Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной.
Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды — фильтрованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эксперементирование | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТАЛЬНОСТЬ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАНИЯ
Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.
ЦЕЛЬ: подвести детей к формулировке проблемы, анализу ситуации, планирования эксперимента.
ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной.
Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды — фильтрованием.
Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.
Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, родник, колодец, град, фильтр, краситель.
Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы, воронки, песочные часы. Алгоритм выполнения опыта « Соломинка, пипетка» : клеёнка, стакан с водой, чайная ложка, пипетка, соломинка для коктейля, речной песок, сахарный песок, пищевой краситель, мука, масло подсолнечное, вата, марля.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы», беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей», настольные игры о воде.
Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в кружок.
Воспитатель : Сегодня утром , когда я шла к вам в детский садик, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот он постоит на столе и посмотрит на вас.
А вы ребята проходите и садитесь на стульчики.
А чтобы вы поняли , о чем мы будем сегодня с вами говорить, я вам загадаю загадку:
Если руки ваши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без…
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
— Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?
Дети: Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.
Воспитатель: Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.
Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.
Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.
Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – тогда получается родник.
Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?
Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков — это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.
Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды. Где можно услышать? (фонограмма: море, дождь, водопад).
А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.
Есть ли запах у воды?
А какой у воды цвет?
Красный или голубой?
Синий или золотой?
Кто даст правильный ответ?
У воды и цвета нет!
Тем вода приметна,
А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?
Дети : У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.
Воспитатель : Перед тем, как начать работу, ребята, давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус?
Дети : Есть опасность отравиться.
Воспитатель : Можно ли нюхать?
Дети : Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Воспитатель : Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает?
Дети : Да, пьём из заварки и сахара.
Воспитатель : Правильно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?
Дети : растворился в воде.
Воспитатель : Вода — растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?
Дети : Сахар, акварель.
Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?
Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).
Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно).
Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.
Давайте попробуем растворить другой песок, какой песок вы ещё знаете?
Дети : Песок из песочницы, песок около речки.
Воспитатель : Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?
Дети : вода стала грязная, мутна, серого цвета.
Воспитатель: Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.
Воспитатель : А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?
Дети : пропустить через вату.
Воспитатель : Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра. Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.
Возьмите вату, положите её на горлышко бутылки и потихоньку перелейте воду с песком в эту бутылку. Что получилось?
Дети : Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.
Воспитатель : Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.
Вот у вас на столе лежит пакетик с красителем. Когда и для чего мы его используем? (Дети: красим яйца).
Правильно, на пасху красим яйца. Давайте положим чуть-чуть красителя в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?
Дети : Вода стала красной, синей, зелёной…
Воспитатель : Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краситель красный и вода стала красного цвета, а за этим синий и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?
Возьмите фильтр (вату или марлю) и эту воду, которую вы покрасили пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?
Дети : вата стала красного, синего, розового цвета.
Воспитатель: Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краситель растворился в воде.
-В маленьком стаканчике какая — то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, что это?
Дети : это масло подсолнечное.
Воспитатель : Молодцы, правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите каплю масла и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?
Дети : Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.
Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что дл этого мы должны сделать?
Дети : возьмём пустую бутылку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.
Что же у нас получилось?
Дети : масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.
Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.
— Воспитате ль: Посмотрите и скажите, что это за белый порошок лежит у вас?
Дети : мука, сода.
Воспитатель : Потрогайте его. Да это мука, давайте растворим её. Хорошенько помешайте ложкой, подождите. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Вода мутная.
Воспитатель: Правильно. Вода в стакане стала мутной. Мука растворилась в воде. Теперь попробуем очистить воду. Перельём воду через фильтр в другой стакан. Что мы видим?
Дети: Вода почти чистая, на фильтре остался осадок.
Воспитатель : Да, вода стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре. Только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь отверстия фильтра и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
-Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли. ( Смотрят на снеговика, а он совсем растаял и превратился в лужу воды) . Видите ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёршем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. Посмотрите на фильтр, какой он?
Дети : фильтр грязный.
На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого мы слепили снеговика был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки. Давайте подведём итоги: о чём мы сегодня с вами говорили? Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Дети: говорили о воде. Растворяются: сахар, краситель, мука. Не растворяются: речной песок, подсолнечное масло.
Воспитатель : Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?
Дети: с помощью фильтра.
Воспитатель : Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
-А теперь давайте поиграем. На моём столе стоит банка с водой. Вам надо с помощью пипетки перенести воду в пустой стакан, который стоит на вашем столе. Переносить воду надо по одному человеку, друг за другом, аккуратно, не разливая воду. Какой стол больше и быстрее перенесёт воды, те и победили. Раз , два, три начало игры! ( Дети играют в игру) .
Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.
Источник
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»
Маргарита Халисова
Конспект занятия «Вода — растворитель. Очищение воды»
Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.
Цель: закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.
1. Выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде.
2. Познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.
3. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.
4. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
5. Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций и их решения.
6. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
7. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию.
Социально – коммуникативное развитие
обогащение: фильтр, фильтрование
Предварительная работа: беседы о воде, её роли в жизни человека; проводили наблюдения за водой в детском саду, дома; опыты с водой; рассматривали иллюстрации на тему «Вода»; знакомились с правилами безопасности во время исследования и экспериментирования; загадывание загадок о воде; чтение художественной литературы, экологические сказки; игры о воде.
Демонстрационно-наглядный материал: кукла в синем костюме «Капелька».
Раздаточный материал: стаканы пустые, с водой; растворители: сахар, соль, мука, песок, пищевой краситель, растительное масло; пластмассовые ложечки, воронки, марлевые салфетки, ватные диски, фартуки клеёнчатые, кружки с чаем, лимон, варенье, одноразовые тарелки, клеёнка на столы.
Ход НОД
Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать с вами беседу,я хочу загадать вам загадку:
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять. (вода)
— Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость.
-Давайте вспомним какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на других занятиях. Перечислите.
1. У воды нет запаха.
3. Она прозрачная.
5. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Воспитатель: — Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой. Для этого нужно нам ненадолго превратиться в учёных и заглянуть в нашу лабораторию экспериментирования:
Вправо, влево повернись,
В лаборатории окажись.
(дети подходят к мини-лаборатории).
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, кто опять у нас в гостях? И что нового появилось в лаборатории?
Дети: — «Капелька», внучка деда Зная и красивая коробка.
Хотите узнать что лежит в этой коробке?Отгадайте загадки:
1. Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна (соль)
2. Я бел как снег,
Там и пропал. (сахар)
3. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны (мука)
4. Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде пенится,
Брызгается и шипит (масло)
Пищевой краситель – применяется в кулинарии для украшения тортов, покраски яиц.
Песок – для строительства, играть с ним в песочнице.
Дети рассматривают пробирки с веществами.
Воспитатель: — Все эти вещества принесла «Капелька» для того, чтобы мы помогли ей разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними.
Воспитатель: — Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?
(дети надевают клеёнчатые фартуки и подходят к столу, где на подносе стоят стаканы с чистой водой).
Воспитатель: — Давайте вспомним правила,перед тем как начать работу с этими веществами:
1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться.
2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Воспитатель: — Данил покажет, как правильно это делать (направляя запах от стакана ладошкой).
Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, что изменится, если растворить эти вещества в воде?
Выслушиваю предполагаемый результат детей до смешивания веществ с водой.
Воспитатель: — Давайте проверим.
Предлагаю детям взять каждому стакан с водой.
Воспитатель: — Посмотрите и определите, какая там вода?
Дети: — Вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная.
Воспитатель: — Возьмите пробирку с веществом, которое вы выбрали и растворите в стакане с водой, помешивая ложечкой.
Рассматриваем. Выслушиваю ответы детей. Правильно ли они предполагали.
Воспитатель: — Что произошло с сахаром, солью?
Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной.
Мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.
Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.
Вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустился на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился.
Порошок пищевого растворителя быстро изменил цвет воды, значит, растворяется хорошо.
Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек.
Вода – растворитель! Но не все вещества растворяются в ней.
Воспитатель: — Ребята, мы с вами поработали и «Капелька» предлагает нам отдохнуть.
(Дети садятся за другой стол и проводится игра.
Игра: «Угадай напиток на вкус (чай)».
Чаепитие с разными вкусами: сахаром, вареньем, лимоном.
II Экспериментальная работа.
Подходим к 1 столу.
Воспитатель: — Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать?
Предлагаю взять свои стаканы с растворами и подойти ко 2 столу.
Воспитатель: — Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Делаем фильтры с детьми.
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром.Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
Рассматриваем, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами.
Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль.
Вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная.
После фильтрования красителя цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался цветным.
1. Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука.
2. Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло.
3. С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
4. С помощью чего? – фильтра.
5. Все ли соблюдали правила безопасности? (один пример).
6. Что интересного (нового) вы сегодня узнали?
Воспитатель: — Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ.
«Капелька» благодарит вас за оказанную помощь и дарит вам альбом для зарисовки опытов. На этом наши исследования закончены,возвращаемся из лаборатории в группу:
Вправо, влево повернись.
В группе снова очутись.
1. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
2. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-Пресс 2010.
3. Познавательно исследовательская деятельность старших дошкольников — Ребёнок в детском саду №3,4,5 2003год.
4. Исследовательская деятельность дошкольника — Д/в №7 2001год.
5. Экспериментирование с водой и воздухом – Д/В №6 2008год.
6. Экспериментальная деятельность в детском саду – Воспитатель ДОУ №9 2009год.
7. Игры – экспериментирования младшего дошкольника – Дошкольная педагогика №5 2010год.
Конспект НОД «Без воды нет жизни на Земле. Запасы воды моего края» Цель: Обогащение представлений детей о воде. Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода.
«Вода, водица — милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному Дню воды. «Вода, водица – милая сестрица». Экологическая неделя, посвященная Всемирному дню воды. Цель: развивать кругозор детей, интерес.
Исследовательский проект для второй младшей группы «Вода, вода, кругом вода» Участники проекта: дети 2 младшей группа «А» комбинированной направленности, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Конспект НОД по экспериментированию «Вода-растворитель. Очищение воды» ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная,.
Конспект НОД в ходе режимных моментов «Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Золотой петушок» г. Пролетарска Пролетарского.
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода вокруг нас. Свойства воды» Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Познакомить.
Открытое занятие по ФКЦМ «Вода, свойства воды. Круговорот воды в природе» Конспект открытого занятия по ФКЦМ с детьми подготовительной группы на тему : «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе «. Образовательная.
НОД в старшей группе «Свойства воды. Вода-растворитель. Очищение воды» Старшая группа. Свойства воды. Вода – растворитель. Очищение. Цель: •Формирование познавательной активности через создание проблемных ситуаций.
Конспект экспериментального занятия «Вода, вода, кругом вода» Цель: закрепить знание детей о значимости воды в жизни человека и природы. Задачи: — развивать наблюдательность, любознательность; — воспитывать.
Конспект занятия «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе» «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе». Конспект организованной образовательной деятельности по формированию экологических представлений.
Источник