Обобщающий урок по теме «Вода — самое удивительное вещество на Земле»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
- Обобщающий урок по теме «Вода — самое удивительно вещество на Земле» по природоведению в 5 классе.
- Данная разработка включает в себя текст урока.
- Этот урок разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников, с их образным, эмоционально-личностным восприятием окружающего мира. Кроме того, данное занятие реализует основные принципы личностно-ориентированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ В 5 «А» КЛАССЕ
ТЕМА «ВОДА — САМОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ВЕЩЕСТВО НА ЗЕМЛЕ»
УЧИТЕЛЬ: ДОНИНА О.С.
- Обобщить и систематизировать знания о воде как об уникальном веществе.
- Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.
Вступительное слово учителя.
- Беседа, выполнение практических заданий и самостоятельных работ для систематизации и обобщения знаний.
- Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся по карточкам; в парах — взаимопроверка)
- Химическая посуда для лабораторных опытов.
- Средства
- Карточки для самостоятельной работы
- Организационный момент (обращаем внимание на правильную посадку за партой).
- Вступительное слово учителя:
Изучив тему «Вода» мы многое узнали о ней, о ее свойствах, значении в природе и жизни человека и даже говорили об ее тайнах и загадках.
На сегодняшнем уроке мы обобщим изученное, проверим, насколько хорошо вы усвоили материал.
Начать урок я бы хотела со слов известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты — самое большое богатство на свете».
Это слова французского писателя, а нашим ученикам тоже есть что сказать о воде! (слушаем стихи ребят собственного сочинения о воде)
2.Учитель благодарит ребят и начинает беседу:
— давайте посмотрим на глобус;
— наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится лишь ? ее территории, а все остальное — вода! Правильно было бы назвать ее планетой? (Вода!)
Информация к размышлению (запись на доске):
¾ Земного шара — вода;
97% — моря и океаны (соленая вода);
3% — реки, озера, подземные воды (пресная вода);
65% массы тела человека — вода («Я — часть воды, а вода — часть меня»!)
70% воды содержат животные организмы;
90% воды содержат плоды огурца, арбуза.
Учитель: Свойства любого вещества зависят от строения его молекул, от их взаимного расположения в пространстве.
— Какова химическая формула молекулы воды?
(ученик у доски составляет химическую формулу и отвечает на вопросы учителя, возможно с помощью других учащихся класса:
-Вода — простое или сложное вещество? Почему?
-Вода — смесь или чистое вещество? Почему?)
Учитель: Так что же такое вода?
Запись в тетрадь: Вода — химическое вещество, которое имеет определенные свойства.
— Давайте перечислим все свойства воды, а в тетрадь запишем только те, которые являются уникальными, характерными только для воды. (Основная часть учеников перечисляет свойства воды с объяснением и демонстрацией некоторых из них по выбору учителя; 5 человек работают с заданиями на карточках).
Задания на карточках для индивидуальной самостоятельной работы:
Задание1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?
Задание2. Почему любители-садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?
Задание 3. Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?
Задание 4. Почему лодки на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном?
Задание 5. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?
Свойства воды, которые должны перечислить ученики:
- Прозрачна, бесцветна, без запаха и вкуса.
- Обладает текучестью (демонстрация).
- Не сохраняет форму, сохраняет объем (демонстрация).
- Может находиться в трех агрегатных состояниях одновременно.
- Может переходить из одного агрегатного состояния в другое.
- При нагревании расширяется.
- При охлаждении сначала сжимается, но при переходе через отметку +4 градуса по Цельсию начинает расширяться.
- Плохая теплопроводность.
- Высокая теплоемкость.
- Вода — уникальный растворитель (более 100 элементов таблицы Менделеева растворяются в воде).
- Способность запоминать информацию особым образом,?
- Вода — самое распространенное вещество на Земле.
(учитель кратко записывает свойства на доске, а ученики записывают в тетради пункты 4,5,7,10,11?,12)
Учитель: Вода способна издавать звуки. Давайте сейчас послушаем воду. Вы услышите 2 отрывка (они очень разные), а потом расскажете о своих ощущениях.
— После паузы слушаем ответы учеников, работавших с карточками.
— Практическое задание: Приготовить раствор, объяснить что и почему получилось, чем раствор отличается от взвесей.
Учитель: Мы поговорили о строении молекулы, о свойствах воды (беседа с учащимися), а теперь давайте выясним, какова роль воды в природе ? А в жизни человека?
— Как вы понимаете смысл пословиц: «Экономно воду лей, дорожить водой умей», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан»? (ученики высказывают свои предположения, учитель корректирует их ответы).
- Самостоятельная работа по карточкам ( дописать нужные слова вместо точек)
- Химическая формула молекулы воды…………………………………………………………………….
- Вода при нагревании…………………………………………………………………………………………………
- Вода при охлаждении………………………………………………………………………………………………..
- Вода при замерзании………………………………………………………………………………………………..
- Вода кипит при температуре…………………………………………………………………………………….
- Превращение жидкой воды в газообразную — это……………………………………………….
- Что такое раствор.
- Как отличить раствор от взвеси.
- Подведение итогов урока выставление оценок .
- Если в чайник или кастрюлю налить воду до краев и начать нагревать, то через некоторое время вода начнет выливаться через край. Почему это происходит?
- Почему любители-садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду из труб на садовом участке?
- Почему водопроводные трубы прокладывают в земле на сравнительно большой глубине?
- Почему люди на зиму вытаскивают на берег и переворачивают вверх дном лодки?
- Вода попадает в мельчайшие трещины скал, отчего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связано?
Источник
ПРОЕКТ Вода вещество необычное, привычное
Кажется, что проще воды ничего не бывает. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы любуемся её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков. Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле: сам человек на 3/4 состоит из воды; воду мы пьём; водой мы моемся; на воде готовим пищу; используем её в системе отопления; на основе воды изготавливаются множество необходимых для человека веществ
Вода согревает нас, она поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает резких перепадов температур. Если бы атмосфера не содержала водяных паров, космический холод заморозил бы все на земле. Но как ни странно, о воде, веществе таком привычном и знакомом, мы знаем далеко не все. И я хотел бы узнать больше о воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bobylev_kirill2.docx | 12.11 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Иозефовская основная школа»
Вода вещество необычное, привычное
Ученик 9 класса
2. Основная часть
2.1 Вид молекулы воды
2.2. Свойства воды
2.3, .Практическая часть
2.4. Интересные факты
Кажется, что проще воды ничего не бывает. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Мы узнаём её в виде жидкости и твёрдого тела, мы любуемся её парами, проплывающими над нами в виде белых облаков. Вода – самое распространённое, знакомое и необходимое вещество для человека на Земле: сам человек на 3/4 состоит из воды; воду мы пьём; водой мы моемся; на воде готовим пищу; используем её в системе отопления; на основе воды изготавливаются множество необходимых для человека веществ
Вода согревает нас, она поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает резких перепадов температур. Если бы атмосфера не содержала водяных паров, космический холод заморозил бы все на земле. Но как ни странно, о воде, веществе таком привычном и знакомом, мы знаем далеко не все. И я хотел бы узнать больше о воде.
Цель работы : выявить удивительные свойства воды
Мною были поставлены следующие задачи :
-изучить информацию по данному вопросу;
-проанализировать полученные результаты;
Вода самое удивительное вещество, обладающее уникальными свойствами.
- Сбор информации в различных источниках.
- Проведение опытов, наблюдений.
- Обобщение изученного материала.
- Презентация работы.
2 Основная часть .
2.1 Вид молекулы воды
Вода, или оксид водорода, является химическим веществом, имеет вид бесцветной жидкости, которая не обладает ни запахом, ни вкусом. В нормальных условиях (вода) сохраняется в жидком агрегатном состоянии, в то время как аналогичные соединения водорода являются газами. Все это можно объяснить особыми характеристиками атомов, слагающих молекулы, и присутствием между ними связей. Капля воды состоит из молекул, которые притягиваются противоположными полюсами, образуя тем самым полярные связи, разорвать которые без усилий невозможно. Каждая молекула в своем составе содержит ион водорода, который настолько мал, что может проникать сквозь оболочку отрицательного атома кислорода, находящегося в соседней молекуле. Кроме этого, вода имеет высокое поверхностное натяжение, в этом свойстве она уступает лишь ртути. Относительная вязкость H2О обуславливается тем, что соединения водородов не дают возможности молекулам двигаться с различными скоростями. По этим же причинам вода считается отличным растворителем, поскольку каждую молекулу растворяемого вещества сразу же окружают молекулы воды, причем в большом количестве.
2.2 Свойства воды.
Нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы столько противоречий и аномалий, сколько в её свойствах. Вода – единственное вещество на Земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном (вода, лед и водяной пар). Общие мировые запасы воды во всех её агрегатных состояниях (пар, жидкость, лед) огромны. Если бы разделить её поровну, то на каждого жителя планеты пришлось бы по 280 миллиардов литров. Однако 97% водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком соленая и поэтому непригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования. Не только на поверхности земли, находится вода, пропитывающая почву и различные горные породы, образуя грунтовые воды, дающая начало источникам и ключам. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; огромными массами снега и льда лежит вода круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Если этот лед равномерно распределить по поверхности Земного шара, то толщина ледяного слоя составит 50 метров!
Молекулы воды обнаружены также в межзвёздном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников.
Чистая вода без примесей — это жидкость без запаха, вкуса и цвет с температурой кипения +100 0 С и температурой замерзания 0 0 С. Вода, как и все жидкости, не имеет собственной формы. Вода течет вниз под действием своей тяжести.
У воды есть замечательное свойство: нагретая солнечными лучами, она способна долгое время сохранять полученное тепло. Вода медленно нагревается и медленно остывает. Летом вода в приморских районах, нагреваясь медленнее, чем суша, охлаждает окружающий воздух, а зимой теплое море постепенно остывает, отдавая тепло воздуху и смягчая мороз. Еще одним интересным свойством воды является способность отдавать тепло в окружающую среду при испарении. Как известно, вода, испаряясь с поверхности тела человека, животных и растений, предохраняет их от перегрева.
Одним из аномальных свойств воды является ее способность расширяться при замерзании. Все вещества при замерзании, то есть при переходе из жидкого состояния в твердое, сжимаются. Вода — единственное вещество на Земле, которое при охлаждении сначала сжимается, а затем при температуре +4 о С начинает расширяться. Ее объем при этом увеличивается на 9%.
В зависимости от содержания в воде различных примесей воду можно разделить на несколько классов: пресную воду, соленую и рассолы.
Большое исследование влияния окружающей среды на воду провёл японский учёный Эмото Масару. Он замораживал капли воды и изучал их под мощным микроскопом с встроенной камерой. Эмото Масару нашёл удивительные различия в структуре воды, взятой из разных источников. Вода из горных рек и ручьёв была прекрасно сформирована геометрически, а загрязнённая вода нарушенную и случайным образом сформированную структуру.
Гармоничную структуру вода приобретала при воздействии на неё классической музыки, слова люблю и фотографии матери Терезы. Хаотичная форма структуры образовывалась при воздействии на воду рок-музыки, словом «убей».
После этого стоит задуматься, что свойства воды менять свою структуру под влиянием разнообразных воздействий (мыслей, слов, музыки и т.д.)может так же влиять на наше здоровье, благосостояние и жизнь в целом.
2.3 Практическая часть
Эксперимент 1:«Скрепка на поверхности воды».
Для этого опыта мне понадобились стакан с водой и скрепка.
Проведение опыта: В стакан с водой очень медленно и осторожно
Что происходит: скрепка плавает на поверхности воды.
Объяснение: Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению, которого достаточно для того, чтобы выдержать вес скрепки.
Эксперимент 2 «Испарение воды».
Для эксперимента нам понадобится:
школьная доска, мокрая тряпка.
Помыть доску мокрой тряпкой.
Понаблюдать, что произойдет с доской через некоторое время.
Вывод : вода способна испаряться.
Эксперимент 3«Таяние от соли».
Для опыта нам понадобятся: кусочки льда, соль, нитка.
Проведение опыта: положим два кусочка льда на стол. На каждую ледышку положим нитку. Теперь на один кусочек льда положим немного соли. И подождем.
Что происходит: через некоторое время потянем за нитку.
Нитка вмёрзла в лёд, посыпанный солью, и теперь можно с её помощью подтянуть этот кусочек льда к себе или даже поднять. К простому льду нитка не примерзла, и если мы её потянем, то кусочек льда останется на месте.
Объяснение : температура льда может быть от 0 градусов (по Цельсию) и ниже, при 0 градусов лед начинает таять. Когда мы добавляем соль, то снижаем температуру замерзания, и лед начинает таять.
Нитка в этот момент погружается в образовавшуюся воду. Но чем больше образуется воды, тем ниже концентрация соли и тем выше температура замерзания. Постепенно нитка вмораживается в кусочек льда.
Эксперимент 4 «Вода не выливается из перевернутого сосуда»
Для опыта понадобятся: Емкость с водой, пустой стакан, лист бумаги.
Проведение опыта: на верх стакана накладываем квадратик бумаги. Аккуратно переворачиваем стакан. Вода в стакане не выливается
Что происходит: немного воды выливается из стакана, но когда она принимает ровное вертикальное положение, вода перестает вытекать и удерживается в стакане.
Объяснение : Вода заполняет всё пространство между волокнами бумаги и из-за силы поверхностного натяжения не может вытечь из перевёрнутого стакана. Если механически нарушить поверхность, то вода так же начнет течь.
2.4 Интересные факты
Немного интересной и полезной информации о воде.
При утрате 2% воды от массы тела у человека появляется жажда, при потере 6-8 %- полуобморочное состояние, при потере 10% — начинаются галлюцинации и появляются проблемы с глотанием. При нехватке 12% — человек погибает.
В составе мантии Земли воды содержится в 10-12 раз больше, чем в Мировом океане.
Только 3% воды на Земле — пресная, причем большая ее часть содержится в ледниках. И лишь 1,1% воды на Земле пригоден для питья.
Вода отражает 5% солнечных лучей, в то время как снег – около 85%. Под лед океана проникает только 2% солнечного света.
Лед неодинаково холоден.
Горячая вода замерзает быстрее холодной. Ученые так до конца и не понимают природу этого явления.
Сверхохлаждение воды. Этим свойством обладает очень чистая вода. При охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Её кристаллизация может быть спровоцирована пузырьками газа, примесями, неровной поверхностью емкости. Когда процесс кристаллизации запускается, можно наблюдать, как сверхохлажденная вода моментально превращается в лед.
«Стеклянная» вода. При температуре -38 °C даже самая чистая сверхохлажденная вода внезапно превратится в лед. При -120 °C вода становится сверхвязкой или тягучей, как патока, а при температуре ниже -135 °C она превращается в «стеклянную» или «стекловидную» воду – твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура.
Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.
В природе существует около 1330 видов воды. Они различаются по происхождению и по количеству растворенных в ней веществ.
До 80% заболеваний обусловлено употреблением загрязненной воды.
В ходе исследования я расширил свои знания о воде. Провел собственные наблюдения.
Опытным путем доказал, что:
- Вода-это жидкость, которая имеет свойства.
- Вода существует в трех состояниях: твердое, жидкое, газообразное.
- Вода переходит из твердого состояния в жидкое, из жидкого газообразное.
- Свойства воды: меняет свою структуру под влиянием разнообразных воздействий (мыслей, слов, музыки и т.д.)
Моя гипотеза подтвердилась.
Вода — величайшее богатство человека. Природой постоянно поддерживается ее естественный круговорот: она испаряется с поверхности водоемов, а затем выпадает в виде осадков: дождя или снега
Вода имеет свои уникальные и тонкие черты. Она бесцветна, без вкуса, без запаха, прозрачна, не имеет формы, текуча, обладает теплоемкостью и хороший растворитель. Без нее не обходятся ни в одном уголке нашей планеты. Ее влияние поистине огромно. Люди должны сохранить присутствие воды в нашей жизни. Это и подводит нас к пониманию того, что вода — уникальное вещество, несущее информацию о Жизни.
Особенно меня поразило свойство воды сохранять информацию — память. Информацию вода впитывает из окружающей её среды. Это может быть что угодно, мысли, свет, музыка, молитвы, образы и просто слова.
Изучив литературу, я пришел к выводу, что вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими её от всех других жидкостей. Вода дана нам природой, запасы воды не бесконечны и каждая ее капля – драгоценна, ведь жизнь человека невозможна без воды. Берегите воду!
Источник