Тест по литературному чтению по произведениям «Разрешите с вами посумерничать», «Вода с закрытыми глазами»
Тест по литературному чтению по текстам: «Разрешите с вами посумерничать», «Вода с закрытыми глазами»
1.Ежик вынес на улицу: а)деревянное кресло; б)плетёное кресло; в)маленькое кресло.
2.Заяц аккуратно вытер ноги о: а)коврик; б)порог; в)половичок.
3.Ёжик любит, чтоб было: а)чисто; б)весело; в)уютно.
4.Как Медвежонок предложил сумерничать: а)петь песни; б)сидеть и молчать; в)ходить из угла в угол.
5.Выбери верное: а)Заяц постоянно сумерничал и соблюдал все правила; б)Заяц очень любил сумерничать, но правила нарушал; в)Заяц в первый раз сумерничал и не зал правил.
6.Дополни: Ёжику сделалось совсем _____________, Медвежонку было ______________ перед Ёжиком.
7.Что предложил Ёжик: а)спеть всем вместе; б)помолчать и послушать тишину; в) посмотреть на луну.
8.Что значит посумерничать: а)посидеть тихо, глядя в темноту; б)уметь слушать тишину; б) позвать друзей и помолчать.
9.Хороший день был: а)радостный и веселый; б)тёплый и солнечный; в)чудесный и прекрасный;
10.Я почувствовал, что день будет: а) длинным; б)пасмурным; в)коротким.
11.Я вышел на опушку: а)нагруженный сумками и пакетами; б) лукошками с ягодами; в)грибами и букетами.
Я закрыл глаза и мне в голову пришли: а)самые грустные и мрачные мысли; б) самые добрые мысли; в) самые тяжёлые и горькие мысли.
13.Вода из ручья была вкуснее, если пить: а)из жестяной кружки; б)с закрытыми глазами; в)глядя на ручей.
14.Время, когда вода закрывает глаза: а)когда заканчивается день; б)когда пора ложиться спать; в) когда чувствуется приближение зимы.
Источник
Кроссворд по рассказу Коваля «Вода с закрытыми глазами»
1: Время года в рассказе.
Ответ: Осень
2: Явление, с которого начинается рассказ.
Ответ: Рассвет
3: Место, куда направился автор.
Ответ: Лес
4: То, чем завалены поляны.
Ответ: Листва
5: Поток воды из под холма.
Ответ: Ручей
6: Одежда, на которой сидела Нюрка.
Ответ: Фуфайка
7: Сумка Нюрки.
Ответ: Портфель
8: Металл, из которого изготовлена кружка Нюрки.
Ответ: Жесть
9: Дерево, на ветке которого постоянно висела кружка Нюрки.
Ответ: Березка
10: Плетеное изделие для грибов и букетов, которое было у автора.
Ответ: Корзина
11: Место, где автор встретил Нюрку.
Ответ: Опушка
12: Напиток, который пила Нюрка.
Ответ: Вода
13: Еда, которую автор предложил Нюрке помимо хлеба.
Ответ: Яблоко
14: Предположенная автором причина, по которой Нюрка была невеселой.
Ответ: Двойка
15: Одежда, на которой автор лежал на траве.
Ответ: Куртка
16: Время перед закатом.
Ответ: Полдень
17: Птица, летящая к закату.
Ответ: Ворона
18: Очень холодная вода.
Ответ: Студеная
19: Дерево, корнем которого пахла вода.
Ответ: Ольха
20: Горбатая птица, стоявшая на берегу.
Ответ: Цапля
21: Кричащая по-кошачьи птица.
Ответ: Иволга
22: Звук от трения облаков, слышимый на земле.
Ответ: Шелест
23: То, что хотел принести домой автор после тёплого и солнечного дня.
Ответ: След
24: То, на что смотрел автор, лёжа на траве.
Ответ: Солнце
25: Граница неба, за которой прятались облака.
Ответ: Горизонт
26: То, что охлаждало облака.
Ответ: Звезды
27: То, что насобирал автор помимо грибов.
Ответ: Букеты
28: Посуда, из которой пила воду Нюрка.
Ответ: Кружка
29: То, за чем пряталось солнце.
Ответ: Деревья
30: Эмоция автора, из-за которой он позабыл счастливый день, лежа на траве.
Ответ: Тоска
Источник
«Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный дом». В.Поленов. «Заросший пруд».
Открытый урок литературного чтения в 3а классе
Тема: «Учимся наблюдать и копим впечатления. Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в «Музейный дом». В.Поленов. «Заросший пруд».
обозначить два основных направления первой главы:
Человек не может и не должен быть одинок: самые ценные впечатления делаются еще более ценными, если ими можно поделиться;
Надо учиться видеть не только глазами, но и сердцем: трудно увидеть глазами внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания, но искреннее внимание к другому человеку, сопереживание его трудностям – это путь, к тому, чтобы самому быть счастливым человеком и сделать
счастливыми окружающих.
На материале рассказа Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами» и пейзаже В. Поленова «Заросший пруд».
провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с об щими героями — «Березовый пирожок» и «Вода с закрытыми глаза ми»: дети должны вспомнить и Нюрку (ученицу начальных классов), и героя-рассказчика (молодого писателя);
дети должны подтвердить, опираясь на текст, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею;
еще раз установить связь между рассказом Ю. Коваля и сти хотворением И. Бунина «Листопад»: постараться, чтобы дети почув ствовали, насколько быстротечна красота и как важно запечатлеть каждое ее мгновение;
постараться, чтобы дети с помощью учителя поняли, что Ню рка отвечает на все вопросы героя, которые касаются внешней сто роны ее жизни: она говорит, что пьет воду, что получила двойку, что не хочет идти домой, но она не отвечает на вопросы, касающиеся ка ких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться;
отметить, что Нюркино открытие связано с тем, что она тонко чувствует мир природы, ее необыкновенную целебную силу: она не просто открыла замечательный вкус ключевой воды — она знает, как именно вытащить этот вкус наружу, и может научить этому других;
постараться, чтобы дети отметили и подтвердили: герой очень серьезно относится к Нюркиным переживаниям; он видит, как трудно Девочке справиться с обрушившейся на нее неприятностью, и делает все, чтобы помочь ей;
в ходе обсуждения пейзажа В. Поленова отметить, что присутствие человека в этом тихом заброшенном месте — это не только присутствие дамы, но и сделанные кем-то мостки, и лодка, которую можно заметить в левой части картины;
• поработать с рамочкой: дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо читает книгу, которуюдержит на коленях, выделят фрагмент картины и дадут ему название;
отметить, что особенная красота уголка природы, который
изображает Василий Поленов, — в его природном богатстве и уединенности;
помочь школьникам обнаружить, что художник создает впечатление тишины с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной дамской фигуркой, которая располагается в уголке, в тени, в покое и задумчивости;
обнаружить, что художник оттеняет впечатление тишины с помощью изображения дамской фигурки, лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно;
• вернуть школьников на стр. 44 с тем, чтобы они решили: кто же — Анишит Йокоповна или Михаил Потапович — точнее определил тему последнего занятия клуба, и постараться, чтобы, просмот рев изученные в этой части главы произведения, дети нашли подтверждение и оправдание и той и другой формулировке темы.
Определение темы и цели:
-Сегодня у нас расширенное заседание клуба « Ключ и Заря». Мы будем учиться продолжать наблюдать за тем, что трудно увидеть глазами. Сегодня у нас в гостях члены клуба Костя Погодин и Маша Иванова.
Они нам помогут разобраться в ситуации , которая произошла с одним из героев в произведении Ю. Коваля « Вода с закрытыми глазами». С этим текстом вы познакомились дома. И, думаю, что этот текст не оставил вас равнодушными.
— Какие произведения Ю.Коваля мы уже изучали? Кто такие Нюрка и герой- рассказчик? В каком произведении встречались с этими героями?
-О каком времени года говорится в тексте?
-Какое слово точно созвучно со словом осень?- (Листопад)
-А вот что это за слово листобой?
II . Речевая разминка
Прочитайте в тетради для сам. работ на стр.6-7. Сам чтение 2 мин.
Листобой — это холодный октябрьский ветер.
-Теперь возьмите голубой карандаш и закрасьте те слова и выражения , в которых отражены ночные осенние звуки.
-Кто заметил в тексте литературные приёмы олицетворения и сравнения. Подчеркните их волнистой линией.
2. Работа по теме урока
1) Анализ произведения « Вода с закрытыми глазами» Ю. Коваль
Да, осень грустная печальная пора, но соглашается ли с этим наш герой- рассказчик в произведении « Вода с зарытыми глазами». Я думаю, что гостям нашего клуба не терпится узнать, почему у этого произведения такое странное название. Давайте познакомим их с текстом.
1 часть проиведения читает ученик
-Подтвердите словами из текста, что герой любит природу и умеет получать удовольствие от общения с нею.
-А какое стихотворение вам напомнили эти строки. «Что красота эта не постоянная, надо спешить, т.к. всё хорошее быстро кончается в этом мире»
Чтение стихотворения «Листопад» И. Бунин ( читает ученик)
— Сейчас на дворе стоит пора поздней осени. Та осенняя красота, которая совсем недавно была перед нами, словно яркая разноцветная птица промелькнула перед глазами. Давайте вспомним эту красоту.
Презентация про осень
А теперь перенесёмся виртульно на то место, где оказался наш герой.
Сценка. Звуковая картинка. Лесная полянка, звенит ручей, поют птицы. На берегу сидит девочка Нюрка.
Диалог ведут . по стр. учебника с.56-57.
— Что ж вы поняли из этого отрывка?
Отвечает Костя Погодин.
-Я понял, то Нюрка капризная , грубая девчонка. Согласны, ребята. Ведь вот эти строчки подверждают.
«Она даже не взглянула» на меня и не поздоровалась», «Не пойду. Так и умру здесь у ручья», «На твое дело»..
Маша защищает Нюрку.
Я, считаю, Нюрка пытается сама спра виться со своими неприятностями. Найдите, ребята, строчки, подтверждающие ,что напрямую не выражено в словах — настроение, состояние Нюрки, ее стремление быть вежливой и то, что это не всегда получается, когда тебе очень плохо.
Учащиеся находят в тексте:
она говорит, что пьет воду, она говорит, что получила двойку, го ворит, что не хочет идти домой. Она не отвечает лишь на вопросы, касающиеся каких-то ее очень глубоких переживаний, которыми она не готова поделиться.
— Ребята, была ли у вас такая ситуация, что вам было так плохо, что хотелось где-нибудь спрятаться и уединиться в укромном уголке. Несомненно природа выступает здесь лекарем, целителем, но в таких ситуациях нужна человеческая поддержка .
3 часть текста Чтение по ролям.
-О чём идёт речь в третьей части? (речь идет о человеческом участии, которое необходимо каждому человеку в трудную минуту .)
— Серьезно ли герой относится к Нюркиным переживаниям? ( он не бранит, не отшучивается)
— Что он старается доказать Нюрке? ( насколько она дорога ему и всем людям в деревне)
-Какие строки вызвали у вас даже улыбку?
-Какие волшебные, целебные слова воздают ей желание жить и наслаждаться жизнью. («Тебя все любят», — говорит герой девочке. «Ты — хороший человек ,» )
-А какое удивительное открытие сделала Нюрка? Понравилось ли это её собеседнику? ( учащиеся зачитывают строчки из текста)
— Как вы думаете, что лучше помогает в трудную минуту: мир природы, который всегда рядом с нами или человеческое участие, проявление заботы со стороны хорошего человека?
Вывод, что в жизни важно и то и другое: природа успокаивает нас и укрепляет в нас желание жить, и любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, также придает нам жизненные силы.
-А пили ли вы воду с закрытыми глазами?
Для того, чтобы ответить на вопрос почему текст назван « Вода с закрытыми глазами». Сейчас вы возьмёте воду, закроете глаза и медленно выпьете её.
Учащиеся пьют воду, а в это время звучит музыка Чайковского» Баркоролла»
— Что вы представили? (Ответы детей)
-А я себя представила в тихом -тихом укромном месте и хочу пригласить вас с собой?
IIII Поход в «Музейный дом». Последняя страница учебника
Анализ произведения. Учащиеся рассматривают картину В. Поленова
Диалог противоречий Кости и Маши
-Костя,я считаю что пейзаж можно назвать безлюдным?
Маша. -А совсем так не думаю. Ребята, а вы?
Работа с инструментами, лупа, рамка
Если дети рассмотрят фигурку дамы в лупу, они обнаружат, что дама пожилая, что она, видимо, читает книгу, которую держит на коленях. Когда дети выделят фрагмент картины и дадут ему название, важно проследить, чтобы в названиях не фигурировало слово «пруд», поскольку пруда во фрагменте не будет видно. Фрагмент может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Названия могут быть разными: «Летний день», «В тени деревьев», «Тихая скамейка» и т.п.
Особенная красота уголка природы, которую изображает Василий Поленов, в его природном богатстве и его уединенности. Разнообразный растительный мир — деревья (серебристые ивы на берегу и пирамидальный серебристый тополь), камыш, цветущие травы, цветущие и отцветшие кувшинки — делает этот уголок природы привлекательным для глаза (здесь есть что рассматривать, есть чем любоваться). С другой стороны, это неяркая, неброская красота, более того, это красота заброшенного места (пруд — со стоячей водой; к берегу прибило ствол дерева, и никто его не убирает; мостками, видимо, давно никто не пользуется, поскольку в стоячем пруду не купаются, и т. д.). И в этой заброшенности есть своя прелесть: человеку, склонному побыть в одиночестве, поразмышлять, помечтать, отдохнуть от общения с другими людьми, должно понравиться это место. Это та естественная заброшенность и тишина, которая успокаивает душу. Облака дети должны обнаружить по их отражениям в воде пруда.
— Как художник создает впечатление тишины? Тихо — это значит безлюдно. Тихо — это еще и безветренно. В первом значении впечатление тишины создается с помощью контраста: обширный уголок природы контрастирует с крошечной фигуркой дамы, которая располагается в уголке, в тени, в позе покоя и задумчивости. Во втором значении этого слова впечатление тишины создается за счет того, что вода изображается гладкой, стоячей, без единой морщинки. Побелевшие от времени мостки, опоры которых подгружены в стоячий пруд, также усиливают впечатление тишины и заброшенности этого красивого места. Как художник оттеняет впечатление тишины? С помощью изображения фигурки дамы, изображения лодки, ствола дерева, тех самых мостков, которые напоминают нам о том, что когда-то здесь было людно и шумно.
Источник