Глава VII. Паря над водой и сушей
Что такое воздушная подушка?
В 60-80-е годы нашего столетия быстро развивается новый вид транспорта — аппараты на воздушной подушке, что объяснимо их простой конструкцией, способностью работать на воде, снегу, болоте и при полном бездорожье.
Аппаратом на воздушной подушке (ВП) называют машину, передвигающуюся над опорной поверхностью благодаря наличию воздушной подушки под ее днищем. В английской технической литературе принято называть эти аппараты «кушнкрафт», что переводится как «судно на подушке» или «ховеркрафт» — «скользящее судно». Американцы дали им название Ground Effect Machine — «аппарат, способный парить над землей».
Что же такое воздушная подушка? Это область повышенного давления воздуха между основанием — днищем аппарата и опорной поверхностью (сушей, водой). Это хотя и невидимая, но вполне реальная упругая воздушная подушка, на которую опирается машина. В этом случае транспортное средство может двигаться с большой скоростью, так как оно летит в воздухе, не касаясь опорной поверхности. По принципу образования различают динамическую и статическую ВП.
Динамическая воздушная подушка возникает только при движении аппарата с большой скоростью. Подушку создает встречный поток воздуха 1 (рис. 13, а), который тормозится и сжимается в пространстве между особым образом профилированным днищем 2 машины (крылом) и экраном 3 (водной или земной поверхностью). Можно создать и такие аппараты, в которых будут использованы оба типа подушки: статическая ВП — в начале и в конце движения и динамическая ВП — при больших скоростях. Предложен ряд проектов и построено несколько экспериментальных транспортных машин с использованием принципа динамической ВП. Их обычно называют — экранопланами (рис. 13,б).
Но все-таки основной тип ВП — статическая подушка. Этот тип подушки можно создать и на неподвижном транспортном средстве. Для ее образования на его борту предусматривают специальный нагнетатель воздуха 4 (вентилятор), который подает воздух повышенного давления под днище машины. Этот воздух и создает поддерживающие аппарат силы. Так как воздух из-под машины вытекает непрерывно, то нагнетатель должен работать постоянно. Возможны следующие схемы статической ВП:
в результате взаимодействия воздушного винта, изолированного (рис. 13,в) или в кольце 5 (рис. 13,г), с опорной поверхностью;
камерная схема с разновидностями: жесткими стенками 6 и полным отрывом от опорной поверхности (рис. 13,д); с гибким ограждением 7 ВП (рис. 13,в), с жесткими, частично погруженными в воду бортовыми стенами 8 (рис. 13,ж);
сопловая схема с периферийно жесткими 9 (рис. 13,з) и гибкими соплами 11 (рис. 13,и);
воздушная пленка или смазка (рис. 13,и).
Рис. 13. Принципиальные схемы образования воздушной подушки
В наиболее простой схеме статической ВП — камерной — нагнетатель подает воздух в камеру под аппаратом, создавая в ней область повышенного давления. В этом случае с увеличением зазора между днищем машины и опорной поверхностью растет чрезвычайно быстро расход воздуха. Поэтому такая схема мало пригодна для транспортных аппаратов, которым необходимо преодолевать даже небольшие препятствия.
В сопловой схеме на уровне нижней кромки нагнетательной камеры расположена круговая перегородка 10 (см. рис. 13, з, и). Воздух, подаваемый вентилятором, заполняет пространство между перегородкой и стенками камеры. Перед выходом наружу он проходит через сопло 9 к периферии: образуется кольцевая струя воздуха. Струи воздуха, вытекающие из сопла вниз и направленные под некоторым углом к опорной поверхности, образуют под днищем машины повышенное давление, в результате чего вместе с силами реакции струй создается подъемная сила, удерживающая на должной высоте транспортное средство. При этом из воздушных струй создается своеобразная воздушная завеса, препятствующая утечке воздуха из камеры, поэтому значительно уменьшается мощность нагнетательной установки. Для большей эффективности в камерных и сопловых схемах предусматривают эластичные «юбки» и другие гибкие ограждения частично или по всему периметру днища.
Гибкое ограждение при встрече с препятствиями деформируется и обтекает его, а затем под воздействием воздуха, поступающего в область воздушной подушки, занимает исходное положение. Изобретенное в начале 50-х годов гибкое ограждение значительно ускорило процесс создания аппаратов на ВП, а также значительно расширило сферы их применения. Это такое же крупное и важное техническое открытие, как надувная резиновая шина и система подвески автомобиля. При той же мощности нагнетателя высота преодолеваемых препятствий возросла в десять раз. Гибкое ограждение позволяет без значительных потерь воздуха аппарату на ВП проходить на суше над неровностями поверхности (кустарником, пнями, рытвинами, буграми и т. д.) и над волнами. В большинстве случаев современное гибкое ограждение представляет собой двухъярусную конструкцию. Верхний ярус, который непосредственно крепится к машине, выполнен монолитным. Нижний ярус состоит из отдельных элементов пылеобразного типа, играющих роль сопел. При износе или повреждении они легко заменяются. Это снижает затраты труда при эксплуатации аппарата и повышает срок службы гибкого ограждения.
В аппаратах с так называемой воздушной смазкой (см. рис. 13,к) сжатый воздух поступает от нагнетателя в узкую плоскую щель а, отделяющую основание аппарата от опорной поверхности, и выходит во все стороны. Воздух обладает вязкостью и, проходя через узкую щель, тормозится, испытывая трение. При этом под днищем машины образуется зона повышенного давления. Тонкий слой воздуха, истекающий через щель, играет обычную роль смазочного масла, и тип ВП возможен лишь при очень гладких опорных поверхностях (высота подвеса составляет доли миллиметра) и в транспортных средствах не нашел применения.
Существуют аппараты и со своеобразной «обращенной» ВП — вакуумной. В такой ВП создается не повышенное, а пониженное давление по сравнению с окружающим атмосферным давлением, т. е. вакуум. Несущую силу создает здесь окружающий атмосферный воздух, именно он приподнимает машину. Такая система подвешивания бесшумна. Ее предполагали использовать для скоростных пригородных и городских поездов железнодорожного транспорта.
К сожалению, до сих пор человек не построил универсального транспортного средства, которое передвигалось бы везде и всюду: по воде, суше, болоту, могло бы преодолевать горы, леса и т. д. Мечта об этом выражена в фольклоре и сказках. Как тут не вспомнить «ступу с Бабою Ягой», семимильные сапоги-скороходы и т. д. Однако в этих «источниках информации» нет сведений ни о «технических характеристиках», ни о «конструкции» этих транспортных средств. Стремясь создать если не универсальный, то хотя бы специальный транспорт для бездорожья и для движения по воде, мы, очевидно, приближаемся к цели. Это и есть транспортные средства на ВП.
Ведь главной (первой) особенностью транспортного средства на ВП является очень низкое давление этого средства на опорную поверхность. Это происходит потому, что масса аппарата с грузом равномерно распределяется по всей площади, занимаемой воздушной подушкой. Давление аппарата на ВП на опору такое же или даже меньше, чем у лыжника. Оно в сотни раз меньше, чем давление колес автомобиля. Вот откуда эта способность двигаться — не вязнуть и не тонуть — по снегу, болоту и даже по воде!
Вторая особенность транспортных средств на ВП в том, что они перемещаются по слою воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, так как контакт между последней и аппаратом отсутствует. Поэтому при горизонтальном перемещении машины на ВП требуется преодолевать только сопротивление воздушной среды, и, как следствие, для такого перемещения необходима гораздо меньшая мощность, чем для автомобилей или гусеничных машин. Кроме того, у автомобилей мощность расходуется на потери в трансмиссии, на деформацию и трение шин и т. д., а у гусеничных машин, кроме того, большие потери в системе движения гусеничного устройства. Несмотря на затраты мощности на создание самой ВП, ни автомобилям, ни гусеничным машинам не хватит мощности для условий, при которых могут работать транспортные средства на ВП.
Для горизонтального перемещения аппаратов на ВП применяют воздушные (рис. 14, а, б, в), водяные (рис. 14, г, д) и колесные движители (рис. 14, е). Воздушный движитель может быть установлен на машинах, движущихся как над сушей, так и над водной поверхностью. Это может быть авиационный винт в кольце (см. рис. 14, б) и без него (см. рис. 14, а); осевой или центробежный вентилятор, а также воздушно-реактивный движитель — сопло (см. рис. 14, в).
Для аппаратов, двигающихся только над водной поверхностью, применяют гребной винт (см. рис. 14, г) или водометный движитель (см. рис. 14, д). Эти движители по сравнению с воздушными создают большее тяговое усилие на 1 кВт мощности двигателя.
Рис. 14. Виды движителей аппаратов на ВП
Если же ВП используют только для частичной разгрузки транспортного средства, и оно во время движения контактирует с опорной поверхностью, то в качестве движителя применяется колесо или гусеничное устройство. Управление такими аппаратами во время движения значительно упрощается. Они более устойчивы и могут преодолевать значительные подъемы и спуски.
Примерная классификация транспортных средств на ВП приведена на рис. 15. Однако эта классификация может быть продолжена.
Рис. 15. Примерная классификация аппаратов на ВП
Например, по назначению транспортные аппараты могут быть пассажирскими, грузовыми, спортивными, туристическими, сельскохозяйственными, спасательными и т.д. А надводные аппараты можно разделить еще на транспортные средства, применяющиеся на внутренних водоемах, В прибрежных водах и на море.
Источник
Универсальная «подушка» с мотором
Катер, самолет, вездеход, амфибия? Да всего понемножку! Судно на воздушной подушке (СВП) поражает своими возможностями. Если не проплывет, то пройдет, проскользит или даже пролетит, покоряя бездорожье, не подвластное матерому каракату и прыткому снегоходу. Универсальность СВП кажется безграничной. Но так ли это на самом деле?
Принцип работы
Наверняка многие в детстве хоть раз проделывали опыт, дуя на кромку бумажного листа и наблюдая, как он движется по столу. Два тела с разной поверхностью взаимодействуют так, что одно из них перемещается. Весь секрет тут в воздухе. Он выступает в роли своеобразной «смазки», способствующей скольжению бумаги. Это очень похоже на принцип функционирования СВП.
Такой транспорт движется при помощи нагнетания и формирования слоя сжатого воздуха в специально отведенной зоне под днищем. В результате судно немного приподнимается над водой или сушей, избавляясь от трения о поверхность. А препятствует выходу нагнетаемого воздуха гибкое ограждение, которое у некоторых моделей катеров называется «юбкой». Обычно его изготавливают из специальной ткани.
Большинство СВП оборудовано двумя отдельными двигателями. Один нужен для формирования воздушной подушки, а второй — для обеспечения тяги, чтобы перемещаться вперед.
В любом случае мощный вентилятор производит воздушный поток, часть которого направлена под корпус. Судно обычно управляется контролируемым штурвалом и системой вертикальных рулей. Они, как правило, располагаются за вентилятором, отвечающим за тягу.
Судно на воздушной подушке в зависимости от своих размеров, особенностей конструкции и мощности силовой установки может «приподниматься» на высоту от 10-15 см до пары метров. Некоторые модели СВП способны преодолевать большие сугробы, заросли травы и другие препятствия, демонстрируя чудеса проходимости. Благодаря этому катерами на воздушной подушке интересуются многие охотники и рыболовы, стремящиеся добраться до самых потаенных уголков на воде и суше.
Какие встречаются разновидности
СВП подразделяются на две большие категории: амфибийного типа и скегового. Первые из них способны перемещаться как по воде, так и по суше. Вторая разновидность в основном предназначена для путешествий по озерам и рекам, а также по льду и снегу. У СВП скегового типа воздушная подушка по бокам защищена узкими корпусами, баллонами или жесткими стенками, что улучшает управляемость и увеличивает скорость судна на воде.
У многих катеров, относящихся к этому типу, при движении обычно не происходит полного отрыва от поверхности. Встречаются и гибридные варианты, у которых баллоны прикрыты дополнительным слоем гибкого ограждения, благодаря чему транспорт по своим возможностям приближается к амфибии.
Специалистами выделяются разные способы образования и поддержания воздушной подушки. Про скеговый вариант мы уже рассказали. Еще бывают камерные, сопловые, щелевые и крыльевые (динамические). Первый из них — самый простой и распространенный. Воздух от вентилятора свободно поступает по периметру днища. Плюс в этом — хороший подъем судна и его амфибийные возможности. А минус — значительный расход энергии при относительно приличной высоте подъема.
Сопловый способ считается более экономичным. Он достаточно эффективен даже при большом подъеме. Этот метод основан на использовании наклоненных сопел, через которые поступает воздух. Кроме того, возможны дополнительные гибкие ограждения вокруг подушки, что позволяет оптимальнее использовать энергию. Иногда сопловый способ соединяется со щелевым, который предусматривает поступление воздуха через тонкую полость во время движения.
Крыльевая схема, более подходящая для летательных аппаратов, в СВП применяется реже. Она предполагает, что кормовые закрылки судна перехватят и направят вперед воздушный поток. При этом гибкое ограждение, выполненное в виде надувных баллонов, должно повысить амфибийные качества транспорта. Однако подобная схема обнаружила ряд недостатков. В частности, у некоторых моделей СВПво время старта и движения над волнами были выявлены нарушения в работе воздушной подушки, что привело к проблемам с устойчивостью.
На земле и воде
На современном рынке представлено большое количество катеров, которые различаются по сложности трансмиссии, принципам устройства гибкого ограждения и другим параметрам. Но для рыболовов и охотников основное значение имеют проходимость транспорта и его надежность, чтобы без серьезных волнений можно было отправиться в дальние путешествия по неизвестной местности.
Так что в основном востребованы амфибии, которые позволяют двигаться как по поверхности воды, так и по суше. Благодаря этому без пересадки можно добраться до отдаленных районов, куда прежде отправлялись только на вертолетах. А использовать СВП все же значительно дешевле, чем винтокрылую машину.
Однако в ходе сборов на длительную рыбалку или охоту стоит задуматься о грузоподъемности катера на воздушной подушке. К примеру, чтобы прихватить с собой запас топлива, продуктов, снаряжение для добычи трофеев, а потом перевезти тушу крупного копытного животного или много выловленных обитателей водоема, понадобится судно средних размеров, рассчитанное как минимум на шесть человек, а то и на десять. Такой транспорт более устойчив к воздействию волн и подходит даже для морских прогулок.
В некоторых случаях требуется СВП с мощным двигателем, чтобы можно было легко преодолеть большинство преград. Однако и слишком громоздкий катер не всегда нужен. Если он застрянет, то вытащить его будет очень сложно!
По возможности перед покупкой лучше записаться на тест-драйв. Это позволит точнее определить ваши требования к судну. Не увлекайтесь модными гаджетами и дизайном: делайте ставку на простоту, мощность двигателя, неприхотливость и вместимость. Желательно выбрать модель СВП, у которой гибкое ограждение подушки изготовлено из прочных и качественных материалов.
Для узких горных рек и лесных маршрутов лучше подойдут «баллонные» катера. У них отменная курсовая устойчивость и плавучесть. А если баллон случайно повредится, то ремонт не влетит вам «в копеечку». Однако и такой транспорт имеет недостатки: ограниченную проходимость и проблемы со скоростным маневрированием.
Отдельно стоит поговорить о малых СВП для частного использования. Много людей на борт им принимать не обязательно. Да и на слишком крутой берег забираться нет необходимости. При этом маленькие катера менее шумные и более экономные, чем массивные суда. Однако у больших СВП подушка обычно лучше защищена. Компактному частному транспорту нужно очень аккуратно преодолевать жесткие препятствия, высотой более трети метра. Есть риск повредить гибкое ограждение подушки.
Семь раз отмерь…
Если вы уже определились с конкретными пожеланиями к своему будущему катеру, то перед покупкой не помешает узнать о маленьких нюансах, о которых производители не всегда готовы рассказывать. К примеру, многие полагают, что, чем крупнее и мощнее судно, тем выше его «работоспособность». Не факт!
На самом деле, чем массивнее СВП, тем сложнее ему заводиться при низкой температуре из-за образования конденсата в силовой установке. Бывали случаи, когда у шестиместного транспорта на воздушной подушке отказывал мотор при 20-градусных морозах.
Да и большой двигатель еще не показатель хороших возможностей. Даже занимающему половину катера мотору иногда не удается справиться с подъемом на поверхность, наклоненную под углом в 5-7 градусов… К сожалению, подобные нюансы можно узнать лишь на практике.
А вот у маленького катера, относящегося к эконом-классу, могут быть «бонусы». У некоторых моделей в днище есть стальные элементы, увеличивающие прочность и износоустойчивость. Таким преимуществом не всегда обладают и дорогие СВП.
Лучший совет при выборе судна на воздушной подушке: семь раз отмерь — один раз отрежь. Перед покупкой нужно собрать максимальное количество полезной информации из авторитетных источников, пообщаться на форумах с опытными коллегами либо проконсультироваться с независимым экспертом.
И не всегда стоит отказываться от дополнительных опций: прожекторов, автономных отопителей, радаров, дополнительных топливных баков и др. Конечно, стремление сэкономить присуще всем. Но перед таким шагом нужно хорошо подумать.
Во время эксплуатации судна возможны всякие ситуации. Так что всегда сохраняется риск попасть в положение, когда понадобится оборудование, которое на первый взгляд казалось лишним. Желательно заранее обговорить эти моменты с продавцом или представителем производителя.
Промчаться с ветерком
Перед покупкой катера на воздушной поверхности обязательно осведомитесь о его поведении и скорости на разных поверхностях. Уточните, что ждет вас на суше, воде, траве, льду и пр. Есть расхожее мнение о том, что максимальную скорость СВП достигает на озерной глади или на большом пруду. Однако это предположение не совсем верно.
Гораздо быстрее суда на воздушной подушке движутся по ровному льду. Легкие (двух— или четырехместные) СВП могут разгоняться на такой поверхности до 100 километров в час. Тогда как по воде или земле приборы не покажут больше 70 км/ч. Вместе с тем катер на воздушной подушке обычно «резвее» гидроцикла. И в отличие от него может скользить боком на скорости до 50 км/ч.
Однако по густой траве промчаться не получится. В таких условиях ход СВП значительно замедляется. К тому же в отличие от крупных «собратьев» малые суда на воздушной подушке вообще не способны преодолеть мощные заросли камыша или высокого кустарника.
Не менее важный фактор, который влияет на выбор транспорта, — расход топлива. От этого зависит предполагаемая дальность путешествия, поскольку в дикой местности, естественно, нельзя подзаправиться. Мини-катера, рассчитанные максимум на пару-тройку пассажиров, как правило, потребляют за час от 8 до 12 литров горючего. На эти показатели влияют размеры и масса СВП, тип подушки, объем и количество двигателей. Крупные модели могут «съедать» до 70 литров топлива в час.
Также нельзя забывать об одной из главных характеристик судна — о плавучести. При выборе катера учтите, что некоторые модели при выключенном моторе не могут долго находиться на поверхности и уходят под воду. Одного-двух человек на борту они еще удержат. А дополнительный груз при заглохшем двигателе грозит затоплением.
Вопросом повышения плавучести катера лучше озаботиться заранее. Для этого под бортом судна прикрепляют специальные материалы, создающие эффект «спасательного жилета». Подобная хитрость предусмотрена практически на всех более или менее дорогих моделях — выше среднего класса. А вот на бюджетных вариантах такие штуки могут отсутствовать в базовом комплекте. И их придется приобретать за дополнительную плату.
Особенности управления
В нормальных условиях СВП начинает движение сразу после того, как «встанет на подушку». К этому нужно быть готовым. И следует учитывать, что судно может начать смещаться не совсем в ту сторону, куда вы ждете.
Также необходимо учитывать, что катера на воздушной подушке обычно не имеют передачи, включающей задний ход. Исключения встречаются крайне редко. Некоторые СВП, рассчитанные на четырех человек, могут направлять поток воздух в противоположную к движению сторону. На более крупных судах, способных перевозить свыше 10 пассажиров, вместо задней передачи есть дополнительный маршевый мотор. С его помощью легко корректировать направление.
А вообще процесс руления на СВП чем-то напоминает езду по льду на легковом автомобиле. Неопытному водителю сложно приучить технику слушаться. Тут нужны практика и сноровка. Проще всего освоиться с одномоторным катером — это займет от силы один-два дня. Для судов с раздельным управлением потребуется чуть больше времени.
В перспективе нужно научиться не только уверенно вести судно, но и контролировать брызги, вылетающие из-под подушки. Это особенно актуально поздней осенью, когда вода быстро замерзает на палубе.
Нередки ситуации, при которых необходимо замедлить ход, не убирая подушку. Например, когда вокруг тонкий лед, мокрый снег, торосы, мусор и пр. Здесь лучше всего поведет себя судно с двумя отдельными двигателями.
Медленные маневры, такие как проезд в узких местах, под мостами, между деревьями, удобно совершать при постоянно работающей подушке. А на одномоторном катере приходится действовать по принципу «разгон — остановка», что приводит к постепенному выходу из строя гибкого ограждения подушки.
Удобный трансфер
Перевозят СВП так же, как и другой относительно небольшой водный транспорт, — с помощью автомобильного прицепа подходящего размера. Оптимален для этих целей — бортовый. Катер на воздушной подушке иногда сам может туда заехать.
Если же вы заказали судно дистанционно и выбираете тип доставки, то, по моему мнению, выгоднее предпочесть автомобильную, нежели железнодорожную. Я на собственном опыте убедился, что так выходит значительно дешевле. У фуры обычно широкий кузов и прицеп, довольно мягкая подвеска. А некоторые транспортные компании предлагают «бюджетный» вариант перевозки. Он предполагает закрепление СВП сверху кузова.
Затащить крупный катер в контейнер грузового поезда обычно на порядок сложнее, поэтому и стоимость выше. Если вы все же выбираете железнодорожный тип доставки, то подумайте о дополнительной защите для гибкого ограждения. Во время движения его можно повредить о стенки вагона. Так что по возможности перед погрузкой гибкое ограждение стоит снять и упаковать отдельно.
После доставки на место потребуется еще одна трудоемкая процедура. Крупный катер обычно превосходит по своей ширине вагон. Поэтому СВП, как правило, вытягивают волоком. Иногда судно ставят на подвижную подставку-оснастку и вытаскивают стропами.
Проблемные моменты
Катер на воздушной подушке — это все же не танк или мощный гусеничный вездеход. Во время путешествия СВП может застрять в какой-либо канаве или свеситься на уступе. Так что перед поездкой в безлюдные и труднопроходимые места обязательно прихватите с собою лебедку и прочный канат толщиной в 15-20 миллиметров.
С гибким ограждением, называемым иногда «юбкой», нужно быть предельно внимательным. Его можно повредить, наехав на высокие и острые поверхности — кромку льда, острый валун или корягу. Хотя такие ситуации редки, но стоит заранее подготовиться к ним. Риск возрастает, если за окном держатся сильные морозы. При температуре воздуха ниже минус 20 градусов обычно становятся хрупкими недорогие материалы среднего качества, из которых делают гибкое ограждение у «бюджетных» моделей.
В большинстве случае разрыв «юбки» чувствуется буквально сразу. Судно заметно снижает скорость и начинает крениться. Но на некоторых СВП даже внушительные порезы (длиной до двух-трех метров) сложно ощутить моментально. Однако продолжать путешествие при таком повреждении опасно. Разрыв будет постепенно увеличиваться.
Поэтому нужно сохранять бдительность, реагировать на заметные изменения в движении транспорта и сразу же стараться решать возникающие проблемы. Производители советуют всегда возить с собой ацетон, клей, пневматический домкрат, валик для прокатки и веревку (толщиной в 5-6 миллиметров) для шнуровок.
В полевых условиях удобнее ремонтировать судно, у которого съемные бортовые секции. Например, у ряда моделей СВП крепление осуществляется при помощи шнуровки и люверсов. С такими катерами работать проще всего.
Сначала нужно отшнуровать борт, разместить его на земле и наложить изнутри толстую заплатку на гибкое покрытие. А после возвращения домой завершить процедуру ремонта, оклеив поврежденные места тонким полиуретаном. Можно попробовать и другую временную меру — скрепить края разрыва «юбки» с помощью шила и проволоки.
Состав ремкомплекта СВП зависит от конкретной модели. Желательно заблаговременно узнать о слабых местах суднах. Еще проще, заранее изучив проблемные сектора катера, самостоятельно подобрать набор для починки. Желательно включить в него запасное гибкое ограждение: у большинства разновидностей СВП это наиболее уязвимая деталь.
Не лишним будет закупить вытяжные клепки и устройство для их крепежа. Такая предосторожность не помешает, если судно попадет в аварию.
Холить и лелеять
Катера на воздушной подушке можно эксплуатировать круглый год. При этом нужно озаботиться вопросами правильного хранения. Не стоит оставлять транспорт под открытым небом, а тем более в воде. Желательно накрыть вентилируемым тентом СВП, чтобы защитить его от животных и птиц, которые могут повредить корпус или подушку. Особенно опасны вездесущие грызуны, готовые с удовольствием попробовать вкус гибкого ограждения.
В условиях резкого похолодания катер может примерзнуть к земле и к воде. Особенно не рекомендуется бросать СВП в реке, озере или пруду. Лучше не подвергать свой транспорт воздействию микроорганизмов и моллюсков, способных засорить воздуховод. Рядом полезно иметь какой-либо подъемный механизм, который позволит периодически отрывать катер от поверхности и осматривать на предмет возможных повреждений. Ведь своевременный мелкий ремонт избавляет от серьезных проблем в будущем.
У судна «со стажем» необходимо регулярно изучать двигатель, контролировать расход масла, проверять свечи, компрессию, топливную систему и др. Бдительность в таких вопросах не помешает и убережет от возможных неприятных сюрпризов в пути. Стоит помнить, что мотор у СВП более уязвим, чем, к примеру, у автомобиля. Вот почему важно следить за слаженной работой всех внутренних систем и механизмов катера на воздушной подушке и вовремя устранять неполадки.
Общие советы и предосторожности:
- Проходимость СВП чаще всего страдает от неплотного прилегания его ограждения-«юбки» к земле (особенно у моделей скегового типа). Поэтому бугры, ямки, холмы и т.п. желательно проезжать на большой скорости, иначе риск застрять повышается.
- Чтобы контролировать проходимость судна, нужно следить за тягой маршевого винта, мягкостью ограждения и общим клиренсом.
- При крутом повороте желательно снизить обороты двигателя и добиться того, чтобы задние концы пневмобаллонов слегка подсели на воду. В результате катер будет меньше заваливаться на бок. И радиус поворота значительно сократится.
- Важно своевременно менять изношенное гибкое ограждение подушки. В среднем оно служит около двух лет.
- Без должного опыта лучше сильно не разгоняться на льду и рыхлом снегу. Тормозной путь там может составить до 300 метров.
- В горку рекомендуется заезжать, держа курс строго прямо. Не нужно отклоняться в сторону, поскольку так есть риск перевернуться.
- С особой аккуратностью необходимо эксплуатировать судно в холодное время года (когда температура опускается до 20 градусов мороза и более). С собой нужно обязательно возить средства жизнеобеспечения — аптечку, продукты, воду, рацию или телефон, автономный отопитель, ремонтный комплект и запас топлива.
- Когда двигатель работает, никто не должен приближаться к воздушному винту и надувным элементам. Также не следует в это время оставлять инструменты и веревки на палубе.
- В снежную погоду не помешает прихватить с собой лопату — мало ли что…
Удачных вам путешествий на катере на воздушной подушке!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник