Возьмите две чашки наполните их водой

46. Камни малосжимаемы, но металлы (даже очень плотные) с помощью мощного пресса удается сжать до 0,75 от начального объема. Почему возможно такое сильное сжатие?
Данное свойство обусловлено особенностями строения кристаллической решетки металлов.

47. В стеклянную бутылку налили воды и поместили ее в морозильную камеру. Что произойдет с бутылкой и почему?
Вода в бутылке замерзнет, увеличится в объеме, и бутылка лопнет.

48. Меняется ли вместимость сосудов при изменении их температуры?
Меняется

49. Отличаются ли молекулы воды в горячем чае от молекул воды в холодном лимонаде?
Не отличаются

50. Стоит ли наливать полный чайник воды, если в нем нужно вскипятить воду?
Не стоит, так как при увеличении температуры вода может пролиться.

51. Как называется физическое явление, благодаря которому можно засаливать овощи на зиму? Как происходит переход соли из воды в овощи при засолке?
Диффузия. Молекулы соли проникают в пространство между молекулами овощей.

52. Сильно завинченную крышку банки легче отвинтить, если ее подогреть. Почему?
Нагретая крышка увеличится в объеме.

53. Если перенести надутый воздушный шарик из тепла в холод, что произойдет с его объемом? Почему?
Шарик уменьшится. Частицы воздуха внутри будут двигаться медленнее.

54. Горячие стеклянные стаканы не рекомендуется вставлять друг в друга. Почему?
Остывшие стаканы уменьшатся, и их сложно будет вынимать друг из друга.

55. Почему сложенные вместе стекла трудно разъединить?
Действуют силы молекулярного притяжения.

56. Прижмите поплотнее две деревянные линейки. Легко ли их разъединить? Объясните наблюдаемое явление.
Легко. Из-за неровностей на поверхностях линеек их не удается сблизить на такое расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу.

57. Положите в стакан крупинку марганцовки, а затем осторожно налейте в него воду. Что вы наблюдаете? Как называется это явлений?
Марганцовка растворяется в воде. Диффузия.

58. Возьмите две чашки. Наполните их водой и осторожно положите несколько крупинок лимонной кислоты. Одну чашку оставьте на столе, а вторую поместите в холодильник. Через некоторое время попробуйте воду. Объясните наблюдаемое явление.
Теплая вода более кислая, так как диффузия в теплой воде протекает быстрее.

59. Слишком соленую рыбу можно положить на некоторое время в воду при комнатной температуре, и рыба станет менее соленой. Почему?
Часть соли из рыбы растворится в воде.

60. На улице вблизи хлебозавода чувствуется запах хлеба. Почему?
Происходит диффузия газов.

61. Возле кондитерской фабрики обычно пахнет ванилью и шоколадом. Объясните это явление, используя понятие о молекулах.
Молекулы ванили и шоколада переносятся из области высокой концентрации в область низкой концентрации.

62. Пятно от йода на ткани можно прогладить горячим утюгом, и оно исчезнет. Почему?
Йод испаряется.

63. Почему пыль садится даже на обращенные вниз поверхности?
За счет межмолекулярного соединения.

64. Почему при сварке металлов необходима очень высокая температура?
Металл необходимо расплавить.

65. У флакончика для духов тщательно шлифуют горлышко и пробку в месте их соприкосновения. Почему?
Чтобы флакон закрывался плотнее, не давая запаху проникнуть наружу.

66. Белье после стирки, вывешенное на мороз, после замерзания трудно разгибается. Почему?
Остатки воды в белье превращаются в лед.

67. Почему при одинаковой температуре диффузия в жидкостях идет медленнее, чем в газах?
Частицы воздуха движутся быстрее, чем частицы воды.

68. Почему разбитые вазы не «срастаются» обратно, как бы сильно мы не прижимали друг к другу осколки?
Из-за неровностей не удается их сблизить на такое расстояние, на котором частицы могут притягиваться друг к другу.

69. Почему разорванный пластилин можно соединить обратно в один кусок?
Структура пластилина позволяет приблизить его молекулы настолько, что притяжение между ними восстанавливается.

70. Почему пыль с мебели устраняется мокрой тряпкой лучше, чем сухой?
Вода связывает молекулы пыли с тряпкой, заполняя промежутки между молекулами.

71. Почему после плавания на человеческом теле остаются капельки воды?
Молекулы жидкости притягиваются к телу сильнее, чем друг к другу.

72. Почему на стыках железнодорожных рельсов оставляют промежутки, а не соединяют их плотно?
Рельсы увеличиваются и уменьшаются в зависимости от температуры.

73. Почему телеграфная проволока провисает летом больше, чем зимой?
Летом проволока расширяется.

74. Чтобы вынуть плотно засевшую стеклянную пробку, надо на слабом огне нагреть снаружи горлышко склянки. Почему это нагревание может помочь делу?
Горлышко увеличится.

75. При литье расплавленный чугун выливают в формы, в которых он и застывает. Литье производят при температуре около 1300°. Зачем формы делают больше, чем будет сам предмет?
При остывании объем детали уменьшится и деталь будет проще вынуть из формы.

76. Можно ли сделать термометр, используя для его наполнения керосин?

Можно, но его показания будут не точными.

77. Чтобы вывернуть старый заржавевший винт, к его головке подносят нагретый паяльник, которым нагревают винт. Когда винт остынет, он легко вывинчивается. Как объяснить это явление?
Винт сначала увеличится, а затем уменьшится и его будет легко вывинтить.

78. Почему из полного чайника вода при нагревании выливается, хотя объем чайника при нагревании тоже увеличивается?
Вода расширяется сильнее, чем металл.

79. Следует ли зимой покупать полный бидон керосина, если его приходится хранить дома в теплом помещении?
Не стоит. В теплом помещении его объем увеличится.

80. Зачем железную шину, надеваемую на обод колеса телеги, кузнец перед надеванием сильно нагревает?
При остывании шина уменьшится и будет более плотно держаться на колесе.

81. Если склепать железную и медную полоски одинакового размера и затем нагреть их, то вся пластинка изогнется. Почему?
Коэффициенты расширения железа и меди разные.

82. На блюдце с водой поставили опрокинутый горячий стакан. Почему через некоторое время вода внутри стакана будет стоять выше, чем в блюдце (рис. 10)?

Стакан остынет. Уменьшится его объем. Объем воды в нем останется прежним.

83. Почему глубокие пруды не промерзают до дна?
Плотность льда меньше плотности воды, теплопроводность льда плохая, поэтому глубокие водоемы не промерзают до дна.

84. Можно ли делать термометры, взяв вместо подкрашенного спирта подкрашенную воду?
Нет.

Источник

4 Высокий уровень

Решебник по физике Л.А. Кирик Самостоятельные и контрольные работы

1. а) Почему детский резиновый шарик, наполненный теплым воздухом, через несколько часов уже не поднимается вверх?
б) Почему нельзя соединить две деревянные линейки в одну, плотно прижав их друг к другу?
в) Почему при резком ударе ладонью по поверхности воды ощущение такое, будто ударили по железу?
2. а) Почему не рекомендуется перевозить в одном автомобиле продукты вместе с керосином или бензином?
б) Может ли медь быть жидкой, а ртуть — твердой? При каких условиях?
в) Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?
3. а) Как можно доказать, что между атомами существуют
промежутки?
б) Чтобы огурцы получились малосольными, их нужно засаливать в холодном помещении. Почему?
в) Сформулируйте гипотезу о строении вещества. Как вы можете ее обосновать? Какие ваши собственные наблюдения убеждают в ее справедливости? Можно ли считать гипотезу доказанной современной наукой?
4. а) Почему не рекомендуется хранить в холодильнике рядом с молочными продуктами чеснок или нарезанный лук? б) Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается холодная вода от теплой.
в) Почему в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?
I». а) Для чего при складывании полированных стекол между ними кладут бумажные ленты?
б) Лед расплавили и превратили в воду. Эту воду нагрели до кипения и полностью испарили. Изменялись ли молекулы воды в этих превращениях? Что изменилось в характере движения и взаимодействия молекул?
в) Переверните стакан вверх дном и медленно погружайте его в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за изменением объема воздуха в нем при погружении. Какие выводы можно сделать? Как объяснить наблюдаемое?
<>. а) Что произошло бы с телами, если бы вдруг их молекулы перестали притягиваться друг к другу? отталкиваться друг от друга?
б) Сравните жидкое и газообразное состояния вещества. Что общего и в чем различия этих состояний?
в) Почему при склеивании и паянии применяют жидкий клей и расплавленный припой?
Домашние экспериментальные задания
Средний уровень
1. Наполните стакан доверху водой. Осторожно и медленно всыпьте столовую ложку соли. При этом вода из стакана не выливается. Объясните этот факт.
2. На дно стакана положите несколько крупинок марганцовки’1 и осторожно налейте сверху немного холодной воды. Понаблюдайте, как меняется цвет воды. Какое явление вы наблюдали?
Л. Проведите тот же опыт, что и в предыдущей задаче, но марганцовку залейте горячей водой. Что изменится в наблюдении данного явления? Почему?
I Проверьте, что происходит с воздухом при его нагревании. Для этого пустой воздушный шарик наденьте на горлышко
Традиционное название перманганата калия.
бутылки (рис. 1). Подержите эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой (рис. 2). При этом шарик надувается (рис. 3). А теперь поставьте бутылку под струю холодной воды (рис. 4). Объясните результаты проведен
ных опытов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4

5. Возьмите тарелку, налейте в нее воды и сразу слейте. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, поверните несколько раз и поднимите вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка (см. рисунок). Почему?

6. Проверьте опытным путем, что сухие листы бумаги не прилипают друг к другу, а смоченные водой прилипают. Объясните это явление.
Достаточный уровень
1. Разбрызгайте в углу комнаты несколько капель духов. Зафиксируйте, через какое время вы услышите запах духов в противоположном углу комнаты. Объясните почему это время достаточно велико (ведь скорость движения молекул в воздухе достигает нескольких сотен метров в секунду).
2. Переверните стакан вверх дном и медленно погружайте его в широкий сосуд с водой. Наблюдайте за объемом воздуха в стакане при погружении. Какие выводы можно сделать? Объясните наблюдаемое явление.
‘*• Вставьте воронку в пустую бутылку, плотно прижмите воронку к стенке горлышка бутылки. Попытайтесь наполнить бутылку водой. Почему вам это не удастся? Объясните наблюдаемое явление.
4. Возьмите сырую картофелину и разрежьте ее пополам. В центр среза капните несколько капель марганцовки и соедините обе половинки. Через некоторое время разъедините их. Назовите наблюдаемое явление и объясните его.
5. Понаблюдайте, где в домашних условиях используется явление диффузии. От чего зависит скорость диффузии? Как можно ускорить диффузию? Как домохозяйки ведут борьбу с вредными проявлениями диффузии? Каждый пример запишите в тетрадь и объясните.
6. Возьмите две прямоугольные стеклянные пластинки небольших размеров, хорошо вымойте их и просушите. Приложите плотно друг к другу. Легко ли их разъединить? То же самое проделайте с мокрыми пластинками. Объясните наблюдаемое явление.
Высокий уровень
1. Вам надо установить, зависит ли скорость диффузии в жидкостях от температуры. Как вы поставите опыт? Проведите опыт и проверьте, действительно ли такая зависимость существует.
2. Придумайте и продемонстрируйте несколько опытов, при помощи которых можно показать, что между молекулами твердых тел имеются промежутки.
3. Воспользовавшись линейкой, определите объем нескольких кусочков сахара-рафинада. Опустите сахар в мензурку с водой и растворите его. Определите, на сколько делений вода должна была бы подняться и на сколько делений она поднялась фактически. Объясните разницу. В какой воде (теплой или холодной) опыт проходит быстрее? Почему?
4. Возьмите две или три пары различных жидкостей (например, раствор медного купороса и воду и др.). Исследуйте, зависит ли скорость диффузии от свойств соприкасающихся жидкостей. Для этого вы можете в стеклянный
сосуд налить до половины воды. Возьмите воронку с длинным горлышком и опустите ее в сосуд так, чтобы конец горлышка доходил до дна. Затем осторожно наливайте в сосуд другую жидкость. Жидкости в сосуде разделятся на два слоя с резко выраженной границей между ними. Наблюдение за жидкостями проводите в течение нескольких часов. Сделайте выводы из наблюдаемых явлений.
5. Возьмите невысокую банку из-под консервов, проколите изнутри в дне отверстия диаметром 1—2 мм. Расплавьте парафин и обмакните в него дно банки. Если парафиновая пленка затянет отверстия, то осторожно проколите их вновь. Налейте в банку воды слоем 7—10 мм. Объясните, почему вода не выливается из банки.
6. Поставьте стакан, наполненный водой, на подставку, а второй, пустой, — на стол. Попробуйте с помощью полоски сукна или другой материи перелить воду из верхнего стакана в нижний. Где подобное явление используется на практике?
7. Утверждение, что жидкость «не имеет своей формы», а всегда принимает форму сосуда, не совсем правильно. Капните водой на тарелку, смазанную любым жиром (например, сливочным или растительным маслом). Вы увидите, что капли не растекаются, а принимают примерно шарообразную форму. Такую же форму имеют и капельки росы на траве и листьях (см. рисунок). Почему же капли шарообразные? Объясните.

Источник

В этой задаче ошиблись 77% решавших. Какая чашка наполнится первой?

Задача на самом деле очень проста. Чтобы ее решить, нужно использовать немного внимательности и вспомнить, что такое сообщающиеся сосуды и как они работают.

Попробуйте понять, какая чашка заполнится кофем первая.

Какой результат у вас получился? Какая чашка заполнится первой? Я специально пронумеровал чашки, чтобы вы могли сравнить свой ответ со статистикой ответов других респондентов.

46% опрошенных были уверены, что первой заполнится первая чашка. Если вы ответили так же, то вы думаете, как большинство, но недостаточно внимательны, потому что это неправильный ответ. Дело в том, что по трубочке, ведущей к первой чашке, жидкость не пойдет, потому что она запаяна на входе.

28% решавших эту задачу были уверены, что первой заполнится вторая чашка. И это вновь неправильный ответ. Трубочка, ведущая к второй чашке тоже запаяна, но не на входе, а на выходе, то есть жидкость просто не выльется в чашку из трубочки.

23% ответили, что первой заполнится третья чашка. И это. Правильный ответ. Это единственная чашка, в которую вообще попадет жидкость, потому как у трубочки ведущей в четвертой чашке тоже запаян вход.

Хотя задача несложная, меньше четверти находят с первого раза правильный ответ. И, к слову сказать, если бы все трубочки были открытыми, то третья чашка заполнилась бы последней, а первой — первая. То есть ошибка большинства в банальной невнимательности, за которую мы так любим ругать детей. Детей ругаем, а за собой не замечаем.

Для тех, кто впервые у меня на канале, напоминаю, что у меня есть Ютуб канал , на который можно и нужно заходить всем, кто любит интересные задачки.

Источник

Читайте также:  Уксусная вода против температуры
Оцените статью