется подобная самоотверженность и самоотдача, мы сравниваем себя с Нахшоном сыном Аминадава, первым зашедшим в воду и двигавшимся вперед, пока вода не дошла ему до самого носа — Нахшоном, который заставил своим поступком расступиться море. Полное упование на Б-га вершит чудеса!
Седьмой день Песаха
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Моше бен Амрам. Исход
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Про лошадей. Недельная глава Бэшалах
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?
Всевышнему «трудно»?
Рав Овадья Климовский
Как понять фразу «Тяжело достаётся пропитание наше Творцу, как рассечение красного моря»?
Почему после рассечения реки Иордан евреи не воспели песнь Всевышнему, как они сделали после рассечения моря?!
Мидраш рассказывает. Недельная глава Бешалах
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Природа чудес, скрытых в природе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Избранные комментарии на главу Бешалах
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Народ, страдавший под гнетом рабства, с опаской воспринял появление Моше. Евреям было трудно поверить, что Всевышний будет творить чудеса посредством человека, а не ангела.
Источник