Вода становится как асфальт

Зачем нужен асфальт, пропускающий воду, и что это такое

Пожалуй, инновационным такой асфальт назвать уже нельзя: появился он несколько лет тому назад. Но назвать необычным вполне можно. Что же это такое? Зачем нужен такой асфальт? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

Зачем понадобился такой асфальт?

Если хорошенько подумать, то ответ на этот вопрос найти несложно. Более того, он лежит на поверхности. Необходимость такого асфальта, вероятно, каждый из нас чувствует уже давно. Разве кому-то из вас не приходилось, шагая по тротуару, огибать огромные лужи?

Или, например, вам не доводилось замечать, как в некоторых местах на проезжей части скапливались целые океаны? Вот тут-то и нужен асфальт, способный пропускать эту воду через себя.

Необходимость такого материала заметили не только обыватели. Но и специалисты, работающие в сфере дорожных покрытий. Они давно мечтают о таком дорожном покрытии, который:

  • во-первых, был бы прочен и эффективно переносил приходящиеся на него нагрузки;
  • во-вторых, одновременно был бы водопроницаемым.

Разработкой такого материала занималась и английская компания Tarmac. Причем ее специалистам потрудиться пришлось немало: работы велись почти шесть десятилетий. И в результате они создали водопроницаемый асфальт.

Читайте также:  Можно ли мыть технику водой

Достоинства водопроницаемого асфальта

Разработанный англичанами необычный асфальт отличается повышенной пористостью. Более того, специалисты даже называют его ультрапористым. Укладка такого асфальта гарантирует быстрое удаление воды, оставшейся после обильных осадков. Благодаря этому, дороги, стоянки и тротуары быстро становятся сухими.

Вода проходит через водопроницаемый асфальт

Но и это еще не все. Потому что наличие водопроницаемого асфальта водителям позволяет избежать такого опасного явления, как аквапланирование.

Если верхний слой дорожного покрытия состоит из такого асфальта, то вода легко проходит сквозь его пористую структуру. Далее она свободно просачивается через щебень и оказывается уже в грунте.

В местах стоянки автомобилей уложен пористый асфальт. Остальное покрытие — обычное

Новый материал обладает очень интересными характеристиками. Например, потребуется не более 1 минуты, чтобы сквозь инновационное покрытие в почву ушло 4 тыс. л воды.

К этому можно добавить еще одну интересную деталь. Вода, проходящая через асфальтовое покрытие, оказывается в мембране дорожного полотна и в дренажных каналах. Испаряясь, она охлаждает дорогу в период сильной жары.

Новый асфальт и его единственный, но существенный недостаток

Пожалуй, единственным недостатком нового покрытия является невозможность его использования при отрицательных температурах. То есть скорого его появления в России ждать не стоит. Почему? Вероятно, многие из вас уже догадались: находящаяся в порах материала вода при замерзании просто-напросто раздирает его. И покрытие приходит в полную негодность. Правда, разработчики надеются, что эту проблему им удастся скоро решить.

Источник

Асфальт, который впитывает лужи в себя

Лужи для России — кажется, совершенно не решаемая проблема. Даже после укладки нового асфальта на дорогу с первым же дождём выясняется, что бывшая раньше в этом месте лужа никуда не исчезла. Но иностранные учёные придумали решение для российской проблемы — асфальт, впитывающий воду.

Извечная проблема с лужами

Обычный асфальт тоже впитывает воду, только очень медленно, по ГОСТу он должен пропускать сквозь себя за час не менее 300 мм воды. Такой пропускаемости вполне хватает при моросящем дожде, а вот уже с ливнями он явно не справляется. Конечно, существуют и более водопроницаемые покрытия (например, брусчатка), но они не подходят для интенсивного транспортного потока. С этой проблемой решили справиться в британской строительной компании Tarmac (её название на русский переводится, как «асфальт»).

Чудеса да и только

Британцы разработали новый тип дорожного покрытия под названием Topmix Permeable — он способен пропустить через себя до 36 000 мм воды в час, что значительно больше, чем обычный асфальт. Некоторые компании и раньше предпринимали попытки выпустить похожее покрытие с «открытыми порами», но в ходе испытаний оно показало себя не с лучшей стороны. Во время дождя эти поры забивались песчинками и прочей грязью, и постепенно покрытие переставало впитывать в себя дождевую воду. Но в Tarmac учли этот негативный опыт, и новый асфальт Topmix Permeable лишён подобных недостатков.

В основе нового дорожного покрытия лежит не песок, как в обычном асфальте, а крошечные кусочки дроблёного гранита. Они не способны плотно прилегать друг к другу и создают пористую поверхность, через которую легко проходит дождевая вода со всем мусором. Таким образом, на дорогу из нового покрытия можно безбоязненно выливать поток воды силой в 4 000 литров в минуту.

Естественно, одного асфальта для впитывания такого количества воды не достаточно. Под ним должна находится целая дренажная система, которая и отводит воду в канализационные колодцы. Установка такого покрытия требует полной перестройки всей дорожной инфраструктуры, что очень дорого. Более того, применение нового покрытия пока ограничено только Британией. Насколько хорошо бы себя показало это покрытие в российских условиях, неизвестно. Есть большие вопросы к тому, как поведут себя эти поры когда в них замёрзнет вода, не разорвёт ли их льдом. Под вопросом и шумность дороги из этого материала, ведь его структура достаточно крупная, а значит шины автомобилей будут шуметь при езде по нему.

Источник

Зачем поливают асфальт водой

Продукция

Пункты доставки

Зачем в городах моют асфальт, причем делают это даже в дождливую погоду? Забегая вперед, скажем, что это делается не только для чистоты, но и для безопасности дороги.

Полив дорог стали практиковать еще в царской России. Во второй половине ХIХ века в Киеве была напечатана книга «Об устройстве земских дорог…», автором которой был Егор Головачев. В книге делается вывод о том, что с помощью полива дороги из щебня могут быть более плотными и качественными. После этого обустройство дорог в Империи стало развиваться с новой силой. Совершенствовались и способы очистки дорожных покрытий.

В настоящее время коммунальные службы занимаются мытьем дорог в любую погоду. В сильную жару это может происходить достаточно часто. Например, недавним летом в столице асфальт поливали через каждые 2 часа. Струи воды при этом направляли вверх, чтобы воздух тоже охлаждался и увлажнялся. Это делают для того, чтобы асфальтовое покрытие не было слишком раскаленным, иначе по нему будет невозможно передвигаться. Также горячий асфальт может таять.

Активного режима полива придерживаются, если температура воздуха поднимается и держится выше +25°C. В основном же, с мая до октября дороги поливают 3-4 раза в сутки, включая ночное время.

Зачем поливают дорогу в дождь?

Первая причина полива асфальта в дождь – это возможность рационально расходовать техническую воду. Вторая причина в том, что политая дождем дорога очищается легче. Осадки прибивают всю пыль и мусор к дороге и размягчают все это, а мощная струя поливальной техники направляет грязь к обочине, где находятся стоки. Дождь – это, своего рода, «предварительное замачивание», о котором знают все хозяйки. Любая грязь отмывается лучше, если пятно как следует замочить.

Таким образом, в зной асфальт поливают с целью его охлаждения, а в дождь – с целью смывания грязи с дороги, поскольку в сухую жару это сделать непросто. За поливальными машинами должна следовать уборочная техника, собирающая то, что струи воды прибили к обочинам. Но дело в том, что скорость поливальной машины составляет около 30 км/ч, а уборочной – около 7 км/ч. В дождь мусор остается смоченным, и уборочная машина успевает его собрать в таком виде. Если бы мусор высох, его бы разнесло опять по дороге.

Для чего вообще моют асфальт

Казалось бы, ответ прост – для чистоты. Но причина не только в этом. Асфальт имеет пористую структуру и часто забивается частицами земли, бензина и прочими веществами. Из-за этого он становится слишком ровным. Таким образом, сцепление машин с дорогой ухудшается, особенно во время осадков, что увеличивает тормозной путь автомобилей и может привести к ДТП. Поэтому мытье асфальта делает его не только чище, но и безопаснее. А иногда для мытья дорог используют и специальный шампунь, помогающий расчистить покрытие для реагентов. Это делается обычно перед заморозками.

Источник

Эксперт объяснил, почему быстро разрушается асфальт

Июльские ливни заставили поволноваться жителей краевого центра. Чуть ли не ежедневно появлялись сообщения о провалах асфальта или брусчатки на улицах в разных частях Красноярска. Среди пострадавших оказались как новые микрорайоны, так и старая, историческая часть города. Эксперты считают, причина быстрого износа покрытия дорожной сети – целый клубок болезней, которые для Красноярска стали хроническими.

Какой материал ни используй, трещина будет

В середине июля после затяжных дождей пешеходам и автомобилистам пришлось лавировать между провалами и ямами как на проезжей части, так и в пешеходной зоне Красноярска.

Провал образовался на пересечении улиц Перенсона и Ленина, большая яма – на подъезде к улице Стасовой, волнами пошла брусчатка на Предмостной площади и в Историческом квартале, в одном из дворов Северного микрорайона в образовавшуюся в асфальте дыру провалился автомобиль. А в новом микрорайоне Мясокомбинат недалеко от жилых домов и вовсе появилась пропасть. И это далеко не полный список.

Заведующий кафедрой «Автомобильные дороги и городские сооружения» ИСИ СФУ Вадим Серватинский считает: существует несколько причин такого катастрофического разрушения дорожного покрытия. Среди них есть объективные, но немало и связанных с нарушениями производства работ, несовершенными технологиями и некачественными материалами.

– Объективные причины – это природно-климатические условия. Их нужно знать и учитывать при работе, – считает кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент РАЕН Вадим Серватинский. – Климат у нас суровый – частое замерзание и оттаивание. А это пагубно влияет на материал покрытия. И как бы хорошо мы его ни положили, какие бы технологии ни использовали, оно трескаться будет. Это нормально, потому что есть фундаментальный закон физики линейного расширения и сжатия. При низких температурах асфальтобетон, уложенный в теплое время года, сжимается, укорачивается. И растрескивается.

Трещины от воздействия температур появляются на асфальте на расстоянии каждых 5–10 метров друг от друга. Если бы дорогой не пользовались, к лету покрытие бы снова удлинилось и трещины закрылись. Но за зиму автомобили колесами так выбивают асфальт в местах температурных разломов, что весной хоть заново его укладывай. Не зря красноярцы шутят: вместе со снегом с дорог сошло и покрытие.

Хорошо, если дорожники вовремя заметили такую трещину – расширили ее и заполнили мастикой. Если нет – образуется яма.

На чем экономит подрядчик

Не раз приходилось слышать от дорожников: «Почему ругаете нас за использование некачественных материалов при ремонте автотрасс? Торги не предполагают дорогих работ. Что написано, то и делаем». Эксперт считает: подобные сетования – чистой воды лукавство. Хотя доля правды в них есть. Но скрытой, понятной только специалисту или человеку, сведущему в «дорожных» технологиях.

– Когда заказчик выставляет на торги какой-то объект, по 44-му федеральному закону «О торгах» решающим в выборе подрядчика становится низкая цена, – поясняет Серватинский. – Качество организации работ, опыт, наличие внутренней системы качества практически не учитываются. А за меньшие деньги сделать качественно работу и при этом получить прибыль компании невозможно. Если только не исключить из процесса какие-то технологические операции, использовать дешевые материалы или схемы движения. Скажем, формируется в городе схема движения автомобилей по доставке асфальтобетонной смеси по определенным объездным маршрутам, а производители работ, экономя время и ГСМ, нарушают ее и ездят по улицам Красноярска.

Это только кажется, что ничего страшного не произойдет, если самосвал с асфальтом пройдет несколько раз по центральной улице города. Все в этом мире взаимосвязано. Ремонтируя одну часть дороги, он разбивает целую сеть. Улицы краевого центра не рассчитаны на такой тоннаж, а это значит – покрытие быстрее выйдет из строя.

Экономят подрядчики и на технологических операциях. Вадим Вячеславович Серватинский, координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ» в Красноярском крае, нередко следит за судебными разбирательствами, связанными с качеством выполнения работ на улицах города. Проблему, как говорится, знает изнутри. Экономят подрядчики чаще всего на скрытых работах – тех, что простому обывателю непонятны.

– Например, есть операция подгрунтовки – разлив вяжущего вещества перед укладкой асфальтобетона для лучшего сцепления верхнего слоя с нижним, – поясняет эксперт. – Хорошо сцепился – и нагрузку воспринимает на себя уже не пять сантиметров дорожного покрытия, а двенадцать. Но, возможно, рабочие не всегда понимают, что делают, или время экономят. Битумная эмульсия после разлива должна 20–40 минут постоять, чтобы вода из нее испарилась. Тогда сцепление будет лучше. Но время это, как правило, никто не выдерживает – сразу закатывается верхний слой покрытия. А еще хуже – допускают проезд по эмульсии автомобилей. А это – мусор, пыль и прочее. Качество сцепления снижается.

После дождя покрытие обязаны снять

Укладка асфальтового покрытия в дождь – притча во языцех. На нерадивых дорожников, работающих на влажном покрытии, обращают внимание и общественники, и контролеры. А на самом деле – разрешено ли дорожникам работать во время осадков и как использовать асфальтобетонную смесь, уложенную с нарушением технологии?

Лето в Сибири короткое, и приходится очень постараться, чтобы уложиться с ремонтом улиц. Да и нынешний сезон оказался на редкость дождливым. Что же теперь – вообще не работать?

Если основание должно быть сухим при укладке дорожного полотна, то асфальтобетон – это гидроизоляция, он воду в основание не пустит. Главное – успеть уплотнить его, пока не остыл. То есть каток может работать даже в дождь – качество не пострадает.

– В любом случае асфальтоукладчик не остановишь. Если он будет пережидать дождь, асфальтобетонная смесь внутри бункера застынет, и машину можно будет выбросить. А стоит она немалых денег, – рассказывает Вадим Вячеславович. – Смесь нужно выработать, то есть уложить. Но после дождя она считается некондиционной. По теории ее нужно отрубить, убрать и использовать в другом месте. Например, на укрепление обочин или технологических тротуаров. Но убирают ли ее – большой вопрос.

Есть движение

Нарушения при ремонте дорог уже переполнили чашу терпения красноярцев. Два года назад этот вопрос стали поднимать в региональном отделении ОНФ, пришел целый отряд добровольцев, готовых контролировать ход работ на улицах Красноярска.

– Мы тогда обучили добровольных инспекторов, чтобы они знали тонкости технологии, – продолжает Серватинский. – И благодаря им выявили массу нарушений. Сейчас дорожники уже не позволяют себе, например, бахнуть асфальтобетонную смесь в лужу.

Эксперт считает: хоть медленно и сложно, но в сфере дорожного ремонта происходят изменения в лучшую сторону. Например, если раньше подрядчики могли слукавить во время ямочного ремонта и «заштопать» не все дырки на проезжей части, сейчас это уже невозможно.

Если раньше заказчик выставлял на торги общую площадь выбоин (рассчитывали ее на глаз), которые необходимо заделать, сейчас ученые ИСИ СФУ добились: работы выполняются только по проекту, в котором указана каждая выбоина. Да, на составление проекта требуются дополнительные деньги и время, но зато дороги Красноярска после ремонтных работ не будут зиять ямами.

Появится ли в Красноярске система ливневой канализации и как повлияет на ситуацию с уличными потопами строительство метро – читайте в следующем номере.

Фото пресс-службы регионального отделения ОНФ, Олега КУЗЬМИНА

Источник

Оцените статью