Хлеб да вода богатырская еда
Пословица про еду:
Хлеб да вода — богатырская еда.
Смысл пословицы
Физически сильные и здоровые люди, обычно, непривередливы в еде.
Толкование пословицы
В русских былинах богатыри очень часто питались чем придется, радовались и ломтю хлеба с водой. И бывалые солдаты в русских сказках могли сварить кашу даже из топора.. Иногда, правда, на хлеб и воду сажали и в качестве на казания. Столь скудный паёк, например, давали особо провинившимся заключенным, посаженным в карцер, или солдатам на гауптвахте.
Похожие пословицы и выражения
Без соли и хлеб не естся.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба — смерть, без соли — смех.
Без хлеба и у воды худо жить.
Без хлеба на воде ноги жидкие.
Без хлеба не жить, да и не от хлеба (не о хлебе) жить.
Без хлеба не обед.
Без хлеба не работать, без вина не плясать.
Без хлеба несытно, а без соли несладко.
Без хлеба святого все приестся.
Без хлеба, без соли — худая беседа.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Бей челом Силе, чтоб поел сидя.
Больному в еде не верь! Не больной привередлив, боль!
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Боронись хлебом-солью.
Брюхо не гусли, не евши не уснет.
Брюхом хлеба (или: живота) не вытаскаешь.
Брюхом хлеба не выносишь, а губами пива не выпьешь.
Было бы что поесть, а то Бог пропитает.
В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.
В осень любого гостя потчуют молоком, а нелюбого — медом.
Веселая песенка: Поесть хочу, любимая песенка: Я спать хочу.
Вино с водой хуже воды с вином.
Волк сыро едал, да высоко прядал.
Вор горох: воду оставил, а сам ушел.
Всякая погудка ко хлебу годна.
Где ни сесть, так сесть, было бы что съесть.
Голоден, как волк, голоден, будто век не едал.
Голодной куме хлеб на уме.
Голодный и в портках хлеба украдет.
Голодный и владыка (и патриарх) хлеба украдет.
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
Дома ешь, что хочешь, а в гостях, что велят.
Дыру во рту, что выть (пора еды), то и затыкай.
Дядя — требуха, съел корову да быка.
Еду, еду — следу нету (вода), режу, режу — крови нету (хлеб).
Ел, ел капусту, а в брюхе все пусто.
Ельник, березник чем не дрова? Хрен да капуста чем не еда?
Ем, а дела не вем.
Ерши не спорое кушанье: на грош съешь, а на гривну хлеба расплюешь.
Ест (Пьет) как не своим ртом (вяло, плохо).
Ест и пьет, так поет.
Ест как не в свое брюхо (много).
Ест, что бельма на лоб лезут.
Ешь — не хочу.
Ешь без уклону, пей без поклону.
Ешь больше теста, в брюхе есть место.
Ешь больше, а говори меньше!
Ешь больше, богатырем будешь.
Ешь больше, проживешь дольше.
Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна.
Ешь досыта, а делай до поту.
Ешь солоно, пей горько (вино): умрешь — не сгниешь.
Ешь солоно, пей кисло — и в земле не сгниешь.
Ешь щи — будет шея бела, голова кудревата.
Ешь, дурак, с маком.
Ешь, душа, — не хочу!
Ешь, как огнем прижги.
Ешь, пока оход свеж, а завянет, не заглянешь.
Ешь, пока рот свеж, а завянет — никто в него не заглянет.
Ешь, покамест живот свеж.
Живем — хлеб жуем, а пирожок прикусываем.
Живем — хлеб жуем, ино и посаливаем.
Живем — хлеба не жуем; проглотим — подавимся.
Живем да хлеб жуем; спим да небо коптим.
Живем на поджиде хлеба.
Живем, хлеб жуем.
Живет да хлеб жует.
Жрет, как корова.
Жрет, только за ушами трещит.
И пес перед хлебом смиряется.
И поджарый (И тонкий) живот без еды не живет.
И худой живот, да хлеб жует.
И худой квас лучше хорошей воды.
Как наелся, так и застыдился.
Как придет беда, не пойдет на ум и еда.
Как ты много ешь! — Зато я много и пью!
Как хлеб да квас, так и все у нас.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Каков ни будь урод, а хлеб несет в рот.
Каков ни есть, а хлеба хочет есть.
Каков у хлеба, таков и у дела.
Какова еда, такова и хода (и наоборот).
Калач приестся, а хлеб никогда.
Калачей покушать, песен послушать (просим).
Капусту не густу, щи пожди, а хлеб да каша давно не наша.
Карасева ушица — гостиная еда.
Квас вор: воду в жбан свел, а сам ушел (о дурном квасе).
Кисель да сыта — бабья еда.
Кисло пей, солоно ешь: помрешь — не сгниешь.
Кишка свиная еда не худая.
Коли ем (Покуда ем), так и глух и нем.
Кряхтя работай, ешь — отдувайся.
Кто ест лук, того Бог избавит вечных мук.
Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.
Кто ест скоро, тот и работает споро.
Кто заплесневелый хлеб ест, легко плавать будет.
Кто свеж (У кого живот свеж), тот побольше ешь.
Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи).
Лодыгу в кашу, а повара взашей (без него съедим).
Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
Любимая моя песенка: Поесть хочется (А чего бы поесть).
Люди за хлеб, так и я не слеп.
Мельница сильна (работает) водой, а человек едой.
Мой рот все мнет, и мед так жрет.
Мужик с медом и лапоть съел.
Мы едим с корыта, да досыта; а вы с блюда, да дохуда.
На воде ноги жидкие.
На воде ноги жидкие, а на вине жиже того.
На воде ноги тонки.
На пище св. Антония.
Наелся сыт, так и стал знать стыд.
Наелся, как бык, не знаю, как и быть.
Не будет хлеба, не будет и обеда.
Не в пору и обед, как хлеба в дому нет.
Не давай голодному хлеба резать (обделит).
Не для Иисуса, ради хлеба куса (делается то и то).
Не евши — тощо, а поевши — тошно.
Не евши, не пивши, и поп помрет.
Не ел — не мог, а поел — без ног.
Не ел, так обомлел; а наелся и вовсе повалился.
Не ем, так не могу; а поем, ног не сволоку.
Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
Не лошадь везет, а хлеб (или: овес).
Не наша еда лимоны, есть их иному.
Не о хлебе едином жив будеши.
Не столько съешь, сколько расплюешь.
Неможет, корочки хлеба не гложет, а пирожка боится.
Нет той птицы, чтобы пела да не ела.
Овца не помнит отца, а сено ей с ума нейдет.
Один крест хлеба не ест.
Опричь хлеба святого да вина проклятого всякое брашно приедчиво.
От пресной еды и бары хворают.
От хлеба-соли и царь не отказывается.
От хлеба-соли не отказываются.
Откусить свой ус во время еды, значит быть плотоядцем, самоубийцею.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Пей горчее, ешь солонее: умрешь — сердцем здоров будешь.
Пей, душа, — не хочу!
Пирог с молитвой — без начинки (хлеб).
Пирога ждать (покуда поспеет), не евши спать.
Пить вино вместе, а хлеб-соль пополам.
Плевать на обед, коли хлеба нет.
По еде работа.
Поел пест в ступе толокна — и сам не рад.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Поп да петух и не евши поют.
После хлеба-соли семь часов отдыхать.
Пьют для людей, а едят для себя.
Ржаной хлеб всему голова.
Рыба — вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова.
Рыба не хлеб, ею сыт не будешь.
С медом и ошметок съешь.
Сам хлеба не стоит, а еще вино пьет.
Свекольное тельное да редечное ушное — то еда скупого.
Семь раз поели, а за столом не сидели.
Сесть на пенек, да съесть пирожок (из сказки).
Сесть на пенечек, да съесть кусочек.
Сладко естся, так плохо спится.
Сладкого досыта не наешься.
Сыт чертенок, коли каши не ест.
Сыта теща, коли гущи не ест.
Такое сено, что лошади не евши сыты.
Такое сено, что сам бы ел, да деньги нужны.
То не беда, коли пьется вода.
Только ангелы с неба не просят хлеба.
Ты не съешь огурец соленый (с Оленой).
Уж солнышко на ели (поднялось в дерево), а мы еще не ели.
Хлеб — всему голова.
Хлеб — дар божий, отец, кормилец.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб в пути не в тягость: поедим — еще пойдем.
Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.
Хлеб возит, а мякиной кормят.
Хлеб греет, не шуба.
Хлеб да вода — блаженная еда.
Хлеб да вода — здоровая еда.
Хлеб да вода — крестьянская еда.
Хлеб да вода — молодецкая еда (солдатская, мужицкая, бурлацкая еда).
Хлеб да вода — чем не еда?
Хлеб да вода разна еда, а пиво да вино пьем заодно.
Хлеб да вода хоть кому так промнут бока.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Хлеб да крупы на здоровье лупи.
Хлеб да мякина — Самсона сила.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Хлеб за брюхом не ходит.
Хлеб спит в человеке.
Хлеб спит, а не человек.
Хлеб черствый — обед честный.
Хлеба б те в брюхо.
Хлеба ломоть — и руками подержаться, и в зубах помолоть.
Хлеба ни куска, так и в горле тоска.
Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлебом сыты, хлебом и пьяны.
Хлеб-соль вместе, а табачок пополам.
Хлеб-соль заемное (взаимное, отплатное) дело.
Хлеб-соль не бранится.
Хлеб-соль платежом красна.
Холодна вода не мутит живота (или: ума).
Хоть на воде, лишь бы на сковороде.
Хоть чертом зови, да хлебом корми!
Худ обед, коли хлеба нет.
Человек из еды живет.
Человек тщедушен: чуть поел, уж и сыт.
Человек хлебом живет, а не промыслом.
Чем больше ешь, тем больше остается (раки и орехи).
Что за беда, коли пьется вода.
Щи да каша — пища наша.
Этакой пест, да и тот хлеб ест (как толкут).
Яков лаком, съел кошку с маком.
Пословицы отмеченные звёздочкой содержит подробное описание, раскрывающее их значение и смысл.
Смотрите все пословицы про еду
Скачать пословицу
Вы можете скачать изображение с текстом пословицы, поделиться им с друзьями в социальных сетях либо использовать в презентациях. Для скачивания, нажмите на картинке.
Задать вопрос
Свои вопросы, предложения и замечания присылайте через предложенную ниже форму.
Благодаря Вашим отзывам и оценкам, мы постараемся сделать проект «Игра слов» ещё лучше.
Источник
Крестьянская трапеза
Повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – вот, пожалуй, и все разносолы.
Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему всегда оставался хлеб.
«Хлеб – всему голова»
Каких только народных поговорок, пословиц, присказок не сложено о нем: «Хлеб – всему голова», «Хлеб да вода – крестьянская еда», «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Худ обед, коли хлеба нет».
«Хлебом да солью» встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.
Служил хлеб и ритуальной пищей. Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. Особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. На Пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали «жаворонками» – пряниками, напоминающими по форме птиц.
Без хлеба крестьянин не мыслил жизни. В неурожайные годы начинался голод, несмотря на то, что животной пищи было в достатке.
Пекли хлеб обычно раз в неделю.
Кадка постоянно была в работе, поэтому ее редко мыли. Немало язвительных шуток связано с этим. Рассказывали, что однажды стряпуха потеряла сковородку, на которой обычно пекла блины. Целый год не могла найти ее и обнаружила, лишь когда затеяла мытье квашни.
Перед тем как ставить тесто, стенки квашни натирали солью, затем заливали ее теплой водой. Для закваски бросали кусок теста, оставшийся от предыдущей выпечки, и засыпали муку. Хорошенько все перемешав, оставляли на ночь в теплом месте. К утру тесто поднималось, и стряпуха принималась его месить. Нелегкая эта работа продолжалась до тех пор, пока тесто не начинало отставать от рук и стенок кадки. Квашню снова ставили на время в теплое место, а затем еще раз вымешивали. Наконец-то тесто готово! Осталось разделить его на крупные гладкие хлеба и посадить в печь на деревянной лопате. Через некоторое время изба наполнялась ни с чем не сравнимым запахом выпекаемого хлеба.
Как проверить, готов ли каравай?
Хозяйка доставала его из печи и постукивала по днищу. Хорошо пропеченный хлеб звенел, как бубен. Женщину, умевшую печь вкусный хлеб, особенно уважали в семье.
Хранили испеченный хлеб в специальных деревянных хлебницах. В них же его и на стол подавали. Хлебницы эти берегли и даже давали дочерям в приданое.
Пекли в деревне преимущественно черный, ржаной, хлеб. Белый, пшеничный, калач был редким гостем на крестьянском столе, считался лакомством, которое позволяли себе только в праздник. Поэтому, если гостя не удавалось даже «калачом заманить», обида была серьезной.
В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молотые желуди, крапиву, отруби. Слова о горьком привкусе крестьянского хлеба имели при этом прямой смысл.
Из муки выпекали не только хлеб. Русская кухня богата мучными блюдами: пироги, блины, оладьи, пряники всегда подавали на праздничный крестьянский стол.
Блины, пожалуй, самое популярное русское блюдо. Известные еще с языческих времен, они символизировали солнце. В старину блины как ритуальная пища были неотъемлемой частью многих обрядов – от рождения (роженицу кормили блином) до смерти (блинами с кутьей поминали усопшего). И уж, конечно, какая Масленица без блинов. Однако истинно русские блины не те, что печет сегодня из пшеничной муки каждая хозяйка. В старину блины пекли только из муки гречишной.
Были они более рыхлыми, пышными, с кисловатым привкусом.
Ни один крестьянский праздник на Руси не обходился без пирогов. Само слово «пирог» произошло, как считают, от слова «пир» и первоначально означало праздничный хлеб. Пироги до сих пор считаются украшением праздничного стола: «Красна изба углами, а обед – пирогами». Каких только пирогов не пекли хозяйки с давних времен! В ХVII в. было известно не менее 50 их видов:
дрожжевые, пресные, слоеные – из разных видов теста;
подовые, выпеченные на поду печи без масла, и пряженые, испеченные в масле. Пироги пекли разных размеров и формы:
маленькие и большие, круглые и квадратные, вытянутые и треугольные, открытые (расстегаи) и закрытые.
А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком, горохом. Каждый пирог подавался к определенному блюду: пирог с гречневой кашей – к щам из свежей капусты, а пирог с соленой рыбой – к кислым щам. Пирог с морковью – к ухе, а с мясом – к лапше.
Непременным украшением праздничного стола были и пряники. В отличие от пирогов, в них не было начинки, но зато в тесто добавляли мед и пряности – отсюда и их название «пряники». По форме пряники делали фигурными, в виде какого-нибудь зверя, рыбы, птицы. Кстати, Колобок, персонаж известной русской сказки, тоже пряник, только шарообразный. Его название произошло от древнего слова «кола» – круг. На русских свадьбах, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники «разгоняй», прозрачно намекая, что пора и по домам.
«Щи да каша – пища наша»
Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой.
Немного крупы или зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.
В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды помола крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.
Как и без блинов, без каши не обходился ни один обряд. Варили ее на свадьбу, на крестины, на поминки. По обычаю молодых кормили кашей после первой брачной ночи. Этой традиции придерживались даже цари. Свадебный пир на Руси так и назывался – «кашей». Подготовка к этому торжеству была весьма хлопотной, потому и говорили о молодых: «заварили кашу». Если же свадьба расстраивалась, то виноватых осуждали: «с ними каши не сваришь».
Разновидность каши – поминальная кутья, упомянутая еще в «Повести временных лет». В давние времена ее готовили из зерен пшеницы и меда.
Многие старинные крестьянские каши – гречневая, пшенная, овсяная – и по сей день на нашем столе. А вот о полбяной многие знают только из пушкинской сказки о работнике Балде, которого жадный поп кормил полбой. Именно так называлось злаковое растение – что-то среднее между пшеницей и ячменем. Каша из полбы, хотя и питательная, груба на вкус, потому и была пищей бедняков. Пушкин дал своему попу прозвище «толоконный лоб». Толокном называлась овсяная крупа особого приготовления, из которой также варили кашу.
Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.
Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки. «Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит»! В XVI в. можно было отведать «шти капустны», «шти борщовы», «шти репяны».
С тех пор многое изменилось в рационе питания. Неизвестные ранее картофель, помидоры, прочно обосновались на нашем столе. Многие овощи, наоборот, почти исчезли: например, репа. А ведь в древности она была так же привычна, как капуста. Похлебка из репы не сходила с крестьянского стола, а сама она до появления картофеля считалась в России «вторым хлебом». Из репы делали даже квас.
Традиционные русские щи варили из свежей или кислой капусты на мясном бульоне. Весной вместо капусты хозяйка заправляла щи молодой крапивой или щавелем.
Знаменитый французский романист Александр Дюма восхищался русскими щами. Он вернулся из России с их рецептом и включил его в свою кулинарную книгу. Кстати, в Париж можно было захватить из России и сами щи. Русский мемуарист XVIII в. Андрей Болотов рассказывает, как зимой путешественники брали с собой в дальнюю дорогу целую кадку замороженных щей. На почтовых станциях по мере надобности их разогревали и ели. Так что, может быть, не так уж завирал господин Хлестаков, рассказывая про «суп в кастрюльке. прямо из Парижа».
Далеко не всегда крестьянские щи были с мясом. Про такие говорили: «Щи хоть кнутом хлещи». Но наличие мяса в щах определялось не только достатком семьи. Многое значили религиозные традиции. Все дни в году делились на скоромные, когда можно было есть все, и постные – без мяса и молочных продуктов. Постными весь год были среды и пятницы. Кроме того, соблюдались продолжительные, от двух до восьми недель, посты: Великий, Петров, Успенский и др. Всего постных дней в году было около двухсот.
Рассказывая о крестьянской еде, нельзя не вспомнить еще раз о русской печи. Кто хоть раз в жизни попробовал хлеб, кашу или щи, приготовленные в ней, не забудет их удивительный вкус и аромат. Секрет в том, что жар в печи распределяется равномерно, и температура долго сохраняется постоянной. Посуда с пищей не соприкасается с огнем. В округлых пузатых горшках содержимое прогревается со всех сторон, не пригорая.
Любимым напитком на Руси был квас. Но его ценность не ограничивалась только вкусовыми качествами. Квас да кислая капуста были единственными средствами спасения от цинги долгими русскими зимами, когда питание крайне скудно. Еще в древности квасу приписывали лечебные свойства.
У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления разнообразных квасов: медового, грушевого, вишневого, клюквенного, яблочного – всех и не перечислить. Иной добрый квас соперничал с некоторыми «пьяными» напитками – пивом, например. Известный авантюрист XVIII в. Казанова, объездивший полсвета, побывал в России и с восторгом отзывался о вкусовых качествах кваса.
«Ешь щи с мясом, а нет, – так хлеб с квасом», – советовала русская поговорка. Квас был доступен любому. На его основе готовили многие блюда – окрошку,
тюрю). Ботвинья, например, хорошо известная во времена Пушкина, сегодня почти забыта. Ее делали из кваса и отварной ботвы некоторых растений – свеклы, например, отсюда и название – «ботвинья».
Тюря считалась пищей бедных – кусочки хлеба в квасе были порой их основной едой.
Кисель такой же древний напиток, как квас.
В «Повести временных лет» о киселе есть интересная запись. В 997 г. печенеги осадили Белгород. Осада затянулась, и в городе начался голод. Осажденные уже готовы были сдаться на милость врагу, но один мудрый старец надоумил их, как спастись. Горожане по горсти собрали весь оставшийся у них овес, пшеницу, отруби. Сделали из них болтушку, из которой кисель варят, налили ее в кадку и поставили в колодец. В другой колодец поместили кадку с медом. Печенежских послов пригласили на переговоры и угостили киселем и медом из колодцев. Поняли тогда печенеги, что бессмысленно продолжать осаду, и сняли ее.
Распространенным напитком на Руси было и пиво.
Подробный рецепт его приготовления можно найти, например, в «Домострое». На рубеже XVI–XVII вв. пиво даже входило в состав феодальных поборов.
Обычаи крестьянского стола
Трудно сказать точно, сколько раз в день ели крестьяне в XVI или XVII в. В «Домострое» говорится о двух обязательных трапезах – обеде и ужине. Завтракали не всегда: в народе считалось, что дневную пищу надо сначала заработать. Во всяком случае, общего для всех членов семьи завтрака не было. Вставали в разное время и сразу же принимались за работу, возможно, перехватив что-то из остатков вчерашней пищи. Вся семья собиралась за обеденным столом в полдень.
Цену куску хлеба крестьянин знал с детства, поэтому к еде относился свято. Трапеза в крестьянской семье напоминала священнодействие. Первым садился за стол, в красный угол под образами, отец – глава семейства. Строго установленные места в зависимости от возраста и пола были и у других членов семьи.
Перед едой обязательно мыли руки, а трапезу начинали с краткой благодарственной молитвы, которую произносил хозяин дома. Перед каждым еда-ком на столе лежала ложка и кусок хлеба, в чем-то заменявший тарелку. Пищу подавала хозяйка – мать семейства или невестка. В большой семье хозяйке некогда было присесть к столу во время обеда, и ела она одна, когда все были накормлены. Существовало даже поверье, что если стряпуха стоит у печи голодной, обед будет вкуснее.
Жидкую пищу из большой деревянной миски, одной на всех, каждый черпал своей ложкой. Хозяин дома зорко следил за, соблюдением правила поведения за столом. Есть полагалось не спеша, не обгоняя друг друга. Нельзя было есть «вприхлебку», т. е. зачерпывать похлебку дважды, не откусив хлеба. Гущу, куски мяса и сала на дне миски делили после того, как была съедена жижа, причем право выбрать первый кусок принадлежало главе семьи. Брать ложкой сразу два куска мяса не полагалось.
Если кто-то из членов семьи по рассеянности или намеренно нарушал эти правила, то в наказание немедленно получал по лбу хозяйской ложкой. Кроме того, за столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать ложкой по посуде, бросать остатки пищи на пол, вставать, не закончив еды.
Не всегда семья собиралась обедать в доме. В страдную пору ели прямо в поле,
чтобы не терять дорогого времени.
На праздники в деревнях нередко устраивали «братчины» – пиры вскладчину.
Выбирали организатора братчины – старосту. Он собирал с участников пиршества их долю, а иногда выполнял и роль тамады за столом. Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай: собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или медом – братину. Каждый отпивал по глотку и передавал соседу. Собравшиеся веселились: пели, плясали, устраивали игры.
Гостеприимство всегда было характерной чертой русских. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. Гостя полагалось напоить и накормить досыта. «Все, что в печи, на стол мечи», – учит русская пословица. Обычай диктовал чуть ли не насильно кормить и поить гостя, даже если он был уже сыт. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть.
Ели досыта крестьяне только по праздникам. Низкая урожайность, частые недороды, тяжелые феодальные повинности вынуждали отказывать себе в самом необходимом – в питании. Может быть, этим объясняется национальная черта русских – любовь к пышному застолью,
которая всегда удивляла иностранцев.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник