Урок — викторина для 7-8 класса по теме: Вода
Материал подготовила: Кравченко Татьяна Михайловна, учитель химии ГУО «Средняя школа № 17 г. Гомеля имени Франсиско де Миранды»
Цель урока: поверить уровень усвоения основных понятий, заложенных в содержании предыдущих тем.
Задачи урока:
• Образовательные: обобщить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах; о значении воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
• Развивающие: проверить уровень усвоения основных химических понятий темы «Вода», умение писать уравнения реакций нейтрализации.
• Воспитательные: формировать осознание значения воды в жизни человека и охраны водоёмов от загрязнений.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы обучения: урок – соревнование (викторина).
Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся.
Межпредметные связи: с биологией и физикой.
План урока:
I Организационный этап
II Ориентировочно – мотивационный этап.
III Операционно – познавательный этап
IV Контрольно – корректирующий этап
V Рефлексивный этап.
I Организационный этап.
Деятельность учителя: подготовка учащихся к совместной деятельности на уроке, создание благоприятной эмоциональной обстановки на уроке – соревновании.
II Ориентировочно – мотивационный этап.
Учитель начинает урок стихотворными строками Л.Н. Чуешова.
Льётся дождь из серой тучи,
Водопад с высокой кручи.
Чайник на огне стоит –
Пар из носика валит.
Она в капельках росинок,
Она в прелести снежинок.
Из тумана, изо льда получается
ВОДА.
III Операционно – познавательный этап
Учитель организует викторину, в ходе которого учащиеся смогут повторить и систематизировать знания о воде, её физических и химических свойствах, значении в природе и хозяйственной деятельности человека.
Для этого создаются две команды, которые заранее придумывают название в соответствии с данной темой и девиз команды. Несколько человек из класса выбираются в команду судей.
В начале соревнования командами исполняется «Гимн химиков».
Мы рождены разлить все то, что льётся,
Рассыпать то, чего нельзя разлить.
Наш коллектив химическим зовется,
Мы будем вечно химию любить.
Припев:
Всё выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
То следом отправиться сам!
Мы не чета всем физикам – пижонам,
За пояс математиков заткнём,
И по халатам рваным и прожжённым
Мы химиков повсюду узнаём.
Пропахли мы аммиаком и хлором,
Мы кислотой до сердца прожжены,
Предосторожность мы считаем взором
И всё на вкус попробовать должны.
Припев.
Материалы для викторины.
1 раунд. «Разминка».
Задание для команд: составить по пять предложений, в которые вложился бы весь материал темы «Вода». За каждое предложение начисляется по 1 баллу.
2 раунд. Конкурс «Домашнее задание»
Вопросы командам предлагается приготовить за неделю до урока. За каждый правильный и полный ответ начисляется по 1 баллу.
Перечень вопросов и ответов на вопросы.
1. Можно ли бегать по поверхности воды?
(Ответ: Можно. Это можно увидеть летом, если посмотреть на поверхность любого пруда или озера. Вес некоторых насекомых очень мал, и поверхность воды выдерживает такое давление. )
2. Какое их свойств воды можно назвать самым важным?
(Ответ: самое важное в мире – это жизнь, а без воды нет жизни)
3. В атмосфере какого металла вода горит ярким пламенем?
(Ответ: вода горит ярким пламенем в атмосфере фтора)
4. Какое влияние на свойства воды оказывает магнитное поле?
(Ответ: магнитное поле изменяет физико – химические свойства воды – величину поверхностного натяжения, электропроводность, плотность).
5. Есть ли опасения, что человечеству грозит нехватка воды?
(Ответ: запасов пресной воды становится с каждым годом всё меньше. Пресные водоёмы с каждым годом всё больше загрязняются).
6. При одинаковой ли температуре замерзает кипячёная и некипячёная вода?
(Ответ: кипячёная вода замерзает, когда её температура ниже 7 С, некипячёная — при 0С)
7. Как происходит самоочищение воды?
(Ответ: вода, благодаря растворенному в ней кислороду и деятельности некоторых бактерий, обладает способностью к самоочищению).
8. Кем и когда был установлен состав воды?
(Ответ: состав воды был установлен А. Лавуазье в 1783 году синтезом из водорода и кислорода).
9. Сколько видов воды может существовать?
(Ответ: может существовать 48 видов воды, в том числе 39 радиоактивных и 9 устойчивых)
10. Может ли быть вода сухой?
(Ответ: недавно учёные сумели приготовить сухую воду. К обычной воде добавили немного тонкого порошка несмачиваемой кремниевой кислоты. Вода сразу становится сухой и сыпучей. Её можно пересыпать, перевозить в пакетах. )
11. Может ли вода помнить? (может)
12. Что такое «лёгкая» вода?
(Ответ: это та самая вода, формулу которой знают все школьники – Н2О. в природе такой воды нет. Её с трудом приготовили учёные в лаборатории).
13. Бывает ли «горячий» лёд?
(Ответ: при сжатии под высоким давлением обычного льда образуются его разновидности. Их всего 7. Одна из них представляет собой лёд, который плавится при морозе – 40С и называется «горячий лёд»)
14. Почему лёд легче воды?
(Ответ: при охлаждении вода расширяется, поэтому лёд легче воды (плотность льда 0,92 г\ дм3)).
3 раунд. Знатоки.
Обе команды выполняют задания на развороте доски. Оцениваются правильность и быстрота выполнения. За каждый правильный ответ начисляется команде по 1 баллу. За быстроту начисляется 1 балл команде, которая первой выполнила задание:
Вода реагирует с:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ
Продукты реакции
Ответ:
1 2 3
Металлами Основными оксидами Кислотными оксидами
Примеры формул реагирующих веществ Na + H2O BaO + H2O CO2 + H2O
Продукты реакции Основание + водород Основание Кислота
В это время учитель проводит разминку для зрителей – игра «Угадайка».
1. Меня частенько просят, ждут. А только появляюсь – и прятаться начнут (дождь).
2. Горя не знаем, а только плачем (облака).
3. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а едет, глаз нет, а плачет (туча).
4. В воде не тонет, в огне не горит (лёд).
5. Что вниз вершиной растёт? (сосулька)
4 раунд. «Угадай»
Участники одной команды должны разгадать сценку другой команды. Сценка отображает понятие темы. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
5 раунд. «Художники»
Капитан одной команды читает подготовленное стихотворение. Участник другой команды (на листе бумаги, фломастерами) делает зарисовки и пишет ответ. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Стихотворения:
Эта желтая бумажка
Всё укажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда,
Не изменит цвет тогда (индикаторная бумага).
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах – очень красный,
А в среде нейтральной
Цвет оранжевый, прекрасный,
Индикатор верный ваш.
Как зовут? (метилоранж)
Красный я не от стыда,
Просто в колбе — … (кислота)
Синим стану – в колбе … (щелочь)
Фиолетовым — … (вода).
Не страшны кислоты мне
Даже очень сильные,
А в растворах щелочей
Становлюсь малиновым –
Ярче всех малин!
Кто я? (фенолфталеин)
IV Контрольно – корректирующий этап
Зрительское жюри подводит итоги соревнования, объявляет победителей игры.
V Рефлексивный этап.
«Радуга настроения».
На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное – зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял – красный.
Список литературы:
1. Примерное календарно – тематическое планирование «Химия 7-11 классы». – Минск: Аверсэв, 2013.
2. Учебная программа для учреждения общего среднего образования с русским языком обучения «Химия. 7-11 классы». – Минск, 2012
3. Химия: учебник для 7 классов учреждений общего среднего образования/ И.Е. Шиманович. – 3-е изд., испр. и доп. – Минск: Нар. Асвета, 2012.
Источник
Интеллектуальная викторина с ответами ко Дню воды, 5-9 класс
Вода в природе существует в виде разнообразных проявлений и объектов. Разгадайте загадки, так или иначе связанные с водой.
1.Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)
2. Живет – лежит,
Умрет – побежит. (Снег)
3. Не земля, а корабли не плавают,
Не море, а ходить нельзя. (Болото)
4. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним — прочь бегут! (Дождь)
5. По морю идёт,
До берега дойдёт —
Тут и пропадёт. (Волна)
6. В нее льется,
Из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)
7. Сильнее солнца, слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)
8. Ночью на земле спит,
А утром убегает. (Роса)
Источник
Викторина на тему: “Вода” (с ответами)
1. Дождевые, кучевые, слоистые. О чём идёт речь:
а) Облака +
б) Реки
в) Ледники
2. Кто автор знаменитого высказывания: «Всё возникает из воды и всё в неё превращается»:
а) Архимед
б) Фалес +
в) Ньютон
3. Лёд тонет в воде, так ли это:
а) Да
б) Только в соленой
в) Нет +
4. Почему лёд плавает в воде:
а) Лёд легче воды +
б) Во льду много воздуха
в) Лёд маслянистый
5. Назовите самую длинную реку в мире:
а) Сена
б) Амазонка
в) Нил +
6. Присутствует ли вода в составе других планет, звёзд, комет:
а) Нет
б) Да +
в) Не изучено
7. Сколько примерно составляет уровень pH чистой воды:
а) 6
б) 8
в) 7 +
8. В долине какой реки возник один из очагов человеческой цивилизации:
а) Нил +
б) Ока
в) Лена
9. Потребление воды в бутылках серьёзно возросло в последние несколько десятилетий, так ли это:
а) Нет
б) Неизвестно
в) Да +
10. В долине какой реки возник один из очагов человеческой цивилизации:
а) Дунай
б) Тигр +
в) Днепр
11. Как называется самая глубокая точка в мировом океане:
а) Марианская впадина +
б) Маринская впадина
в) Мирианская впадина
12. В долине какой реки возник один из очагов человеческой цивилизации:
а) Амазонка
б) Ефрат +
в) Сена
13. Назовите химическую формулу воды:
а) H₂O +
б) H₂OС
в) СH₂O
14. В долине какой реки возник один из очагов человеческой цивилизации:
а) Енисей
б) Волга
в) Инд +
15. Вода легко сжимается, так ли это:
а) Нет +
б) Да
в) Неизвестно
16. Что появилось на Земле раньше: вода или жизнь:
а) Жизнь
б) Вода +
в) Одновременно
17. При какой температуре вода замерзает:
а) 2°С
б) 1°С
в) 0°С +
18. Могут ли растения и животные прожить без воды:
а) Не могут
б) Могут +
в) Не изучено
19. Когда вода остывает, она сжимается или расширяется:
а) Сжимается
б) Остается неизменной
в) Расширяется +
20. Звук в воде распространяется быстрее, чем в воздухе, так ли это:
а) Нет
б) Да +
в) Неизвестно
21. Вода кипит при 100 градусах Цельсия, так ли это:
а) Да +
б) Нет
в) Неизвестно
22. Один из элементов, из которого состоит вода:
а) Азот
б) Водород +
в) Озон
23. Вода покрывает больше или меньше 50% поверхности Земли:
а) Больше – около 90%
б) Меньше – около 20
в) Больше – около 70% +
24. Один из элементов, из которого состоит вода:
а) Гелий
б) Кислород +
в) Кислота
25. Вода является химическим элементом, так ли это:
а) Да
б) Неизвестно
в) Нет +
26. Как иначе называется сейсмическая волна в океане:
а) Девятый вал
б) Цунами +
в) Волны-убийцы
27. Чистая вода не имеет вкуса, так ли это:
а) Да +
б) Нет
в) Только морская
28. Индийский океан является крупнейшим на Земле, так ли это:
а) Да
б) Неизвестно
в) Нет +
29. Обычный человек может выжить без воды:
а) Несколько дней +
б) Несколько недель
в) Несколько месяцев
30. Как называют воду в твёрдом состоянии:
а) Газ
б) Лёд +
в) Камень
Источник
Тест с ответами по теме: «Вода»
1. Какое вещество имеет огромное значение для нашего организма. Этим веществом покрыто 70% планеты Земля.
а) пища;
б) вода;+
в) воздух.
2. Как называется впадина на поверхности Земли, которая заполнена водой?
а) водопад;
б) водопровод;
в) водоём.+
3. Каковы основные свойства у воды
а) прозрачность, соленость;
б) непостоянство формы, текучесть;+
в) бесцветность; мутность.
4. Как называется водная оболочка Земли?
а) атмосфера
б) гидросфера+
в) литосфера
5. Название прибора для измерения температуры воды:
а) термос;
б) барометр;
в) термометр;+
6. Как называются нерастворившиеся в воде различные частички, которые делают воду мутной.
а) раствор
б) взвеси+
в) фильтрат
7. Айсберг – это какое состояние воды?
а) твердое;+
б) жидкое;
в) газообразное;
8. Что происходит с водой при температуре ниже 0ºС?
а) закипает;
б) остается в жидком состоянии;
в) замерзает.+
9. Как называются мельчайшие капельки воды, которые образовываются в воздухе.
а) водяной пар
б) дождевые капельки
в) туман+
10. Что происходит с водой при замерзании?
а) расширяется;+
б) сжимается;
в) остается без изменений.
11. По какой причине лед не тонет?
а) тонкий;
б) легче воды;+
в) прозрачный.
12. Какую воду используют космонавты?
а) серебрянную+
б) золотую
в) платиновую
13. Встречается ли в природе чистая вода?
а) да
б) нет+
14. Какой материк покрыт толстым слоем льда?
а) Африка;
б) Антарктида;+
в) Европа.
15. После испарения вода превращается в:
а) лёд;
б) пар;
в) снег.+
16. Как называется передача тепла от более нагретой части тела к другой, менее нагретой?
а) газопроводность
б) электропроводность
в) теплопроводность+
17. При какой температуре закипает вода?
а) +100 ºС;+
б) 0 ºС;
в) +50ºС.
18. Название стихийного бедствия, во время которого вода разрушает все вокруг.
а) разлив реки
б) подтопление местности
в) наводнение+
19.Что может растворить вода?
а) марганцовку, глину;
б) сахар, соль;+
в) нефть, мел.
20. Как называется жидкость, которая содержит равномерно распределенные посторонние вещества?
а) раствор+
б) фильтрат
в) суспензия
21. Какой воды осталось мало на Земле и ее необходимо беречь?
а) пресную;+
б) солёную;
в) кипячённую;
22. Для чего вода нужна растению?
а) для жизненных процессов+
б) для накапливания в сочных плодах
в) для охлаждения
23. Какими способами можно сохранить воду?
а) Остановить все фабрики и заводы
б) Запретить мыть машины и велосипеды вблизи водоёмов.+
в) Не бросать банки, бутылки, ржавые металлические предметы+
г) Соорудить мойки возле водоёмов+
д) На фабриках и заводах устанавливать очистные сооружения
24.Какие суждения из ниже перечисленных верны?
а) вода одновременно может находиться в трех состояниях;+
б) вода необходима для живых организмов;+
в) вода имеет цвет;
г) вода в природе совершает круговорот;+
д) мутную воду можно пить.
Источник