Вода у горного института

Самые страшные наводнения полноводной Невы (часть I)

За всю историю своего существования Санкт-Петербургу, расположенному в дельте реки Невы , пришлось пережить более 300 наводнений. Если быть более точными – 323. Дело в том, что Петр I при строительстве новой столицы опирался лишь на стратегическую выгоду – выход к морю. О природных особенностях местности он не задумывался вовсе, а это, на минуточку, сильные северные ветра, болотистая топь и, конечно же, большое количество воды в округе. К тому же, новоиспеченный император совсем не думал о том, что Нева – не мелкая и спокойная речушка, а мощная северная река, способная стереть с лица земли все его задумки.

Прежде чем вести разговор о самых крупных наводнениях Санкт-Петербурга, разберемся с тем, что такое «наводнение» в принципе. Как говорят эксперты, наводнением принято считать подъем воды в реке на 1,6 м выше ординара.

Ординар – это нормальный уровень воды в водоеме при безветренной погоде. Ординар для Невы был рассчитан в 1726 году академиком Иоганном Лейтманом. Сейчас он установлен у Горного института на 11 см выше Кронштадтского футштока (уровнемер в виде рейки с делениями, установленный на водомерном посту для наблюдения и точного определения уровня воды). Этим ординаром измерялись наводнения вплоть до 1982 года.

Стоит отметить, что наводнения в устье Невы происходили еще до основания Санкт-Петербурга. Из шведских летописей можно почерпнуть информацию о том, что самое крупное затопление на территории современного города случилось в 1691 году. Вода поднялась аж на целых 7,5 метров!

Читайте также:  Автомобили для передвижения по воде

Причина таких погодных капризов – циклоны из Атлантики. Они вызывают юго-западные ветры, нагоняющие волны из Финского залива, что мешает свободному течению Невы. Обычно такая ситуация случается ежегодно в осенние месяцы, в крайних случаях наводнение может произойти даже в декабре.

Впервые свой скверный нрав Нева показала молодому Санкт-Петербургу в ночь с 19 на 20 августа 1703 года. Тогда вода в ней поднялась более чем на 2 метра, затопив весь Заячий остров и смыв часть лесов, заготовленных для строительства Петропавловской крепости , в связи с чем внесли некоторые изменения в план ее строительства.

Летопись Петропавловской крепости гласит: «Так как при наводнении Заячий остров покрывался водою, то при построении крепости его несколько возвысили и даже увеличили насыпкою земли».

После этого наводнения о подъеме воды в Неве горожан стали предупреждать выстрелом вестовой пушки Петропавловской крепости . Она была установлена на Государевом бастионе в 1703 году.

С середины XVIII века сигнал об опасном уровне воды стали подавать пушки Адмиралтейства, а в 1873 году эту функцию вновь вернули Петропавловской крепости. Традиция сохранялась вплоть 20-х годов XX века.

Следующее крупное наводнение случилось ровно через 5 лет и затронуло самого императора! Вот, что он пишет своей «правой руке» Александру Меншикову: «Третьего дня ветром вест-зюйд такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм и по городу, и по другой стороне по улице свободно ездили на лодках. И было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели — не только мужики, но и бабы».

После этого наводнения в городе поползли слухи о том, что первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, накануне собственного заточения в монастырь, прокляла Санкт-Петербург, бросив фразу: «Петербургу пусту быти».

По другой легенде, эти слова принадлежат провидцу, появившемуся в Петербурге в 1720 году. Он предрек, что в город хлынет вода и затопит его полностью до метки на кроне самого высокого дерева, растущего на берегу. Узнав об этом, Петр I приказал срубить это дерево, а предсказателя наказать кнутом.

По иронии судьбы, сам император стал жертвой наводнения 1724 года. Уже не молодой, по меркам тех лет, 52-летний государь принимал участие в спасении утопающих рыбаков, сильно простудился и умер, даже не успев назначить наследника престола.

Его внук, юный император Петр II, был не настолько смел и боялся наводнений как огня. Поэтому в 1729 году быстренько перенес столицу Российской империи в Москву. Такое положение дел продлилось совсем недолго — через три года Анна Иоанновна вернула все на круги своя.

О других крупных и разрушительных наводнениях Санкт-Петербурга мы расскажем вам в следующей статье.

Источник

Кто, как и почему защищает Санкт-Петербург от наводнений

В 2021 году Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений празднует первый юбилей — десять лет со дня ввода в эксплуатацию. За это время список предотвращенных наводнений приблизился к трем десяткам.

Почему Петербургу часто угрожают наводнения

Ученые подсчитали, что за более чем 300-летнюю историю Санкт-Петербург сталкивался с наводнениями более 300 раз, то есть практически ежегодно. Все дело в его географическом положении. Санкт-Петербург заложен Петром I в восточной части Финского залива как место выхода России в Балтийское море. Город находится в устье одной из самых полноводных рек Европы — Невы. Здесь преобладают западные ветра. Но причина петербургских наводнений не речная вода, а Атлантические циклоны, которые, проходя над Балтийским морем, формируют нагонные волны. Это приводит к затоплению.

Самые известные наводнения в истории города

Об уровне самых сильных наводнений напоминают отметки на «шкале Нептуна», расположенной рядом с Синим мостом через реку Мойку. На нем есть засечки, обозначающие уровень воды во время самых сильных наводнений, произошедших в 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годах. Первое из них описано Пушкиным в «Медном всаднике». Вода тогда поднялась более чем на четыре метра, оставив после себя разрушенный город. Ровно сто лет спустя, в сентябре 1924-го, Ленинград вновь противостоял стихии: вода поднялась на 3,8 метра. Ущерб от этого наводнения составил 10% стоимости всех основных фондов городской промышленности.

Как защитититься от наводнений

Борис Дайтер отмечает: «Многие известные города мира страдают от наводнений. Причины грозных проявлений стихии разные. Основной тип наводнений — ливневый, происходящий от аномального количества выпадающих осадков. Но Санкт-Петербург — мишень для атлантических циклонов и нагонных волн. Эти же силы угрожают Лондону, Гамбургу, Роттердаму и другим европейским городам».

Опыт показал, что защитить территории от наводнений могут дамбы — специальные гидротехнические сооружения, имеющие вид насыпи или вала, которые ограждают населенные пункты от воды. Первые дамбы для защиты людей от разливов Нила строили еще в Древнем Египте.

Наиболее известные дамбы в мире — сооружения, возведенные в Нидерландах. Например, дамба Афслейтдейк (одна из 13 дамб, построенных в рамках проекта «Дельта») имеет длину 30 км.

Хроника строительства

В генеральный план развития Ленинграда 1966 года была включена Кольцевая автодорога, проходящая через Финский залив по рукотворным дамбам комплекса защитных сооружений (КЗС). В 1979 году было принято решение о начале строительства КЗС.

В октябре 1980 года приступили к отсыпке первой дамбы с северного побережья Финского залива по направлению к Кронштадту. В 1981 году начали возводить водопропускные сооружения, которые призваны минимизировать влияние комплекса на гидрологический режим Финского залива. Три года спустя, в 1984-м, дамба соединила остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, с материком. Работы были выполнены на 65–70%, когда в 1990-е годы по экономическим и политическим причинам стройка встала.

В 2003 году по инициативе Владимира Путина строительство возобновили. Завершить стройку поручили Владимиру Когану, который возглавил организацию, выполняющую функцию заказчика-застройщика, — «Северо-Западную дирекцию Росстроя — Дирекцию комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений». Уже в 2006 году открыли автодорожный мост на судопропускном сооружении С-2, в 2008 году началось судоходство по новому руслу Кронштадтского корабельного фарватера, в 2009-м проведены первые полномасштабные испытания уникального плавучего затвора судопропускного сооружения С-1.

В строительстве КЗС участвовало около десяти тысяч работников, было задействовано 700 единиц строительной техники. Общий объем капиталовложений — 126,1 млрд рублей.

Строительство Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений официально завершилось 12 августа 2011 года. В торжественной церемонии открытия КЗС принял участие Владимир Путин.

Уже в первый год удалось предотвратить масштабное бедствие. Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды прогнозировало 26 декабря 2011 года особо опасное наводнение с уровнем воды у Горного института +294 см. Комплекс защитных сооружений не пустил «высокую воду» в Санкт-Петербург. Ущерб для города только от этого наводнения, по примерным оценкам, мог составить порядка 25 млрд рублей.

Комплекс защитных сооружений сегодня — это:

  • 11 каменно-земляных дамб;
  • 6 водопропускных сооружений;
  • 2 судопропускных сооружения;
  • 7 автодорожных мостов;
  • 1 подводный автодорожный тоннель;
  • 2 транспортные развязки.

Общая длина КЗС — 25,4 км, длина по акватории — 22,2 км. С подобной схемой сооружений можно познакомиться на официальном сайте комплекса.

Дамбы состоят из песчаного грунта, горной массы и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены скальными породами и щебнем. Ширина дамб в акватории достигает 160 м, высота насыпей — 6,5 м над уровнем моря.

Водо- и судопропускные сооружения оснащены затворами различного типа. Как поясняет Борис Дайтер, все 66 затворов КЗС в обычных условиях постоянно открыты, обеспечивая свободный гидрологический режим в акватории Финского залива и беспрепятственное движение судов по морским каналам. Исключение — момент наводнения. В это время, перекрывая затворами судо- и водопропускные отверстия, КЗС обеспечивает защиту города от нагонной волны, образуя сплошную преграду на пути ее движения к Санкт-Петербургу.

Судопропускные сооружения КЗС обеспечивают доступ в Морской порт Санкт-Петербурга судов всех типов водоизмещением до 140 тысяч тонн. Под судопропускным каналом С-1 проложен автомобильный тоннель протяженностью около 2 км. Безопасность движения автомобильного транспорта по тоннелю обеспечивают 52 электронные системы, работающие в автоматическом режиме. По гребню дамб проходит шестиполосная автомагистраль — морской участок кольцевой автодороги А-118, который рассчитан на пропуск до 35 тысяч автомобилей в сутки.

Экологическая безопасность

В открытом состоянии фронт движения воды через водопропускные сооружения в 1,5 раза больше, чем устье Невы. За счет этого обеспечивается необходимый выход воды из реки в Балтийское море, исключается образование застойных зон и одновременно создаются условия для жизни растений и морской фауны.

Чтобы избежать попадания в воду песка, грязи и горюче-смазочных материалов от автомобилей, по обеим сторонам дороги устроены специальные водоотводные лотки протяженностью свыше 50 км. Загрязненный сток с автодороги направляется в 40 локальных очистных сооружений. За десять лет эксплуатации КЗС через очистные сооружения прошло около 3 млн кубометров воды с проезжей части. Это примерный объем Нижнего Большого Суздальского озера в Санкт-Петербурге. В итоге в Финский залив поступает только очищенная вода.

Интересные факты

  • За десять лет эксплуатации комплекса удалось предотвратить 26 морских наводнений, в том числе 12 особо опасных с прогнозом подъема уровня воды в устье Невы выше 211 см Балтийской системы высот (отсчет ведется от нуля Кронштадтского футштока) и 14 опасных — от 161 до 210 см БСВ.
  • Общий предотвращенный потенциальный ущерб составил более 120 млрд рублей, что подтверждает высокую эффективность эксплуатации КЗС и быструю окупаемость сооружений защиты.
  • Самое длительное закрытие Комплекса защитных сооружений для предотвращения угрозы наводнения было проведено с 6 на 7 декабря 2015 года и составило 41 час.
  • Максимальная скорость северо-западного ветра — 32 м/с — зафиксирована на КЗС во время предотвращения наводнения 10 сентября 2020 года. Это на 8 м/с больше проектных расчетов.
  • В результате нагонного наводнения 9 марта 2019 года зафиксировано редкое явление: навалы льда на финскую сторону дамбы Д-3. На участке около тысячи метров выросла стена из ледяных глыб шириной 18–20 м и высотой до 11,4 м, что сравнимо с высотой трехэтажного дома. Объем льда в навале составил примерно 160 тысяч кубометров.

  • За десять лет КЗС стал не просто «рубежом обороны» города от наводнений, но и важной частью его ландшафта. Это морская граница и морские ворота Санкт-Петербурга. Здесь проводились съемки таких сериалов, как «Морские дьяволы», «Судьи и судьбы», полнометражных фильмов «Маруся фореva!», «Номер один» и многих других. Клипы RSAC x ELLA «NBA (Не мешай)», группы «Отпетые мошенники» «Люби меня, люби » и «Иванушек Int.» «Тучи» тоже снимались на знаменитой дамбе.

С ежедневными событиями и важными мероприятиями Комплекса можно ознакомиться на странице КЗС в «Инстаграме».

Источник

Оцените статью