Вода урок химии 8 класс рудзитис

Конспект урока химии 8 класс «Ты сама жизнь, ВОДА». УМК Г.Е.Рудзитис
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока химии 8 класс «Ты сама жизнь, ВОДА». УМК Г.Е.Рудзитис

Скачать:

Вложение Размер
ty_sama_zhizn_voda.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ты сама жизнь – Вода» (Слайд №1)

Образовательные: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, этапы промышленной очистки воды.

Развивающие: расширить знания учащихся о нахождении воды в природе, обобщить знания о значении воды для живых организмов; развивать у учащихся навыки индивидуального выступления перед аудиторией;

Воспитательные: выделить экологические проблемы, связанные с загрязнением и очисткой воды, воспитывать бережное отношение к воде, продолжить формировать навыки совместной групповой деятельности.

проектор, лаб. оборудование для опыта( картофель, сосуды с пресной и соленой водой)

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать небольшим стихотворением.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А все это просто вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана,

А в сущности, это вода.

Вот белым легли покрывалом

На землю родную снега.

А время придет — все растает,

И будет простая вода.

I. Актуализация знаний о воде.

Сегодня тема нашего урока: «Вода» (Слайд №2)

А сейчас для того, чтобы мы сформулировали цели урока поработаем с таблицами на ваших столах: Слайд№3

Что хотели бы знать?

Давайте определим цель нашего урока, что должны изучить о воде.

Уч-ся: Изучить свойства воды, способы очистки, роли воды ( слайд №4 )

Учитель . Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни — водой, ее нахождением в природе, строением, физическими и химическими свойствами, значением воды в организме человека.

Еще раз обращаемся к таблице и записываем цифры с правильными высказываниями.

Уч-ль : Слово «вода » звучит на разных языках по разному: гидро (гидрокостюм), аква (акваланг). Над изучением формулы воды работали многие ученые. Древнегреческие философы принимали воду за простое вещество. И продолжалось это до конца 18 века.

Из каких элементов составлена формула воды?

Это вещество простое или сложное?

Демонстрирует молекулу воды и предлагает детям собрать её самим. Для этого на столах учащихся имеются детали для модели.

Учащиеся показывают собранные модели.

Вычислите массовые доли элементов в воде.

П.Изучение нового материала

Нахождение воды в природе. ( Слайд №8 )

Учитель. Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире.. Земля — самая водная планета Солнечной системы.

Две трети ее поверхности занято водой. Все воды на Земле объединяются понятием «гидросфера». По последним данным, 97,2 % гидросферы составляют соленые воды морей и океанов. Остается 2,8 % — это пресная вода. Так много или мало пресной воды на Земле? Очень мало! Воду надо беречь.

Физические свойства воды.

Учитель. Проведем самостоятельную работу с целью повторения физических свойств чистой воды. На партах у Вас находятся листики для опроса. Подпишите их и заполните. (2-3 мин)

Задание: Впишите характеристики, отражающие физические свойства воды:

Плотность воды при 4ᵒС

Плотность льда при 0ᵒС

Способность растворять вещества

Отложите на край стола.

Удивительное вещество – вода (сообщение ученика)Курочкина

Ученик. Вода обладает многими удивительными свойствами, резко отличающими ее от всех других жидкостей.
Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4 °С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4 °С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м 3 . При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Вода, охлаждаясь сверху, опускается вниз, на дно, только до тех пор, пока ее температура не достигнет +4 °С. Тогда в стоячем водоеме устанавливается распределение температуры, изображенное на рисунке. Благодаря этому под слоем льда, покрывающим водоем сверху, живут в воде рыбы и другие обитатели водоемов.

Медленное повышение температуры воды при нагревании и соответственно выделение значительных количеств теплоты при охлаждении смягчают колебания температуры вблизи больших водоемов.

Учитель: А сколько агрегатных состояний Вы знаете?

Учащиеся: Три: пар, жидкость, лёд.

Учитель Почему для воды характерно три агрегатных состояния? (Наша планета удалена от Солнца на расстоянии 150 млн км, что позволяет воде быть жидкой, твердой и

газообразной в зависимости от прогретости поверхности солнечными лучами. Если

бы Земля находилась на расстоянии 166 млн. км от Солнца — вода была бы вечным

льдом, а на расстоянии 134 млн. км просто испарилась бы)

Учитель: По отношению к воде вещества делятся на: ( слайд №11 )

1)растворимые 2) нерастворимые 3) малорастворимые

Демонстрация опыта. В большие стаканы с пресной и соленой водой опускают по

варенному яйцу ( или сырой картофель). Какой вывод можно сделать?

Вода в организме человека.

Вода – растворитель и реагент в организме человека. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды. Как вы думаете, много ли в вашем теле воды?

Сообщение учащегося. (Слайд №12, 13, 14 ) Лифанцева

В жизни организмов вода выступает как важнейший экологический фактор. Без воды нет жизни. Живых организмов, не содержащих воду, на Земле не найдено. Вода — прежде всего растворитель, в среде которого протекают все элементарные акты жизнедеятельности. Она является основной частью клеток, тканей, растительных и животных соков. Содержание воды в живых организмах различно. Например: в корнях и луковицах растений содержится 70-95% воды, в животных – более 70%, в теле человека – около 70%.

Содержание воды изменяется в течение возраста. В молодых организмах ее значительно больше, чем в старых. Потеря организмом 12-20% влаги смертельна.

Известно что вода присутствует во всех частях нашего организма, хотя например в коре мозга её 85%, в коже 72%, в зубной эмали всего лишь3%. Это свидетельствует о том, что в наиболее интенсивно работающих органах содержится большее число воды.

Вода входит в состав всех клеток и тканей тела; в ней протекают все биохимические процессы. Вода служит основой крови и лимфы. Вода является той средой, где совершаются процессы пищеварения. Без воды пища не может ни проходить по желудочно-кишечному тракту, ни усваиваться организмом. На процессы пищеварения и выделения у человека расходуется около 6 кг воды в виде желудочного сока, слюны, мочи, пота и др. У нее есть еще одна важная роль: через систему потоотделения отрегулирует температуру тела.

А теперь с помощью простых математических расчесов давайте подсчитаем, сколько кг воды содержится в вашем теле. Это не чистая вода, в ней растворены различные вещества. Речь идет о биологической жидкости.

Минута для релаксации (под шум прибоя)

Закройте глаза и представьте. Вы сидите на берегу моря. Босые ноги на мокром песке. Набегает волна. Ласковая, как котенок. Трется она о ваши ноги. Вы набираете мокрого песка ладонями, а потом разжимаете их. Стряхните остатки песка с ваших рук. Глубоко вдохните свежий морской воздух. Откройте глаза.

Химические свойства воды.

Учитель: Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ. Сейчас мы познакомимся с ее химическими свойствами. Но сначала вспомним, какие типы химических реакций вы знаете? (разложения, соединения, замещения и обмена)

Слайд № 17 А) Реакции разложения.

Под действием электрического тока вода разлагается на водород и кислород. Напишите уравнение реакции разложения воды.

Б) Реакции соединения. Обратите внимание на памятку на ваших столах.

Вода реагирует со многими сложными веществами, например с оксидами неметаллов и металлов. Закончите данные уравнения реакций. (2 ученика на доске)

SO 3 + H 2 O = СaO + H 2 O =

Назовите полученные вещества.

Вывод: при взаимодействии воды с кислотными оксидами образуются кислоты. С основными оксидами – основания.

С водой не реагируют кислотные оксиды – SiO2, несолеобразующие – СО, NO, а также оксиды металлов средней тяжести и тяжелых.

В) Реакции замещения.

Учитель: рассмотрим, как вода вступает в реакции замещения с активными металлами.

2Na+2H 2 O=2NaOH+H 2

Напишите соответствующее уравнение реакции. Назовите полученное вещество.

Вывод: вода реагирует с металлическим натрием с образованием щелочи – гидроксида натрия, поэтому лакмус синеет.

Учитель: При нагревании возможно взаимодействие воды и с менее активными металлами, например с магнием.

Запишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты. 1 ученик у доски.

Mg + 2H 2 O = Mg(OH) 2 + H 2

Загрязнение воды и ее очистка.

Учитель. В последние десятилетия чистой воды на Земле становится все меньше. Что же является основными источниками ее загрязнения?

Вы открываете кран и из него сверкающей струйкой бежит чистая и прозрачная вода. А ведь попадает она в дом из реки. Скажите, а можно ли воду из реки сразу использовать к употреблению?

Учитель: Почему? С чем это связано?

Учащиеся: Она грязная и непригодная для питья.

Учитель: Предложите как её можно очистить? Алиева Джамиля

Учитель: А теперь давайте посмотрим как очищают воду в промышленности.

Потребление воды человеком

Учитель : Количество воды, потребляемое человеком в сутки, с развитием цивилизации активно растет.

В конце ΧΙΧ в. горожанину хватало полтора ведра воды в сутки – и на мытье, и даже на тушение пожаров. Нынешняя норма – свыше 18 вёдер, т.е. 220 л. На деле мы и в эту норму не укладываемся, расходуя 30-40 вёдер на человека.

«Эталонное» 12-литровое ведро несильная струя воды заполняет за минуту. Вы простояли под душем 5 мин – 60 л. воды убежали в канализацию. Этого с лихвой хватит, чтобы аккуратно вымыть слона.

Струйкой толщиной со спичку литровая банка наполняется за 3 мин. Этот эксперимент позволяет установить, что за сутки из неисправного крана утекает минимум 480 л.

Существует расхожее мнение, что промышленность тратит львиную долю воды.

На самом деле на выпуск 1 т стали уходит 150 м3, хлопчатобумажной ткани – 1000 м3, искусственного волокна – 3000 м3 водопроводной воды. Из воды, поступающей в Ставропольский край ежесуточно, заводы и фабрики забирают лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное – в жилые дома.

Способы экономии воды.

А ведь экономить воду без всякого гигиенического ущерба совсем не сложно. Скажем, зубы после чистки можно прополоскать из стакана, закрыв кран. Экономия – 5 л. воды за одну человеко-чистку. Во время бритья можно, вместо того чтобы открыть кран с горячей водой, налить, как в старину, воду из чайника в стакан, на бритье уйдет не 5-10 л., а всего 0,2, а бреющихся миллионы…

Хозяйки считают, что полоскать белье после стирки надо в проточной воде. Современные моющие средства вымываются из чистого белья и после того, как оно полежит в непроточной воде 10-15 мин. Сменив воду, белье можно выполоскать дочиста.

Мыть посуду лучше всего в раковине с двумя отделениями и пробками для сливных отверстий. Так же можно мыть овощи.

Водные ресурсы – национальное богатство нашей страны, которое требует бережного отношения, строгого учета, охраны от загрязнения и экономного использования.

Ш. Закрепление изученного материала.

Учитель. Мы изучили основной материал урока. Попробуем проверить ваши знания. Тест с взаимопроверкой.

Вода имеет наибольшую плотность при:

2. К хорошо растворимым веществам относят:

в. поваренная соль

3. Наибольшее количество воды содержится в:

4. Установите соответствие:

1.в корнях и луковицах растений воды… а. 75-90%

2. в теле животного воды. б. более 70%

3. воды в организме взрослого человека… в. около 70%

5. Установите соответствие:

1. СО 2 +Н 2 О= а. 2NаОН

2. Nа 2 О+Н 2 О= б. 2КОН+Н 2

3. 2К+2Н 2 О= в. Н 2 СО 3

6. При взаимодействии SО 2 с водой лакмус в полученном растворе:

в. не меняет цвета

7. Выберите правильные утверждения:

А. Круговорот воды обеспечивает сушу пресной водой.

Б. Круговорот воды происходит под воздействием солнечной энергии и силы тяжести.

в. верны оба ответа

г. неверны оба ответа

8. Установите последовательность стадий очистки питьевой воды:

г. озонирование или хлорирование

9. Выберите органы, через которые вода удаляется из организма

10. Установите соответствие между физиологическими процессами и функцией воды

1. потоотделение а. транспортная

2. перенос питательных веществ кровью б. выделительная

3. удаление продуктов распада в. Терморегуляционная

Слайд №29 «Правильные ответы»

Учитель Сегодня на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде, узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды на нашей планете и многообразие ее профессий. Заканчивая наш урок, я прошу вновь обратиться к схеме, которую вы заполняли вначале урока.

Поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде. Молодцы!

Спасибо за сотрудничество, вы хорошо поработали. Оценки за сообщения – 5, за тест вы уже получили предварительные оценки в результате взаимопроверки, за работу у доски — ………

У. Домашнее задание: запишите в дневники: § 29

Придумайте сказку, стихотворение, рассказ о путешествии капельки воды.

Слайд 32. Учитель :

Запомните, ребята! Вода – это жизнь! Берегите воду!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара.

Школьный курс химии – один из основных компонентов естественно-научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у воспитанников естествен.

Конспект урока: «Химия в повседневной жизни » для учащихся 10 — 11 классов. Цель: Доказать, что без химии немыслим современный быт человека. Урок обобщения и систематизации знаний учащихся, о в.

Конспект урока представлен в форме технологической карты в свете требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек.

целью урока была-создание условий для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений по теме «Вода. Растворы. Растворение». использованы методы обучения- частично-поисковый, практически.

Конспект урока в 11 классе на туму: «Химия в жизни человека».

Урок систематизации и углубления знаний по теме «Вода «,Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров&raquo.

Источник

Читайте также:  Фон для темы вода
Оцените статью