Вода с культурами простейших

Содержание
  1. Невооружённым глазом Рассмотрите воду в пробирках с культурами простейших что вы можете сказать о ее цвете наличии в воде включений?
  2. . Какие организмы можно отнести к простейшим?
  3. В пробирку воды из пруда с эвгле — нами прилили немного раствора йода?
  4. . взять поочередно по 1 капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотреть под малым увеличением микроскопа?
  5. Рассмотрите без увеличительный приборов жидкость в пробирках?
  6. Простейшие широко распространены в почве и в воде, однако они не могут жить в кипячёной воде?
  7. Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока)?
  8. Почему наличие воды является обязательным условием сушествования простейших?
  9. Что характерно для строения плодов рассмотренных вами невооружённым глазом?
  10. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу?
  11. Какие растительные клетки видны невооружённым глазом?
  12. Простейшие. Культивирование микроорганизмов
  13. Организация практической и исследовательской деятельности школьников в курсе биологии на базе летнего лагеря мегион 2008 год содержание

Невооружённым глазом Рассмотрите воду в пробирках с культурами простейших что вы можете сказать о ее цвете наличии в воде включений?

Биология | 5 — 9 классы

Невооружённым глазом Рассмотрите воду в пробирках с культурами простейших что вы можете сказать о ее цвете наличии в воде включений.

Вода постепенно будет менять цвет.

. Какие организмы можно отнести к простейшим?

. Какие организмы можно отнести к простейшим?

Есть ли среди них те, которых можно увидеть невооружённым глазом?

В пробирку воды из пруда с эвгле — нами прилили немного раствора йода?

В пробирку воды из пруда с эвгле — нами прилили немного раствора йода.

Смесь изменила цвет.

. взять поочередно по 1 капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотреть под малым увеличением микроскопа?

. взять поочередно по 1 капле воды из каждой пробирки с определенной культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотреть под малым увеличением микроскопа.

Определить форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

Рассмотрите без увеличительный приборов жидкость в пробирках?

Рассмотрите без увеличительный приборов жидкость в пробирках.

Что можно сказать о ее цвете, наличии включений, двигающихся включениях ?

Простейшие широко распространены в почве и в воде, однако они не могут жить в кипячёной воде?

Простейшие широко распространены в почве и в воде, однако они не могут жить в кипячёной воде.

Как вы можете это объяснить?

Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока)?

Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока).

Рассмотрите невооружённым глазом.

Почему наличие воды является обязательным условием сушествования простейших?

Почему наличие воды является обязательным условием сушествования простейших?

Что характерно для строения плодов рассмотренных вами невооружённым глазом?

Что характерно для строения плодов рассмотренных вами невооружённым глазом.

Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу?

Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу.

Найдите на конце корневой чехлик.

Какие растительные клетки видны невооружённым глазом?

Какие растительные клетки видны невооружённым глазом.

На этой странице находится вопрос Невооружённым глазом Рассмотрите воду в пробирках с культурами простейших что вы можете сказать о ее цвете наличии в воде включений?, относящийся к категории Биология. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие вопросы и ответы на них в категории Биология. Если ответы вызывают сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Отличия : 1)у аппаратчиков — корни, у мхов — ризоиды 2)у папоротников преобладает спорофит, у мхов гаметофит 3)у мхов спорофит растёт на гаметофите, у папоротников гаметофит (заросток) растёт отдельно) Сходства : 1)обоим для размножения необходима во..

На фотографии решение примеров.

Жизнь — это способ существования белковых тел.

Баргузинский соболь — Байкальский заповедник ; Зубр — Калужские Засеки ; Орлан — Магаданский.

Пресмыкающиеся широко распространились на суше благодаря следующим особенностям : — сухая кожа, покрытая роговыми чешуйками или пластинками ; — третье веко, защищающее глаз от высыхания, так как слезные железы еще развиты плохо ; — лучше развитые орг..

ДНК — 1 — я цепь : А — А — Т — Г — Ц — Ц — Г — Т — А — А — Ц — Г — Т — Ц ДНК — 2 — я цепь : Т — Т — А — Ц — Г — Г — Ц — А — Т — Т — Г — Ц — А — Г РНК — 2 — я цепь : У — У — А — Ц — Г — Г — Ц — А — У — У — Г — Ц — А — Г.

А дополняется Т Ц дополняется Г ТАТ — ЦТГ — АГТ — ЦЦТ — АТГ.

Кислород не поступает, фотосинтез следовательно, тоже не проходит, вот и чернеют.

Если листья, стебли, плоды повреждаются и после отмирания попадают во влажную среду, насы­щенную солями железа, это взаимодействие осуществляется легко и приводит к появле­нию черного цвета. Чем выше содержание ду­бильных веществ в живых клетках, те..

1. Зародыш, семядоля / эндосперм, семенная кожура(однодольные) Зародышевый стебелёк, почечка, зародышевый корешок, семядоли, семенная кожура(двудольные) 2. Разнообразие плодов проявляется по форме, размерам, окраске, количеству семян ; по содержания..

Источник

Простейшие. Культивирование микроорганизмов

Успех проведения лабораторного практикума зависит от наличия раздаточного материала, предлагаемого учащимся для изучения. Ниже приводятся рекомендации по сбору, содержанию, обработке и хранению раздаточного материала. Сбор и приготовление раздаточного материала можно проводить силами учащихся. Для этого им дается определенное летнее задание по сбору и инструкции по приготовлению раздаточного материала

Обеспечить учащихся животными подцарства Простейшие в достаточном количестве можно только культивируя их. Культивировать простейших можно непосредственно в школе (в лаборантской кабинета биологии) или дома у учащихся или членов биологического кружка. Многие простейшие могут обитать совместно в смешанной культуре, но можно приготовить и чистые культуры определенных видов простейших.

Для содержания простейших используется только прозрачная (не зеленая) стеклянная посуда. Использование металлической посуды исключается, так как металл оказывает вредное влияние на животных. Для содержания простейших пригодны обычные банки для консервирования, но предпочтительнее банки с прямоугольным дном, прямоугольные стаканчики, кристаллизаторы, простоквашницы и чашки Петри.

Для культивирования простейших лучше всего использовать дождевую или талую воду. Речную, озерную или прудовую воду перед использованием кипятят и фильтруют либо через густой шелк, либо через бумажный фильтр. Поскольку водопроводная вода хлорируется, она не пригодна для содержания простейших. Если же приходится прибегать к использованию водопроводной воды, то ее предварительно отстаивают в течение 7—10 дней в стеклянном сосуде (при этом воду периодически помешивают стеклянной палочкой). Во время отстаивания хлор постепенно улетучивается, а вода насыщается кислородом. Перед использованием воду фильтруют. Но даже отстоявшейся водой следует пользоваться осторожно, так как можно загубить культуру простейших. По мере испарения воды в сосуд добавляют свежую, сохраняя, по возможности, один и тот же уровень.

Важную роль при разведении простейших играют температура воды и освещение. Наиболее благоприятной является температура 18—23 °С. Необходимо следить за тем, чтобы не было резких колебаний температуры. Многим простейшим необходимо хорошее дневное освещение, поэтому банки с культурой простейших ставят вблизи окна, но при этом нельзя допускать попадания на них прямых солнечных лучей (для защиты можно использовать какие-либо экраны — занавеску, ширму и т.д.).

Нельзя допускать загрязнения воды какими-либо химическими веществами. При взятии проб культуры используют специально отведенные для этой цели пипетки. Взятые для просмотра пробы сливают в дезинфицирующие растворы. Банки с культурами держат закрытыми стеклянными пластинками. Это уменьшает испарение воды и загрязнение культуры пылью. Для сосудов с культурой лучше всего выделить специальное место и не перемещать их, избегая тем самым встряхивания жидкости.

Для культивирования простейших необходимо заранее приготовить питательную среду, богатую бактериями, которые чаще всего служат для них пищей. Существует несколько различных рецептов приготовления питательных сред.

  1. В стеклянную банку кладут слой сенной трухи или нарезанного лугового сена (можно листьев) толщиной 0,5 см и заливают дождевой или прудовой водой. Банку накрывают стеклом и ставят на окно, но так, чтобы она была защищена от попадания прямых солнечных лучей. Через 3—4 дня в сосуд доливают воду из загрязненного стоячего водоема, на дне которого имеется гниющая растительность. При этом следует захватить со дна немного ила. Через некоторое время на поверхности жидкости в сосуде появляется пленка. Как правило, в приготовленной среде сначала появляются разные мелкие инфузории, затем амебы (их следует искать прежде всего в пленке) и, наконец, инфузории-туфельки (в среднем, через 15 дней после добавления прудовой воды).
  2. В мешочке из марли прокипятить листья салата, который можно вырастить и на подоконнике. В небольшую банку налить прудовой воды и опустить в нее мешочек с салатом. Через 3—5 дней салат нужно поменять. В этой питательной среде, как правило, появляется большое количество инфузорий.
  3. На несколько дней положить в воду кусочки жабр или ноги беззубки. Появившихся инфузорий вылавливают пипеткой и переносят в сосуд с салатом.
  4. Если из грязного водоема с гниющими растениями взять воду вместе с грязью и гнилью, накрыть стеклом и оставить стоять несколько дней спокойно, то через некоторое время можно получить много инфузорий и амеб.
  5. Если к 200 см 3 питательной среды добавить либо 10—15 капель молока, либо щепотку картофельной муки, либо овсяного (рисового, пшеничного) отвара, то можно получить большое количество крупных простейших. Отвар круп готовится следующим образом: 50—100 г крупы 20—30 мин. кипятить в 1 л воды. Полученный отвар наливают в бутылку, закупоривают ее и доливают в культуру по 5—10 см 3 по мере надобности.
  6. Готовят два настоя: 1) молодых облиственных веток березы или других деревьев в сырой (не водопроводной) воде; 2) огородной земли (1/4 объема) в сырой воде (3/4 объема). Через 10 дней оба раствора сливают вместе в равных объемах, а затем, через 6—8 дней, вносят в приготовленную питательную среду амеб. Если через каждые 2—3 месяца пересаживать амеб в свежую питательную среду, то их можно иметь в течение всего года.
  7. Большое количество инфузорий можно получить в настое свиного мозга. 120 г мозга разрезать на кусочки и раздавить в воде, через 12 часов профильтровать через марлю. Добавляя воду, довести объем настоя до 1 л, разлить полученную жидкость в несколько стеклянных банок и добавить в каждую по 1 см 3 сенного настоя с инфузориями. Через 2—3 дня можно получить большое количество инфузорий. Ежедневно следует удалять пленку, образовывающуюся на поверхности жидкости.
  8. В течение нескольких минут прокипятить зерна риса или пшеницы. Одновременно в другой колбе прокипятить воду, охладить ее, разлить в несколько чашек (например, Петри) и поместить в каждую несколько подготовленных зерен.

Приготовленная любым способом питательная среда в течение 7—10 дней должна оставаться открытой для того, чтобы в ней размножилось как можно больше бактерий.

В лаборантской кабинета биологии можно держать “запущенный” аквариум, в котором для занятий можно найти нужных беспозвоночных. До начала учебного года в аквариум средних размеров насыпают тонкий слой песка (1,5 см) и кладут на него слой грунта с гниющими листьями и веточками (1—1,5 см), взятого со дна пруда. В грунт сажают элодею, рдест и другие водные растения, не промывая их. Они должны занять большую половину аквариума, а свободную от растений поверхность дна засыпают тонким слоем песка. Аквариум заливают прудовой водой и оставляют без ухода, доливая время от времени испаряющуюся воду. В этом же аквариуме можно содержать разных моллюсков, водяных личинок и т.д.

Смешанную культуру простейших готовят приблизительно за месяц до использования ее на занятиях. Периодически культуру просматривают, пробы берут со дна, с поверхности, из середины сосуда, при этом отмечают, в какой банке и в каком месте обнаруживается скопление простейших и каких именно.

В смешанных культурах развиваются разные простейшие, причем их видовой состав постоянно меняется. Поэтому лучше иметь для работы чистые культуры. Для этого несколько капель смешанной культуры или проб воды из водоемов наносят на предметное стекло, не накрывая его покровным. При малом увеличении микроскопа рассматривают приготовленный микропрепарат. С помощью пипетки с сильно оттянутым концом вылавливают нужных животных и переводят в сосуд с питательной средой. Питательная среда должна быть предварительно прокипячена и остужена. Сосуд плотно закрывают стеклом. Периодически берут пробы и наблюдают за развитием простейших. Для сохранения чистоты культуры длительное время животных периодически (примерно раз в месяц) пересаживают в свежую питательную среду.

Источник

Организация практической и исследовательской деятельности школьников в курсе биологии на базе летнего лагеря мегион 2008 год содержание

Лабораторный практикум. Методика разведения и содержания культур простейших животных, и применение их в учебном процессе

Найти свободноживущих простейших в природе можно почти в каждом водоеме — в пруду, канаве, болоте, в прибрежных час­тях больших водоемов и т.д. Они встречаются в толще и на дне; на различных подводных предметах, на водных растениях, среди гниющих растительных остатков и в почве.

Мелкие размеры простейших затрудняют работу с ними. Од­нако их обилие в природе и легкая доступность, а также простота их содержания и разведения благоприятствуют работе с ними.

Живые культуры простейших необходимы учителю при изучении простейших, которыми начинается курс зоологии, при изу­чении клеточных форм жизни в разделе цитологии общей биологии, в кружковой работе и при выполнении учащимися внеклас­сных индивидуальных работ и экскурсий по изучению водной фауны. В процессе изучения культур простейших они знакомятся со свободноживущими одноклеточными организмами, учатся находить их в природе, содержать и разводить культуры простейших в лаборатории и у себя дома в качестве живого корма для некоторых мальков аквариумных рыб. Подробно знакомятся с их строением, образом жизни важнейших представителей прос­тейших, их размножением и взаимоотношениями с другими фор­мами, знакомятся с признаками классов и отрядов простейших.

Опыт работы многих учителей биологии убеждает в том, что при изучении простейших учащимся доступно разведение инфузорий на различных питательных средах, наблюдение за образованием пищеварительных вакуолей при «подкармливании» их безвредными для них красками, проведение опытов, выясняющих характер поведения инфузорий в зависимости от действия на них различных раздражителей: кристалликов поваренной соли, ку­сочков бактериальной пленки, света, а также быстроту размножения инфузорий в зависимости от температуры окружающей среды.

Во всех случаях, когда это возможно, знакомство с животным, должно начинаться с рассмотрения его в живом виде. Рассмотрение живого животного по сравнению с изучением фиксированного имеет целый ряд преимуществ:

1. Изучающий видит естественную окраску животного, естественную форму тела, характерные позы, может наблюдать способ движения животного и его реакции на внешние раздражители.

2. Наблюдая живых животных, лучше всего можно понять один из важнейших принципов живого организма — единство формы и функции.

Различные свободноживущие простейшие — амеба, эвглена, инфузории (саркодовые, жгутиконосцы и инфузории) обитают нередко совместно. Поэтому наряду со специальными приемами работы имеется ряд общих условий при разведении простейших ряд общих правил:

1. Сбор простейших в природе непосредственно перед занятием ненадежен.

2. Раздаточный материал в нужном количестве и качествен­ном составе обеспечивается только культивированием, т.е. созда­нием условий, благоприятных для жизни и размножения прос­тейших.

3. Для получения сборной культуры простейших применяется только стеклянная посуда из прозрачного (не зеленовато-бутылоч­ного) стекла. Можно использовать любую стеклянную посуду банки, стаканы, простоквашницы, чашки Коха, чашки Петри ем­костью от 300 мл до 3—4 литров. Любая металлическая посуда непригодна из-за вредного влияния на животных металла, растворенного в воде, хотя бы даже в ничтожных дозах.

Вода. Водопроводная вода непригодна, т. к. она хлорированная. Ее можно применять только после дехлорирования, для чего ее оставляют в стеклянном сосуде в течение 7—10 дней для улетучи­вания хлора, время от времени перемешивая стеклянной палочкой. За это время она насыщается кислородом. Перед использованием воду профильтровать через бумажный складчатый фильтр, по ме­ре испарения добавляя свежую воду, сохраняя по возможности один, и тот же уровень.

Самая надежная вода для разведения простейших — это дождевая, талая, озерная, прудовая, предварительно подвергается кипячению, а затем фильтруется через густое шелковое сито пли бумажный складчатый фильтр.

Условия содержания культур. Развитие простейших во многом зависит от температуры воды и освещения:

1. Наиболее благоприятная температура в пределах 18—23°С, отрицательно влияет резкая смена температур.

2. Банки с культурой ставят вблизи окна, но защищают от не благоприятного воздействия прямых солнечных лучей (занавеска­ми, ширмой, картонной пластинкой).

3. Устранить всякую возможность загрязнения воды каким-либо химическим веществом.

4. Нельзя переносить банки с культурами с одного места на другое во избежание встряхивания жидкости.

5. Держать банки закрытыми стеклянными пластинками, что уменьшает испарение воды и загрязнение культуры пылью.

Питательная среда для простейших . Пищей простейших чаще всего служат бактерии, поэтому для культивирования бактерий готовят питательную среду, богатую бактериями. Используют обычно рисовые, почвенные и навозные настои.

1. Рисовый (пшеничный). В колбе с водой кипятят несколько минут зёрна риса или пшеницы, одновременно в колбе кипятят воду, затем остужают, фильтруют и помещают в чашки Петри (Коха) и в каждую помещают 5—6 зёрен.

2. Почвенный настой: 1/4 банки насыпают садовой (огородной) почвенной земли и на 3/4 сырой воды.

3. Навозный настой: 100г конского навоза, выдержанного в течение 10 дней в прохладном месте (в подвале), добавляют I литр кипятка при постоянном помешивании.

4. Смешанный настой: 100г. почвенной земли + 50г.навоза + 1 литр кипячёной горячей воды.

Питательные среды оставляют открытыми на 7—10 дней для развития в них бактерий.

Внесение в культуру простейших. Берут три банки и наполняют водой из разных водоёмов — канавы, лужи, пруда; на дно кладут ил, свежую и разлагающуюся растительность. Воду наливают через сетку из капроновой ткани, чтобы избавиться от хищных животных (рачков, червей), питающихся инфузориями, затем эту воду в количестве 200—500 мл прилить в сосуд с питательной средой.

Сборная культура простейших ставится не позднее как за месяц до использования её на занятиях. Время от времени она просма­тривается, для чего берут пипеткой пробы из разных мест — со дна, из толщи воды, с поверхности плёнки, затем отмечают видовой состав простейших.

Ловить простейших в водоёме следует сачком из плотной мате­рии. Собирать их надо из различных участков водоёма—со дна, из толщи, с поверхности, и разместить в отдельные банки, снабдив их соответствующей этикеткой с указанием, где и когда взята проба, из какого водоёма и из какой его части (со дна, из толщи воды).

Культуры простейших, взятые летом и осенью, можно без боль­ших трудностей содержать в течение всего года, хотя простейших можно найти в природе и зимой — в иле на дне водоёма зарослей имеются цисты этих животных.

Исследование культур. Амебу и инфузорию трубача исследуют под лупой, а остальные под микроскопом.

Стёкла для препарата (предметное и покровное) должны быть чистыми и сухими, поэтому, приступая к работе, их надо хорошо протереть. Держать стекло следует двумя пальцами (удобнее всего большим и указательным) за его противоположные края, не касаясь пальцами поверхности стекла во избежание загрязнения его.

Пипеткой наносят каплю культуры на предметное стекло; держа покровное стекло указанным способом в несколько наклоненном положении, прикладывают нижний край его к предметному стеклу в основании капли и плавно опускают его на каплю.

Капля культуры не должна быть очень-большой, чтобы предметное стекло не плавало на ней. Излишнюю жидкость следуем оттянуть фильтровальной бумагой.

В случаях, когда фильтруют достаточно крупные объекты (амёба протеи, вольвокс, инфузория трубач) и есть опасность повредить их, накрывая покровным стеклом, то на жидким стекло из воска или пластилина делают небольшие «ножки», приподнимающее покровное стекло. Воск согревают между пальцами руки и царапают по нему каждым из четырёх углов покровного стекла, стекло кладут на каплю ножками вниз.

Разведение инфузорий. Обычно инфузорий разводят в искусственных условиях. Для кормления мальков чаще всего используют туфельку P. caudatum, размеры которой обычно колеблются от 0,1 до 0,3 мм.

Для разведения туфелек лучше всего брать чистую культуру инфузорий. Если невозможно приобрести чистую культуру, то можно развести её самому.

Туфельки встречаются почти в каждом водоёме. Добывают их таким образом: воду из водоёмов наливают в три стеклянные банки; в одну из них кладут взятые со дна веточки, гниющие листья и прочие разлагающиеся растительные остатки, в другую собирают различные растения (ряска, элодея), в третью — ил, взятый со дна. Таким образом, в трёх банках будут созданы различные условия для жизни туфелек. После заполнении водой банки нужно просмотреть и удалить из них всех ракообразных, насекомых и их личинок, так как большинство этих животных поедают инфузорий.

Летом можно также взять пробу со дна высохшего водоема, а зимой — грунт из-подо льда. Банки ставят на светлое место (не под прямые лучи солнца) при комнатной температуре и закрывают стёклами.

После того, как банки простоят 2—3 дня, их слегка встряхивают и просматривают на свет. При этом можно определить, много ли туфелек в сосуде и нет ли там её врагов — водных насекомых и ракообразных.

Взяв каплю из банки на предметное стекло, просматривают её с помощью микроскопа или лупы. Туфелек легко отличить от других животных по их быстрому плавному движению. Тело у них веретенообразное, напоминающее по форме подошву туфли.

Под малым увеличением микроскопа хорошо видно, как при движении вперёд они вращаются вокруг своей оси.

Инфузории часто массами скапливаются у кусочков органи­ческих остатков листочка или у поверхностной бактериальной плёнки, где они питаются бактериями. При неравномерном’ осве­щении сосуда подавляющее большинство туфелек концентрируется у более освещенной стенки. В закрытом сосуде и вообще при недостатке кислорода в воде они держатся у поверхности.

Если размножение происходит недостаточно быстро, можно добавить в воду 1—2 капли кипячёного молока, но обычно через 2—3 дня инфузорий бывает вполне достаточно. В таком случае берут каплю воды у стенки, расположенной со стороны света, и тщательно просматривают её под микроскопом при малом увеличении.

Если в пробе не обнаруживается никаких животных, кроме туфелек, то культура пригодна для массового размножения. В противном случае большая капля воды с максимальной кон­центрацией инфузорий располагается на чистом стекле, а рядом с ней со стороны света располагается капля свежей отстоявшейся воды. Обе капли соединяются с помощью отточенной спички вод­ным мостиком; туфельки устремляются в сторону свежей воды и света с большой скоростью, чем все остальные микроорганизмы. Размножаются туфельки очень быстро, поэтому в начале для разведения нет необходимости в их больших количествах.

При разведении туфелек можно употреблять различные сосу­ды, наиболее удобны стеклянные банки. Наилучшей является вода с температурой около 26°С, достаточно хорошие результаты получаются при комнатной температуре, но сохранить культуру можно при гораздо более низкой температуре (4-10° С и даже ниже). Длительное содержание культуры при оптимальной тем­пературе приводит к их бурному размножению, а затем к быст­рому исчезновению.

Лучше всего при разведении инфузорий использовать трех­литровые банки. В одной из них отстаивается вода, доливаемая взамен убывающей, а в двух поддерживается культура инфузории. Из них по очереди берутся туфельки из мест их наибольшей концентрации с помощью резиновой груши со стеклянных наконечником.

Туфелек можно культивировать на банановой кожуре. Кожуру спелых неповрежденных бананов высушивают, а затем хранят в сухом помещении; сушеную кожуру промывают и в не большом количестве (1—3 см 3 ) помещают в культуру.

Наиболее простым является разведение туфелек на снятом сыром или кипяченом молоке. Молоко нужно добавлять по 1-3 капли в несколько дней (лучше меньше, чем больше). При образовании осадка на дне или мути на стенках сосуда банку следует вымыть, налить отстоянную воду и поместить в нее культуру туфелек. Необходимо всегда держать в запасе культуру тyфелек, которой можно заменить погибшую, т. к. культура на молоке очень нестойкая (особенно легко погибает при его избытке). В молочном растворе туфельки питаются размножающимися там в огромном (количестве молочнокислыми бактериями.

Можно разводить туфелек на сенном настое. Для этого в чистую кастрюлю или колбу кладут 10г лугового сена ни литр воды и кипятят в течение 15—20 минут. За это время погибают все простейшие и их цисты, но сохраняются споры 6актерий. После кипячения остывший настой фильтруют через воронку с ватой, разливают в сосуды и закрывают ватно-марлевыми тампонами. Через 2—3 дня из спор развиваются сенные палочки, служащие пищей для инфузорий. В таком виде в настои можно по мере необходимости добавлять культуру. Сохраняется он в течение месяца.

Туфелек можно разводить на сушеных листьях салата, помещенных в мешочек из марли, и на пекарских дрожжах.

Туфельки служат естественными санитарами пресных пол, уничтожающими бактерий.

Для получения чистой культуры необходимо освободи п. культуру от бактерий и взвешенных в воде органических частик Богатую культуру инфузорий помещают в цилиндр, сверху ил жидкость кладут вату и затем осторожно, на вату доливают свежую воду. Через полчаса большинство туфелек перемещают в свежую воду и вместе с нею их переносят грушей в сосуд отстоявшейся водой.

Эвглены — мелкие одноклеточные животные организмы, относящиеся к группе зелёных жгутиконосцев типа саркомастн лофоры. Так же, как для других представителей класса жгутиконосцев, для них характерно наличие жгутиков. У эвглен имеются особые органоиды — хроматофоры, содержащие хлорофилл, с помощью которого они, подобно растениям, синтезируют на свету углеводы из неорганических, веществ. Эта осо­бенность эвглен сближает их с растениями и в то же время выделяет эвглен как совершенно особый вид корма для мальков ряда рыб, в частности растительноядных.

Разведенке жгутиконосцев. Многочисленные виды рода Euglena часто встречаются в озерах, прудах, канавах и лужах. Многие из них населяют водоемы, богатые органическими ве­ществами. Особый интерес представляют эвглены, добытые в постоянных и временных лужах, они имеют то преимущество, что их можно сохранить в засушенном виде. Кроме того, они лучше поддаются культивированию па средах, составленных на дистиллированной воде, т. е. с определенным химическим составом.

В водоемах обитает много видов эвглен, отличающихся как по размерам, так и по форме тела. Наиболее часто встречается E. visidis — эвглена зеленая. Тело ее имеет веретеновидную форму, задний конец заострен. Спереди имеется жгутик, у его основания расположена ярко-красная стигма—глазное пятно. Снаружи эвглена покрыта оболочкой, внутри видны зеленые хроматофоры и бесцветные ядра парамила, представляющего продукт, ассимиляции.

Эвглен можно добывать в лужах с помощью водного сачка, но гораздо удобнее разводить их в культуре.

В качестве питательной среды можно использовать настой, на почве, взятой со дна водоема (в частности, пересохшего), где эти организмы обычны. Однако удобнее пользоваться специаль­ными средами: Кнопа и Бенеке.

Состав среды Кнопа: вода дистиллированная—1000 мл, MgSO 4 —0-25г, Ca(NO3) 2 — 1,0г, КНРО—0,25 г, КС1—0,12 г. FeCb — следы.

Состав среды Бенеке: вода, дистиллированная — 1500 мл, NHNO 3 — 0,3г, СаСl —0,15 г, КНРО— 0,15г, MgSCb — 0,15г. На этих питательных средах эвглены размножаются медленно. Необходимо добавление органических веществ. В качестве одно­го из них можно использовать бульон, приготовленный из мелко нарезанных кусочков мяса (без жира) с последующим фильтро­ванием через вату. Бульон можно хранить в стеклянной посуде в холодильнике. Эвглен можно разводить также в сенном настое, приготовленном для инфузорий.

Через 5—7 дней жидкость зеленеет из-за громадного количест­ва размножающихся в ней жгутиковых. В культуру следует раз в месяц наливать 1/4 л свежего раствора; содержать ее следует на свету. Благодаря положительному фототаксису эвглен, легко повысить их концентрацию, отбирая пипеткой хорошо заметную невооруженным глазом зеленую пленку, образующуюся на повер­хности воды в местах, наиболее ярко освещенных солнцем или пучком искусственного освещения. Полученных таким, образом, эвглен следует отделить от жидкости, процедив ее сквозь сито. Угасание культуры замечают по ее посветлению, а также по порошкообразному осадку на дне сосуда, являющемуся инцистированными эвгленами.

Разведение амеб. Амеба обыкновенная (A. proteus) —одна из самых крупных амеб, она достигает размеров в активном состоянии 0,2—0,5 мм. Амебы встречаются в мелких пресноводных водоемах — прудах, канавах, лужах, болотах, богатых гниющими растительными остатками, преимущественно в придонном слое воды или непосредственно в иле стоячих водоемов. Хорошо культивируется в лабораторных условиях в чашках Петри на настоях риса или березовых веток, еще лучше — в почвенном настое.

Амеба изучается в школе (6 класс). На занятиях рассматривают живых амеб. В теплое время года амеб можно собрать для занятий непосредственно в природе. Пробы из водоемов берут планктонным сач­ком, проводя им вблизи поверхности ила. Ил слегка взмучивается движением сачка и собирается в последний. Можно также опустить в воду отверстием вниз экскурсионное ведерко, четырехугольный аквариумный сосуд резко наклонить, выходящий воздух поднимет ил со дна, который и зачерпывают сосудом. Использование, материала возможно после того, как принесенная с водоема про­ба спокойно постоит несколько часов.

Амеб собирают также, осторожно соскабливая скальпелем, поверхностный налет на нижней стороне плавающих листьев водной растительности (кубышки, кувшинки, ряски).

Не представляет труда культивировать крупных амеб в лаборатории. Из подходящих водоемов (лучше всего из водоема, где водятся амебы) берут воду вместе с илом и гниющими остатками, затем фильтруют. Культура становится обильнее, если ее подкормить, для этого приготавливают сенной настой — нарезанное сено заливают водой и оставляют на 3—4 дня для развития сенных палочек, затем приливают профильтрованную из пруда воду.

Культура амебы развивается еще лучше на специально при­готовленных питательных средах: на рисовом, почвенном настое.

1. Профильтрованную прудовую воду разливают тонким слоем в чашки Петри, в каждую чашку закладывают 5—б зерен риса. Через несколько дней вокруг зерен образуется облачко — разво­дятся бактерии, которые служат пищей амебам. В подготовленные, указанным способом чашки вносят живых амеб, которые хорошо живут и размножаются. Если в лаборатории есть культура инфузорий тетрахимен, то раз в З—4 дня в чашки Петри следует добавлять понемногу живых тетрахимен, которые охотно поедаются амебами. Пересев культур следует проводить через 1,5—2 месяца.

2. Для приготовления почвенного настоя стеклянную банку наполнить на 1/4 огородной (садовой) почвенной землей и на 3/4 сырой водой, оставить на 7—10 дней открытой, чтобы в ней раз­вилось как можно больше бактерий, а затем на этой культуре

можно разводить амеб.

3. Навозный настой готовится из конского навоза, выдержан­ного в сухом прохладном месте (в подвале) в течение 10 дней. Около 100 г такого навоза постепенно заливать одним литром, кипятка при постоянном помешивании. Можно с успехом исполь­зовать смешанный настой: 100г почвенной земли + 50г навоза на 1 литр воды.

4. Лучшие результаты достигаются смесью почвенного настоя и настоя из молодых древесных веток (березовых). Одновременно с настоем на огородной почвенной земле готовится настой из молодых лиственных деревьев. Через 7—10 дней слить в один сосуд оба настоя в равных частях. Богатая микрофлора разовьется здесь через 5—7 дней. Питательную среду разлить в несколько чашек Петри (чашек Коха — кристаллизаторы) и заселить амебами, выловив их пипеткой из пробы, принесенной с водоема.

Полевые наблюдения: Учет почвенных беспозвоночных животных.

Оборудование: ловушки — банки с отвесными краями (можно использовать пластиковые баночки изпод майонеза, сметаны или стеклянные банки 0,5л), 7% раствор уксусной кислоты, лопатка, ситечко, 2 банки 1 — 2л для сбора насекомых.

Ловушки (обычно по 10 штук) закапывают в почву на наиболее типичном участке изучаемой экосистемы на расстоянии 1 — 1,5м друг от друга. Баночку закапывают таким образом, чтобы ее края были чуть ниже поверхности земли. На дно банки (на 2-3см) наливается фиксирующая жидкость (7% раствор уксусной кислоты). В дневнике делается запись о времени установки ловушек и их количестве. Проверка ловчей линии проводится обычно раз в сутки. При проверке попавшие в ловушки насекомые собираются в отдельную банку. Извлечение насекомых из фиксирующей жидкости может проводиться или пинцетом, или путем фильтрации жидкости из ловушки через ситечко, с которого оставшиеся насекомые перекладываются в отдельную банку. После проверки в дневнике делается запись о времени проверки, погодных условиях и количестве проверенных ловушек. Ловушки до краев наполнившиеся водой (например, после дождя) считаются нерабочими. Например, в линии из 10 ловушек, через сутки оказалось не залитыми водой только 9 ловушек. Таки образом, обилие насекомых в оставшихся банках будет равно 9 ловушко-суткам. Сбор насекомых еще через сутки при всех работающих ловушках, даст в сумме с первым 19 ловушко-суток. Пересчет обилия насекомых обычно производится на 10 ловушко-суток. Т.е. если за 19 ловушко-суток в баночки было поймано 190 экземпляров муравьев, то их обилие составляет 100 особей на 10 ловушко-суток.

Так же как и для птиц, определение насекомых и др. беспозвоночных требует определенного навыка. При этом определение большинства насекомых до вида часто бывает под силу только специалистам энтомологам. Поэтому для характеристики этой группы животных можно ограничиваться определением собранных экземпляров до более крупных таксонов — отрядов или семейств. Обычно, представители одного семейства насекомых характеризуются сходными экологическими функциями в экосистемах, что позволяет рассматривать их как единый компонент биоценоза. Например, подавляющее большинство представителей семейства жужелиц — хищники, листоеды — растительноядные и т.д. В приложении даны краткие иллюстрированные таблицы для определения основных отрядов и семейств насекомых.

Изучение животного населения водоема

Роль зоопланктона в трансформации энергии и биотическом круговороте веществ, определяющем продуктивность водоемов, очень велика. В большей части озер основной поток энергии идет через планктон. При решении общих и частных вопросов, связанных с проблемой изучения продуктивности зоопланктонных сообществ, необходимы достоверные данные по численности и биомассе составляющих сообщество видовых популяций, а при определении продуктивности особое значение имеют точные данные по возрастному составу популяций массовых видов, индивидуальной массе животных, их плодовитости и длительности развития отдельных стадий. Для получения этих данных необходимы длительные наблюдения на водоемах.

Методика проведения долговременных и кратковременных исследований, а также степень обобщения могут сильно различаться. Однако существуют жесткие принципы сбора, обработки и оценки результатов, обеспечивающих достоверность данных, полученных при исследованиях различной длительности.

С помощью сети производят отбор проб фито- и зоопланктона на поверхности и глубине до 2-3метров. Для определения качественного состава берутся по две пробы с каждого горизонта (интервал составляет 50см). Пробы можно обрабатывать как в живом, так и в фиксированном виде. Для фиксации используют формалин или 70% спирт.

Определение видов проводят в лаборатории под микроскопом. Для этого пипеткой берут каплю пробы и наносят на предметное стекло, закрывают покровным и далее исследуют йод микроскопом. Количество особей подсчитывается в процессе определения видового состава. Все данные заносятся в таблицу.

Источник

Читайте также:  Грязь разведенная водой что такое
Оцените статью