Водные богатства
Вода занимает большую часть земного шара. Значение воды для нашей планеты невозможно переоценить – без нее на Земле просто не было бы никакой жизни. Читайте также: Водные богатства нашего края.
Гидросфера
Гидросфера – это вся вода, находящаяся на нашей планете. В ее состав входят:
Водные богатства – это источники воды, которые могут быть использованы для хозяйственной деятельности. Проще всего получить воду из водоемов. Однако при их отсутствии используют и другие источники. Например, минеральную воду часто добывают, буря в земле так называемые артезианские скважины, через которые можно получить доступ к подземным водам.
Соленая вода и ее источники
Вода бывает пресная и соленая. В соленой воде растворено много солей, поэтому ею нельзя утолять жажду. Здесь стоит уточнить, что и в пресной воде может быть соль, но ее очень мало. Особо выделяют дистиллированную воду – эта вода, специальным образом очищенная от примесей. Она имеет некоторые особые свойства, но также пригодна для питья.
Соленую воду часто называют морской, потому что именно такая вода находится в океанах и морях Земли. Океаны – это крупнейшие водоемы планеты. Всего на нашей планете есть 4 океана:
- Тихий;
- Атлантический;
- Индийский;
- Северный Ледовитый.
Впрочем, некоторые ученые выделяют ещё и Южный океан, омывающий Антарктиду.
Моря – это крупные водоемы, входящие в состав океанов. Всего на Земле выделяют более 60 морей.
Все моря и океаны объединены в один огромный водоем, который именуют Мировым океаном. Из одной точки Мирового океана в любую другую его точку всегда можно проплыть, не выходя на сушу.
Морская вода может находиться и в некоторых озерах. Озеро – это изолированный водоем, который напрямую не связан с Мировым океаном. Заметим, что из озера может вытекать река, которая впадает в Мировой океан. Однако так как река течет в одном направлении, то вода из океана не может попасть в озеро, и поэтому оно считается изолированным водоемом.
Крупнейшие соленые озера часто называют морями. Это Каспийское море, Аральское море, Мертвое море. Если в Мировом океане соленость воды примерно одинакова, то у озер она может сильно отличаться. Например, соленость озера Баскунчак почти в 8 раз выше, чем у океанской воды. Поэтому вблизи соленых озер часто организуют добычу соли.
Пресная вода и ее источники
Пресной водой утоляют жажду, а также поливают растения. В целом человеку пресная вода нужна значительно больше, чем соленая, но ее очень мало. Количество пресной воды на Земле меньше количества соленой примерно в 30 раз.
Самый большой источник пресной воды – это ледники, на них приходится 90% пресной воды мира. Но используются ледники мало, ведь они находятся вдалеке от мест проживания людей.
Главный для человека источник пресной воды – это реки и озера. Хотя существуют соленые озера, всё же основная их часть заполнена именно пресной водой.
Реки – это источник не только воды, но и энергии. На ней можно построить гидроэлектростанцию. Течение воды вращает турбину этой станции, в результате этого и вырабатывается электричество.
В случае, когда воды рек и озер не хватает, используют подземные источники воды. Ещё один источник пресной воды – это дожди. С неба всегда падает чистая вода, которая как раз и наполняет реки и озера. Есть специальные устройства, которые помогают собирать дождевую воду.
Охрана воды
Человек в результате своей деятельности может испортить источники воды. Если сбрасывать мусор в реку, то вода в ней может стать непригодной для питья. Поэтому существуют законы, которые защищают водные ресурсы. В частности, они требуют, чтобы промышленные предприятия фильтровали те отходы, которые они всё же вынуждены сбрасывать в реки.
Подведение итогов
В океанах и морях находится соленая вода, непригодная для питья. Пресной воды значительно меньше, чем соленой, и получают ее из рек и озер, хотя существуют и соленые озера.
Источник
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»
Светлакова
Урок по окружающему миру во 2 классе «Жизнь пресного водоёма»
Урок по окружающему миру.
Урок — театрализованное представление «Жизнь пресного водоёма»
(2 класс)
Светлакова Эльвира Рафаильевна, учитель начальных классов
Цель урока:
Сформировать представление о природном сообществе как совокупности совместного обитания и нахождения в тесной взаимосвязи организмов, развивать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Задачи урока:
Развивать познавательный интерес учащихся. Учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.
Ход урока.
I. Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все в порядке?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
II. Актуализация опорных знаний
На прошлом уроке мы вели речь о водоёмах нашего края.
— Какие бывают водоёмы по происхождению? (естественные и искусственные
— Перечислите типы естественных водоёмов.
-Перечислите типы искусственных водоёмов.
— А что такое река? (это водный поток).
— Назовите части реки (работа с ИД)
— Найдите неверное рассуждение :
— Вода в реке всё время движется
— Вода течёт по естественному руслу
— Река имеет начало (исток) и конец (устье)
— Река – это водоём со стоячей водой
III. Работа над новой темой
-Посмотрите вот сюда.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит.
. Всюду бурно жизнь кипит.
Это пресный водоём.
— Тема нашего урока «Жизнь пресного водоёма». (презентация слайд 1)
Водоём-это не просто углубление, заполненное водой. Это удивительный дом, населённый многочисленными жителями. Мы сегодня мысленно перенесёмся к небольшому озеру и узнаем…
— Как вы думаете, какая цель нашего урока, что мы узнаем нового?
— Да; мы узнаем, что растёт и кто живёт в удивительном доме.
Выясним: можно ли назвать водоём природным сообществом.
Узнаем: Если вмешается человек, что произойдёт?
Театрализованное представление: (подготовленные дети класса ведут урок)
Автор: — Однажды маленький мальчик Тимофейка отправился на рыбалку.
Тимофейка: — Как красиво, интересно наше озеро!
-А вот и моё любимое местечко в камышах. (презентация слайд 2)
Автор: — Тимофейка, многие ребята путают это растение с камышом. Это рогоз — растение с красивым бархатистым початком. А камыш имеет круглый безлистый стебель с метельчатым соцветием (метёлка) (показ гербария). Легко узнать тростник — его гибкая соломина сгибается, почти никогда не ломается, используют для различных плетений и для покрытия крыш.
Откроем учебник стр. 103 и рассмотрим ещё растения пресного водоёма.
(презентация слайд 3)
А вот стрелолист. Почему он имеет такое название? (стреловидные листья)
Чем схожи эти растения? (своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой)
Но есть растения, широкие листья которых плавают на поверхности водоёма, а корни тоже на дне.Вам они знакомы: Белая кувшинка (водяная лилия). Утром цветки кувшинки раскрываются, а к вечеру они закрываются и уходят под воду. Жёлтая кубышка — украшение водоёма. Но встретить их большая редкость! Почему? (так как уничтожают люди)
Может, Тимофейка, ты преподнесёшь их маме в подарок?
Тимофейка: — Нет, я знаю, они находятся под охраной и занесены в Красную книгу.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
На берегу нашего озера мы установим природоохранный знак: «Не рви кувшинки и кубышки!».
Тимофейка: — Озеро местами покрыто зелёным ковром. (презентация слайд 4)
Автор: — Это самый крошечный цветок — ряска, листьев у неё нет, она состоит из пластинки и корешка, погружённого воду. Занесено в книгу Рекордов Гиннеса (как самое маленькое цветковое растение в мире). Является хорошим кормом для птиц.
На берегах водоёма растёт череда (показ гербария, это лекарственное растение запоминается тем, что его семена – колючки, цепляющиеся за одежду.
-В водоёме столько много растений. Какова их роль? Выслушиваются ответы детей (служат пищей животным; выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания; служат убежищем для животных).
— Работа с ИД. Давайте правильно расставим названия растений.
(презентация слайд 5)
Тимофейка: — А это кто вертится, крутится, описывает круги на воде?
Автор: — Жук-вертячка. Он ныряет под воду и добывает себе личинки насекомых.
Тимофейка:- А вот кто-то стремительно бегает по воде, как на коньках и не тонет?
Автор: — Клопы-водомерки, на длинных ногах, скользя, как бы отмеряют шаги, вот их и назвали так, а ножки снизу покрыты жиром, поэтому они не тонут, охотятся на комаров.
(Анимация пресного водоёма) ИД
Автор: — Сидит Тимофейка на берегу и любуется красотой. День жаркий, рыба капризная и не клюёт. Стал Тимофейка со скуки дремать и бултых – свалился в воду. Свалился, но ничего, не испугался, достиг дна, сел на камень, смотрит вокруг. А вокруг собралось много разных водяных обитателей — числа нет!
Рыбы (дети с масками):
-Гляди-ка!Вот чудовище приплыло: два хвоста!
-И плавников только два!
-И жабр нет! Чем он дышит?
— Ну чего расшумелись? Что случилось?
Тимофейка:- Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними человек? А вы кто?
Водяной: — Я, Водяной- хозяин этого водоёма.
Окунь: — Я окунь! Меня легко узнать по поперечным полоскам и красно — грудым плавникам.
Ёршик: — Самая маленькая рыбка-ёршик. Снимай с крючка меня не спеша! Очень колкий!
Карась:- Я мирная рыба, растительноядная.
Пескарь: — Всё время провожу на дне, копаюсь в песке, вот и получил имя. Очень люблю насекомых, личинок, мелкую рыбу.
Все хором: Ой, спасаемся, хищник!
Щука: — Хорош! Хорош!
— Желаю с вами познакомиться поближе. Я — щука. Окраска моя помогает скрываться среди растений, сама вытянутая, широкая пасть усажена загнутыми внутрь зубами. Да что я, вот тётушка моя весит 30 кг, а длина её полтора метра.
Пора мне подкрепиться, очень я прожорливая. Меню моё рыбка, лягушки, проглочу и утят, водяную крысу. Ой, что-то я заболталась. А где щуки нет, там карась хозяин.
Да, передай своим ребятам, зимой подо льдом рыбам часто не хватает кислорода. Делайте во льду лунки, чтобы в воду поступал кислород, и рыбы могли дышать. Пока!
Тимофейка: — Ой, кто ухо щекочет? А это головастики. Это детёныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок. Они растительноядные. Как их много. Но из 100 головастиков будут лягушками только единицы. Почему? (ответы детей)
Работа с ИД. Видео «Развитие лягушки из икринок»
Тимофейка: — А это кто ползёт по ноге?
Моллюски: — Мы – моллюски!- растительноядные улитки.
— Носим раковинки вроде витой башенки, передвигаемся на одной ноге с очень широкой подошвой. Мы санитары водоёмов, поедаем остатки растений, очищаем воду.
Рак: — Чего расхвастались? Это я — подводный санитар, так как поедаю мёртвых животных.
-Вот представьте, что может случиться, если в реке выловить всех раков?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
Вывешивается природоохранный знак «Не лови раков!»
Учитель подводит вывод: — От существования одного вида зависит благополучие других.
Рак: — Ай – ай — ай. Как вы люди нарушаете природное равновесие. Что ты набрал в карманы?
Рак: — Это двустворчатые моллюски. Вы, наверное, не знаете историю про них.
Недалеко от одного поселка было небольшое озеро с прозрачной водой. Но вот люди заметили. Что вода в озере становится мутнее и мутнее. Пригласили ученых, чтобы они определили, почему вода мутнеет. Учёные пришли на берег и сразу поняли. Ребята, жившие в поселке,часто устраивали такую игру: кто больше найдёт и выбросит на берег двустворчатых моллюсков. Ребятам было совсем не жалко животных, которые на берегу погибали без воды и пищи. Не подумали ребята о том, что двухстворчатые моллюски пропускают через своё тело очень много воды и очищают её от мелких остатков растений, частичек глины. В озере почти не осталось живых «фильтров», которые делают воду прозрачной. Вот озеро и помутнело. И теперь много неприятностей ждет его обитателей. В мутную воду проникает меньше света, значит трудно будет жить подводным растениям, многие из них погибнут. Тогда и кислорода в воду будет поступать меньше, из-за этого нелегко будет дышать рыбам.
Вот к чему может привести бездумное уничтожение обычных «ракушек»
— К чему приводит бездумное уничтожение двустворчатых моллюсков?
Вывешивается природоохранный знак «Не губи моллюсков!»
-Всё связано между собой, если вмешается человек — нарушается природное равновесие. Понял Тимофейка и решил выбраться на берег.
Тимофейка: — Ух, ты! Вот я вынырнул!
Автор: — Оглянулся вокруг!
Тимофейка: — Как хорошо вокруг!Сколько птиц: утки, цапли, аисты. – Чем же они питаются? (ответы) — А чем питаются лягушки?
На доске составляется экологическая связь (схемы-рисунки)
-Если в водоёме исчезнут лягушки, как это повлияет на комаров, на аистов?
-Из-за чего могут исчезнуть лягушки? (по вине человека)
-Ловят и калечат ребята стрекоз. Погубить стрекозу равносильно тому, что выпустить несколько тысяч комаров и мошек. Стрекозы — наши друзья!
-Не лови стрекоз!
Вывешивается природоохранный знак «Не лови стрекоз!»
-Жизнь многих млекопитающих связана с водоёмами. Живут в нём бобр, выдра, ондатра. Прекрасно плавают, ныряют, подолгу остаются под водой, питаются водными растениями, улитками, рыбами.
-Итак. В водоёме обитают разнообразные растения и животные. Все они приспособлены к условиям жизни в водоёме и связаны между собой.
-Водоём – это природное сообщество.
V. Закрепление изученного.
-В природе не бывает ничего лишнего, случайного. Всё имеет свою закономерность и необходимость. Ко всему, что она создаёт, надо относиться разумно и бережно. Все растения и животные нуждаются в охране!
Отметь верные рассуждения
А. Кувшинка – растение луга.
Кувшинка – растение водоёма.
Кувшинка – растение леса.
Б. У какого растения семена собраны в коричневый початок?
В. Почему клопы-водомерки не тонут?
они очень лёгкие
они умеют плавать
их ножки покрыты жиром
Г. Кого учёные называют живыми «фильтрами» водоёмов?
Д. Какое утверждение верное
Водоёмы радуют людей своей красотой.
Водоёмы – дом для водных растений и животных.
Засорять водоёмы нельзя
-Молодцы! Думаю, именно так вы и будете поступать в действительности.
VI.Подведение итогов урока
Я могу себя повалить за…
Я могу похвалить одноклассников за…
VIII. Домашнее задание.
Нарисовать картинку водоёма
Урок по окружающему миру в 1 классе «Что нам осень подарила?» УМК: «Начальная школа 21 века». Учебный предмет: окружающий мир. Составила Кузнецова Е. Г. Автор учебника, учебных пособий, тетрадей: Н.
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Обитатели пресного водоёма» Дидактическая познавательно – развивающая игра «Обитатели пресного водоёма». Тема: Дидактическая познавательная игра «Обитатели пресного.
Защита индивидуальных исследовательских проектов по окружающему миру в 1 классе «Моя семья» Цель: Изучить семейные традиции, исследовать значение семьи в жизни человека, роль родителей и детей в семье. Гипотеза: предположение о.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.
Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.
Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.
Урок по окружающему миру во 2 классе с использованием виртуальной экскурсии «Столицы России» Урок с использованием виртуальной экскурсии. Предмет: Окружающий мир УМК «Гармония» (автор О. Т. Поглазова, 2 класс, ч. 2 стр. 80-85 Тема:.
Урок по окружающему миру (3 класс, школа VIII вида) «Раннецветущие растения. Подснежник» Конспект урока развития речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. в 3 классе на тему: «Раннецветущие растения.
Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности» Конспект урока Предмет: УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс. Королева Ольга Владимировна Место занятия в структуре.
Источник