Закаливание детей дошкольного возраста воздухом, водой, солнцем
Оганисян Ангелина Евгеньевна
Закаливание детей дошкольного возраста воздухом, водой, солнцем
Воспитатель Оганисян А. Е.
Закаливание детей дошкольного возраста воздухом, водой, солнцем.
Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его. Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду.
Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности.
Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка.
Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
Чтобы получить положительный эффект, необходимо:
1. Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение.
2. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.
3. Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора.
Закаливание детей воздухом
Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. Чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов. Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта. При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет, туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут быть гольфы, туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра. Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 — 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в тёплом помещении. Если ребёнок спит не на веранде, а в хорошо проветренной комнате, то спального мешка не требуется. В холодное время года лучшая одежда для сна – байковая рубашка с длинным рукавом или пижама, в тёплое – лёгкое бельё с короткими рукавами. После того, как ребёнок улёгся, в комнате открывают форточки или окна; прохладный воздух ускоряет наступление глубокого сна. За 15-20 минут до подъёма можно закрыть окно, чтобы воздух в комнате нагрелся. Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт. При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер, рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту, сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался. С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка. Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов. Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком. Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни. Утреннюю гимнастику проводят в теплое время года при одностороннем проветривании (фрамуга, форточка, окно); в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом — на открытом воздухе. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой. Если появляются признаки охлаждения, то детям надевают колготы, платья с длинными рукавами, кофты.
Закаливание детей водой
Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание, затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов. Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног. Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов. Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28, постепенно (каждые 2-3 дня) снижая её температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся процедура продолжается 1-2 минуты. Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Собственно влажное обтирание продолжается 1-2 минуты. Сразу после него кожу вытирают сухим мягким полотенцем с применением лёгкого массажа до появления умеренного покраснения. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0,5 л, воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание. Более сильное действие оказывает общее обливание, так как в этом случае вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1,5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела. Обливание ног может сочетаться с такой гигиенической процедурой, как мытьё ног. После мытья ноги следует облить водой соответствующей температуры. Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения. В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра. Общие души, ванны и купания не следует проводить раньше, чем через 30-40 минут после еды. Для детей старше года температура воды для ванны — 36-35 градусов, продолжительность ванны – 10 минут. Высота воды в ванне не должна достигать уровня соска сидящего ребёнка. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2 градуса меньше, чем в ванне. Специального подогрева комнаты не требуется, надо лишь быстро вытирать и одевать ребёнка. После предварительного закаливания воздухом и водой целесообразно применение комбинированных воздействий – воздушная ванна с последующим обливанием. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) вредна, так как даже после тщательного вытирания кожа остаётся повышенно влажная и для предупреждения избыточной потери тепла должна быть защищена одеждой. Купание в открытых водоёмах оказывает наиболее сильное действие, так как здесь имеет место одновременное влияние трёх факторов: свежего воздуха, большой массы воды и солнечной радиации на всю поверхность кожных покровов. При обеспечении благоприятных условий купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям старше трёх лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха на менее 25 градусов и воды не менее 23 градусов (не более одного раза в день). Хорошо закалённым детям при ежедневном регулярном купании можно позволять купаться и в более прохладной воде, сокращая время купания. Продолжительность купания увеличивается, начиная с трёх минут до пяти-восьми минут.
Закаливание детей солнцем
Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей. Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно. Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.
Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Ящик из стола покрасим.
Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.
Фотоотчёт «Закаливание детей старшего возраста» Закаливание детей старшего возраста. Цель: укрепление защитных сил организма, повышение работоспособности детей, росту физической выносливости,.
Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.
Консультация для родителей «Летние игры с водой для детей младшего возраста» Уважаемые родители! С наступлением летних, жарких дней, дети всё большее количество времени проводят на улице, в саду, в огороде, на природе.
Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.
Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста». Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.
Закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях Закаливание детей дошкольного возраста часто рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета. Как.
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.
Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.
Источник
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
Гулак Мирослава
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» Природные факторы закаливания
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание
специалистов,занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья:
медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность
этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей,
который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%. Не стоит
забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их
мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе.
Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть
сохранение и укрепление физического здоровья детей.
2. Значение ЗАКАЛИВАНИЯ. При правильно проводимом закаливании: • повышается устойчивость организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды • возрастает сопротивляемость организма к болезням 6 • повышается выносливость к физическим нагрузкам и психоэмоциональным воздействиям, возрастают адаптационные возможности организма • стимулируется физическое и психическое развитие, обмен веществ. К закаливанию следует подходить сознательно. Неправильное проведение любой процедуры может принести ребенку вред.
3. Природные факторы закаливания
Солнце, воздух, вода (естественные силы природы) усиливают
эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во
время занятий физическими упражнениями на воздухе, при солнечном
излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается
кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные
возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для
закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к
повышенной и пониженной температуре. В результате организм ребенка
приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые
изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных
сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.
Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство.
Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и
сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело
человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества
(фитонциды, способствует уничтожению микробов, обогащает кровь
кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под
кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все
естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их
Закаливание воздухом.
Проветривание помещения – для детей дошкольного возраста
необходимо прежде всего создать оптимальный воздушный режим
помещения – это основное условие эффектности закаливания.
Оптимальной температурой воздуха в помещении, где находятся дети
от 3 до 7 лет 18-20 градусов. При такой температуре напряжение процессов
терморегуляции у ребенка минимальное. Повышение температуры усиливает
потоотделение, при малейшем сквозняке ребенок может легко простыть.
В летний период проветривание происходит круглосуточно.
Прогулки на свежем воздухе – отлично закаливают детей. Бояться,
что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только
приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе.
Положительное влияние оздоровительных мероприятий сказывается на
функциональном и нервно-психическом развитии ребенка.
Из специальных мер закаливания в летнее время используются
воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в
Воздушные ванны – применяются с целью приучить детей к
непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.
При этом кроме температуры, имеют значение влажность и движение
воздуха. Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра,
проводить воздушные ванны можно на террасе, на открытом балконе. Детей
раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Во время
воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо
подбирать, более подвижные игры, а в теплые – спокойные.
После воздушной ванны ребенок должен быть бодрым и веселым, не
испытывать неприятных ощущений.
Воздушное закаливание всегда предшествует водным закаливающим
процедурам. Спустя 2-3 недели после применения воздушных ванн можно
переходить к водному закаливанию.
Закаливание водой
Вода оказывает более сильное воздействие на терморегуляцию, чем
воздух. Закаливание водой требует большой осторожности, очень важна
постепенность в проведении процедур.
Умывание – самый доступный в быту вид закаливания водой.
Начинать надо теплой водой (30-32°С, постепенно снижая её до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Привычка к прохладной воде воспитывается ежедневным умыванием детей водой (из-под крана) и мытьё ног прохладной, «комнатной» водой.
К умыванию рук, лица, шеи и ушей дети, даже младшей группы,
привыкают очень легко. Большое закаливающее действие имеет умывание до
пояса, которое начинает входить в жизнь детских садов.
Ножные ванны – контрастные ножные ванны принимаются для детей
старше 1.5-2 лет. Целесообразно использовать для профилактики при
повторных насморках. Ноги погружают в воду до середины голеней.
Процедуры проводят после сна, когда ноги теплые или предварительно
Начинать следует с 3-5 погружений, в дальнейшем можно довести
число до 10. Процедура заканчивается погружением ног в холодную воду, и
затем ноги растираются до легкого покраснения.
Обливая стопы голени попеременно водой контрастных температур.
Температура теплой воды для всех детей одинакова – 38 градусов.
Закаливание носоглотки – можно проводить в любое время года.
Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4-х лет горло кипяченой водой
комнатной температуры с добавлением настоя ромашки 2 раза в день утром и
вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды.
Закаливание солнечными лучами
Закаливание солнцем начинают, когда ребенок привык к воздушным
процедурам. В теплую солнечную погоду ребенок должен много пить, а
также носить легкую светлую одежду, не препятствующую испарению пота.
Свето–воздушные ванны – воздействие рассеянного солнечного
Солнечные ванны – оказывают на организм дошкольников общее
укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают
сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием
солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином Д, что улучшает
усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего
4. Комплексное применение закаливания
В летне – оздоровительный период процедуры закаливания осуществляются каждый день в режимных моментах. Закаливание воздухом во время 1 и 2 прогулки, а так же во время утренней гимнастики которая проходит на улице в отсутствие дождя (это и сквозное проветривание в отсутствие детей, одностороннее проветривание, сон с доступом свежего воздуха, босохождение, воздушные ванны). Закаливание солнцем и водой осуществляется так же каждый день мероприятия, которых указаны на слайде.
5. Принципы закаливания
1. Индивидуальный подход к ребенку.
Какие бы средства закаливания ни применялись, всегда необходимо
учитывать возраст ребенка, состояние здоровья, условия жизни и
индивидуальные особенности организма.
Особая осторожность необходима при закаливании детей с
хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития. В таких
случаях необходимы медленное наращивание интенсивности воздействия и контроль за реакцией ребенка на процедуру.
2. Систематическое проведение процедур, во все время года, без
Адаптация организма к резким колебаниям температур требует
длительного времени. При многократном повторении закаливающие
процедуры способствуют выработке условного рефлекса в виде быстрой
реакции кровеносных сосудов на воздействие холода или тепла.
Первый эффект закаливания проявляется через 3 месяца от начала
процедур. При прекращении процедур происходит быстрое угасание
выработанных при закаливании рефлексов.
3. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с
учетом самочувствия ребенка.
Привычка к холодным воздействиям должна воспитываться
последовательно и настойчиво (переход от менее сильных процедур к более
сильным, от местных процедур к общим и т. д.). Только последовательно
приучая детей к изменениям температуры, можно без риска для их здоровья добиться хороших результатов.
6. Противопоказания для проведения закаливающих процедур:
• острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры
тела, острые желудочно-кишечные расстройства, обширные поражения
• декомпенсированный порок сердца, выраженная анемия, резко
повышенная нервная возбудимость
• повышение возбудимости, раздражительности, жалобы на усталость,
ухудшение сна в результате закаливающих процедур, негативное
отношение к провидению процедур.
В случаях острых заболеваний следует временно отказаться от проведения закаливания и возобновить его по окончании заболевания, уменьшив длительность и интенсивность воздействиям.
Закаливание следует рассматривать как важнейшую составную часть
физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются
естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Источник